Проект для детей старшего дошкольного возраста "Русские народные традиции"
проект (старшая группа)
Проект в старшей группе по нравственно-патиотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_narodnye_traditsii_skopintseva.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №27”
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
Русские народные традиции
Разработала:
воспитатель
Скопинцева О.В.
Новокузнецк
2023
Проект«Русские народные традиции»
Цель: формировать и развивать личностные качества
ребенка как субъекта нравственно-патриотического
воспитания.
Задачи:
- учить детей ставить проблему, цель; планировать свои действия по достижению цели, соотносить цель и результат деятельности;
- развивать коммуникативные способности: умение строить общение со взрослыми и сверстниками;
- развивать художественный и эстетический вкус:способность к созданию выразительного художественного образа посредством театрализации, изобразительной деятельности;
- формировать и углублять знания детей о русском фольклоре;
- вызвать у детей интерес к устному народному творчеству на основе народного фольклора (сказки, песни, потешки, пословицы, заклички, загадки);
- воспитывать любовь к Родине, уважение к русским народным традициям, чувство гордости за свою страну.
Материалы и оборудование: народные игрушки, книги, репродукции, иллюстрации, декорации, соленое тесто, бумага, гуашь, маски.
Этапы проекта
Сроки | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействия с родителями | Продукт проекта |
1 день | Беседа «Ай да, матрешки!». Приложение № 1 Планирование деятельности. Приложение № 2 Рассматривание репродукции В.И.Сурикова “Встреча Масленицы” | Рисование “Как мы встречали Масленицу” | Беседа “Что вы знаете о народных традициях?” Анкетирование «Семейные традиции» | Выставка детских рисунков |
2 день | Занятие “Красная горка” (пасха) Приложение № 3 Рисование “Распишем пасхальное яичко” | Рассматривание иллюстраций с изображением пасхальных яиц | Изготовление яйца из папье-маше | Выставка пасхальных яиц |
3 день | Занятие “Музей народной игрушки” Приложение № 4 Лепка “Индюк” (соленое тесто) | Раскрашивание фигурки индюка | Подбор картинок, фотографий с изображением народных игрушек Создание альбома “Чудо-чудное, диво-дивное” | Альбом “Чудо-чудное, диво-дивное” Выставка детских поделок |
4 день | Беседа “Эти мудрые русские сказки” Приложение № 5 Театрализованное представление “Лисичка со скалочкой” Приложение № 6 | Дидактическая игра “Узнай сказочного героя” Рассматривание книг, иллюстраций | Консультация “Приобщение детей к народным традициям” | Ширма-раскладушка “Приобщение детей к народным традициям” |
5 день | Итоговое занятие “Русские посиделки” Приложение № 7 | Подвижная игра “Гори, гори ясно” | Участие родителей в подготовке и проведении праздника | Книжная выставка Мини-музей “Народная игрушка” |
Приложение № 1
Беседа «Ай да, матрешки!»
Цель: познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой, с историей возникновения; вызвать радость от общения с народной игрушкой; воспитывать эстетические чувства любования предметами декоративно-прикладного искусства.
Материал: игрушки: матрешка, кукла Барби
Ход.
- Сюрпризный момент
Загадка:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят в друг дружке.
В этой молодице
Прячутся сестрицы,
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. (матрешка)
- Проблемная ситуация.
Воспитатель выясняет у детей: знакомы ли они с матрешкой и хотят ли поближе с ней познакомиться.
- Рассказ воспитателя об истории возникновения этой игрушки.
- Рассматривание матрешки: из чего сделана, как расписана.
- Сравнение с современной игрушкой - куклой Барби.
- Дидактическая игра “Назови ласково”
Воспитатель предлагает назвать матрешку уменьшительно-ласкательными словами.
- Пальчиковая гимнастика
Вот веселые матрешки, разноцветные одежки,
Раз Матрена, два Малаша,
Мила три, четыре Маша,
А пятая крошечка, все зовут Матрешечка.
- Подведение итогов.
Приложение № 2
Планирование деятельности вместе с детьми
Цель: учить детей ставить перед собой цель, искать пути решения проблемы, планировать свои действия.
Материал: листы бумаги, фломастеры
Ход
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с матрешкой. матрешка – это народная игрушка, то есть ее делали простые люди, мастера для своих детей. Но есть еще очень много интересных народных игрушек (показ иллюстрации). Ребята, а вы хотите узнать об этих игрушках подробнее, попробовать самим стать мастерами и сделать народную игрушку?
Образы игрушек люди брали из жизни. Например, они передвигались на лошадях – дети играли в игрушечных лошадок и пр. чтобы лучше узнать про игрушки, нужно ближе познакомиться с традициями, обычаями, праздниками русского народа. Хотели бы вы познакомиться с праздниками и традициями русского народа?
Будем мы это узнавать постепенно. Давайте вместе составим план действий.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает план будущих действий и заносит на мнемодорожку условные обозначения:
- Как вы думаете, откуда мы можем узнать о том, какие были игрушки у детей, кто их делал, какие праздники отмечали на Руси? (от родителей, из книг, телевидения)
- Русский народ издавна любил повеселиться и устраивал обрядовые праздники. Совсем недавно мы отмечали один такой праздник, когда сжигали чучело. Что это был за праздник? И для чего его отмечают? Хотите ли узнать и побывать на других народных праздниках?
Есть еще один очень красивый праздник - праздник Пасхи, с которым мы с вами познакомимся подробнее.
- А еще мы познакомимся с народными игрушками, со сказками. И в конце нашего мероприятия мы проведем веселый праздник “Русские посиделки”
Приложение № 3
Занятие “Красная горка”
Цель: познакомить детей с историей возникновения русского народного календарно-обрядового праздника “Красная горка”
Материал: крашеные яйца, куличи, деревянные яйца-писанки.
Ход
- Сюрпризный момент: внести крашеное яйцо, рассмотреть.
- Рассказ воспитателя о веселом празднике – Пасхе.
- Показать иллюстрации с изображением пасхальных яиц.
- Русские народные игры с яйцами:
“Чье яйцо дольше покрутится”
Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше
Всех крутится яйцо.
“Катание яиц с горки”
Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель.
“Бой с яйцами”
Играющие произносят: “1,2,3! Мое яйцо окрепни”
Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры.
- Итог : что нового узнали?
Приложение № 4
Занятие «Музей народной игрушки»
Цель: создать условия для нравственного, интеллектуального, творческого, личностного развития детей посредством ознакомления с народными игрушками в условиях мини-музея.
Материал: игрушки глиняные, деревянные, ширмы.
Ход
- Рассказ воспитателя о музее.
- Определение темы музея: “Народная игрушка”
- Правила поведения в музее:
- ходить и разговаривать спокойно;
- трогать экспонаты только с разрешения экскурсовода;
- дослушивать рассказ экскурсовода до конца, затем задавать вопросы;
- в конце мероприятия поблагодарить экскурсовода.
4. Рассматривание игрушек на полочках-выставках.
5. Рассказ воспитателя об игрушках:
- дымковских
- филимоновских
- деревянных
6. Физминутка “Матрешка”
1 ребенок приседает в центре круга, остальные дети идут по кругу со словами:
Ах, матрешечка, матрешка
Аленький платочек, сарафан в цветочек
Мы тебя поили, мы тебя кормили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.
7.Творческая работа детей: зарисовка понравившейся игрушки.
8. Подведение итогов:
Что нового узнали? С какими игрушками познакомились? Что понравилось? Какие еще мини-музеи можно было бы организовать в группе?
Приложение № 5
Беседа “Эти мудрые русские сказки”
Цель: продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к сказкам.
Материал: русские народные сказки, иллюстрации.
Ход.
- Вводная беседа о сказках.
- Д/и “Узнай сказку”
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко,
Стали жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (теремок)
Ждали маму с молоком
А пустили волка в дом,
Кто же были эти
Маленькие дети? (козлята)
Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко…(петушок-золотой гребешок)
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…(колобок)
- Д/и “Назови сказочного героя”
Царь, три сына, стрела, болото (царевна-лягушка)
Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька (золушка)
Маленькая девочка, майский жук, крот (дюймовочка)
- Итог “Моя любимая сказка”
Ответы детей: «Моя любимая сказка …, потому что…»
Приложение № 6
Театрализованное представление по сказке
“Лисичка со скалочкой”
Цель: развивать диалогическую речь детей посредством театрализованной деятельности.
Материал: маски, элементы костюмов, атрибуты
Ход.
- Слушание сказки “Лисичка со скалочкой”
Воспитатель читает сказку.
- Беседа по содержанию сказки:
- С каким предметом лисичка в первый раз постучалась в избу?
- Как она собиралась ночевать?
- О чем она спросила хозяев утром?
- Какую песенку пела лиса, когда ушла от них?
- Чем закончилась сказка?
- Что можно сказать о лисе?
Физминутка “Лиса”
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лису перехитрим-
На мысочках убежим.
- Д/и “Закончи фразу из сказки”
…Рано утром лисичка встала, сожгла свою (скалочку)
…Где же моя скалочка? Давайте мне за нее (девочку)
…Хвостик, ты что делал? (я тебе мешал бежать)
- Драматизация сказки по частям
- Итог: что больше всего понравилось?
Приложение № 7
Итоговое мероприятие
“Русские посиделки”
Цель: познакомить детей с одной из форм общения в русских поселениях в прошлом – посиделками; прививать любовь к русскому фольклору.
Материал: русские народные одежды для детей, атрибуты русского быта: салфетки, самовар, деревянные тарелочки и пр.
Ход.
- Знакомство со сказочницей Марьей.
- Отгадывание загадок:
В руки ты ее возьмешь –
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная
Русская, двухрядная (гармонь)
Стоит в углу Арина.
Долгий рот разиня.
Пасть открывает
Что дают- глотает.
Зимой она ест и фырчит.
Летом голодная стоит (печь)
В животе его вода.
Нос крючком его всегда.
Очень громко он шипит,
Пока совсем не закипит (чайник)
Набита пухом,
Лежит под ухом (подушка)
- Пословицы:
- Родина – мать, умей за нее постоять
- Добро помни, а зло забывай
- Труд кормит, а лень портит
- Делу время, потехе час
4. Русская народная игра “Гори, гори ясно”
5. Драматизация сказки “Лиса и журавль”
6. Пение песен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай – родимый край!» Номинация – «Ремесла и традиции»
Пояснительная записка. Актуальность проекта: интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появило...
Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"
Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...
Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям народа коми»
Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края, способствующих поддержке детской инициативы для формирования духовно-нравственных ценностей....
Проект с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Традиции русского народа. «Народные ремёсла на Руси».
Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую слав...
Паспорт творческо-познавательного проекта для детей старшего дошкольного возраста «Народные праздники, народные традиции»
Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фолькл...