Конспект ООД «Преданья старины глубокой. Русский народный костюм»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры детей.
Задачи:
- Формировать представления детей о русском национальном костюме, деталях его наряда.
- Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.
- Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, корректировать свою деятельность.
- Обогащать словарный запас детей - словами (рубаха-косоворотка, сарафан, кокошник, кушак, передник, лапти).
- Развивать личность способную ориентироваться в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_istoki.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Преданья старины глубокой. Русский народный костюм»
Цель: Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры детей.
Задачи:
- Формировать представления детей о русском национальном костюме, деталях его наряда.
- Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.
- Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, корректировать свою деятельность.
- Обогащать словарный запас детей - словами (рубаха-косоворотка, сарафан, кокошник, кушак, передник, лапти).
- Развивать личность способную ориентироваться в современном мире.
Материал:
- Инсценирована выставка старинной одежды: рубаха – косоворотка, портки, сарафан, кокошник, венок, кепка, лапти;
- Подготовлен музыкальный репертуар к занятию;
- Разработаны дидактические игры на индивидуальных карточках с заданием на каждого ребёнка;
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок;
- Слушание русской народной музыки;
- Знакомство с традициями и обычаями русского народа;
- Рассматривание одежды на репродукциях известных художников;
- Разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде;
- Проведение интегрированных занятий о русском быте.
Ожидаемые результаты от данной работы:
- Формирование у детей духовно — нравственных ценностей;
- Приобщение к истокам отечественной культуры;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Развитие игровых навыков через познание русского народного фольклора.
I Часть.
Воспитатель: Каждый день люди говорят друг другу «здравствуйте!» А что означает это слово? Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься. А на Руси со словом «Здравие» принято было ещё и поклон отвешивать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Гости улыбнулись, они вам рады, давайте порадуем друг друга улыбкой и начнём заниматься. Повернитесь ко мне.
- Вспомним наше правило поведения на занятиях: (все вместе) - говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.
- Ребята, я приглашаю вас на выставку одежды. Хотите? Но прежде я хочу узнать:
- Для чего нужна одежда? – ответы детей
- Что было бы, если бы одежды не было? – ответы детей
- Одежда – это хорошо или плохо? – ответы детей.
Воспитатель: Одежда – это хорошо, когда она красива и удобна для человека.
- Сегодня мы с вами пойдем на выставку русской одежды. Давайте повторим правила поведения на выставке: не толкаться, спокойно разговаривать, экспонаты руками не трогать. А расскажут нам об одежде наши экскурсоводы.
2 Часть:
Мы оказались с вами на выставке. Давайте познакомимся с нарядами поближе.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Ребенок экскурсовод 1: Я хочу вам рассказать про русский костюм, который носили мужчины на Руси. Этот костюм состоял из рубахи-косоворотки и штанов, которые называли портки. Такие обычно носили мужчины. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком.
Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Пояса , как и одежда были и праздничные, красиво расшитые, и белые с небольшой тесьмой, и для разных случаев свой пояс. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег). Также в наряд мужчин входили штаны, их называли портки, заправлялись они в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.
Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:
- Нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
- Наплечные – охраняли руки,
- Наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
А вот детская одежда славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.
Воспитатель: Спасибо Никите за его рассказ, а мы продолжаем нашу экскурсию. Как уже говорил Никита - основу любого русского костюма составляла рубаха. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Кто из вас догадался, почему она так называется?
-Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Это сложное слово, оно составлено из двух простых слов. Из каких слов состоит это слово? (косой+ ворот = косоворотка). От этого и название такое.
Воспитатель: Вы наверное засиделись – предлагаю поиграть в русскую народную
Игру «Где был Иванушка».
Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
А курочка по зернышку (Дети показывают, как курочка клюет)
В сеничках клюёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Индюшонка.
Индюшонок шалды - балды (Дети показывают, как индюшонок крылышками машет)
Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
А курочка по зернышку (Дети показывают, как курочка клюет)
В сеничках клюёт.
Воспитатель: Мы продолжаем нашу экскурсию и поговорим о женском костюме.
Ребенок экскурсовод 2- Раньше на Руси основой женского костюма являлась длинная рубаха. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали орнаментом. А поверх рубахи надевали сарафан. Что же такое сарафан?
Сарафа́н — народная русская женская одежда. Длинное до пола платье, чаще всего без рукавов, которое одевали поверх рубахи.
А в южных районах России модницы поверх рубахи надевали понёву или юбку.
Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник. Передник щедро украшался вышивкой, Еще была такая одежда, как епаничка - легкая кофточка, короткая, свободного покроя красиво украшенная и душегрейка- теплая жилетка украшенная мехом, кожей, вышивкой. Так же одежда разделялась на праздничную, повседневную, венчальную, траурную.
Праздничная от повседневной отличалась, более богатой вышивкой и особенным украшением. Траурная одежда состояла из длинной рубахи серого, цвета без всякого украшения.
Венчальная –красивая юбка, с определенным орнаментом, красивым красным поясом-кушаком, белой, из тонкой ткани рубахи, с богатым кружевным воротником и такими же расшитыми рукавами.
Как и в мужском костюме преобладал в женских костюмах красный цвет. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был хранить и оберегать владельца от разных напастей.
- Вот такие наряды носили раньше на Руси женщины и мужчины. Как мы уже слышали вся одежда была украшена вышивкой, разным орнаментом, и каждый орнамент что то значил.
А про орнаменты нам расскажет следующий Ребенок экскурсовод-3
- В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
- Нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
- Наплечные – охраняли руки,
- Наподольные – не давали пробраться злым силам снизу
- Главные элементы в вышивке-обереги охраняющие от злых сил.
- Звезда Алатырь--Восьмилепестковая звезда, древний символ оберег вышивался для людей, которые собирались в длинный опасный путь.
- Берегиня - это великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», породившая все живое. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. Берегиня – женский образ - защитница людей от всякого зла, добрая которая оберегала очаг, детей,
- Мировое дерево- символ жизни, центр мира. Если женщина вышьет рушник с деревом своего Рода, тогда и семья будет крепкой, и здоровье не покинет.
- Коловрат (Свастика) — это символ Солнцеворота- смена дня и ночи, он выражает единство рода.
- Орепей-Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Самый распространенный символ орнамента русской вышивки. Гребенчатый ромб, известный под народным названием “орепей”, или “арепей”. Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с точкой внутри - символ "засеянной земли", то есть плодородия, в том числе женского.
- Так же орнаменты подразделялись на растительный и геометрический. Растительном орнамент состоял из своеобразных растений, трав, цветов, бутонов, ягод, листьев и плодов деревьев. А в геометрическом преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, птиц, зверей и слегка упрощены в изображении. Например: Дом-прямоугольник, ромб, круг- солнце, квадрат с треугольниками по углам -усадьба с оберегами, волнистая линия-вода, Берегиня -хранительница рода, квадраты в виде креста-плодородие.
- Цвет в вышивке тоже имел большое значение: белый цвет-символ чистоты.
- Черный – цвет земли и скорби.
- Красный цвет- обозначает солнце, тепло, здоровье, жизнь. Самые старинные вышивки выполнены красными нитями по белому фону или наоборот. Другие цвета стали добавлять позже, но и тогда красный сохранил свою роль.
Воспитатель:
Воспитатель: А сейчас я приглашаю Вас за столы, давайте поиграем в настольную игру
«Собери орнамент»
Каждый собирает свой узор, а затем составляют общий орнамент.
Воспитатель: Дальше рассматриваем экспонаты. И, наконец, головные уборы, про них нам расскажет
Ребенок экскурсовод 4.
Головные уборы у русских были разнообразными по форме.
Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:
- кокошники, ленты, венки /девичьи/;
- платки и чепцы – носили взрослые женщины.
Кокошник нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник.
- Женщины на Руси носили ещё и чепец. Прятали все волосы под чепец. Давайте хором скажем: чепец.
- А сверху чепца одевали платок.
Мужской головной убор – кепка или картуз. Кепку носят и по сей день, только внешний вид у неё немного изменился.
Воспитатель: - Вы слышали такое выражение «опростоволоситься»? Что это значит?(опозориться)
- И это выражение связано с историей. Сорвать головной убор с женщины считалось оскорблением, позором, отсюда и вышло выражение: «опростоволоситься». Значит, сделать что- то неправильно, опозориться. Сейчас же ходить с непокрытой головой красиво, а поговорка осталась и по сей день.
- 3 Часть:
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, все были внимательными и многое узнали. А за ваши старания полагается развлечение.
Игра - развлечение «Иголочка с ниточкой»
Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".
Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: "Русский народный костюм".
Знакомим детей со своими истоками....
Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме: «Преданья старины глубокой»
Цель: создание педагогических условий для становления нравственно- патриотических качеств личности ребенка дошкольника через ознакомление детей с традициями и обычаями народов родного края. Задач...
конспект занятия " Преданье старины глубокой"
материал для воспитателей ДОУ...
Конспект практического занятия «Преданья старины глубокой»
Актуальность темы:С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, яз...
КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Задачи:1. Образовательные:- познакомить детей с русской избой, с предметами ...
Методическая разработка " Преданья старины глубокой.Русский народный костюм"
Цель: приобщать дошкольников к истории национальной культуры, познакомить с историей русского народного костюма.Задачи:Закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме, о назначе...