Конспект занятия"В старину учили так"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

Замечательное занятие, познавательное!Знакомство с историей создания ручки,Как учили детей в старину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no4.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Барченко Тамара Николаевна-педагог дополнительного

   Образования ГБДОУ д/с №100 Фрунзенского района.

                             Конспект № 4

     Тема:  «  Как учили в старину»  

Программные педагогические задачи:

1.Развивать интерес и желание знать прошлое человека.

2.Поддерживать интерес, обогащая их новыми знаниями.

3.Дать элементарные понятия о том, как учились дети в

   старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться

   зимой в день святого Наума.

4.Познакомить детей с праздником святого Наума.  

5.Познакомить с историей ручки, гусиного пера,

  процессом её преобразования человеком.

6.Учить понимать назначение и функции ручки, её  

  необходимость в жизни человека.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА  СЛОВ: церковно-приходская школа, дьяк, гусиное перо, непроливайка-чернильница,

 

Материал: угольки, бумага,  гусиное перо, чернильница-непроливайка, видеофильм, ручки разные, иллюстрации по теме. 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Хозяюшка:

                 Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу.

                 Посидим рядком, да поговорим ладком!

                 Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Совсем большие стали, подросли.Скоро в школу пойдёте.

Как вы думаете, прошли годы, а поменялось ли обучение детей? Задумывались ли вы, как учили школьников раньше?

О чём бы вы хотели узнать?

Дети: Когда появилась первая школа?

 Как учились дети?

 Кто их учил?

 Какие были у них учебники?

 Как долго уроки продолжались?

Хозяюшка: Вот, мои золотые, сколько много вопросов задали!

 В старину, с ранней весны и до поздней осени трудились   крестьяне в поле, чтобы прокормить большую семью, а зимой отдавали детей на учение в день святого пророка НАУМА, называемого в народе  Грамотником.

 

 Так и говорили: «Пророк Наум наставь на ум». В этот

день родители благословляли своих детей на ученье.

Дети: А кто такой Наум? И почему его называют

          Грамотником?

Хозяюшка: Наум-пророк, Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать. (Показ портрета.)

Хозяюшка: А как вы думаете, почему народ выбрал именно Наума покровителем грамоты?

Дети: Слова похожи! Ум-Наум, наверно.

Хозяюшка: Да, верно! Но есть и ещё причина!

 Именно с этого дня - 14 декабря начинали учить детей грамоте. Отсюда и название - Грамотник.

Дети: А почему зимой? Почему так поздно? Мы ведь осенью пойдём в школу!

Хозяюшка: Верно, дорогие мои! Ребятишки-то крестьянские шли учиться. Осень помогали в поле урожай собирать, а дети помогали и в поле и дома. Зимой работы поменьше, а зимой времени больше грамоту учить.

Дети: А какой школа была в прошлом?

Хозяюшка: Да и школой не назовёшь! Родители договаривались с учителем- приходским дьячком, т.е. помощником сельского священника. Поднимали детей в этот день ранёшенько, приговаривали:

         Поднимайтесь ранёхонько!

         Умывайтесь белёхонько

         В Божью церковь собирайтесь.

         За азбуку принимайтесь!

         Святой Наум наставит на ум!

Самое интересное, мои золотки, что девочек раньше в старину грамоте не учили! Считалось, что её основная работа растить детей да хозяйством заниматься. Вот и учили девочек шить, вязать, вышивать.

Дети: А  мне бабушка рассказывала, что детей наказывали! Ставили на горох за проказы!

Хозяюшка: Да, родители так наказывали! А учителю разрешалось бить плёткой нерадивых учеников.

Дети: Как это? Учитель - и бил плёткой? А за что?

Хозяюшка: Пока ни за что. Заранее, чтобы не озорничал, учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.

Давайте посмотрим  видеофильм. ( Просмотр и пояснение)

Хозяюшка: А учились писать детки гусиным пером!

Дети: А как писали гусиным пером?

Хозяюшка: Для письма годились только перья из хвостов гусей Перо макали в чернила и писали на бумаге. Чтобы чернила не стекали на бумагу и не делали клякс,

кончик пера расщепляли-делали небольшую щёлку, и когда нажимали на перо, по щели текли чернила.

(Показ пера, чернильницы)

Звучит музыка и домовёнок Кузя выглядывает из-за печки.

Кузя: Ой, ой , ой,  как интересно! Я тоже хочу попробовать написать что-нибудь пером!

Давайте вместе попробуем с ребятами что-нибудь написать.

Хозяюшка: Конечно! Берите по пёрышку и пробуйте. Хозяюшка: Сложно? Не торопитесь, аккуратно!

Хозяюшка: Наш великий А.С. Пушкин написал все свои сказки гусиным пером. А сейчас вы пишете ручкой.

Как она называется? (шариковая)

А почему так?

На конце ручки есть шарик, еле-еле заметный. Потрогайте кончик ручки, какой он? (твёрдый)

Хозяюшка: Ну, мои, славные! Много сегодня узнали. Надо и переменку, как в школе устроить.

Давайте поиграем.

Игра: «У дядюшки Трифона»

      или «У Маланьи, у старушки»( по желанию)

Хозяюшка: В следующий раз я расскажу вам, как учили дети азбуку, какие у них были перемены, какие оценки им ставили.

                   

                     

 

 

 

 

 

                       

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Конструктор лего- учит, забавляет, радует, организует"

В данном конспекте занятия дети с помощью конструктора лего изготавливают различные фигуры птиц, развивают мелкую моторику, конструктивные способности, воспитывается интерес к лего конструктору....

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

Конспект занятия на тему:"Учимся быть здоровыми на занятии по ознакомлению с окружающим миром"

В данном занятии детям даётся представление о том,какую роль играют деревья в нашей жизни.Как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья. Говориться о том,что надо бережно относ...

Конспект занятия "Современная старина "

Предлагаю вашему вниманию проект интегрированного занятия по приобщению старших дошкольников к истокам народно-декоративного прикладного искусства и изодеятельности....

конспект занятия " Преданье старины глубокой"

материал для воспитателей ДОУ...

Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»

Задачи:1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;3)Воспитывать любов...