Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай – родимый край!» Номинация – «Ремесла и традиции»
проект (старшая группа) на тему

Малахова Валентина Викторовна

Пояснительная записка.

 

Актуальность проекта: интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста. Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.

 

Цель проекта: формирование у дошкольников духовных ценностей: интереса к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю.

        

Задачи проекта:

 -воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание ее сохранять;

- воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины;

 -развивать связную монологическую речь и диалогическую речь;

- развивать память, мышление;

- расширять знания о кубанском фольклоре, народных играх;

- дать доступные сведения о жизни казаков;

 -продолжать знакомить с народными кубанскими ремеслами.

 -способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край.

 

    Участники проекта: дети старшей дошкольной группы (5-6 лет), педагоги родители.

 

    Продолжительность проекта: 4недели.

 

   Этапы реализации проекта.

 Работа по реализации проекта осуществлялась в три этапа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50

муниципальное образование Усть-Лабинский район

Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста

«Люби и знай – родимый край!»

Номинация – «Ремесла и традиции»

Автор проекта: Малахова

Валентина Викторовна

ст.Некрасовская

2016г.

Пояснительная записка.

Актуальность проекта: интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста. Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.

Цель проекта: формирование у дошкольников духовных ценностей: интереса к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю.

         

Задачи проекта:

 -воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание ее сохранять;

- воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины;

 -развивать связную монологическую речь и диалогическую речь;

- развивать память, мышление;

- расширять знания о кубанском фольклоре, народных играх;

- дать доступные сведения о жизни казаков;

 -продолжать знакомить с народными кубанскими ремеслами.

 -способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край.

    Участники проекта: дети старшей дошкольной группы (5-6 лет), педагоги родители.

    Продолжительность проекта: 4недели. 

   Этапы реализации проекта.

 Работа по реализации проекта осуществлялась в три этапа.

 

1 этап – подготовительный

  • Выбор темы, постановка целей и задач.
  • Написание перспективного плана.
  • Знакомство педагогов с содержанием проекта.
  • Подбор литературы.
  • Изготовление наглядных материалов, создание макета казачьей хаты.
  • Подбор игрового материала.

 

2 этап – основной

  • Образовательные ситуации.
  • Беседы.
  • Чтение.
  • Рассматривание иллюстраций и картин.
  • Посещение мини-музея «Кубанская горница» и игровой площадки в деревенском стиле «кубанское подворье» на территории детского сада.
  • Разучивание народных кубанских игр.
  • Дидактические игры.
  • Работа с родителями.

 3 этап – заключительный

  • Презентация опыта для сотрудников детского сада.
  • Оформление проектной деятельности.
  • Подведение итогов, выводы по теме проекта.

    Ожидаемые результаты:

   Дети: 

- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

    - расширение знаний об истории родного края; самореализация.

  Педагоги:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- личностный и профессиональный рост; самореализация.

Родители: 

- повышение уровня личностного сознания;

- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;

    - самореализация.

План реализации проекта.

1 неделя.        

  1. Образовательная ситуация: «Кубанские ремесла».
  2. Беседы «Кузнецово дело», «Гончарное ремесло».
  3. Экскурсия «Комната Кубанского быта».
  4. Дидактические игры: «Отгадай, чей костюм?», «Кто больше пословиц назовет?», «Чей дом?»
  5. Рассказы об истории заселения Кубани.
  6. Конструирование «Подворье».
  7. Составление творческих рассказов «Кубанские традиции».
  8. Чтение рассказов из книги «Моя Кубань»        
  9. Инсценировка и драматизация: «Кубанская казачья ярмарка»
  10. Рисование: «Казачьи костюмы».
  11. Лепка «Кубанская посуда».
  12. Работа с родителями: «Беседы с родителями о важности знакомства с обычаями малой Родины»

2 неделя.

  1. Образовательная ситуация: «Кубанские промыслы»
  2. Беседа «Что такое лозоплетение?».
  3. Рассказы об истории заселения Кубани.
  4. Чтение рассказов из книги «Моя Кубань»
  5. Рассматривание альбома «Промыслы и ремесла на Кубани».
  6. Дидактические игры: «Одень казака и казачку», «Кому, что нужно для работы»
  7. Конструирование: «Улицы нашей станицы»,
  8. Составление творческих рассказов «Казачьи пословицы» - как я их понимаю. Инсценировка и драматизация: «Один день из жизни кубанских казаков»
  9. Рисование: «Казачье подворье».
  10. Лепка «Казачий кувшин»
  11. Работа с родителями: «Заочный родительский университет «Родной свой край, люби и знай».

3 неделя.

  1. Образовательная ситуация: «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
  2. Беседа «Искусство – ткачества»
  3. Рассказы об истории заселения Кубани.
  4. Рассматривание альбома «Кубанские узоры»
  5. Конструирование: «Казачья хата».
  6. Составление творческих рассказов «Кубанская речь и ее особенности»
  7. Инсценировка и драматизация: «Один день из жизни кубанских казаков»
  8. Рисование: «Роспись кубанской посуды», «Петриковская роспись».
  9. Работа с родителями:        

- «Папка-передвижка «Традиции Кубани».

- Семинар-практикум «О казачьих обычаях, традициях и народном творчестве». 

- Выставка рисунков. Учить расписывать кувшин по мотивам народно-прикладного искусства Кубани, передавая характерные элементы.

4 неделя.

  1. Образовательная ситуация: «Казачий хуторок»
  2. Беседа «Ремесло древодел»
  3. Рассказы об истории заселения Кубани.
  4. Оформление альбома детских рисунков «Чудеса Петриковской росписи».
  5. Конструирование: «Куклы наших бабушек»
  6. Инсценировка и драматизация: «Один день из жизни кубанских казаков»
  7. Рисование: «Тарелочка для казачки».
  8. Работа с родителями:        «Совместный детско-родительский мастер –класс «Изготовление атрибутов, костюмов для театральной деятельности»
  9. Развлечение: «На Кубани мы живем».

Используемая литература:

  1. Е.Г. Вакуленко, М.В. Мирук, О.В. Чуп, - Краснодар: издательство «Традиция»,

2008 год.

  1. Журнал -МАЛЬЦЕВА Л.В., ПОНОМАРЕВ Н.О. ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ГОНЧАРНОМУ РЕМЕСЛУ КУБАНИ / 12.02.2013

 Номер: Выпуск №1-2013 г.

  1. Маслов А.В. Кубанская старина: жизнь и быт казаков: элективный курс / А.В.Маслов. – 2-е изд. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2007.
  2. Иллюстрации и фото – ресурс «интернет»



Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация по познавательному развитию

по теме: «Ремесла Кубани»

(старший дошкольный возраст).

Цели и задачи: 

1. формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как части культуры народа.

 2. Познакомить с промыслами и ремеслами  Кубани, учить определять принадлежность продуктов ремесла к соответствующему помыслу.

 3. Развивать внимание, речь, умение анализировать.

 4. Воспитывать у детей любовь к своей Родине, своему поселку; вызвать у них интерес к народным ремеслам. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

 Материал: Фото с изображением достопримечательностей станицы, презентация на тему «Промыслы и ремесла Кубани», предметы народно-прикладного искусства, дети в костюмах казака и казачки, картинки.

Ход образовательной ситуации:

Звучит фольклорная кубанская музыка. Входят дети в кубанских костюмах, здороваются с детьми, называют свои имена.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сегодня к нам в гости пришли Мария и Иван. В каких нарядных необычных костюмах они пришли, такие костюмы носили жители Кубани и нашего поселка. Мужчин называли казаками, женщин- казачками

 Дети в костюмах рассказывают стих;

 Ты был на Кубани?

 А ты побывай

 Добрые люди-

 Прославенный край!

 Дети в костюмах: Ребята, посмотрите какие фотографии мы вам принесли, назовите, что вы на них видите?

 (фото демонстрируются)

 Воспитатель: Что вы видите? (Дети узнают и называют знакомые фрагменты и объекты поселка)

 Воспитатель: назовите как одним словом называется все, что вы увидели?

 Ответы детей: наша станица Некрасовская

Воспитатель обобщает: всё это наша малая Родина, наша станица, в которой мы живем.

 - Какая наша станица? (большая, красивая, и т. д.)

 - А построили ее наши дедушки и бабушки, которые жили на этой земле, были трудолюбивыми и талантливыми людьми, славили наш поселок, за что мы жители любим и гордимся им.

         Наши гости приглашают нас попутешествовать в старину, когда жители начинали строить поселок, узнать чем они занимались.

Демонстрируется презентация «Ремёсла и промыслы Кубани».

Посмотрите, какими ремеслами славилась Кубань?

 У каждого мастера было свое ремесло- работа. Их называли ремесленниками

  1. Бондарь изготавливал деревянные бочки без единого гвоздя.
  2. Шорники изготавливали обувь и другие изделия из глины.
  3. Гончар ваяет глиняную посуду.
  4. Кузнечное ремесло.
  5. Ткачество.
  6. Вышивка.
  7. Лозоплетение.
  8. Древоделы.

 

Вспитатель кратко комментирует каждый слайд, задает детям вопросы.

 Поясняет в конце:

 Всё это мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много-много лет подряд и до сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.

 После просмотра ребята в костюмах Иван и Мария приглашают поиграть в кубанскую народные игру «Петушок». 

 (Физкультминутка.) Игра «Петушок» дети ходят по кругу, произносят закличку:

 Солнце кто с утра встречает

 Песни звонкие спивает

 Спать мешает казаку…

 И кричит «ку-ку- ка-реку»

Останавливаются после слов «кричит», замолкают, а воспитатель показывает на того, кто должен произнести «ку-ку- ка-реку». Водящий угадывает и называет «петушка». Игра повторяется 3 раза.

Воспитатель: Иван да Мария принесли вам много предметов быта наших земляков сделанные руками кубанских мастеров. Мы их сейчас с вами рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства — вышитые полотенца, посуда, изделия из дерева и металла и т. п)

Дидактическая игра «Разложи правильно»

Детям предлагаются предметы старины: глиняный горшок, самотканый рушник, расписной самовар, глиняная расписанная чашка, макет каравая, жестяные украшения, овощная корзинка из лозы, 8 картинок с изображением ремесленников, ремесла. Воспитатель просит объединиться в несколько подгрупп, выбрать командиров. Воспитатель объясняет правила игры. Командиры походят к столу и берут любой из предметов, в группах они обсуждают какую картинку нужно взять со стола, чтобы она соответствовала данному предмету (к какому ремеслу относится). Дети в костюмах подходят к каждой подгруппе и просят объяснить выбор картинки. Воспитатель осуществляет помощь, поощряет детей, способствует самоконтролю (вовлекает детей других групп)

Воспитатель: ребята, наше путешествие походит к концу, нам пора прощаться с Иваном и Марией, поблагодарим их и пригласим их к нам еще в гости, а они к нам обязательно придут ещё. (Дети прощаются с ребятами и уходят.)

Рефлексия.

 - Вам понравилось наше путешествие?

 - Что вам понравилось в нашем путешествии? Почему?

 -Вы хотели еще отправиться путешествовать, куда?



Предварительный просмотр:

Приложение.



Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация по познавательному развитию

по теме: «Промыслы и ремесла на Кубани»

Цели и задачи:

 - познакомить детей с народными промыслами и ремеслами Кубани;

- развивать интерес к народному прикладному искусству, творческую активность, воображение, внимание, мышление;

- прививать детям любовь к родному краю;

- воспитывать уважение к культурным и национальным традициям.

- приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края;

- прививать детям  любовь к народному искусству;

- воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Ход образовательной ситуации:

Воспитатель: На Кубани живет славный, трудолюбивый народ, который прославил свой край. Краснодарский край называют по-разному: «Красавица – Кубань», «Жемчужина России», «Всенародная житница». Но для нас с вами – это, прежде всего Родина, отчий дом, любимый уголок России. Но главное его богатство народ.

Сегодня,  я предлагаю  отправится в интересное путешествие. Мы с вами узнаем, какими же ремеслами и промыслами славиться кубанский народ. Знать народные ремесла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Народные ремесла важная часть традиционной народной культуры. И чего только не умеют кубанские мастера! Из простых материалов создавались истинные произведения искусства. Вы хотите?

-А знаете ли вы, что означают слова «ремесло» и «промысел»?

Ремесло - профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом для личного употребления.

Промысел – создание и продажа большого количества изделий с целью получения прибыли (денег).

Промысловики на Кубани появились из более развитых областей России.

Коренные жители станиц – казаки занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое-либо мастерство, занимались этим лишь «для своих нужд». Для этих занятий нужно было сырье: животного, растительного или минерального происхождения. Каким сырьем был богат тот или иной район, этим ремеслом и занимались люди.

Кубанские народные ремесла насчитывают около 24 видов народных ремесел. Это художественная обработка соломы, кукурузной шелухи, кости, камня, стекла, кожи, вышивка, мережка, вязание крючком, спицами, лоскутковая техника - печворк, ковроткачество, ковроплетение, керамика, металлопластика, резьба по дереву, лозоплетение, кузнечное искусство, цветоделание, петриковская роспись.

В средние века ремесленники селились в городах по цехам (ремеслам): гончары, ткачи, кузнецы, сапожники, перчаточники. У каждого цеха было свое знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских: на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел и занятий людей. В Москве до сих пор есть улица Мясницкая, Кузнечный мост. В других городах можно пройти по улице Гончарной, Кузнечной, кварталам Резчиков и Ткачей, Соломенной площади.

1. Ткачество.

Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия девушки успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, скатерти, рубахи.

В доме наших предков прялка была чуть ли не самым главным предметом: она одевала всю семью. Скромную труженицу-прялку, как бы в благодарность за ее работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Славилось ткацкое полотно станиц Некрасовской, Старощербиновской, Успенской, Казанской. Но и до сих пор многие женщины умеют ткать холст, вязать крючком и спицами. Каждая кружевница превращается в художницу: из обыкновенных ниток у неё получается несказанная красота, которая дарит людям праздник.

2. Вышивка.

В небе солнца золотой клубочек

Сыплет нити лучиков-огней,

Собирают их девичьи руки

И узоры шьют на полотне.

-О каком ремесле говорится в этом стихотворении?

Вышивка - один из наиболее распространенных и любимых видов декоративно-прикладного

искусства. Ее произведения – это мир красоты и фантазии.

История вышивки начинается в глубокой древности. Дочь великого князя Всеволода, основала в Киеве школу, в которой учила искусству вышивки золотом и серебром. Вышивка на одежде выполняла охранные функции, поэтому располагалась на груди, у ворота, на рукавах. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий.

Вышивали одежду, предметы быта - скатерти, рушники, наволочки, кошельки, чехлы для мебели. В народном быту имел значение платочек. Он был символом верности и памяти о любимом человеке.

Внутри жилища особое место занимали атрибуты «святого угла», праздничные скатерти, рушники, одежда, предметы, использующиеся при выпечке хлеба. Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников. Основным видом вышивки является вышивка гладью и крестом.

 Промысел по обработке дерева является одним из самых распространенных. Сейчас почти все вещи в наших домах из магазина. А во времена наших прадедушек, каждую вещь в доме мастерили сами, да и дом-то возводили своими руками. Русский умелец, построив теплую избу, украшал резьбой наличники окон, ворота. Крышу избы украшал деревянный конек.

-Почему именно конь?

-Кто был у крестьянина первым помощником?

-Кто помогал пахать, боронить, возить сено?

Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.

Жилища, хозяйственные постройки, мебель, домашняя утварь, земледельческий инвентарь по традиции изготавливались из дерева. Печенко Николай - его работы украшают храмы нашего района.

4. Кузнечное ремесло.

- Ребята, знаете ли вы, кто такие кузнецы?

Кузнец.

– Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова, -

Раз, два – и готово!

Рассказывают, что каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Они умели подковать своих коней, ковали оружие и всякую домашнюю утварь. КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению. Прекрасные кузнецы жили в станице Старокорсунской. Они ковали топоры, подковы, вилы, лопаты.

5. Художественная ковка. 

Ковань – это художественное оформление из металлической полосы или прута. Тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.

6. Гончарное ремесло. 

«Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу». ( Глина )

- Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина?

- Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (Гончар)

- Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их на Кубани называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. Она стала пользоваться спросом.

ГЛЕЧИК – горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко, сметану. В КРЫНКАХ хранили варенье. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.

ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец. Тому, кто видел, как работает мастер за гончарным кругом, надолго запомнится чудесное превращение комка глины в красивый сосуд. Каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать её яркими красками.

Славились гончарным мастерством станицы: Пашковская, Губская, Надежная, Отрадная, Мостовская.

Вскоре гончары стали изготавливать и различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу.

7. Плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.

         Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Какие только не плели: и большие, и маленькие, и крошечные. Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы – большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для детей, столы, стулья. Мастера плетения живут и работают в станицах Полтавской, Марьинской, Старокорсунской, посёлке Пашковском.

На рынках Краснодарского края можно увидеть изделия на любой вкус: хлебницы, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

А как прекрасны панно из соломки – настоящее золотое чудо! В селе Успенском живут мастера по изготовлению картин из соломки: Козлов Валерий, Гудкова Надежда.

Сделав вещь своими руками, человек вкладывает в неё всю свою душу. Связывает культуру предков и нынешнего поколения. С помощью ремёсел передаются народные традиции, обычаи, культура.

Сколько сказочных мест у Кубани!

Городов у Кубани не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

И сегодня увидели внуки

То, что дедам не снилось вчера.

Золотые кубанские руки,

В каждом доме живут мастера!



Предварительный просмотр:

Беседа

«Быт и традиции населения Кубани»

(с использованием слайд-презентации)

Слайд №1. 

Едва весеннее солнце прогревало вершины курганов и степные дороги, как тут же на глазах зелёные ковры степей начинали менять свой облик. То там, то здесь у скопища высохшего бурьяна пробивались острые листья пырея и лазориков, появлялись из земли бледные верхушки лопухов.

В такие дни молодые семейные казаки, задумавшие построить собственную хату, уже начинали свои хлопоты. Верхом на лошади в свободное от работы время спускались вниз, к реке, где глинища и вода, выбирали место для будущего замеса: то ли здесь, у реки, то ли через дорогу от отцовского дома, на выгоне.

Издавна повелось в станице- каждый молодой хозяин строил собственную хату.

Одни похожие на черноморские мазанки, принадлежали черноморцам, другие высокие, построенные, с двух - и четырёхскатной крышей, с коридором во всю длину хаты с деревянным крылечком, как было на Дону,- линейцам.

Турлучные хаты и саманные жилища возводили обычно сообща: силами родственников, соседей. Друзей по службе, которые считали своим долгом помочь хозяину в этом добром деле.

Когда стены были уже возведены - неделю - другую давали им для «осадки». После чего приглашали плотника, тот вставлял в коробки окна, подгонял их, навешивал двери. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.

О камыше тоже нужно было позаботиться заранее: ведь им не только крыли хату, но и отапливали её в холодное время. В поисках камыша отправлялись далеко верхом на лошади.

На крышу хаты шёл крупный камыш - его стелили понизу, так и мелкий - на гребень. Во время работы мастер подбивал камыш доской, чтобы край крыши был ровным. Когда гребень хаты был уже готов, с двух сторон ставили фигурки гривастых коников или хвостатых петушков.

Слайд №2

Дальше хату мазали, белили. И вот наступал черёд входин (новоселья)- торжественных, с обязательным приглашением священника, гостей и родственников. Начинались песни за столом. Огневые пляски в перерывах, тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное: «Пусть на века стоит хата!» И что удивительно простояли!

 Вывод: Добротно, с любовью и старанием сделанные, они выдержали испытание временем, обладая неоспоримым достоинством: летом в них всегда было прохладно, а зимой тепло. Некоторые из них сохранились до наших дней!

С годами казаки стали жить богаче, саманные хаты строили всё реже. На смену им пришли кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашеными. Однако старую постройку не рушили, если стены её были крепкими, перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещеньем: кухней, кладовой.

И часто можно было видеть, как на широком казачьем дворе стояла старая, уже осевшая в землю хата, а с нею в ряд - новые, высокие крытые черепицей.

Слайд № 3

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме было две комнаты великая и малая хата. В малой комнате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно).

Слайд № 4.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки.

Слайд № 5.

Центральным местом в доме был «Красный угол»- «божница».

«Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких украшенных рушниками, и стоящего из одной или нескольких украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божницах» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение, венчальные свечи, пасхальные яйца, просвирки. Записи молитв, поминальные книжки.

Слайд № 6.

Рушник - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивались с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Слайд № 7.

Одна очень распространённая деталь интерьера казачьей хаты фотографии в деревянных рамках на стене, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. Да и в наши дни в станицах можно найти семейные фотографии в деревянных рамках.

Слад № 8.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века.

Казачки любили наряжаться, поэтому костюм имел для них большое значение.

Яркость, весёлость, независимость характера казачки отражались в нарядах. Широкая цветная юбка, богато вышитая рубаха, зипун или «кохта», на ногах сапожки или кожаные тапочки чувяки.

Слайд № 9.

Женская рубаха - сорочка старорусского покроя, выполняла одновременно роль нательной и верхней одежды. Традиционная женская рубаха была длинной, с длинными прямыми рукавами, с круглым немного присборенным воротом.

Холщёвые юбки на Кубани, носили в качестве нижних (спидница). Зипун - общепринятая верхняя одежда. Верхней одеждой была «кохта» прямоспинная, немного ниже колен. Она шилась на стёганой подкладке. Волосы женщины заплетали и укладывали в пучок. Шлычка- маленькая шапочка, состоящая из круглого донышка и узкого бортика, надевалась на пучок и затягивалась шнурком.

Слайд № 10. Казачий костюм.

Мужской казачий костюм состоял из военной формы и повседневной одежды.

Форменный костюм прошёл сложный путь развития, и на нём больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле, обмену, в том числе и культурно - бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из чёрного сукна, тёмные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха. Сапоги или наговицы.

Слайд № 11.

Рубаха - основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Повседневную одежду у казаков составляли сермяжные свиты, сшитые из домотканого некрашеного, грубого сукна. Свиты надевали прямо на рубашки.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т. е. снаряжения за свой счёт. Казака «справляли» задолго до того, как он шёл служить. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нёс сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет, заменить на гимнастёрку пехотного образца, бурку на шинель, а папаху на фуражку.

Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Слайд № 12.

Помни, брат, что у казаков: Дружба - обычай;

Товарищество - традиция; Гостеприимство - закон.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. Поэтому основу в формировании морально- нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде крепи веру Православную, ходи в церковь, соблюдай посты, очищай душу свою - через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому - то что-то можно, то нам нельзя - МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно - бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы.

Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далёкой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Мы постарались увидеть повседневную казачью жизнь изнутри, как вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты, как воспитывали детей. Традиции кубанского народа основаны на традициях казачества, без которых и в настоящее время сложно представить себе Кубань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»

программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан России....

Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. "Что я знаю о своей семье?"

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в партнёрстве со взрослыми....

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛЮБИМ, ПОМНИМ, ЧТИМ» К 70-ю Победы в Великой Отечественной войне

Цель: формировать нравственные качества детей через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.Задачи: -...

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Люби и знай, свой родной край".

В проекте раскрывается как, какими средствами , способами воспитывать духовно-нравственные, патриотические чувства у старших дошкольников....

Паспорт творческо-познавательного проекта для детей старшего дошкольного возраста «Народные праздники, народные традиции»

Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фолькл...