Конспект итогового мероприятия "Знатоки старины"
план-конспект занятия по окружающему миру
Итоговое занятие для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovogo_meropriyatiya.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ИГРА
«ЗНАТОКИ СТАРИНЫ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: формирование у детей представлений об историческом прошлом,
познакомить с использованием ступы в крестьянском хозяйстве.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о предметах быта, которыми люди
пользовались в далёкие времена.
2. Познакомить детей со способами применения ступок в современных
условиях.
3. Активизировать в речи детей слова: пестель (пест), ступа, рубель,
плетень, ухват, коса, сундук, чугунок.
4. Упражнять в отгадывании загадок, развивать логическое мышление,
внимание, память.
5. Воспитывать интерес и уважение в традиционной народной культуре,
прививать любовь к устному народному творчеству с помощью
пословиц и поговорок.
6. Приобщать детей к культурным ценностям через народные игры.
7. Формировать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде
дружно, сообща.
Ход мероприятия.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас, дети, посетить музей нашего
детского сада «Русская изба» (дети вместе с воспитателем проходят к
музею).
- Сегодня я хочу предложить вам поиграть в игру «Знатоки старины»,
посмотреть и вспомнить, как жили люди раньше. Но сначала нужно
покрутить «колесо истории», которое поможет очутиться в прошлом
(воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения по
тексту, крутя обруч-колесо).
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Колесо скорей найди
И друг другу покажи.
А все вместе мы потом
Все покрутим колесом.
Вправо, влево повернём –
В старину мы попадём.
С колесом мы поиграем:
Вверх его мы поднимаем,
11
А потом его вращаем,
И в игру всех приглашаем!
- Итак, ребята, мы с вами в деревенской избе. Я предлагаю вам разделиться
на две команды по карточкам (воспитатель раздаёт карточки: одни – со
звёздочкой, другие – со знаком вопроса)
Те ребята, которые выбрали карточки со звёздочкой, вы – одна команда, и
называетесь «Знайки». А ребята, у которых карточка со знаком вопроса, вы –
другая команда и называетесь «Почемучки». Во время игры вам будут
задаваться вопросы, за правильные ответы вы будете получать вот по такой
фишке. В конце игры подведём итог – у кого фишек больше, та команда и
победила.
1. Игра «Составь пару»
Командам раздаются карточки, нужно найти пары «действие-продукт»:
молоток-гвоздь, коромысло-вёдра, ухват-чугунок, хомут(сбруя)-лошадь,
ступа-пест, прялка-веретено, серп-сноп, самопрялка-клубок, маслобойкамасло, ткацкий станок-полотно, топор-сруб, иголка-вышивка, печь-кочерга.
(Дети в командах раскладывают карточки, затем подводится итог: все
участники выигравшей команды получают по одной фишке).
2. «В гостях у Ивана Кузьмича и Пелагеи Степановны»
Воспитатель: Ой, а кто это к нам идёт. Хочу вас, ребята, познакомить с
хозяевами избы – Иван Кузьмич и Пелагея Степановна. Они будут мне
помогать играть с вами. Здравствуйте, Иван Кузьмич! Здравствуйте, Пелагея
Степановна!
Хозяева: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, посмотрите и
внимательно послушайте.
Сценка №1.
На приступке у печи стоит квашня. Подходит Бабка. Достаёт из печи
тесто. Укладывает его на лопату. В этот момент входит Дед. Между
ними ведётся диалог.
Бабка: А на дворе-то, Иван Кузьмич, раненько.
Дед: А «кто рано встаёт, тому Бог подаёт», Пелагея Степановна.
Бабка: Да! Пора и за работу приниматься. Ведь «без труда не вынешь
рыбку из пруда».
Дед: Надо зерно истолочь в ступе.
Бабка: А я печку истоплю, щи и кашу сварю. «Щи да каша-еда наша». И
хлебушек запашистый испеку.
(Выкладывает хлеб на лопату, сажает в печь. Хлеб и печку крестит со
словами: «Помоги, господи, чтоб хлеб удался душистый, вкусный, а сама-то
я с любовью всякие дела делаю!»
Воспитатель: Ребята, вам вопрос: какие пословицы и поговорки вы
услышали в разговоре бабушки и дедушки? (Дети отвечают и получают за
ответы фишки)
Сценка №2
Бабка подметает пол, а дед пьёт чай из самовара.
Бабка: Иван Кузьмич, глянь-ка в окошко, что это там за шум?
Дед (смотрит в окно): Да соседские ребятёнки в Колокольцы» играют.
12
Бабка: А игра-то «Колокольцы» бала нашей любимой игрой.
Воспитатель: Дети, вам было дано задание, чтобы вы узнали, в какие игры
играли ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки.
(Дети называют игры по очереди, получают за ответы фишки)
- Ребята, а какая любимая игра была у Ивана Кузьмича и Пелагеи
Степановны? («Колокольцы»)
- Предлагаю доставить радость Ивану Кузьмичу и Пелагее Степановне и
сыграть в эту игру.
Игра «Колокольцы»
Дети встают в круг. На середину выходят двое: один с колокольчиком,
другой-с завязанными глазами. Все дети произносят слова:
Трынцы-брынцы колокольцы
Раззвонились, удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов «жмурка» ловит увёртывающегося игрока, который не
должен выбегать за пределы круга.
Сценка №3
Бабка гладит бельё, а дед плетёт корзину.
Бабка: Корзина-то не к спеху! А вот рубель-то мой рассохся, лопнул. Надо
бы новый смастерить. Весна на дворе, плетень поправить надо. Глянь-ка в
окно, совсем упал. (Дед идёт смотреть и спотыкается о ступу).
Ну, бедолага, чуть ноги о ступу не сшиб. Убери с ходу и ступу и пестель.
Воспитатель: Ребята, какие старинные слова вы услышали в разговоре,
объясните их значение. (Дети отвечают по очереди, получают фишки)
- А сейчас с вами будут играть Иван Кузьмич и Пелагея Степановна. Прошу.
Они для вас приготовили загадки.
1. В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освящает пламя вспышкой,
Щи варит в печке (чугунок)
2. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит – всем пить чай велит. (самовар)
3. В избе-изба, на избе-труба,
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идёт. (печь)
4. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват)
5. Взмахнёт, нырнёт,
Трава упадёт. (коса)
6. У бабушки сейф. Он давно уж не новый.
К тому же совсем не стальной, а дубовый.
Он скромно стоит у неё в уголочке.
В нём бабушка держит халаты, носочки.
13
Отрезы на платья, немножечко пряжи,
Пуховый платочек и пенсию даже.
Но только не дверца, а крышка на нём.
Тяжёлая очень с висячим замком. (сундук)
За правильные ответы дети получают фишки.
Иван Кузьмич и Пелагея Степановна благодарят детей за то, что проведали
их, порадовали своими ответами и поиграли. Прощаются и уходят воду
носить, баню топить.
Воспитатель: Ребята, предлагаю ещё одну игру.
4. Игра «Вопрос-ответ»
- Какие старинные праздники отмечаем мы с вами и в наше время тоже?
( Рождество, Новый год, Масленица, Пасха)
- Как называется одежда, которую носили в старину женщины, мужчины?
( сарафан, рубаха-косоворотка, портки, кафтан и др.)
- Как называлась старинная обувь? (лапти)
- Как называли юношей и девушек в старину? (добрый молодец, красна
девица)
- Ребята, посмотрите вокруг и скажите, какими старинными предметами мы с
вами пользуемся до сих пор? (деревянные ложки, глиняные горшочки для
жаркого и т.д.)
Воспитатель: А сейчас, ребята, я хочу обратить ваше внимание на ступу. До
сих пор этим предметом пользуются люди. Конечно, таких больших уже нет,
как у нас в музее, а вот маленькими ступками люди пользуются до сих пор.
Посмотрите, какие бывают ступки:
- для растирания специй, трав, пряностей, сахара в пудру;
- в ступках толкут орехи;
- в фармакологии для изготовления лекарств;
- в лабораториях.
Бывают мраморные, чугунные, керамические, деревянные, фарфоровые,
стеклянные-лабораторные, каменные.
Воспитатель показывает иллюстрации маленьких ступ.
Подведение итогов.
Игра игрой сменяется, кончается игра,
А дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия"В старину учили так"
Замечательное занятие, познавательное!Знакомство с историей создания ручки,Как учили детей в старину....
Конспект занятия "Современная старина "
Предлагаю вашему вниманию проект интегрированного занятия по приобщению старших дошкольников к истокам народно-декоративного прикладного искусства и изодеятельности....
конспект занятия " Преданье старины глубокой"
материал для воспитателей ДОУ...
Конспект ООД «Преданья старины глубокой. Русский народный костюм»
Цель: Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры д...
Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»
Задачи:1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;3)Воспитывать любов...
Конспект итогового мероприятия в рамках познавательно-творческого проекта «Слава русской старине» для детей старшего дошкольного возраста.
Мероприятие строится на полученных знаниях и умениях дошкольников о Родине, русских традициях, жизни в старину. Используется музыкальный материал: народные песни, игры, забавы, игра на нар...