Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетининой "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников". Тип исследования— опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами. Тема по комплексно-тематическому планированию "Земля - наш общий дом". В ООД используются социо-игровые подходы к педагогике Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Букатова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_1.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Свет и цвет».
Цель (как предполагаемый результат): дети узнают и сформулируют особенности восприятия света и цвета, проводя эксперименты.
Образовательная среда: колокольчик, распечатанное письмо, видеокамера или фотоаппарат, записывающий видео, полоски бумаги 3 цветов из спектра цветов радуги для объединения в группы, зеркала, мебель расставленная так, что для каждой группы, есть угол, за которым можно кого-то или что-то увидеть, песочные часы (2мин.), 3 цветовых круга (семь цветов спектра), сделанных на картонке 8×13см, в середине которых проведён ещё 1 круг диаметром 5 см, 3 подноса, на которых лежат по 1 чёрному фломастеру, 1 булавке и 1 карандашу с резинкой на конце.
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Характер взаимодействия: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.
Ход (руководство деятельностью)
1.Потребностно-мотивационно-целевой этап.
Звенит колокольчик, приглашающий детей встать в круг. Воспитатель сообщает им о том, что учёные из московского института прислали ребятам важное сообщение по электронной почте. Для ознакомления с ним необходимо успокоиться после самостоятельных игр, сосредоточить своё внимание, поэтому педагог проводит игру «Эхо» (игра для социо-игрового приобщения к делу). Он отбивает серию хлопков в определённом ритме (например, 2 длинных и 3 коротких), далее дети одновременно с воспитателем и друг другом прохлопывают услышанное. Играют 2-3 раза.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Сейчас мы изучаем такие природные явления, как свет и цвет. Нам очень нужна ваша помощь в данных исследованиях, поэтому посылаем задания, которые просим вас выполнить и записать всё на видеокамеру, а видеозапись отослать нам в Москву по электронной почте. Заранее благодарны за проделанную работу».
2. Практический этап (набор дел для реализации цели).
─ Педагог включает видеокамеру. Для выполнения заданий воспитатель предлагает ребятам объединиться в 3 группы, выбрав понравившийся цвет из спектра цветов радуги. Педагог просит детей повторить правила работы в группе. (Ответы детей: «Работаем дружно. Слушаем друг друга. Помогаем друг другу. Распределяем работу между собой, если это необходимо. Материалами для экспериментов пользуемся аккуратно. Начинаем работу после того, как прослушали задание».)
─Воспитатель предлагает им поиграть в дидактическую игру «Разведчики». Цель: сформировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
Педагог рассказывает историю, присланную учёными, о мальчике, который, играя в разведчиков, придумал, как с помощью зеркала увидеть то, что было за углом дома, не высовываясь из-за него. Предлагает детям показать, что придумал мальчик, акцентируя внимание на том, что мебель в группе расставлена так, что для каждой группы детей, есть угол, за которым можно кого-то или что-то увидеть. Предлагает представителям от групп взять зеркала. Напоминает, что время работы в группе ограничено песочными часами (2 мин.), поэтому нужно следить за временем: 4мин. = 2мин.+2мин. Дети работают в группах. Каждая группа, выбрав представителей, наглядно демонстрирует и объясняет свой ответ. (Наглядная демонстрация является доказательством правильности исследования.)
─ Физминутка «А часы идут, идут»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт. (Наклоны влево, вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью. (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
─ Воспитатель показывает цветовые круги, присланные учёными, и предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Волшебный круг». Цель: сформировать понимание того, что для восприятия цветов человеку требуются различные отрезки времени.
Педагог предлагает во внутреннем круге цветового круга нарисовать любую картинку и закрасить её чёрным фломастером. Затем проткнуть середину круга булавкой, конец которой воткнуть в центр резинки на карандаше. После этого взрослый предлагает детям вращать рисунок с разной скоростью (быстро и медленно), не сводя глаз с круга. Дети должны описать свои наблюдения. Для эксперимента педагог предлагает подносы со всем необходимым. Напоминает, что время работы в группе ограничено песочными часами(2 мин.), поэтому нужно следить за временем: 4мин. = 2мин.+2мин. Дети работают в группах. Каждая группа, выбрав представителей, объясняет свой ответ. Возможно прослушивание ответа одной группы и дополнение его или корректировка другими. В результате ребята приходят к выводу, что при медленном вращении хорошо видны и цвета спектра, и черный цвет, а при быстром ─ видны только цвета спектра, а чёрный рисунок превращается в точку. Значит, для его восприятия требуется больше времени.
3. Результативный этап.
Далее ребята собираются в круг и, передавая друг другу чёрный фломастер, по желанию заканчивают предложение: «Я сегодня смог…» После этого педагог отключает видеокамеру, обещает отправить видеозапись учёным по электронной почте и обязательно ознакомить воспитанников с их ответом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности).Тема: «Деревья, кустарники, травы».
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— коллекционирование ...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Наш детский сад".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...