Конспект итогового мероприятия в рамках познавательно-творческого проекта «Слава русской старине» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)

Палачева Любовь Юрьевна

Мероприятие строится на полученных знаниях и умениях дошкольников о Родине, русских  традициях, жизни в  старину. Используется музыкальный материал: народные песни, игры, забавы, игра на народных инструментах, пляски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Слава русской старине"25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 р.п. Семибратово».

        Конспект итогового мероприятия

в рамках познавательно-творческого   проекта  «Слава русской старине»

для детей старшего дошкольного возраста.

Составила: музыкальный руководитель высшей категории

Палачева Л.Ю.

                                                  2022г.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей:

-Социально-коммуникативное развитие

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Физическое развитие.

Цель: формировать интерес к русским народному творчеству и традициям.

Задачи:

Обучающие.

-познакомить с фольклорным наследием русской культуры

-познакомить со старинным бытом русской старины

-познакомить  с русскими пословицами и поговорками о Родине

-познакомить с народным музыкальным инструментом Гусли.

Развивающие.

-продолжить работунад развитием творческих способностей детей

-развитие певческих,танцевальных навыков русского фольклора

-расширить и обогатить словарный запас художественными оборотами

Воспитывающие.

-формировать представления о малой родине и Отечеству

-воспитывать любовь к родному краю

-воспитывать бережное отношение к наследиям старины

-приобщать к  духовно-нравственной культуре

-формировать коммуникативные качества дошкольников при взаимодействии со сверстниками

-воспитывать  и развивать умения исполнительской деятельности.

Физическое развитие:
-воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий
-развитие крупной моторика.

Методы и приемы:
1. Словесный: художественное слово, беседа,
2. Наглядный: использование ИКТ, предметов русской старины, утвари

3. Игровой: сюрпризный момент, театрализация, коммуникативная игра.

Предварительная работа.

-Создание уголка народного творчества;

-Посещение музея «Баклуши» пос. Семибратово;

-Разучивание пословиц и стихов о Родине;

-Разучивание музыкального материала (песня «Ярмарка» сл. Садовского, р.н.м. «Метелица», пляска с балалайками, танец с ложками музыка З.Роот).

-Знакомство с народными играми «Пирожок», «Колядки», «Гадальный мешочек».

Ход занятия.

Звучит наигрыш народной мелодии. Дети, взявшись за руки, обходят зал.

Муз.р.: Рассаживайтесь поудобней, разговор поведём о стране нашей, о Родине. А как называется наше государство? ( ответы детей)

Часто можно услышать такое выражение : Отечество родное. А почему Отечество, как вы думаете? (ответы детей)

Муз.р. Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей!

                                             Слава нашей стороне,

                                      Слава русской старине!

                                      И про эту старину

                                      Я рассказывать начну,

                                      Чтобы дети знать могли

                                      О делах родной земли.

Дети:

1.Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

2.И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)

Муз.рук. Совершенно верно, Родина у человека, как и мама-одна!

Крепко любили во все времена русские люди свою Родину,

Поэтому много пословиц да поговорок сложили.

Давайте некоторые вспомним.

Коммуникативная игра «Продолжи пословицу»

(педагог бросает мяч ребёнку, произнося начало пословицы. Ребёнок, поймав мяч, заканчивает её).

1.Родина любимая  - что мать родимая.

2.Человек без Родины, что соловей без песни.

3.Своя земля и в горсти мила.

4. На родной сторонушке - рады и воронушке.

 5.Родной куст и зайцу дорог.

Муз.рук.: Какая наша родина красивая, да могучая.

Потому что люди в ней живут сильные да добрые, гостеприимные да славные.

Кто из вас вспомнит, какие дела  народа могут подтвердить эти слова.

Ответы детей ( строили дома вместе, урожай убирали, сено косили, гостей принимали с открытой душой, в горнице.)

Муз.рук.: А дом как назывался (изба)

-А что в каждом доме должно быть обязательно ( печь)

-А почему?( люди грелись, готовили еду, мылись, сушили одежду)

-Правильно пословица говорит «Печи нет-жизни нет»

 Ребёнок:                      Русской печки нет добрее,

                                      Всех накормит, обогреет,

                                      Варежки сушить поможет,

                                      Ну, а  деток спать уложит.

                                      И сверчок поет где-то рядышком

                                      Хорошо с тобой, печка - матушка!

Вот так в далёкой Руси, зимними вечерами люди, мастера присаживались возле печи и вырезали своими руками из дерева разные поделки, хозяйственную утварь.

Кто посуду вырезал, кто деткам игрушки мастерил, а кто музыкальные инструменты. И весь товар можно было найти где? ( дети : на ярмарке!)

Инсценировка песни «Ярмарка».

Муз.рук.: Ребята, на ярмарке много песен звучало весёлых, озорных, праздничных. Песня душу грела, настроение поднимала. Люди пели даже во время работы.  Давайте вспомним одну из них.

Дети исполняют р.н.п. «Метелица» (с шумовыми инструментами)

А в  праздничные дни собирались люди в самой красивой да просторной избе. Пели, плясали, одним словом веселились..

Танец с балалайками.

Ребёнок:

Ложки разные бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдёт любой.

Танец с Ложками.

Благодаря тому, что люди передавали свои знания и опыт друг другу, своим детям. Мы много знаем о тех временах, и используем опыт наших предков.

В наши дни, когда у всех гаджиты, компьютеры, скоростные автомобили, нередко можно услышать звучание старинного русского инструмента Гусли.

Когда то, в старину, на них играли Садко, Илья Муромец, Боян свои былины.

Давайте посмотрим выступление ребят гуслистов из ДМШ.

Видео. Гусли.

По традиции в старину бабушки внучкам дарили чудесные сундучки. Вот и у меня есть такой, настоящий клад – старинный сундучок. Клад мудрости – это вам не пустячок!  Заглянем в сундучок, что здесь? (Дети заглядывают, видят много интересных предметов)  Будем с ними играть, согласны?

Воспитатель начинает, дети подхватывают

Шел котик по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечке —

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Начинаем мы играть!

Что же это в сундучке волшебном так вкусно пахнет? Чувствуете, какой аромат? Помогите-ка достать (приглашаю  ребёнка).

Что это? Правильно пирожок. Ой, что это с ним?! Крутится, вертится, подпрыгивает! А, понятно, он нас поиграть приглашает. Пирог на печи, попробуй получи!

«Пирог» - это старинная игра. Две команды игроков строятся в шеренги друг против друга, 1 «пирог» - ребёнок садится на «сковородку» - стул по середине комнаты между шеренгами.  По сигналу «раз, два, три! Пирожок бери» игроки, по одному из каждой команды, по очереди  бегут к «пирогу». Кто из команды первый дотронется, тот и забирает «пирог», а тот, кто не успел, садится на стул, он – новый пирог. Команда, собравшая больше «пирогов»,  побеждает.

Муз.рук.: Что ещё в сундучке припрятано?

( ребёнок достаёт мешок с масками (лисы, медведя, петуха).

Игра «Коляда». 

В старину на колядки люди одевались разными животными – собаками, медведями. И мы с вами тоже нарядимся. Под музыку  будем передавать мешок по кругу, с окончанием музыки тот,  у кого мешок, достаёт маску, надевает на себя и передаёт дальше мешок по кругу с началом звучания  музыки.

Ах! Какие у нас замечательные зверята! Как настоящие!

Звери пляшут, веселят ребят.

Муз.рук.Что же ещё мой старинный сундучок приготовил?

Ой, да здесь мешочек волшебный, не простой, гадальный. В старину люди верили в приметы, предсказанья. Сейчас мы узнаем, кого и что ждёт в будущем!

Рассаживайтесь поудобней, начинаем!

Воспитатель  проходит с мешочком, дети достают разные предметы: ключик – к новоселью, пуговка – к обновке, цветочек – к подарку, конфетка – к сладкой жизни, копейка – к богатству, лента – к долгому путешествию, книга – много знать будешь, ложка – поваром будешь, карандаш – будешь красиво рисовать, бантик – попадёшь на праздник, картошка – будешь всегда с урожаем, шишка – в поход пойдёшь и т.д. (можно повторить предметы).

Ну вот, ребята, все мы традиции старинные выполнили: посидели рядком – поговорим ладком, весело танцевали, дружно играли.

Всем спасибо от хозяйки

И за игры, и за пляски,

За улыбки и за смех,

Благодарствую я всех!

Под музыку дети отправляются на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие экологического проекта "Путешествие в мир растений. Разноцветная клумба" для детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на  чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети  испытывают потребность в ...

Организационно – массовое мероприятие в рамках городского проекта «Умные каникулы» Игровая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка талантов»

Цель: содействие росту активности и интереса детей к проведению массовых мероприятий, сплочение детских коллективов....

Познавательно-творческий проект на тему: «Зимушка-зима» для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: познавательно – творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность проекта: среднесрочный - месяц (декабрь 2019г).Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.Акту...

Организационно – массовое мероприятие в рамках городского проекта «Умные каникулы» Игровая программа для детей старшего дошкольного возраста «В гости к дедушке Фольклору»

Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России (указ от 30.12.2021 № 745). Одна из приоритетных задач педагогов в рамках реализации программы воспитания – приобщать во...

Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".

Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...

Информационно исследовательский, творческий проект "Слава хлебу на земле"для детей старшего дошкольного возраста

ПроектТема « Слава хлебу на столе»Для детей старшего дошкольного возраста   Вид проекта:  информационно — исследовательский, творческий.Срок реализации:  дол...