Конспект НОД по познавательной деятельности "Арбуз"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Познакомить детей с историей арбуза; расширить и углубить знания детей об арбузе; кругозор, обогатить словарный запас у детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_arbuz.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Православный детский сад №4» Централизованной религиозной организации «Смоленская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательной деятельности
«Арбуз»
для детей подготовительной группы
Воспитатель:
Кондрико Олеся Николаевна
Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.познакомить детей с историей арбуза;
2.расширить и углубить знания детей об арбузе;
3.расширить кругозор, обогатить словарный запас у детей;
4.развивать навыки исследовательского характера;
5.воспитывать любознательность, интерес детей к творениям Господа
Оборудование: проектор, электронная презентация, микроскопы 5шт, лупы, одноразовые тарелки, прозрачные одноразовые стаканы, деревянные шпажки (на каждого ребёнка), графин с теплой водой 2, таз большого размера, скатерти.
Раздаточный материал: набор столовых приборов (вилка, нож) 16, тарелки, салфетницы с бумажными салфетками, розетки 16 (на каждого ребёнка)
Предшествующая работа воспитателя: Беседы, НОД, рассматривание плакатов, иллюстраций ,чтение художественной литературы по теме: грибы, ягоды, овощи, труд людей осенью
Ход занятия
1 Предварительная беседа с детьми:
В: Какое сейчас время года?
Д: (Осень)
В: А чем же богата осень?
Д: Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов, ягод, грибов
В: Назовите: какие фрукты люди собирают?
Д: яблоки, груши…
В: какие овощи люди собирают?
Д: помидоры, огурцы, картофель, свеклу…..
В: какие грибы люди собирают?
Д: подосиновики, подберезовики, боровики….
В. Отгадайте загадку:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
Д:(Арбуз)
Воспитатель вносит арбуз
В: Дети,что такое арбуз
Д: Арбуз- большая ягода
В: Чем арбуз отличается от других ягод
Дети пробуют самостоятельно поднять арбуз ,но без помощи воспитателя у них не получается
Д: Арбуз тяжелый
В: Чем еще арбуз отличается от остальных ягод
Дети стараются надавить ладонями на арбуз
Д: Снаружи арбуз покрыт плотной кожурой
В: Какого цвета кожура у арбуза
Д: Кожура зеленого цвета с полосками светло зеленого цвета
В: Если есть полоски на кожуре арбуза,как его можно назвать?
Д: Полосатый
В: А чем еще арбуз отличается?
Д:Размером,он большой
В: Дети ,а давайте узнаем что же внутри арбуза ?Как нам это сделать?
Д: Разрезать арбуз
Прежде чем разрезать арбуз, что нужно сделать?
Д: Вымыть арбуз
В: А как же нам его вымыть?
Д: в раковине
Дети с воспитателем отправляются к раковине, пробуют его туда поместить и у них не получается из-за большого размера арбуза
В: Что же делать, как нам вымыть арбуз?
Дети находят таз большого размера, воспитатель помещает туда арбуз
В: а как же нам в таз набрать воды?
Дети находят различные ёмкости, в которых можно принести воды и совместно с воспитателем моют арбуз.
Воспитатель приглашает детей присесть за столы .разрезает арбуз
В: Дети ,что внутри арбуза
Д: Мякоть и косточки
В: Косточки арбуза называются правильно семена
В: Дети как я разрезала арбуз?
Д: Вы разрезали арбуз на две половинки
В: а как сказать одним словом?
Д: Пополам
В А как половинку арбуза еще можно назвать
Д одна вторая?
Воспитатель каждую половинку еще разрезает пополам
В: Дети, а как каждую часть арбуза можно назвать?
Д: Одна четвертая
В Верно
В:Дети,а какой арбуз на вкус? Давайте попробуем
Воспитатель нарезает арбуз на дольки и раздает каждому ребенку на тарелку.
В: Дети арбуз едят при помощи ножа и вилки. Сначала кончиком ножа кусочки освобождают его от семечек, затем отрезают небольшой кусочек и съедают его.
Дети лакомятся арбузом
В: Какой арбуз на вкус?
Д: Сладкий ,сочный
Дети с помощником воспитателя после трапезы убирают со стола.
В: Где появились первые арбузы?(слайд 1)
Родина арбуза – Южная Африка, пустыня Калахари и Набиб. Арбуз с крупными и сладкими плодами, который мы так любим, произошел от дикого африканского арбуза, Дикий арбуз часто называют «господином пустыни». Плоды у дикого арбуза мелкие, безвкусные или горьковатые.(слайд 2)
Животные в Африке любят арбузы (слайд 3,4).
Дикие арбузы служат пищей для животных. Их любят слоны, бегемоты. Вода в пустыне, особенно в самое жаркое время, — большая редкость. В пору созревания арбузов животные спешат полакомиться сочными плодами. Они раскалывают арбузы и с наслаждением поедают их содержимое. При этом семена падают на землю, поливаются соком и вскоре прорастают. Дикий арбуз имеет размер небольшого мяча . На одном стебле может вырасти до 30 плодов, они очень крепко сидят на своем месте, даже сильный ветер не может их откатить.
В: Дети где растут арбузы?
Д: Где тепло
Арбузы растут в 96 странах. Выращивают арбуз в районах с сухим и жарким климатом.
Самые вкусные и сочные арбузы в нашей стране растут в южных районах, в Астраханской, Волгоградской, Ростовской области и Краснодарском крае
Как растут арбузы?
Арбуз – однолетнее травянистое растение семейства тыквенных. Плод арбуза – крупная ягода.
Арбузное поле – бахча (слайд 5).
Цветет арбуз маленькими желтыми цветочками (слайд 6).
Пчелы и другие насекомые опыляют цветки арбуза (слайд 7).
Вскоре образуется маленький плод арбуза(слайд 8).
Сорта арбуза (слайд 9,10,11,!2).
Форма, величина, окраска арбуза зависят от сорта.
Всего существует больше 300 сортов арбузов. Арбузы бывают светлыми и темными, с полосками и без них, но чаще всего встречаются полосатые.
Величина арбуза (слайд13 ).
По величине различают маленькие, средние и большие арбузы.
Как назвать маленький арбуз? (арбузик)
Как назвать большой арбуз? (арбузище)
Покажите руками арбузик, арбуз, арбузище.
Посмотрите, а наш арбуз какой? (большой, огромный)
Как мы назовем наш арбуз?
Д: арбузище
Самый большой арбуз в мире (слайд 14) вырастила семья из Арканзаса, США. Они вырастили арбуз весом целых 122 кг.
В Китае вырастили самый маленький арбуз(слайд 15). Он размером с черешню.
Форма арбуза (слайд16 ).
Сейчас выращивают арбузы самой причудливой формы: пирамидка, человечек, сердечко. В Японии вырастили кубический арбуз.
Мякоть арбуза (слайд 17).
Мякоть у арбуза обычно красного или ярко– красного цвета. На вкус сочная, сладкая, хрустящая. Бывают арбузы с мякотью розового и желтого цвета.
Какого цвета мякоть у нашего арбуза?
Д: ярко-красная
В: Какого она вкуса?
Д: сладкая
В: Мякоть арбуза сладкая, потому что в клетках арбуза находятся сахаристые вещества.
Арбузные семена (слайд 18).
Арбузные семена тоже бывают разных цветов — черные, коричневые, красные, а то и белые. Окраска семян однотонная или пестрая. По величине они бывают крупными, средними и мелкими.
Какие семена у нашего арбуза?
Д:мелкие, коричневого цвета
Клетки кожицы .
Арбуз состоит из клеток. Клетки – это «кирпичики», из которых состоит любой плод.
Клетки кожицы можно рассмотреть под микроскопом. В клетках видны зеленые зерна хлорофилла. Хлорофилл придает коре арбуза зеленый цвет.
Давайте рассмотрим клетки кожицы под микроскопом.
Клетки мякоти
Клетки мякоти арбуза можно рассмотреть в лупу. Клетки мякоти имеют форму овального мешочка.
Давайте рассмотрим клетки мякоти в лупу.
Арбузы могут быть опасны
Арбузы, которые продают в начале лета, могут быть опасны. Иногда, чтобы арбуз быстрее созрел, применяют много удобрений. От избытка удобрений внутри арбуза образуются нитраты. Если человек съест арбуз с большим содержанием нитратов, то может отравиться. Арбузы лучше покупать в конце лета.
Проверить, сколько нитратов в арбузе, можно с помощью прибора, который называется нитрометр (слайд 19).
Пробу на нитраты можно сделать и в домашних условиях. Для этого надо налить в стакан кипяченую воду и положить кусочек мякоти арбуза. Если вода останется прозрачной или немного помутнеет, то нитратов нет. Если вода окрасится в розовый или красный цвет, то в арбузе есть нитраты.
Сделаем пробу на нитраты.
Дети наливают воду в стаканчики и опускают кусочки арбуза
Что произошло с водой?
Д: она помутнела
В:Есть ли в нашем арбузе нитраты?
Д: нет
В: Мякоть арбуза содержит 90% воды, небольшое количество белков, углеводов, витамин С.
Арбузные лакомства (слайды 20,21,22).
Арбузы едят в свежем виде. Мякоть арбуза хорошо утоляет жажду.
В кулинарии с арбузами чего только не делают: их маринуют, солят, консервируют. Из корок арбуза готовят вкусное варенье и цукаты.
Готовят арбузный «мед». Он называется нардек. Из арбуза делают сок, а также оригинальный лед для напитков.
Арбуз добавляют в десерты и фруктовые салаты.
Делают мармелад и конфеты, торты. Из семян получают столовое масло.
Арбуз полезен для людей любого возраста. Его лечебные свойства широко применяют в медицине.
Из арбуза делают красивые украшения для стола.
Итог занятия
Сегодня мы говорили о самой большой ягоде. Что мы узнали нового?
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
- Арбуз – это большая... (ягода).
- Внутри арбуза находятся... (семена).
- Арбузом можно отравиться, если в нем много... (нитратов).
- Родина арбуза... (Южная Африка).
- Даже нос и щеки,
Все в арбузном... (соке). - Кора и мякоть арбуза состоят из ... (клеток).
- Арбузное поле называется... (бахча).
– Наше занятие подошло к концу.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....