Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_po_eksper_moe.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
(Познавательно-исследовательская деятельность)
Старшая группа
Подготовила:
Воспитатель
Пенькова Е.В.
НРМ ДОБУ «Детский сад «Ромашка»
Цель. Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.
Образовательные:
- Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста, расширить представления детей о свойствах дрожжей;
- Закреплять знания детей об известных свойствах воды, способах ее очистки.
- Уточнить и закрепить знания детей о природных красителях, их свойствах и возможностях применения
- Формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.
Развивающие:
Развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения.
- Воспитывать аккуратность при работе с водой, тестом, осторожность.
Материалы и оборудование: воронки, ватные диски, мука, сахар, дрожжи, начинка для пирожков, лупы, бутылка с масляной водой и стакан с чистой водой, ватные диски, яблоко, ручная соковыжималка, термос с горячей водой, яркий платок, апельсин, лимон, маленькие розетки, нарезанные из бумаги кружочки, йодированная вода, халаты, шапочки на каждого ребенка, скалка, чайные ложечки.
Содержание организованной деятельности детей
-Здравствуйте, ребятишки, (стоим в кругу)
Девчонки и мальчишки.
Давайте поздороваемся и улыбнемся, мне, гостям и друг другу.
Звонит телефон, после разговора по телефону, воспитатель сообщает детям, что у героев сказки случилась беда.
Воспитатель. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала,
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были,
И кому они служили? (Гуси лебеди и баба Яга) (1слайд)
- Оказывается беда случилась в сказке «Гуси-лебеди»
У меня есть волшебное перышко, закрывайте глазки (музыка)
«1,2,3,4,5- будем глазки закрывать
Надо в сказку нам попасть.
Впереди ждут чудеса,
Нам опаздывать нельзя»
(На экране появляется Печка)(2слайд)
Печка. Ох, беда-беда, огорчение.
Воспитатель. Ребята, кажется, у печки-матушки что-то случилось. Что случилось, Печка-матушка?
Печка. Вот хотела угостить Машеньку с Иванушкой пирожками, да забыла, как тесто ставится.
Воспитатель. Ребята, знаете ли вы, из чего состоит тесто? (Дети перечисляют - мука, сахар, дрожжи.) Не переживай, Печка-матушка, мы с ребятами тебе поможем. Давайте с вами рассмотрим, что же нам для этого нужно. (Дети моют руки, одевают шапочки и халаты, садятся за стол, где находится все необходимое для приготовления опары) Дрожжи - это маленькие, безжизненные крупинки. (Рассматривают через лупы, нюхают, трогают.) Ребята, а чтобы приготовить тесто, сначала делают опару. Накормим наши сухие безжизненные крупинки сахарком, затем добавим молока и муки. Начинаем все мешать и волшебные слова шептать. Крибле-крабле бумс. (Дети под руководством воспитателя замешивают опару)
- Опара наша готова. Ребята, а как вы думаете, если мы опару поставим рядом с открытым окном, опара быстро поднимется? (Высказывания детей) а вот мы это с вами и проверим, одну чашу с опарой мы вынесем в приемную, а другую чашу оставим здесь, в тепле. Печка-матушка, опара должна подняться, для этого ей нужно время, а мы пока двинемся дальше, но мы обязательно вернемся и приготовим тебе тесто. А ты смотри, чтобы опара не убежала.
Воспитатель. Махну я перышком своим
В сказку дальше полетим. (3 слайд)
-И у нас на пути река! Ребята вы помните, какая она была в сказке? (молочная река, кисельные берега) ЗВУК ЗАПИСИ
«Здравствуйте, ребята! Жила я реченька долго, текла быстро, но случилась беда. Стали ко мне наведываться гости незваные: ржавые банки, битые бутылки, пластиковые пакеты, а то и шины от автомобилей. И стала я речкой не чистой, серебристой, а грязной, нефтяной. Ребята, помогите очистить реченьку! Для вас волшебный сундучок с водой из реки и все необходимое для ее очистки». (Рассматривание бутылки с водой с маслом, мусором и чистой воды в стакане.)
-Как вы думаете, ребята, могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей)
- Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей)
Дети. Её нужно очистить от масла и мусора.
- Я вам приготовила места для совместной работы. Но прежде чем помочь реченьке, я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Одинаковые звуки» В киндер – яйце находятся различные предметы, крупы. У кого звуки совпали, с тем они образуют пару.
Опыт «Фильтрация воды»
- Давайте вместе с вами попробуем очистить воду. В пустой стакан ставим воронку, в нее кладем ватный диск и очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду с мусором в воронку с фильтром.
Идёт самостоятельная работа детей.
- Аккуратно уберите воронку с фильтром и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети. Вода стала чистой.
Воспитатель. Куда же делись масло и мусор?
Дети. Всё масло осталось на фильтре.
- Сравните полученную воду с нашей водой. Они одинаковые? (Ответы детей) Ребята, помогли мы речке. Посмотрите, какой стала теперь речка! (На экране изображение чистой речки.) (4 слайд)
- Мы с вами проделали большую работу, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультурная минутка
Гуси крылья распрямили, Наклон туловища вперёд, с выпрямленными
за спиной руками.
Лапки в ванночке помыли, Поочерёдно выставляют ножки вперёд.
Пёрышки почистили – «Чистят» подбородком плечики.
Быть хотим мы чистыми! Руки на пояс, кивки головой.
-А какое дерево в сказке помогло спрятаться от гусей? (Ответы детей) (5 слайд) Ой, что это случилось с яблоней? Оно покрыто льдом. Что такое лед? (Это вода в твердом состоянии. Замерзшая вода.) Как же освободить яблоко от ледяного плена? (Высказывания детей)
- Ребята, я знаю быстрый способ разморозки яблока ото льда. И я вам сейчас его покажу. У меня в руках чайник с очень горячей водой. И я сейчас буду очень осторожно лить кипяток на наше замороженное яблоко. Что же происходит со льдом? Он начинает таять и превращается в воду.
Вывод: лед можно растопить несколькими способами. Мы с вами выбрали самый быстрый и освободили яблоко из ледяного плена. Но помните, ребята, одним без взрослых проводить опыты ни в коем случае нельзя!
- Махну я перышком своим, и в сказку снова полетим. (6 слайд) Ребята, Машенька и братец Иванушка очень любят рисовать, но у них кончились краски и карандаши. Можем ли мы им как то помочь? Как вы думаете, из чего можно получить краску? (Высказывания детей) Я предлагаю использовать для этого лимон! Как вы думаете, возможно, такое? (Ответы детей.) К сожалению, в магазине были только апельсины. Интересно, а нет ли у нас в группе чего-нибудь такого, что может этот апельсин превратить в лимон. Посмотрим… (воспитатель достаёт из пакета яркий платок).
-Как вы думаете, что это за платок? Может он тоже обладает чудесными свойствами? Попробуем его применить. (Воспитатель показывает апельсин детям и накрывает его ярким платком, произносит волшебные слова и сдёргивает платок. А там уже лимон! Секрет фокуса простой. Заранее аккуратно снимается с апельсина кожура. Затем лимон, меньший по размеру, чем апельсин, помещается в эту кожуру. При показе плотно зажимается лимон в апельсиновой кожуре и показывается всем, что в руке. Затем, ловким движением снимает с лимона платок вместе с кожурой.)
-Вот так чудеса – платок оказался волшебным! Он превратил апельсин в лимон. Вот сейчас можно сделать невидимую краску при помощи моего стаканчика. (Воспитатель с помощью стакана-соковыжималки выдавливает сок лимона и разливает его в маленькие розетки. Затем, он предлагает детям пройти за столы, чтобы попробовать с помощью ватных палочек и сока лимона изобразить весёлые лица на подготовленных из бумаги кружочках).
- А ещё нам понадобится секретная водичка – тайный рецепт я вам раскрою потом, чтобы нас никто не услышал. Возьмите кисточки, намочите в этой воде и проведите по нарисованному, и увидим – что же произойдёт (дети описывают увиденное – картинки-смайлики начинают проявляться в воде)
-Махну я перышком своим
В сказку снова мы полетим.
- Опара начала оживать, дышать, появились пузырьки. Ребята, а если в опару добавить муки и замесить его, то получится вот такое тесто. Ребята, а что можно испечь из теста? (ответы) А вы хотели бы сделать пирожки? Готовы? Давайте мы с вами решим, кто, что будет делать. (Распределяют действия между собой. В процессе приготовления пирожков обсуждают, что им понравилось и запомнилось больше всего.) (5 слайд)
Печка. Ой, спасибо, ребятушки. Помогли. Буду сейчас пирожки ставить.
- Вот всем и помогли.
- Махну я перышком своим
В детский сад мы полетим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»
Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа
Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) младшая группа Тема: «Вода»
Познакомить детей со свойствами воды через экспериментальную деятельность....
Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Вода – растворитель. Очищение воды»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы....
Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Этот удивительный вулкан»
Расширять знания детей об окружающем мире, продолжить знакомить с явлением природного мира – извержением вулкана....
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»
Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У МОРОЗА ИВАНОВИЧА"
Да хороши забавы зимние! А вечерами, когда крепчают морозы и зимние вечера становятся длиннее, чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки. Какие русские народные сказки про зиму вы з...