Конспект занятия "Современная старина "
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа) по теме
Предлагаю вашему вниманию проект интегрированного занятия по приобщению старших дошкольников к истокам народно-декоративного прикладного искусства и изодеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gzhel.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Современная старина
ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:
1) развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приёмы работы кистью в изображении знакомых элементов;
2) познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись;
3) обратить внимание детей на её необычный колорит;
4) учить выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубые цветы, кайма;
5) учить детей рисовать кайму, а в центре цветок с лепестками («гжельская роза»);
6) вспомнить с детьми характерные особенности разных видов декоративно-прикладного искусства, с которым мы уже познакомились: филимоновская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись (золотая хохлома).
МАТЕРИАЛ
Изделия гжельских мастеров.
Таблицы с элементами образцов гжельской росписи, цветов, бордюров.
Круглые кусочки белой ткани (размер 30х30 см).
Кисточки № 5 , стаканчики для воды с подставками, гуашь синяя и голубая, салфетки для просушивания кисточек, клеёнчатые салфетки под ткань.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Беседы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.
2. Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
3. В системе проводили занятия по приобщению детей к истокам народного искусства.
4. Индивидуально учим детей навыкам в составлении узора, используя элементы той или иной народной росписи.
5. В системе с детьми проводили занятия по патриотическому воспитанию и изодеятельности отдельными блоками по каждому виду народных промыслов ( Филимоново, Дымка, Хохлома).
6. Рассматривали изделия народных мастеров, которые имеются в группе.
7. Знакомили детей вкратце со сведениями о народных промыслах, их истории и развитии.
Занятия проводилось под р.н.музыку «Светит месяц…».
ХОД ЗАНЯТИя
Педагог говорит о том, что у них сейчас будет небольшая экскурсия по местам народных промыслов, с которыми они уже познакомились. Затем подводит их к столику, где расположены Филимоновские игрушки – свистульки, спрашивая детей о том, каких мастеров и откуда эти игрушки.
Ребёнок рассказывает о том, что: «В деревне Филимоново, Одоевского района, Тульской области находится хорошая белая глина, и с давних пор уже девочек 7-8 лет начинали учить старейшие мастерицы лепить свистульки. Затем обжигали их в печи, сушили и расписывали игрушки не кисточкой, а гусиным пером, анилиновыми красками, разведёнными на яйце, а затем продавали на ярмарках, базарах, в ближайший городах и в самое Туле.
Педагог: Хорошо, дети, а скажите, какие элементы филимоновской росписи использовали народные мастерицы?
Ребёнок: Все фигурки по обожженной глине разрисовали полосами: красными, жёлтыми, синими, зелёными на белом фоне, ещё точки, ёлочки. От этих полос в глазах рябит, как от солнышка.
Педагог: Ну, а какие были игрушки.
Дети: это зайчики, кони, козлики, барашки, птицы, барыни, солдаты. Смешные получались свистульки: у всех животных сильно-сильно вытягивали шеи, так, что коровы были похожи на жирафов, а медведи на змей-горынычей. Игрушки должны быть очень красивыми, добрыми, весёлыми, чтобы глянул человек на них и сразу полюбил.
Педагог: Ну, а теперь, ребята, подойдём вот сюда (подводит к полочке, где расположены промыслы дымковской росписи).
Педагог: А спрошу вас, что же это за промысле? Чьих мастеров?
Дети отвечают: Дымковская игрушка. Эти игрушки тоже сделаны из глины, только не в Тульской области, а в другом месте.
Педагог: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, слобода вся будто в дымке. Всю зиму женщины Дымково лепили свистульки: барынь, нянь, индюков, похожих на жар-птиц, коней. В городе Вятке раньше был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный праздник был. Весь город 3 дня гулял с музыкой, с качелями, каруселями, с плясками, песнями, с непрерывным заливистым свистом. Оглашалась свистом вся округа, потому и прозвали праздник «Свистунья». Каждая семья покупала на ярмарке дымковские глиняные свистульки и игрушки. После праздника, зимой, эти игрушки ставили в окна между стёклами, они украшали дома. Эти игрушки необыкновенно нарядны! Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её разными оборками, волнами, накладными цветами. Дальше – обжиг в печах, побелка. Роспись – только по белёному. Краски особенные – яркие, блестящие, а в узорах, в основном, круги.
Дымковские мастерицы немного волшебницы. Вот индюк превратился в настоящую жар-птицу. Посмотрите, какой индюк теперь огромный и необыкновенный, хвост которого горит, как многоцветное солнышко! А какая корона на голове! Делать игрушку, нужен особый талант.
Ребята, скажите, а какие элементы узора используются в Дымковской росписи?
Дети: Используются пять основных элементов: круги, волнистые линии, точки, горошины и клетки.
Педагог: А какие краски используют мастерицы?
Дети: Краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие.
Педагог: А ещё, чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, Дымковские игрушки после росписи, покрывают тонким слоем яичного желтка. А потом довольно «хитрая работа» - «сажать золото». Мастерица легко касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам – на кокошник, оленям – на рога , и т.д. И засветились игрушки!
Педагог: А помните, мы с вами учили на занятиях стихотворение о селе Дымково: «Дым идёт из труб столбом…» Кто прочёт, пожалуйста!
Ребёнок читает:
Дым идёт из труб столбом,
Словно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое "Дымково" назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, кисточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Педагог: Спасибо, очень хорошо, но мы больше не будем задерживаться и пойдём к другим мастерам ( подходит к полке, где находится Хохлома). Спрашивает: А, что же это за промысел? Что за красавица роспись?
Дети (хором): Это Золотая Хохлома.
Педагог: Ну, а кто, ребята расскажет, где же этот промысел родился?
Ребёнок: Издавна делали да расписывали посуду в заволжских деревнях: Сёмино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут её хохломской. А почему? Катят гружённые подводы вдоль малой речки Узолы. Погромыхивает деревенский товар. Везут его в большое село Хохлому. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по ярмаркам. Так и повелось – Хохлома, да Хохлома. Вот и зовут по сей день золотую утварь Хохломской.
Педагог: Правильно. А хотите узнать, как же началось это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу птица-жар. Он и её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи идёт от древних мастеров-живописцев.
Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду, ещё раз покрывают маслом и обжигают. После обжига посуда превращается в золотую. Стали называть Хохлому во всём мире золотой.
Скажите, дети, а какие характерные особенности элементов в хохломской росписи?
Дети: Это завиток, ягода, Кудрина, листья, цветы и травка.
Педагог: А какие краски используются?
Дети: Роспись на чёрном или золотом фоне, используются краски белого, жёлтого, зелёного цветов.
Педагог: Хорошо, мы познакомились с вами с Хохломой. А кто прочтёт стихотворение о Хохломе, которое мы учили на занятиях в группе?
Ребёнок:
Хохломские краски, алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, солнечные всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней Наша Хохлома!
Педагог: А теперь отправимся к мастерам чудесной росписи Гжель (подводит детей к полочкам, где находятся предметы Гжельской росписи.
Педагог: Полюбуйтесь на гжельскую посуду и скажите, какой основной цвет используют мастера?
Дети: Это белый фон и сине-голубые цвета, кайма.
Педагог: А сейчас я вам расскажу о мастерах гжельской росписи. Совсем близко, под Москвой в Раменском районе (село Гжель) ещё в XVI веке изготавливались из знаменитой гжельской белой-белой глины разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Само название «Гжель» выводят из глагола «жечь», обжигать глину. Во все времена посуда формировалась на гончарном круге и в гипсовых формах, а скульптурки и игрушки лепили вручную. Потом изделие обжигали при температуре – 1200 С. Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы, листья, написанные чёрным кобальтом по белому фарфору. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, легко выполненные кистью то еле заметным голубоватым, то насыщенно тёмно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз, когда на них смотришь. Правда, дети?
Красива и нежна гжель, как ясное небо, как белая лебёдушка. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок.
Как он называется?
Дети: Это «гжельская роза».
Педагог: Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми видами народных промыслов.
Педагог: Молодцы, ребятам» Мы знаем с вами, что элементами рисования Гжели являются синий цветок и синий завиток. Сейчас я хочу пригласить вас в ИЗО студию и попросить расписать гжельской росписью салфеточки .
Педагог: Проходите в ИЗО студию, садитесь за столы (дети садятся за столы, на столах расставлено всё необходимое для рисования).
Педагог показывает приёмы рисования гжельской синей розы, ветки, листьев, завитков и каймы.
Дети приступают к выполнению работы. Педагог ходит между столами, оказывая помощь нуждающимся детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия"В старину учили так"
Замечательное занятие, познавательное!Знакомство с историей создания ручки,Как учили детей в старину....
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"
Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...
конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа
Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...
конспект занятия " Преданье старины глубокой"
материал для воспитателей ДОУ...
Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»
Задачи:1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;3)Воспитывать любов...
Конспект занятия "Современная Нижегородская ярмарка"
Представлен материал по формированию представлений и современном значении Нижегородской ярмарки и закреплению знаний о промыслах Нижегородского края...