Конспект занятия"В старину учили так"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) на тему
Замечательное занятие, познавательное!Знакомство с историей создания ручки,Как учили детей в старину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no4.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Барченко Тамара Николаевна-педагог дополнительного
Образования ГБДОУ д/с №100 Фрунзенского района.
Конспект № 4
Тема: « Как учили в старину»
Программные педагогические задачи:
1.Развивать интерес и желание знать прошлое человека.
2.Поддерживать интерес, обогащая их новыми знаниями.
3.Дать элементарные понятия о том, как учились дети в
старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться
зимой в день святого Наума.
4.Познакомить детей с праздником святого Наума.
5.Познакомить с историей ручки, гусиного пера,
процессом её преобразования человеком.
6.Учить понимать назначение и функции ручки, её
необходимость в жизни человека.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СЛОВ: церковно-приходская школа, дьяк, гусиное перо, непроливайка-чернильница,
Материал: угольки, бумага, гусиное перо, чернильница-непроливайка, видеофильм, ручки разные, иллюстрации по теме.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Хозяюшка:
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу.
Посидим рядком, да поговорим ладком!
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Совсем большие стали, подросли.Скоро в школу пойдёте.
Как вы думаете, прошли годы, а поменялось ли обучение детей? Задумывались ли вы, как учили школьников раньше?
О чём бы вы хотели узнать?
Дети: Когда появилась первая школа?
Как учились дети?
Кто их учил?
Какие были у них учебники?
Как долго уроки продолжались?
Хозяюшка: Вот, мои золотые, сколько много вопросов задали!
В старину, с ранней весны и до поздней осени трудились крестьяне в поле, чтобы прокормить большую семью, а зимой отдавали детей на учение в день святого пророка НАУМА, называемого в народе Грамотником.
Так и говорили: «Пророк Наум наставь на ум». В этот
день родители благословляли своих детей на ученье.
Дети: А кто такой Наум? И почему его называют
Грамотником?
Хозяюшка: Наум-пророк, Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать. (Показ портрета.)
Хозяюшка: А как вы думаете, почему народ выбрал именно Наума покровителем грамоты?
Дети: Слова похожи! Ум-Наум, наверно.
Хозяюшка: Да, верно! Но есть и ещё причина!
Именно с этого дня - 14 декабря начинали учить детей грамоте. Отсюда и название - Грамотник.
Дети: А почему зимой? Почему так поздно? Мы ведь осенью пойдём в школу!
Хозяюшка: Верно, дорогие мои! Ребятишки-то крестьянские шли учиться. Осень помогали в поле урожай собирать, а дети помогали и в поле и дома. Зимой работы поменьше, а зимой времени больше грамоту учить.
Дети: А какой школа была в прошлом?
Хозяюшка: Да и школой не назовёшь! Родители договаривались с учителем- приходским дьячком, т.е. помощником сельского священника. Поднимали детей в этот день ранёшенько, приговаривали:
Поднимайтесь ранёхонько!
Умывайтесь белёхонько
В Божью церковь собирайтесь.
За азбуку принимайтесь!
Святой Наум наставит на ум!
Самое интересное, мои золотки, что девочек раньше в старину грамоте не учили! Считалось, что её основная работа растить детей да хозяйством заниматься. Вот и учили девочек шить, вязать, вышивать.
Дети: А мне бабушка рассказывала, что детей наказывали! Ставили на горох за проказы!
Хозяюшка: Да, родители так наказывали! А учителю разрешалось бить плёткой нерадивых учеников.
Дети: Как это? Учитель - и бил плёткой? А за что?
Хозяюшка: Пока ни за что. Заранее, чтобы не озорничал, учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.
Давайте посмотрим видеофильм. ( Просмотр и пояснение)
Хозяюшка: А учились писать детки гусиным пером!
Дети: А как писали гусиным пером?
Хозяюшка: Для письма годились только перья из хвостов гусей Перо макали в чернила и писали на бумаге. Чтобы чернила не стекали на бумагу и не делали клякс,
кончик пера расщепляли-делали небольшую щёлку, и когда нажимали на перо, по щели текли чернила.
(Показ пера, чернильницы)
Звучит музыка и домовёнок Кузя выглядывает из-за печки.
Кузя: Ой, ой , ой, как интересно! Я тоже хочу попробовать написать что-нибудь пером!
Давайте вместе попробуем с ребятами что-нибудь написать.
Хозяюшка: Конечно! Берите по пёрышку и пробуйте. Хозяюшка: Сложно? Не торопитесь, аккуратно!
Хозяюшка: Наш великий А.С. Пушкин написал все свои сказки гусиным пером. А сейчас вы пишете ручкой.
Как она называется? (шариковая)
А почему так?
На конце ручки есть шарик, еле-еле заметный. Потрогайте кончик ручки, какой он? (твёрдый)
Хозяюшка: Ну, мои, славные! Много сегодня узнали. Надо и переменку, как в школе устроить.
Давайте поиграем.
Игра: «У дядюшки Трифона»
или «У Маланьи, у старушки»( по желанию)
Хозяюшка: В следующий раз я расскажу вам, как учили дети азбуку, какие у них были перемены, какие оценки им ставили.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Конструктор лего- учит, забавляет, радует, организует"
В данном конспекте занятия дети с помощью конструктора лего изготавливают различные фигуры птиц, развивают мелкую моторику, конструктивные способности, воспитывается интерес к лего конструктору....
Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3
Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...
Конспект занятия на тему:"Учимся быть здоровыми на занятии по ознакомлению с окружающим миром"
В данном занятии детям даётся представление о том,какую роль играют деревья в нашей жизни.Как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья. Говориться о том,что надо бережно относ...
Конспект занятия "Современная старина "
Предлагаю вашему вниманию проект интегрированного занятия по приобщению старших дошкольников к истокам народно-декоративного прикладного искусства и изодеятельности....
конспект занятия " Преданье старины глубокой"
материал для воспитателей ДОУ...
Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»
Задачи:1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;3)Воспитывать любов...