Конспект занятия по речевому развитию для дошкольников средней группы «Поможем Красной Шапочке»
план-конспект занятия (средняя группа)
Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников посредством активизации речевой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_pomozhem_krasnoy_shapochke._1.docx | 179.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «СВЕТЛЯЧОК»
МБДОУ № 6
633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Карла Маркса, 60
Телефон (383-41) 3-70-42
Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru
ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058
Конспект занятия по речевому развитию
для дошкольников средней группы
«Поможем Красной Шапочке»
Разработала
воспитатель высшей категории:
Катушина Надежда Владимировна
г. Бердск, 2023г.
Цель: формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников посредством активизации речевой деятельности
Задачи.
От воспитателя:
- закреплять правильное произношение звуков
- учить соотносить образ представления с целостным образом узнаваемого сказочного персонажа, складывать картинку, разрезанную на несколько частей;
- развивать мелкую моторику;
- образное и логическое мышление;
- зрительную память и наблюдательность;
- учить детей подбирать прилагательные к предложенным словам-персонажам сказки, учитывая их характерные особенности;
- упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах;
- совершенствовать монологическую речь детей через пересказ с опорой на серии сюжетных картинок.
От ребенка:
- самостоятельно пересказать знакомую сказку с опорой на серии сюжетных картинок;
- работать в команде одногруппников для достижения общей цели;
- участвовать в коллективной беседе;
- уметь анализировать предложенные задания.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Материал и оборудование: письмо, мяч, корзинка, тропика узкая и широкая, разрезные картинки с героями из сказки, картинки последовательности сказки «Красная Шапочка», декорация леса.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка», рассматривание иллюстраций к сказкам; игры-драматизации, отгадывание загадок, дидактические настольно-печатные игры, индивидуальная работа с детьми.
Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков, помощь детям, затрудняющихся в ответе.
Методы:
Словесные, Наглядные, Практические
Приемы:
Сюрпризный момент, игровой, поощрение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель заходит в группу и обращает внимание на себя с помощью слов: --Ребята, подойдите скорее ко мне! У меня для вас есть что-то интересное.
Мне сегодня почтальон вручил письмо. Хотите узнать от кого оно?..
Ответы детей.
— Давайте присядем на стульчики и послушаем.
Дети усаживаются на стульчики вместе с воспитателем.
Воспитатель: это письмо от девочки. Однажды ей бабушка подарила красную шапочку… Догадались как зовут эту девочку?
Ответы детей.
Воспитатель: верно. Это письмо от девочки Красная Шапочка. А откуда мы про неё знаем?
Ответы детей.
Да. И снова вы правы: эта девочка из сказки «Про Красную Шапочку», рассказанной сказочником Шарлем Перро.
- Давайте, наконец, прочтём письмо.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! У меня произошла беда. Мама мне дала корзинку с гостинцами для того, чтобы я отнесла её к моей бабушке. Шла я по лесу. Увидела полянку с цветами. И мне захотелось собрать несколько цветочков для моей любимой бабушки. Поставила я корзинку под дерево и стала собирать цветы. А когда собрала цветочки, корзинку не нашла. Лес у нас не простой, а волшебный: если что-то потерял, то найти сможешь, если выполнишь задания от Лесовичка. Но одной мне не справиться.
Помогите, пожалуйста, найти мою корзинку с гостинцами для бабушки!
Ну что, ребята? Поможем?
Ответы детей.
Тогда отправляемся в волшебный лес. А как называются дорожки в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно!
Пойдём в лес мы по тропинкам
и найдём Красной Шапочки корзинку.
А, скажите, пожалуйста, ребята, кого мы можем услышать в лесу?
Можем услышать шмеля? Как он жужжит? Можем услышать мышь? Как она шуршит или пищит? Можем услышать вой волка? Как он воет?
В лесу тропинка узкая. Поэтому пойдём мы друг за другом. Где же у нас узкая тропинка? (перед детьми выложены две тропинки: узкая и широкая для выбора)
Дети выходят из-за столов и начинают движения друг за другом со словами:
Мы шли, шли, шли
Земляничку нашли.
Сели, поели и опять пошли.
Мы шли, шли, шли,
Наконец, пришли.
Стой, раз, два!
А пришли мы на Лесную поляну!
Воспитатель: - Посмотрите, мы пришли с вами на лесную полянку. А вот и задание от Лесовичка. А кто такой Лесовичок?
Ответы детей.
Воспитатель: верно. Лесовичок-это сказочный персонаж. Давайте посмотрим, что же он хочет от нас узнать?
1 задание «Собери картинку»
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с героями из разных сказок, в том числе и из сказки «Красная шапочка».
Воспитатель: Ребята, вы догадались, что мы должны сделать? Какое задание нужно выполнить?
Ответы детей
Воспитатель: да, верно. Лесовичок нам предлагает собрать из разрезных частей целую картинку. И выделить персонажей из сказки, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям разделиться по парам. Каждая пара выбирает себе части картинки и собирает её (Красная Шапочка, волк, дровосеки, заяц, лиса, бабушка).
Воспитатель: - Скажите, ребята, кто изображён на картинке? Из какой сказки ваш герой?
Ответы детей.
Воспитатель: предлагаю вам подобрать к вашим персонажам слова-признаки. Например, какой по характеру волк в сказке про Красную Шапочку? (Хитрый, лживый, злой. И т.д.)
Ответы детей.
Воспитатель: Вы молодцы, справились с заданием! Я думаю, что Лесовичок укажет нам куда дальше идти. Давайте посмотрим: нет ли какого указателя.
Дети видят указатель с картинками из сказок: слева «Про Красную шапочку» справа любую другую. Выбирая по аналогии «Красную шапочку», идут по указателю в ту сторону,
Проговаривая:
Мы шли, шли, шли
Земляничку нашли.
Сели, поели и опять пошли.
Мы шли, шли, шли,
Наконец, пришли.
Стой, раз, два!
Дети с воспитателем подходят к ёлочке, где стоит корзинка, в которой лежит мяч и картинки с изображением одного мяча и множества мячей.
Воспитатель: посмотрите, ребята, что я нашла. Может, эта корзинка нашей Красной Шапочки? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: да, верно. И я думаю, что это не её корзинка. Потому что корзинка девочки должна быть с угощением - с гостинцами, а не с мячом. Ох, и Лесовичок-затейник! Это он нам предлагает поиграть в игру с мячом «Один-много».
2 задание «Д/И Один - много»
Воспитатель: ну что ж? Поиграем?
Ответы детей.
Воспитатель: а правила игры такие: я -ведущая-назову предмет в единственном числе, то есть, когда он один, и бросаю мяч любому игроку, а тот игрок, у которого окажется в руках мяч должен назвать этот же предмет, но во множественном числе и вернуть мяч ведущему. Например: цветок один, а если их много, то у тебя в руках что? Цветы. А много чего? Цветов. На дереве висит одно яблоко- или много (яблок), или на дереве висят (что?) яблоки. Книга одна, а много чего? Книг
На столе лежат что? Книги
Одна тропинка- много тропинок,
Заяц-зайцы, зайцев
Шапка-шапки, шапок
Корзина-корзинки, корзинок.
Проводится игра «Один-много».
Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо поиграли в умную игру! А вот и следующий указатель (на дне корзинки достаёт картинку, на которой написано, идти направо от ёлки). Значит нам куда?
Ответы детей.
Воспитатель: пойдем туда!
Мы шли, шли, шли
Земляничку нашли.
Сели, поели и опять пошли.
Мы шли, шли, шли,
Наконец, пришли.
Стой, раз, два!
А почему мы здесь остановились? Вы догадались, ребята?
Ответы детей.
Впереди на столах разбросаны сюжетные картинки из сказки «Красная Шапочка», лежат три схемы, указывающие на начало, середину и конец сказки. Дети с помощью воспитателя предполагают, что нужно собрать сказку по картинкам, выложив их в правильной последовательности и рассказать её, распределив между собой картинки (начало сказки, середина, конец). Детей по подгруппам распределяет воспитатель.
3 задание «Собери последовательность сказки «Красная Шапочка»
Дети при помощи воспитателя раскладывают картинки в правильной последовательности. Затем совместно пересказывают её по картинкам.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
Воспитатель: что-то я уже притомилась.
Воспитатель как бы в воздух обращается к невидимому лесовичку:
-Лесовичок, отдай нам уже корзинку Красной шапочки с угощением для бабушки, пожалуйста!
Вдруг слышен голос Лесовичка: поищите её за кустом, в пеньке и т.п.
Дети осматриваются и находят корзинку Красной шапочки с угощением для бабушки.
Воспитатель: Ура! Какие вы молодцы, ребята! Как же нам передать теперь эту корзинку девочке?
Предложения детей.
(В это время в группу- в лес- Заходит Красная шапочка).
Красная шапочка: - Здравствуйте, ребята!
Ответы детей.
-Я услышала ваши голоса, здесь, в лесу. Что я вижу? Вы нашли мою корзинку с угощением для бабушки! Вот спасибо, вам, большое! (Воспитатель отдает Красной Шапочке корзинку)
Красная шапочка: У меня в благодарность за вашу помощь есть подарок. (Красная Шапочка передает воспитателю подарок в коробке для ребят). А теперь мне надо бежать. Ведь меня давно ждёт моя бабушка. До свидания, друзья! Ещё раз благодарю вас!
Красная Шапочка уходит.
Воспитатель: - Ребята, и нам пора возвращаться в садик. Вы готовы к дороге?
Ответы детей.
Воспитатель: -Тогда вперёд!
Воспитатель, обращаясь в лес:
-Лесовичок! Включи нам звуки твоего волшебного леса, пожалуйста! (Дети строятся друг за другом и под звуки живого леса возвращаются в сад).
Воспитатель:
— вот, ребята, мы и вернулись в наш детский сад.
Рефлексия.
Где же мы сегодня побывали?
Зачем мы туда отправились?
Кто приготовил нам испытания?
Задания от Лесовичка были сложными или простыми для вас?
Что понравилось больше всего?
Что было самым трудным?
Нам Красная Шапочка передала вот такие ягодки-смайлики.
И я знаю для чего: предлагаю вам с помощью смайликов выразить своё настроение от нашего путешествия:
грустная ягодка- мне было неинтересно, тяжело.
Весёлая ягодка- мне было интересно, я со всем справился, и мне всё понравилось,
ягодка с прямым ртом означает, что мне было интересно, но ничего не понятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия с детьми средней группы "Поможем Красной шапочке"
Обобщить и закрепить знания детей о сказках. Развивать речь, память, воображение. Воспитывать интерес к устному творчеству, книгам....
Конспект занятия по математическому развитию в средней группе "Поможем Красной Шапочке"
Конспект итогового занятия по математике в средней группе детского сада...
Итоговое занятие в средней группе "Поможем Красной Шапочке"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».Цель: формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки, расширять активный словарь д...
Конспект занятия по речевой деятельности в средней группе "Расскажем Красной шапочке о диких животных"
Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми средней группы (4-5лет) в дошкольной образовательной организации. В данном конспекте проходит интеграция образовательных областе...
Занятие по развитию речи в средней группе "Поможем Красной Шапочке"
Цель: Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы.Задачи: - учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Поможем Красной шапочке"
Данное итоговое занятие проводится с группой компенсирующей направленности для детей с ТНР среднего дошкольного возраста.Цель: закрепление умений и навыков, приобретенных в процессе занятий по р...
Конспект итогового занятия в средней группе _Поможем Красной шапочке_
Конспект итогового занятия в средней группе "Поможем Красной шапочке"...