конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дурнева Наталья Михайловна

в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении

детский сад общеразвивающего вида №42 «Малинка»

«Познавательное развитие»

(развитие познавательно-исследовательской деятельности)

Тема: «Свойства воды, льда и пара»

                                           

Подготовила воспитатель группы:

        Дурнева Н.М.

       

Старый Оскол 2015г.

Программное содержание: формировать представление об агрегатных состояниях воды. Уточнить знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

Оборудование: тарелочки с льдом, салфетки, металлические пуговицы, матрешки, баночки с водой, белые листы бумаги, символы льда, воды и  пара, 2 мольберта.  

Методические указания

(Дети рассаживаются за столики.)

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поиграем в школу, когда вы все подрастете, то пойдете в школу. А в школе нужно вести себя совсем иначе, чем в детском саду: вы должны сидеть каждый за своим столом и не мешать друг другу, внимательно слушать. Что говорит учитель и выполнять все его указания. Сейчас вы будете учиться как настоящие школьники. (звенит в звонок)

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о свойствах воды, льда и пара. Посмотрите что лежит у вас на столах? Обратите внимание на символы и вспомните, что они обозначают? Я называю слово, а вы показываете картинку, к которой оно подходит. Лед. Вода. Пар.

(Дети показывают соответствующие символы)

Воспитатель: возьмите льдинки в руки, погрейте их.

(Дети берут лед в руки.)

Воспитатель: что можно сказать про лед? Какой он?

Дети: он очень холодный, мокрый, твердый, гладкий, скользкий, он тает.

Воспитатель: а когда лед тает, что остается на ладонях и тарелочке?

Воспитатель: почему лед тает?

Дети: теплые руки.

Воспитатель: бросьте лед в банку с водой. Что вы видите?

Дети: он плавает

Воспитатель: посмотрите на мой лед. Какого он цвета?

Дети: он белый.

Воспитатель: такой же белый, как эта бумага? (воспитатель показывает листок бумаги)

Дети: нет, лед прозрачный.

Воспитатель: давайте убедимся в том, что лед прозрачный. Вот две матрешки, одну я спрячу за кусок льда, а другую за лист бумаги. (воспитатель прячет)

(Дети делают вывод, что лед прозрачный, а не белый.)

Воспитатель: возьму я сейчас молоточек и постучу по льду. Какой он?

Дети: твердый.

(Воспитатель стучит сильнее – лед раскалывается.)

Воспитатель: что произошло?

Дети: лед разбился.

Воспитатель: почему?

Дети: он хрупкий.

Воспитатель: а сейчас давайте заглянем в свои баночки. Куда делся лед?

Дети: лед растаял, его совсем нет. Это же была замерзшая вода.

Воспитатель: в моей баночке ручеек. Послушайте как он поет.

(Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной банки в другую.)

Воспитатель: что делает вода?

Дети: переливается, журчит, льется, шумит, разговаривает.

Воспитатель: какого цвета вода?

Дети: прозрачная

Воспитатель: как проверить?

Дети: бросить туда что нибудь.

Воспитатель: у меня есть пуговицы. Можно их бросить в банку?

Дети: да

(Воспитатель бросает пуговицы в банку с водой.)

Воспитатель: что произошло?

Дети: их хорошо видно. Вода прозрачная

Воспитатель: вода чистая, прозрачная, а можно ли этой водой, например помыть голову?

Дети: нет.

Воспитатель: а почему?

Дети: она холодная

Воспитатель: а что нужно сделать, чтобы вода была теплая?

Дети: подогреть ее.

(Воспитатель греет воду в чайнике)

Воспитатель: что происходит с водой?

Дети: она становиться теплой, горячей.

Воспитатель: вот вода закипела. Что это из банки идет?

Дети: пар.

Воспитатель: правильно дети, идет пар.

(Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды)

Воспитатель: ребята, был пар, а откуда вода на стекле появилась?

Дети: вода в паре, вот она и собралась на стекле.

Воспитатель: так что же получается, лед – это вода и пар – это вода?

Дети: да, и лед, и пар – все это вода. Лед – холодная вода, которая замерзла. Пар – горячая вода.

Воспитатель: И так, напомните мне, чем может быть вода?

Дети: паром, льдом, просто водой.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем в игру ( лед-вода-пар).

Лед растает, и тогда

Будет из него…. (вода). (Дети плавают)

Если сильный- сильный  жар,

Из водички будет…(пар). (Дети изображают пар движением рук – поднимают руки вверх и вращают кистями. Произнося «ф-ф-ф»)

Если пар вдруг охладиться,

Превратиться пар в …(в водицу). (Дети плавают)

Если холод вдруг придет,

Из водицы будет лед…(лед) (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются)

Воспитатель: молодцы, вы все хорошо знаете превращения воды. А теперь еще одно задание.

(Воспитатель делит детей на подгруппы. Приглашает двоих детей к магнитному мольберту, дает задание выстроить цепочку «нагревание» и «охлаждение», остальные дети работают за столом)

Воспитатель:  разложите картинки символы в ряд так, чтобы было все правильно. Подумайте, какая картинка должна идти за какой.

(Дети выкладывают картинки)

Воспитатель: кто расположил картинки так: пар-вода-лед? У вас происходит нагревание или охлаждение? (Ответы детей - охлаждение). А у кого картинки разложены так: лед-вода-пар? (Ответы детей - нагревание)

(Воспитатель за правильные ответы награждает детей фишками)

Воспитатель: и так ребята давай те с вами подведем итог нашего урока.

-Чем вы занимались,

-Что вам понравилось больше всего,

-Что запомнили?

На этом наш урок подходит к концу, объявляю перемену.(звенит в звонок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по Познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Где мы живем»

Познакомить детей с достопримечательностями города Благодарного, расширить представление детей о своём городе. Развивать  воображение, творческие способности, навыки речевого общения. Развивать у...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности).Тема: «Деревья, кустарники, травы».

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— коллекционирование ...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Наш детский сад".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ОО «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Откуда в наш дом приходит электричество»

Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека.Задачи:Образовательные:расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с историей воз...