Конспект итогового мероприятия "Знатоки старины"
план-конспект занятия по окружающему миру

Томилова Наталия Николаевна

Итоговое занятие для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_meropriyatiya.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ИГРА

«ЗНАТОКИ СТАРИНЫ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: формирование у детей представлений об историческом прошлом,

познакомить с использованием ступы в крестьянском хозяйстве.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о предметах быта, которыми люди

пользовались в далёкие времена.

2. Познакомить детей со способами применения ступок в современных

условиях.

3. Активизировать в речи детей слова: пестель (пест), ступа, рубель,

плетень, ухват, коса, сундук, чугунок.

4. Упражнять в отгадывании загадок, развивать логическое мышление,

внимание, память.

5. Воспитывать интерес и уважение в традиционной народной культуре,

прививать любовь к устному народному творчеству с помощью

пословиц и поговорок.

6. Приобщать детей к культурным ценностям через народные игры.

7. Формировать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде

дружно, сообща.

Ход мероприятия.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас, дети, посетить музей нашего

детского сада «Русская изба» (дети вместе с воспитателем проходят к

музею).

- Сегодня я хочу предложить вам поиграть в игру «Знатоки старины»,

посмотреть и вспомнить, как жили люди раньше. Но сначала нужно

покрутить «колесо истории», которое поможет очутиться в прошлом

(воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения по

тексту, крутя обруч-колесо).

 Подходи ко мне, дружок,

 И садись скорей в кружок.

 Колесо скорей найди

 И друг другу покажи.

 А все вместе мы потом

 Все покрутим колесом.

 Вправо, влево повернём –

 В старину мы попадём.

 С колесом мы поиграем:

 Вверх его мы поднимаем,

11

 А потом его вращаем,

 И в игру всех приглашаем!

- Итак, ребята, мы с вами в деревенской избе. Я предлагаю вам разделиться

на две команды по карточкам (воспитатель раздаёт карточки: одни – со

звёздочкой, другие – со знаком вопроса)

Те ребята, которые выбрали карточки со звёздочкой, вы – одна команда, и

называетесь «Знайки». А ребята, у которых карточка со знаком вопроса, вы –

другая команда и называетесь «Почемучки». Во время игры вам будут

задаваться вопросы, за правильные ответы вы будете получать вот по такой

фишке. В конце игры подведём итог – у кого фишек больше, та команда и

победила.

1. Игра «Составь пару»

Командам раздаются карточки, нужно найти пары «действие-продукт»:

молоток-гвоздь, коромысло-вёдра, ухват-чугунок, хомут(сбруя)-лошадь,

ступа-пест, прялка-веретено, серп-сноп, самопрялка-клубок, маслобойкамасло, ткацкий станок-полотно, топор-сруб, иголка-вышивка, печь-кочерга.

(Дети в командах раскладывают карточки, затем подводится итог: все

участники выигравшей команды получают по одной фишке).

2. «В гостях у Ивана Кузьмича и Пелагеи Степановны»

Воспитатель: Ой, а кто это к нам идёт. Хочу вас, ребята, познакомить с

хозяевами избы – Иван Кузьмич и Пелагея Степановна. Они будут мне

помогать играть с вами. Здравствуйте, Иван Кузьмич! Здравствуйте, Пелагея

Степановна!

Хозяева: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, посмотрите и

внимательно послушайте.

Сценка №1.

На приступке у печи стоит квашня. Подходит Бабка. Достаёт из печи

тесто. Укладывает его на лопату. В этот момент входит Дед. Между

ними ведётся диалог.

Бабка: А на дворе-то, Иван Кузьмич, раненько.

Дед: А «кто рано встаёт, тому Бог подаёт», Пелагея Степановна.

Бабка: Да! Пора и за работу приниматься. Ведь «без труда не вынешь

рыбку из пруда».

Дед: Надо зерно истолочь в ступе.

Бабка: А я печку истоплю, щи и кашу сварю. «Щи да каша-еда наша». И

хлебушек запашистый испеку.

(Выкладывает хлеб на лопату, сажает в печь. Хлеб и печку крестит со

словами: «Помоги, господи, чтоб хлеб удался душистый, вкусный, а сама-то

я с любовью всякие дела делаю!»

Воспитатель: Ребята, вам вопрос: какие пословицы и поговорки вы

услышали в разговоре бабушки и дедушки? (Дети отвечают и получают за

ответы фишки)

Сценка №2

Бабка подметает пол, а дед пьёт чай из самовара.

Бабка: Иван Кузьмич, глянь-ка в окошко, что это там за шум?

Дед (смотрит в окно): Да соседские ребятёнки в Колокольцы» играют.

12

Бабка: А игра-то «Колокольцы» бала нашей любимой игрой.

Воспитатель: Дети, вам было дано задание, чтобы вы узнали, в какие игры

играли ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки.

(Дети называют игры по очереди, получают за ответы фишки)

- Ребята, а какая любимая игра была у Ивана Кузьмича и Пелагеи

Степановны? («Колокольцы»)

- Предлагаю доставить радость Ивану Кузьмичу и Пелагее Степановне и

сыграть в эту игру.

Игра «Колокольцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое: один с колокольчиком,

другой-с завязанными глазами. Все дети произносят слова:

Трынцы-брынцы колокольцы

Раззвонились, удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов «жмурка» ловит увёртывающегося игрока, который не

должен выбегать за пределы круга.

Сценка №3

Бабка гладит бельё, а дед плетёт корзину.

Бабка: Корзина-то не к спеху! А вот рубель-то мой рассохся, лопнул. Надо

бы новый смастерить. Весна на дворе, плетень поправить надо. Глянь-ка в

окно, совсем упал. (Дед идёт смотреть и спотыкается о ступу).

Ну, бедолага, чуть ноги о ступу не сшиб. Убери с ходу и ступу и пестель.

Воспитатель: Ребята, какие старинные слова вы услышали в разговоре,

объясните их значение. (Дети отвечают по очереди, получают фишки)

- А сейчас с вами будут играть Иван Кузьмич и Пелагея Степановна. Прошу.

Они для вас приготовили загадки.

1. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освящает пламя вспышкой,

Щи варит в печке (чугунок)

2. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит – всем пить чай велит. (самовар)

3. В избе-изба, на избе-труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идёт. (печь)

4. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдаёт,

А сам в угол идёт. (ухват)

5. Взмахнёт, нырнёт,

Трава упадёт. (коса)

6. У бабушки сейф. Он давно уж не новый.

К тому же совсем не стальной, а дубовый.

Он скромно стоит у неё в уголочке.

В нём бабушка держит халаты, носочки.

13

Отрезы на платья, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нём.

Тяжёлая очень с висячим замком. (сундук)

За правильные ответы дети получают фишки.

Иван Кузьмич и Пелагея Степановна благодарят детей за то, что проведали

их, порадовали своими ответами и поиграли. Прощаются и уходят воду

носить, баню топить.

Воспитатель: Ребята, предлагаю ещё одну игру.

4. Игра «Вопрос-ответ»

- Какие старинные праздники отмечаем мы с вами и в наше время тоже?

( Рождество, Новый год, Масленица, Пасха)

- Как называется одежда, которую носили в старину женщины, мужчины?

( сарафан, рубаха-косоворотка, портки, кафтан и др.)

- Как называлась старинная обувь? (лапти)

- Как называли юношей и девушек в старину? (добрый молодец, красна

девица)

- Ребята, посмотрите вокруг и скажите, какими старинными предметами мы с

вами пользуемся до сих пор? (деревянные ложки, глиняные горшочки для

жаркого и т.д.)

Воспитатель: А сейчас, ребята, я хочу обратить ваше внимание на ступу. До

сих пор этим предметом пользуются люди. Конечно, таких больших уже нет,

как у нас в музее, а вот маленькими ступками люди пользуются до сих пор.

Посмотрите, какие бывают ступки:

- для растирания специй, трав, пряностей, сахара в пудру;

- в ступках толкут орехи;

- в фармакологии для изготовления лекарств;

- в лабораториях.

Бывают мраморные, чугунные, керамические, деревянные, фарфоровые,

стеклянные-лабораторные, каменные.

Воспитатель показывает иллюстрации маленьких ступ.

Подведение итогов.

Игра игрой сменяется, кончается игра,

А дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"В старину учили так"

Замечательное занятие, познавательное!Знакомство с историей создания ручки,Как учили детей в старину....

Конспект занятия "Современная старина "

Предлагаю вашему вниманию проект интегрированного занятия по приобщению старших дошкольников к истокам народно-декоративного прикладного искусства и изодеятельности....

конспект занятия " Преданье старины глубокой"

материал для воспитателей ДОУ...

Конспект ООД «Преданья старины глубокой. Русский народный костюм»

Цель: Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры д...

Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»

Задачи:1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;3)Воспитывать любов...

Конспект итогового мероприятия в рамках познавательно-творческого проекта «Слава русской старине» для детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятие строится на полученных знаниях и умениях дошкольников о Родине, русских  традициях, жизни в  старину. Используется музыкальный материал: народные песни, игры, забавы, игра на нар...