Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»
план-конспект занятия (старшая группа)
Задачи:
1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;
2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;
3)Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rodoslovnayabelokamentseva_m.l.docx | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 62
Конспект занятия
«Родословная - старинная
русская традиция»
Составила:воспитатель
Белокаменцева Марина Леонидовна
Новочеркасск
2021 г.
Задачи:
1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;
2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;
3)Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.
Демонстрационный материал:
-рисунки из серии «Славянская семья»-«Кузнец», «Славянская семья».
Предварительная работа:
-повторение терминов родства (бабушка, дедушка, мать, отец, племянник, сын, внук, дочь, муж, жена), ласковых, уважительных старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. (Показывает рисунок «Славянская семья»)
- Что изображено на рисунке? (ответы детей)
- Этот рисунок отображает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (рассказывает о прошлом)
- Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (одежда людей необычная, старинная).
-Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, сверху на голову повязывали платочки)
-Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке живут в современной квартире? (нет, они живут в избе)
-Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (деревянные ложки, кубки, ухват с глиняным горшком, прялка).
Прялка - удивительный предмет! Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки, скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.
Воспитатель:
- Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, как жила раньше семья. Мы как бы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные).
-Как можно назвать их одним словом? (Семья).
-Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья.
-Пожалуйста, подумайте и скажите: кто кем кому приходится в этой семье?
-Посмотрите на рисунок и скажите, кто здесь самые старшие члены семьи? (Дедушка и бабушка).
-Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится бабушке и дедушке? (Он их сын).
-Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки дедушки и бабушки).
-Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают уважение к старшим членам семьи).
-Да, в старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем их слушались, не смели им перечить, не перебивали, не капризничали. Родители учили своих детей и внуков всему, что умели сами , и передавали свой жизненный опыт. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением и уважением. Дети во всем помогали родителям. Посмотрите, художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали любовь к труду, трудолюбие.
Воспитатель:
- А чем в это время занята сама матушка? (Она прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой - своей племянницей)
- А кто такие племянники? (Это дети братьев и сестер).
- Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (да, на этом рисунке в избу входит ее отец).
Воспитатель:
- Семьи в старину были большими и дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были очень гостеприимными, хлебосольными, гостей встречали хлебом и солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи.
(Проводится народная подвижная ши хороводная игра).
Воспитатель:
-Обычай- это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день.
Обычаи передавались от отцов, и дедов детям и внукам и со временем станов...
- Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу).
-Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? (Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
Воспитатель:
-Какие хорошие замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.
-В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков.
Предки- это наши родственники, которые жили до нас, перед нами.
Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, о своих дедушках и бабушках, о своих предках, о своих родных, об истории своей семьи. Так создавалась родословная семьи, где знали имена, отчества и фамилии всех своих родных, знали, чем они занимались и где жили.
-Давайте и мы придумаем имена членам этой дружной семьи (дети предлагают и обсуждают: дедушка-Петр Васильевич, бабушка-Тамара Ивановна, отца назовем Иваном Петровичем, а мать-Екатериной, дядю-Алексеем, сыновей-Михаилом, Данилой, и Ильей, дочь-Софьей, а маленькую племянницу-Аннушкой).
Воспитатель:
-Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества и прозвища. Например Иван - сын Петра (Петров сын внук кузнеца - Кузнецов внук. Так и появились фамилии. Так, предком этой семьи был кузнец (выставляется рисунок), и фамилия у них произошла от кузнеца - Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых.
- А родословная идет от дедушки и бабушки, потому что они самые старшие члены семьи.
Воспитатель раздает детям заранее приготовленные листочки с именами рода Кузнецовых и на доске дети с помощью воспитателя строят родословную семьи:
Воспитатель:
- Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: бабушек и дедушек, мамы и папы и поколение детей. У нас получилось три поколения Кузнецовых. Дома вы с родителями можете составить родословную своей семьи и узнать историю своей семьи: ее корни, ее обычаи и традиции.
-А наше занятие окончено. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания "Семейные традиции и праздники"
Конспект родительского собрания "Семейные традиции и праздники"...
Конспект занятия по краеведению "Традиции Севера"
для подготовительной группы...
Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»
Конспект занятия к совету педагогов на тему русских традиций....
конспект родительского собрания "Семейные традиции"
Раскроем значение понятия "семейные традиции" . Узнаем о их значении в воспитании и развитии ребенка.Вспомним поговорки, поиграем в игру "вопрос-ответ". Обратимся к традиции XX века, мастерить кукол с...
Конспект занятия "Родословная моей семьи"
Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими...
Конспект комплексного занятия. Тема: “Традиции толерантности в культуре народов Кавказа ” Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности.
Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....
Тематическое занятие "Родословная Деда Мороза"
«Родословная Деда Мороза». Этот дедушка из детства С белой славной бородой, Самый добрый, самый щедрый Хоть он старенький, седой. 18 ноября в России официально празднуют День рождения Деда Мороза. Ка...