Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми "Береза - как символ России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чауш Екатерина Александровна

Представлена технологическая карта занятия по познавательному развитию "Береза - как символ России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_bereza.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования  «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

664528, Иркутская область, Иркутский р-он, р.п. Маркова,

ул. Изумрудная, 8, тел.8(3952)488174

Технологическая карта

занятия

«Береза как символ России»

Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности

                   Воспитатель:

Чауш Екатерина Александровна

Тема: «Береза как символ России»

ФИО педагога: Чауш Екатерина Александровна

Дата проведения: 10.04.2024 г.

Возрастная группа: старшая

Цель: расширение и обогащение представлений о настоящем и прошлом России через ознакомление с символом – березой в познавательно – исследовательской  деятельности.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания о березе как символе России, ее свойствах
  2. Закрепить умение делать умозаключения при проведении опытов;
  3. Осмысливать важность толерантного отношения к символике России.

Форма совместной деятельности: совместная партнерская деятельность (занятие)

Форма организации: коллективная.

Культурно-смысловой контекст: дети обогатятся знаниями о березе, ее свойствах, смогут поделиться знаниями с близкими и друзьями.

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.

Материал и оборудование: проектор, компьютер, картинка березы, бумажные листочки березы, посылка, коробка с предметами из березы, фартуки для опытов, очки, оснащение для непосредственного проведения опытов.

Предварительная работа:

  1. Беседы на тему: «Символы России»
  2. Рассматривание деревьев березы;
  3. Рассматривание тематических картинок и иллюстраций.

Словарная работа: чечевички, бетулин,

Этапы

Содержание деятельности

Действия педагога в совместной деятельности с детьми

Действия детей в совместной деятельности с педагогом

Планируемый результат

I этап – Организационный

Введение в ситуацию

Ребята, доброе утро! Ребята, сегодня я зашла в группу и увидела коробку, на ней было написано, что это посылка Почта России, адрес детского сада, группа Радуга.

Правильно ли нам доставили посылку?

Ребята, а почему на посылке есть логотип почта России, изображение двуглавого орла, как вы думаете? (ответы детей)

Да, действительно, мы живем в России и это наша Родина!

А скажите, какие символы России вы знаете? (матрешка, березка, самовар и т.д.)

Давайте, все-таки посмотрим, что же лежит в нашей посылке (лежит коробка с березовой корой, предметами из бересты, березовый пенек, веник и т.д. и лежит флешка с видеообращением детей группы Васильки о том, чтобы дети пришли к ним в группу и рассказали о березке – как символе России.

Воспитатель способствует тому, чтобы дети самостоятельно ответили на вопросы. Обращает внимание детей на предметы из посылки.

Воспитатель задает наводящие вопросы, стимулирует ответы детей.

Ребята рассматривают предметы проводят анализ, отвечают на вопросы, сосредотачивают внимание на проблемной ситуации.

Делятся тем, что лежит в посылке, делают выводы, отвечают на вопросы.

Умеют сосредоточить внимание на проблеме.

Отвечают на вопросы воспитателя полным ответом.

Умеют рассуждать, делать аналитические выводы, слушать позицию каждого.

Постановка проблемы и мотивация детей

Ребята, посмотрите на предметы, которые изготовлены из березы, может кто- то знает еще где используется береза в быту и жизни людей? (ответы детей)

Нам выпала возможность узнать новое и поделиться своими знаниями о березе, рассказать об этом своим друзьям и родителям.

Ребята, вы готовы? (ответы детей). Я желаю вам интересно и с пользой провести время.

Воспитатель побуждает детей к решению проблемной ситуации, мотивирует на положительный настрой

Дети рассуждают, готовятся к решению проблемы.

Дети умеют слышать проблему, принимать ее.

II - Основной

Ребята, сейчас я прочту для вас стихотворение о березе. Его написал поэт Всеволод Рождественский

Берёзка

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме берёзы

Есть русская наша душа.

Ребята, о чем я прочитала в стихотворении?

Какая наша березка?

Давайте, мы украсим листочками нашу березку.

Кто расскажет какая березка в стихотворении, берет листочек и прикрепляет его на веточки.

Ребята, вот мы и украсили нашу березку, теперь на ней есть листочки.

Скажите, а как называется кора березы? (береста),  мы с вами уже смотрели изделия из бересты, но я хочу, чтобы вы поближе познакомились с корой березы, провели опыты.

Приглашаю вас в нашу мини – лабораторию, где мы сможем провести опыты с берестой и узнать что-то новое, рассказать об этом нашим родителям и друзьям.

Предлагаю немного отдохнуть. Динамическая пауза «Березка»

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Воспитатель готовит дерево и листочки для дерева, читает стихотворение.

Воспитатель помогает наводящими вопросами определить, о чем говорилось в стихотворении, стимулирует суждения и высказывания детей, помогает детям, которые затрудняются

Воспитатель активизирует детей на динамическую паузу

Показывает движения, озвучивает слова.

Дети слушают стихотворение, проводят анализ прочитанного, вычленяют фразы из стихотворения, прикрепляют листочки на дерево.

Дети учатся выбирать, высказывают свои суждения  полными ответами, помогают товарищам, у которых возникли сложности в выборе.

Дети слушают объяснения воспитателя, выполняют задание, подкрепляя свои действия суждениями.

Дети выполняют движения по примеру воспитателя, а затем самостоятельно.

Дети способны назвать характерные признаки березы из стихотворения, провести анализ прочитанного.

Дети способны слушать собеседника, проявляют толерантное отношение к друг другу.

Дети способны выполнять движения самостоятельно.

Открытие детьми нового знания

Ребята, давайте вспомним, какие правила при проведении опытов вы помните:

Правила техники безопасности при проведении опытов:

1.  Перед опытом надень фартук.

2.  Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.

3.  Не брызгайся водой, она может попасть в глаза и дыхательные пути.

4.  Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

5.  Ничего не бери в рот.

6.  Не пей воду, она не предназначена для питья.

7.  Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

8.  Содержи свое рабочее место в чистоте.

9.  По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.

И так, приступим к опытам:

А сейчас, давайте пройдём и рассмотрим кору берёзы. А вы знаете, как она называется? (береста) Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (березовая кора шероховатая). А мы можем её порвать? А порезать ножницами? Попробуйте. Получилось? Потрите пальчиком её. Что с ним произошло? (стал белым). Как вы думаете, почему? Кора пропитана особым белым цветом-бетулином. У других деревьев такой краски нет, вот поэтому ваши пальцы окрасились в белый цвет.

А теперь возьмите лупу и внимательно рассмотрите бересту. Что вы можете сказать? (она состоит из отдельных слоёв, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами) По количеству слоёв бересты определяют возраст деревьев. Как вы думаете, у вас береста с какого по возрасту дерева? (старое или молодое). Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки) Подумайте, как называются эти чёрточки? Они называются чечевички. А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит).

А теперь давайте, поместим бересту в воду (она не тонет, не пропускает влагу). Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится.

Воспитатель рассказывает о правилах техники безопасности.

Показывает алгоритм опыта, помогает детям, которые затрудняются.

Сосредоточенно слушают правила техники безопасности, дополняют, высказывают свои суждения.

Дети выполняют опыты по алгоритму, делают умозаключения, собственные выводы.

Ознакомлены с новым материалом, могут рассказать по наглядному материалу.

Правильно называют свойства бересты.

Формулируют свои выводы, суждения, умеют проводить опыты.

Самостоятельная деятельность детей

Словесная игра «Передай сердечко и скажи словечко».

Дети говорят пожелания русской березке и передают игрушку – сердечко.

Я желаю, чтобы русская березка была всегда красивая

Я желаю, чтобы березка всегда радовала людей.

Я желаю, чтобы люди гордились березками, ухаживали за ними.

Воспитатель побуждает детей к рассуждению, приводит пример, если детям сложно сформулировать мысль.

Дети проявляют умение формулировать свое высказывание.

Умеют формулировать свои мысли, рассуждают, не перебивают одногруппников.

Включение в систему представлений и повторение

Ребята, вот наше познавательное занятие закончилось.

Сейчас мы с вами вместе проанализируем и узнаем, что запомнилось.

Какая наша березка? (ответы детей).

Какие свойства есть у коры березы?

Какие изделия из бересты изготавливают?

Чем полезна береза? (ответы детей)

Воспитатель задает вопросы по итогу занятия, стимулирует полные ответы детей.

Дети активно отвечают на вопросы, помогают друг другу, не перебивают товарищей.

Умеют отвечать на поставленные вопросы, рассуждают, проводят мыслительные операции

III этап – Заключительный

Рефлексивный компонент

-Ну что, ребята, вы большие молодцы.

- О чем мы сегодня с вами разговаривали?

- Какая работа вам понравилась больше всего?

- Что нового вы сегодня узнали?

Я хочу каждому из вас вручить березовый листочек для позитивного настроения.

Воспитатель подводит рефлексивный итог мероприятия

Дети рассуждают, анализируют, высказывают собственное мнение.

Умеют передавать изученное, высказываться, делать вывод об интересных моментах мероприятия, понравившихся им.

Открытость

Молодцы, сегодня мы смогли активно позаниматься. Кому вы можете рассказывать о березке? (друзьям,  родителям, родственникам). Обязательно, вместе сходим к детям из группы Васильки, чтобы рассказать им о березке как символе России.

Воспитатель предлагает детям рассказывать о своих знаниях, побуждает, хвалит.

Дети активно преподносят информацию

Дети инициативны в своих действиях, умеют преподнести информацию другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательному развитию "Новогодний подарок"

Обобщение и систаматизация представлений о временах года через оформление страниц календаря в подготовительной к школе группе с применением метода классификации по методике Н.А. Коротковой...

Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы. квест-игра "В поисках потерянной книги"

Тема: В поисках потерянной книгиВозростная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа)Вид детской деятельности: игровая, позновательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.Тип о...

Технологическая карта педагогического мероприятия

Тема: "Зайчику помоги – сказку расскажи". Средняя группа....

Технологическая карта педагогического мероприятия

quot;Путешествие в зимний лес" для детей среднего дошкольного возраста...

Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по конструированию «Верный друг»

Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы «Верный друг» по конструированию с использованием техники оригами...

Технологическая карта педагогического мероприятия "Зимнее дерево"(правополушарная техника рисования)

МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида Технологическая карта педагогического мероприятияВоспитатель 1 КК Улевич Е.В. ОбластьХудожественно-эстетическое развитиеВозрастная группа6-7 ле...

Технологическая карта педагогического мероприятия, Рисование сувениров с элементами хохломской росписи.

Технологическая карта открытого занятия по рисованию,для подготовительной группы....