Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми "Береза - как символ России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Представлена технологическая карта занятия по познавательному развитию "Береза - как символ России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich.karta_bereza.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»
664528, Иркутская область, Иркутский р-он, р.п. Маркова,
ул. Изумрудная, 8, тел.8(3952)488174
Технологическая карта
занятия
«Береза как символ России»
Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности
Воспитатель:
Чауш Екатерина Александровна
Тема: «Береза как символ России»
ФИО педагога: Чауш Екатерина Александровна
Дата проведения: 10.04.2024 г.
Возрастная группа: старшая
Цель: расширение и обогащение представлений о настоящем и прошлом России через ознакомление с символом – березой в познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания о березе как символе России, ее свойствах
- Закрепить умение делать умозаключения при проведении опытов;
- Осмысливать важность толерантного отношения к символике России.
Форма совместной деятельности: совместная партнерская деятельность (занятие)
Форма организации: коллективная.
Культурно-смысловой контекст: дети обогатятся знаниями о березе, ее свойствах, смогут поделиться знаниями с близкими и друзьями.
Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.
Материал и оборудование: проектор, компьютер, картинка березы, бумажные листочки березы, посылка, коробка с предметами из березы, фартуки для опытов, очки, оснащение для непосредственного проведения опытов.
Предварительная работа:
- Беседы на тему: «Символы России»
- Рассматривание деревьев березы;
- Рассматривание тематических картинок и иллюстраций.
Словарная работа: чечевички, бетулин,
Этапы | Содержание деятельности | Действия педагога в совместной деятельности с детьми | Действия детей в совместной деятельности с педагогом | Планируемый результат |
I этап – Организационный Введение в ситуацию | Ребята, доброе утро! Ребята, сегодня я зашла в группу и увидела коробку, на ней было написано, что это посылка Почта России, адрес детского сада, группа Радуга. Правильно ли нам доставили посылку? Ребята, а почему на посылке есть логотип почта России, изображение двуглавого орла, как вы думаете? (ответы детей) Да, действительно, мы живем в России и это наша Родина! А скажите, какие символы России вы знаете? (матрешка, березка, самовар и т.д.) Давайте, все-таки посмотрим, что же лежит в нашей посылке (лежит коробка с березовой корой, предметами из бересты, березовый пенек, веник и т.д. и лежит флешка с видеообращением детей группы Васильки о том, чтобы дети пришли к ним в группу и рассказали о березке – как символе России. | Воспитатель способствует тому, чтобы дети самостоятельно ответили на вопросы. Обращает внимание детей на предметы из посылки. Воспитатель задает наводящие вопросы, стимулирует ответы детей. | Ребята рассматривают предметы проводят анализ, отвечают на вопросы, сосредотачивают внимание на проблемной ситуации. Делятся тем, что лежит в посылке, делают выводы, отвечают на вопросы. | Умеют сосредоточить внимание на проблеме. Отвечают на вопросы воспитателя полным ответом. Умеют рассуждать, делать аналитические выводы, слушать позицию каждого. |
Постановка проблемы и мотивация детей | Ребята, посмотрите на предметы, которые изготовлены из березы, может кто- то знает еще где используется береза в быту и жизни людей? (ответы детей) Нам выпала возможность узнать новое и поделиться своими знаниями о березе, рассказать об этом своим друзьям и родителям. Ребята, вы готовы? (ответы детей). Я желаю вам интересно и с пользой провести время. | Воспитатель побуждает детей к решению проблемной ситуации, мотивирует на положительный настрой | Дети рассуждают, готовятся к решению проблемы. | Дети умеют слышать проблему, принимать ее. |
II - Основной | Ребята, сейчас я прочту для вас стихотворение о березе. Его написал поэт Всеволод Рождественский Берёзка Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Берёзка зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Наряд ее легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И столько задумчивых песен Поется в народе о ней! Он делит с ней радость и слезы, И так уж она хороша, Что кажется – в шуме берёзы Есть русская наша душа. Ребята, о чем я прочитала в стихотворении? Какая наша березка? Давайте, мы украсим листочками нашу березку. Кто расскажет какая березка в стихотворении, берет листочек и прикрепляет его на веточки. Ребята, вот мы и украсили нашу березку, теперь на ней есть листочки. Скажите, а как называется кора березы? (береста), мы с вами уже смотрели изделия из бересты, но я хочу, чтобы вы поближе познакомились с корой березы, провели опыты. Приглашаю вас в нашу мини – лабораторию, где мы сможем провести опыты с берестой и узнать что-то новое, рассказать об этом нашим родителям и друзьям. Предлагаю немного отдохнуть. Динамическая пауза «Березка» Руки подняли и покачали Это – березы в лесу, Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Руки согнули назад. | Воспитатель готовит дерево и листочки для дерева, читает стихотворение. Воспитатель помогает наводящими вопросами определить, о чем говорилось в стихотворении, стимулирует суждения и высказывания детей, помогает детям, которые затрудняются Воспитатель активизирует детей на динамическую паузу Показывает движения, озвучивает слова. | Дети слушают стихотворение, проводят анализ прочитанного, вычленяют фразы из стихотворения, прикрепляют листочки на дерево. Дети учатся выбирать, высказывают свои суждения полными ответами, помогают товарищам, у которых возникли сложности в выборе. Дети слушают объяснения воспитателя, выполняют задание, подкрепляя свои действия суждениями. Дети выполняют движения по примеру воспитателя, а затем самостоятельно. | Дети способны назвать характерные признаки березы из стихотворения, провести анализ прочитанного. Дети способны слушать собеседника, проявляют толерантное отношение к друг другу. Дети способны выполнять движения самостоятельно. |
Открытие детьми нового знания | Ребята, давайте вспомним, какие правила при проведении опытов вы помните: Правила техники безопасности при проведении опытов: 1. Перед опытом надень фартук. 2. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя. 3. Не брызгайся водой, она может попасть в глаза и дыхательные пути. 4. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза. 5. Ничего не бери в рот. 6. Не пей воду, она не предназначена для питья. 7. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить. 8. Содержи свое рабочее место в чистоте. 9. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем. И так, приступим к опытам: А сейчас, давайте пройдём и рассмотрим кору берёзы. А вы знаете, как она называется? (береста) Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (березовая кора шероховатая). А мы можем её порвать? А порезать ножницами? Попробуйте. Получилось? Потрите пальчиком её. Что с ним произошло? (стал белым). Как вы думаете, почему? Кора пропитана особым белым цветом-бетулином. У других деревьев такой краски нет, вот поэтому ваши пальцы окрасились в белый цвет. А теперь возьмите лупу и внимательно рассмотрите бересту. Что вы можете сказать? (она состоит из отдельных слоёв, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами) По количеству слоёв бересты определяют возраст деревьев. Как вы думаете, у вас береста с какого по возрасту дерева? (старое или молодое). Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки) Подумайте, как называются эти чёрточки? Они называются чечевички. А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит). А теперь давайте, поместим бересту в воду (она не тонет, не пропускает влагу). Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится. | Воспитатель рассказывает о правилах техники безопасности. Показывает алгоритм опыта, помогает детям, которые затрудняются. | Сосредоточенно слушают правила техники безопасности, дополняют, высказывают свои суждения. Дети выполняют опыты по алгоритму, делают умозаключения, собственные выводы. | Ознакомлены с новым материалом, могут рассказать по наглядному материалу. Правильно называют свойства бересты. Формулируют свои выводы, суждения, умеют проводить опыты. |
Самостоятельная деятельность детей | Словесная игра «Передай сердечко и скажи словечко». Дети говорят пожелания русской березке и передают игрушку – сердечко. Я желаю, чтобы русская березка была всегда красивая Я желаю, чтобы березка всегда радовала людей. Я желаю, чтобы люди гордились березками, ухаживали за ними. | Воспитатель побуждает детей к рассуждению, приводит пример, если детям сложно сформулировать мысль. | Дети проявляют умение формулировать свое высказывание. | Умеют формулировать свои мысли, рассуждают, не перебивают одногруппников. |
Включение в систему представлений и повторение | Ребята, вот наше познавательное занятие закончилось. Сейчас мы с вами вместе проанализируем и узнаем, что запомнилось. Какая наша березка? (ответы детей). Какие свойства есть у коры березы? Какие изделия из бересты изготавливают? Чем полезна береза? (ответы детей) | Воспитатель задает вопросы по итогу занятия, стимулирует полные ответы детей. | Дети активно отвечают на вопросы, помогают друг другу, не перебивают товарищей. | Умеют отвечать на поставленные вопросы, рассуждают, проводят мыслительные операции |
III этап – Заключительный Рефлексивный компонент | -Ну что, ребята, вы большие молодцы. - О чем мы сегодня с вами разговаривали? - Какая работа вам понравилась больше всего? - Что нового вы сегодня узнали? Я хочу каждому из вас вручить березовый листочек для позитивного настроения. | Воспитатель подводит рефлексивный итог мероприятия | Дети рассуждают, анализируют, высказывают собственное мнение. | Умеют передавать изученное, высказываться, делать вывод об интересных моментах мероприятия, понравившихся им. |
Открытость | Молодцы, сегодня мы смогли активно позаниматься. Кому вы можете рассказывать о березке? (друзьям, родителям, родственникам). Обязательно, вместе сходим к детям из группы Васильки, чтобы рассказать им о березке как символе России. | Воспитатель предлагает детям рассказывать о своих знаниях, побуждает, хвалит. | Дети активно преподносят информацию | Дети инициативны в своих действиях, умеют преподнести информацию другим. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательному развитию "Новогодний подарок"
Обобщение и систаматизация представлений о временах года через оформление страниц календаря в подготовительной к школе группе с применением метода классификации по методике Н.А. Коротковой...
Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы. квест-игра "В поисках потерянной книги"
Тема: В поисках потерянной книгиВозростная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа)Вид детской деятельности: игровая, позновательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.Тип о...
Технологическая карта педагогического мероприятия
Тема: "Зайчику помоги – сказку расскажи". Средняя группа....
Технологическая карта педагогического мероприятия
quot;Путешествие в зимний лес" для детей среднего дошкольного возраста...
Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по конструированию «Верный друг»
Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы «Верный друг» по конструированию с использованием техники оригами...
Технологическая карта педагогического мероприятия "Зимнее дерево"(правополушарная техника рисования)
МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида Технологическая карта педагогического мероприятияВоспитатель 1 КК Улевич Е.В. ОбластьХудожественно-эстетическое развитиеВозрастная группа6-7 ле...
Технологическая карта педагогического мероприятия, Рисование сувениров с элементами хохломской росписи.
Технологическая карта открытого занятия по рисованию,для подготовительной группы....