Краткосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Народные традиции. Масленица широкая»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект по духовно-нравственному воспитанию
«Народные традиции. Масленица широкая»
МБОУ «Гимназия», «Россиянка»
Вид проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 1неделя
Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы №13 «Меморинка» (5-6 лет), родители.
Подготовили и провели воспитатели: Еремизина А.В., Наумова С.В. 2024 г
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей.
Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.
Цель: Воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского народа.
Задачи проекта:
Обучающие:
расширить представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие:
развивать коммуникативные способности;
развивать память, мышление, внимание;
развивать интерес к русским народным традициям;
развивать художественно-творческую деятельность путём ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры в рисовании, лепке, аппликации.
Воспитательные:
содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
формировать любовь к Родине, её традициям.
Реализация проекта через образовательные области:
Познавательное развитие:
НОД, беседы, дидактически игры, совместная деятельность, загадывание загадок.
Речевое развитие: Чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен.
Социально – коммуникативное развитие:
Тематические беседы, просмотр мультимедийной презентации, просмотр мультфильмов.
Художественно – эстетическое развитие: Изобразительная деятельность, прослушивание русской народной музыки, совместный праздник детей и педагогов.
Физическое развитие: Подвижные игры, хороводные игры, народные игры -забавы.
Предполагаемые результаты:
- Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
- Имеют представление о различных жанрах устного народного творчества, народных праздниках, играх;
- Владеют знаниями масленичной кухни;
- Сформированы навыки рисования куклы Масленицы;
- Усвоены традиционные культурные эталоны не только детьми, но и их родителями и сотрудниками детского сада.
Продукт проектной деятельности:
- Оформление выставки рисунков «Масленица»;
- Изготовление тряпичной куклы - «Кувадки»;
- Консультация для родителей на тему: «Широкая Масленица». Обмен рецептами блинов в родительской группе;
- Посещение комнаты русского быта «Горницы»;
- Развлечение «Масленица широкая».
Продукт совместной деятельности детей и родителей:
- Приготовление блинов. Организация праздничного чаепития.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап (информационно-накопительный):
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);
•Подготовка методического материала (конспекты НОД, презентации, игр, совместной деятельности, т.д.)
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
2.Основной этап (организационно-практический):
Понедельник - «Встреча»
– Беседа: «Что такое Масленица». Объяснение детям, почему первый день Масленичной недели называется «Встреча».
- Просмотр мультимедийной презентации «Русские народные традиции. Масленица»;
- Совместная деятельность – рисование на тему «Госпожа Масленица»;
- Отгадывание загадок о зиме и весне.
Вторник - «Заигрыш»
-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях, лошадях
-Заучивание закличек, загадок, частушки, пословиц о Масленице;
- Разучивание песни «Ой, блины мои блины...»;
-Народная игра - забава «Золотые ворота?»;
- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк».
- Консультация для родителей «Готовим вместе с детьми: Общение,удовольствие,польза»;
Среда - «Лакомка»
- Беседа о значении названия «Лакомка»- пекли и вдоволь ели блины;
- Беседа «Значение и символика блинов»;
- Лепка блинчиков из лёгкого пластилина;
- Посещение комнаты русского быта «Горница».
Четверг - «Разгуляй»
-Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь, развлечься, поиграть;
- Катание на санях, с горки на ледянках.
Пятница – «Тёщины вечёрки»
- Объяснение значения сочетания слов «тёщины» и «вечёрки»;
- Разучивание р.н. песен;
- Разучивание частушек;
- Беседа о двух последующих днях «Золовкины посиделки» и «Проводы зимы. Прощенное воскресенье»;
- Чаепитие в «Горнице».
3. Заключительный:
- Оформление выставки рисунков «Масленица»;
- Развлечение «Масленица широкая».
Обобщение: В ходе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народных промыслов, праздника Масленица, узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время. Дети с удовольствием заучивали песни, заклички , загадки , поговорки о Масленице . На прогулке дети с удовольствием играли в народные игры - забавы; водили хороводы.
Родители детей приняли активное участие в организации чаепития. Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями, на расширение знаний о народном празднике Масленица.
Сценарий праздника
«Масленица широкая»
для детей старшего возраста
Действующие лица: ведущая в русском народном костюме, скоморох, Масленица.
Атрибуты: обруч, мячи, деревянные ложки, народные костюмы для детей и взрослых.
Скоморох:
«Собирайся, народ! Масленица в гости ждет!
А зовем мы тех, кто любит веселье и смех!
Ждут вас игры, шутки — скучать не будем ни минутки!
Масленицу встречаем — веселье начинаем!»
Ведущая: «Ребята, а вы знаете, какой сегодня праздник?! Давайте все вместе назовем его.
Мы сегодня собрались, чтобы отметить Масленицу как это делали в старину. Обещаете веселиться и не скучать? А чтобы наш праздник начался, давайте позовем Масленицу!
(Дети дружно кричат «Масленица»).
Выход Масленицы.
Масленица:
«Я — Масленица белая, румяная,
Платье новое, побеленное,
Брови черные, наведенные!
Дети, ближе ко мне подходите
И хоровод заводите!»
Становитесь, ребята в круг, будем в игру играть: «Шел козел по лесу».
Дети идут по кругу, произнося слова и выполняют движения согласно тексту.
После этого Ведущая загадывает загадки:
Праздник мой лишь раз в году
На недельку к вам приду.
Радость всем я принесу
И блинами угощу (Масленица)
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и сразу в рот! (Блины)
Пышные, румяные,
Пламенно-огненные.
С ободочком-корочкой,
С мёдом ешь, с икорочкой. (Блины)
Чудо-праздник на дворе
Говорит: «Конец зиме!»
Пора чучело сжигать,
Красно солнышко встречать. (Масленица)
Ведущая: «Скоморох, а ты знаешь в какие игры играли в старину на Масленицу?
Скоморох: Да, знаю одну игру интересную.
Скоморох рассказывает правила игры
Игра «Золотые ворота».
Скоморох объясняет правила игры. Дети играют в игру под соответствующее музыкальное сопровождение.
Ведущая: Эй, ребята-молодцы, удалые удальцы! Сегодня мы с вами отмечаем один из самых веселых праздников на Руси- Масленица. А ещё будут вкусные блины, горячие, румяные, да масляные! С Масленицей вас! Будем петь да шутить, Зиму провожать да Весну встречать! Ну-ка, давайте повеселимся и споем частушки.
Дети исполняют частушки
Скоморох: Молодцы ребята. А я еще игру вспомнил. Называется она «Снежки».
Игра: «Снежки».
Ведущая: А кто-нибудь знает, почему праздник называется Масленица? (Ответы детей)
Воспитатель: Потому что на Масленицу всю неделю разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов, а потом начинается Великий Пост, когда эти продукты православные люди не употребляют.
Ведущая: А что же люди празднуют на Масленицу? Хотите узнать, тогда придется загадки отгадать!
Загадки:
1) Хоть сама - и снег, и лед, а уходит - слезы льет. (Зима)
2) Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз? (Мороз)
3) Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра! Масленица
4) Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком! Блин
5) Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. Весна
Да, ребята, на Масленицу люди прощаются с зимой и встречают Весну -красну! Потехи, забавы, кулачные бои, катание на санях, снежные баррикады, гулянья – обязательно бывают на Масленицу. Весь народ веселится! И мы с вами поиграем, а кто грустит - обязательно развеселится!
Ведущая: А сейчас ребята, Масленица приглашает вас на танец «Барыня».
(раздаём ложки)
Масленица: Как встречаете, так и провожаете
Ай да, зимушка-зима!
Зима славная была,
Но пришла пора проститься
Да с весною подружиться.
Идет весна с радостью да милостью.
Ведущий: Ребята, а не надоела ли вам зима длинная да холодная?
Дети: Надоела!
Ведущий: А не позвать ли нам солнышко красное?
(Скоморох выносит солнце)
Дети: Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
(На стену вешается Солнышко)
П/И «Гори, гори ясно»
Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Ведущий: Масленица! Ты пришла с добром,
С сыром, маслом, яйцом,
Со блинами, пирогами,
Да с оладьями!
Масленица, а еще наши ребята знают песню о блинах.
Дети исполняют песню «Ой блины, блины, блины».
Масленица: Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
Дети: Да.
Масленица: Да как же без блинков горячих и румяных!
Угощение на славу, а ребятам на забаву!!!
Барыня-Масленица предлагает всем детям блины. (Чаепитие в «Горнице»)
Беседы с детьми.
Масленица
Один из наиболее долгожданных, веселых и шумных праздников в году. Празднуется она в течение семи дней, когда люди ходят по гостям, едят блины, катаются с гор на санях. В этом году начало Масленицы приходится на 11 марта, а завершится празднование 17 марта.
На Руси издавна блинная неделя была посвящены проводам зимы и встрече весны. Это подготовка к Великому посту, который начинается следом за Масленицей и длится в течение семи недель.
Первые три масленичных дня, называемых малой или узкой Масленицей, люди готовились к празднику. Хозяйки выпекали блины, накрывали обильные столы, украшали дома. Дети строили снежные крепости и заливали горы.
Главные празднества разворачивались с четверга, когда начиналась широкая Масленица. Люди надевали лучшие наряды, ходили в гости, катались с гор, устраивали шумные мероприятия на городских площадях. Каждый день пекутся блины, которые подают с самыми разными начинками. Многие традиции дошли до наших дней.
На Руси издавна считалось, что у того, кто не веселится на Масленицу, весь год пройдет хмуро и безрадостно. Считается доброй приметой ходить на масленичной неделе в гости, много есть и радоваться наступающей весне.
На Масленицу запрещается употреблять мясную пищу. Не зря же второе название Масленицы мясопустая. Можно употреблять в пищу молочные и рыбные продукты, а также блины в неограниченных количествах с самыми разными начинками.
Масленичные обряды в России
Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.
В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.
Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.
«Масленица»
Есть такой праздник, веселый и радостный, называют его Масленица. Он знаменует конец зимы, и после долгих морозных и снежных дней это не может не радовать. А уж, как любят этот праздник дети! Ведь в эти праздничные дни в селах устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях.
Раньше праздник отмечался именно в день весеннего равноденствия. Праздник ознаменовывался проводами зимы, прославлением солнца, атрибутом которого стал считаться круглый блин. Вообще все атрибуты праздника имели свое конкретное значение. Блины едят всю неделю, а потом начинается Великий пост, ведь, именно ему предшествует Масленица. Блинами в праздничные дни поминали умерших, и по древней традиции первый блин нужно было подарить бедному, чтобы тот поминал умерших родственников того, кто преподнес угощение.
Существует много легенд про этот праздник, и сейчас я вам их расскажу.
1. По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но каково же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.
2. Согласно другой легенды лежит традиция- печь блины на Масленицу. Люди, уставшие от морозов и холодов, выпекали круглые блины и зазывали солнышко, чтобы оно пришло, обогрело, растопило снега и привело на землю весну. Праздновался праздник целую неделю, в селах устраивались народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличными играми, песнями, плясками, ярмарками и соревнованиями. Считалось, что подобными действиями народ «умасливал» солнце, делая его добрее и теплее. Отсюда и название праздника – Масленица.
Масленичные традиции
Понедельник
В этот день было принято встречать Масленицу. Из тряпья и соломы мастерили чучело, похожее на человеческую фигуру. В селах Масленицу-чучело катали по селу на санях и пели прибаутки. В понедельник дети и родители строили снежные горки, замки, крепости, на ночь заливали их водой, чтобы строения больше простояли. Первый день праздника был ознаменован проведением кулачных боев среди мальчишек, молодых парней и мужчин. Силой мерились поочередно, каждый в своей весовой категории в иерархическом порядке. Задавали тон боям мальчишки, затем парни и в конце доходила очередь и до опытных бойцов. Несмотря на то, что кулачные бои были достаточно жестокими, все участники строго соблюдали правила.
Вторник
Во вторник молодежь каталась на санках и эти катания продолжались до конца недели. Сани и санки украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, в эти праздничные дни они носились по селам очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.
Среда
В среду женатые парни отправлялись к тещам на блины. Испокон веков отношения тещи и зятя были своеобразными, поэтому о них сложено не мало шуток, анекдотов и комичных рассказов. Угощение блинами знаменовало взаимную любовь мамы девушки и ее мужа. В старинные времена люди в Масленицу не работали, а только и делали, что ходили по гостям, угощались вкусными блинами, пели песни, устраивали пляски и праздновали Масленицу.
Четверг
Разгул. С четверга начинались массовые гуляния в селах. Соломенное чучело снова вес день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Нередко застолья приобретали коллективный характер. Но самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости, которая к четвергу становилась очень прочной и крепкой. Все желающие принять участие в игре делились на команды и одни обороняли выстроенную крепость, а другие, напротив, штурмовали ее. Победители подвергались почетному купанию в проруби, особо отличившиеся ратники потчевались, щедро угощались.
Пятница
Тещины вечерки. В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери всю необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко. Смыслом таких действий было налаживание отношений в семьях. Зять приглашал в дом и других гостей, чтобы таким образом показать теще свое уважение и почет.
Суббота
Посиделки у золовки. В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Если золовка была незамужней, то можно было позвать и своих незамужних подруг на посиделки. Если же золовка уже была семейной дамой, то и в гости могли прийти только такие же семейные подруги молодой жены. Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.
Воскресенье
Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье
В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.
Символ Масленицы - Блины
Блины - это главный символ Масленицы. Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».
Символ Масленицы – Медведь.
Медведь - тоже является символом Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу или вывороченный наизнанку тулуп. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя. Потом это переходило в игру, Медведь старался поймать кого-нибудь из хоровода. Особенно такая забава - игра нравится детям, года можно повизжать и побегать.
Символ Масленицы - Круг-колесо
На Масленицу было принято производить различные действия, связанные с кругом. Украшали колесо от телеги и на шесте носили его по улицам, с гармонью и песнями объезжали несколько раз село на лошадях. Вдоль улиц или с пригорков катали зажженные колеса. Считалось, что у кого колесо докатится без единого падения будет весь год удачлив. Девушки водили хороводы. Ведь хоровод - это тоже колесо.
Символ Масленицы – Чучело.
Ещё один символ масленицы - Чучело - Марена. Вернее это символ зимы. Персонаж, воплощающий уходящую зиму и смерть. Марену встречали с торжественными песнями в самом начале праздника и провожали в конце. Для проводов мастерили чучело из соломы, обряженное в женскую одежду, иногда с блином, или сковородой в руках; Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело на костре, разводившимся на возвышенности.
В христианской традиции смысл Масленичной седмицы – это примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту – время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.
Стихотворения, загадки, пословицы, заклички, частушки
по теме «Масленица широкая»
ЗАКЛИЧКИ
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, —
Весну под руку ведет!
Будем петь, гулять, —
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
Блинками баловаться!
*** Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечёрки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Весну радостно встречали,
Зиму на год провожали.
Встали дружно в хоровод –
В гости к нам весна идет!
***
Ах, ты, Масленица дорогая,
К нам в гости приезжала,
Приезжала, лели, приезжала.
Да сыр с маслицем привозила,
Привозила, лели, привозила.
***
Всю неделю мы не пряли,
Масленицу дожидали,
Громко привечали,
В гудочки зазывали,
В гости ожидали,
На горе встречали.
Снежком гору посыпали,
Будь, горушка, ледяная!
Приходи, Масленица, дорогая.
Будь, горушка катлива,
Мы будем счастливы.
***
Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстренько:
Пришла к нам Масленица,
Принесла блинов да маслица!
***
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
***
Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
Загадки
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
Что не сеяно весной родится? (Трава)
Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь).
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)
Идёт красавица,
Земли касается,
Где снег был, лёд,
Трава цветёт.
(весна)
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня …
(весна)
Частушки и потешки
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
***
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
***
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!
***
Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!
***
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков, Оставайся семь годков.
***
Как на Масленые недели
Из печи блины летели,
И сыр, и творог -
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!
***
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай!
Чтобы блины горочкой,
И все с икорочкой!
***
Масленица-кривошейка,
Повстречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
***
Сударыня наша Масленица!
Протянися до Велика дня,
От Велик дня
До Петрова дня!
***
Масленка, Масленка,
Не видала ли Горасенка?
-А Гораска в красной шапке
На вороненькой лошадке,
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
***
Блин румяный, блин красивый,
Словно солнышко весной.
Пар такой - всем сразу видно,
Что весна идет во двор.
С Масленицей!
Во время праздничных гуляний на Масленице не забывайте про масленичные народные потешки - припевки, шутки - прибаутки.
Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
* * *
Тин-танка, Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
* * *
Я о масленке катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.
* * *
Девки, масленка идет,
Кто нас покатает?
У Петруни за двором
Сивка пропадает.
* * *
Пришла маслена неделя.
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И.… блины-то все поели!
* * *
Подайте оладушка
Нам подмасленного,
Да поджаренного!
* * *
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
* * *
Ах ты Домнушка,
Красно солнышко!
Вставай с печи, гляди в печь,
Не пора ли блины печь!
* * *
Вот вам Масленка пришла да,
Кто нас покатает?
Выйдем, станем на снежок да —
До лужка протает!
* * *
Обманула, провела,
В закоулок завела,
Дала редьки хвост
На великий пост.
* * *
Маслена, Маслена,
Приведи святую! (говорится о "святой неделе")
* * *
Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
* * *
Прошли дворы,
Наполнили сумы.
Ах, Масленица, обманщица!
С конями пошли,
Со двора свели,
Ах, Масленица, обманщица!
Надели зипуны,
По гостям пошли,
Кати домой,
Шевели ногой,
Шевели ногой,
Вовсю рысцой!
* * *
Запрягу я коня вороного,
Посажу я кума молодого.
Масленица счастливая,
Протянися подольше!
* * *
А Маслена, Маслена-полизуха!
Полизала блинцы да стопцы, —
На тарельцы, на тарельцы.
Стихотворения
Весеннее солнце
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!
Масленица
Русоволоска Масленица добрая
Гуляет всю неделю от души!
Печёт блины, оладьи, пышки сдобные,
Румяные, как солнце. Хороши!
Весёлым хороводом праздник славится,
Поёт, хохочет весь честной народ.
Весну встречает Маслена-красавица.
Прощай зима, до встречи через год!
Бабушкины блины
Бабушка блины спекла
Круглые румяные.
Масленица к нам пришла
Гостьею желанною.
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Я на масленицу маме,
И руками и ногами,
Помогала печь блины,
Небывалой ширины!
Частушки
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.
Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!
В маскарадном хороводе
Закружился стар и млад,
А у Лизы и Володи
От конфет глаза горят.
В нашей группе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!
Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким, радужным огнём.
На весёлой русской тройке
Прокатились мы друзья.
Сбив в пути корову Зорьку,
Слёзы лили в три ручья.
Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку
Я как вкопанный стою.
Бой снежками не на шутку,
Катя громче всех ревёт:
Ей снежок попал под шубку,
А второй в открытый рот.
25 блинов здоровых
Съел я за один присест.
И теперь на брюках новых
Не найдёте чистых мест.
На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.
Мы Маслёну-хохотушку
Проводили на покой.
А теперь Весну-подружку
С солнцем встретим за рекой.
Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!
Народные игры, игры- забавы, хороводные игры.
Хороводная игра «Заря-заряница» Дети встают в круг, держа руки за спиной. Первый игрок ходит по внешней стороне круга с лентой, приговаривая:
Заря – зарница,
Красна девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
На последнем слове игрок кладет ленту на плечо игроку из круга. Он должен схватить эту ленту, и оба начинают бежать в разные стороны, чтобы скорее занять свободное место. Неуспевший (без места) становится зарницей.
Хороводная игра ОЙ, БЛИН ЗОЛОТОЙ!
Дети стоят в кругу. По кругу пускается блин, изготовленный из картона, запевала поёт, используя любую русскую народную мелодию, подходящую ритму текста (Ах, вы сени). Ребёнок, которого "выбрал"блин, выходит в круг и выполняет под пение запевалы и детей, танцевальные движения. Кланяется и игра продолжается.
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,
Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!
Маша, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,
Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!
Дима, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,
Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!
Саша, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,
Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!
Вера, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!
Русская народная игра «Звонарь»
Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
Русская народная игра «Ручеёк»
Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Подвижные игры
Снежный тир
Для этого нужно установить мишени для снежков. Лучше, если они будут побольше. Мишени можно установить на столбиках, закопанных в землю, повесить на забор или стену. Затем участники бросают в мишени снежками. Выигрывает тот, естественно, кто выбьет больше очков.
Кто быстрее на метле
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
Эстафета “Блины”.
Каждый участник кладёт “блин” на сковородку и бежит с ним до подноса, выкладывает его на поднос, возвращается к команде, передаёт сковородку следующему участнику.
Эстафета. «Воздушный блинчик»
(Дети стоят в команде, подняв руки вверх. Первый ребёнок передаёт «блинчик» над головой, дети передают его из рук в руки до последнего участника. Последний ребёнок оббегает команду, становится первым и снова передают «блинчик» и т. д.)
Эстафета. «Попрыгунчики»
(На полу раскладываются 5 «блинчиков» на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Первый ребёнок выполняет прыжки на двух ногах через «блинчики», обратно возвращается бегом, передаёт эстафету следующему.)
Эстафета. «Перенеси блины»
(Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут «блин» (желтые кружки от пирамидок) из ведёрка и переносят его в чашку, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку. Между «блинчиками», разложенными на полу, ребёнок бежит «змейкой» до ориентира и обратно, передаёт эстафету следующему участнику.)
Дидактические игры
Дидактическая игра «Какие бывают блины?»
Цель: формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня. Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно.
- На тарелке он один – называем просто …(блин).
- Много испекли их мы – тогда назовём …(блины).
- Испекли для дочек – назовем … (блиночек).
- Будет кушать их сынок – назовём тогда …(блинок).
- Огромный, как домище назовём …(блинище).
Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»
Нарисовать снежки и крепость, провести линии от снежков к крепости.
Цели:
Приобщить детей к истокам русской народной культуры – фольклору, традициям, народно – прикладному искусству, народной музыке, театру.
Познакомить с особенностями русской культуры, с сокровищами устного народного творчества.
Формировать основы художественной культуры детей через народное декоративно – прикладное искусство.
Консультация для родителей
ГОТОВИМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ: ОБЩЕНИЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ПОЛЬЗА.
Приготовление еды вместе с родителями — одно из самых интересных развивающих занятий для детей: они учатся новому и делают общее дело со взрослыми, а это сближает. А еще готовить — удовольствие, потому что укрепляет в ребенке уверенность в своих силах: создание целого из разрозненных частей — процесс по-настоящему творческий.
У современной мамы, которая днем работает, а вечером выполняет массу домашних дел, времени и сил на игры и занятия с детьми часто не остается. Но можно совместить приятное с полезным — пригласить ребенка на кухню и попробовать приготовить еду вместе. Многим детям нравится помогать своим родителям, а мамам и вправду часто бывает нужна помощь.
5 причин позвать ребенка на кухню
«Для ребенка совместное приготовление блюд — бесценный опыт продуктивного взаимодействия с родителем, когда он и общается, и наблюдает, и многому учится. В процессе приготовления пищи можно не только повторить и выучить названия фруктов и овощей, но и ощутить их запах, попробовать на вкус. Насыпая, наливая, перемешивая разные продукты, ребенок тренирует координацию движений, мелкую моторику, умение действовать по образцу и многие другие навыки».
1. Узнавая от родителей рецепт какого-то блюда, ребенок учится планировать и просчитывать свои действия: что сделать сначала, что потом, чтобы получить результат.
2. Ребенок познает окружающий мир и свойства разных продуктов: сахар и соль растворяются в воде, каким бывает сырое и вареное яйцо, что происходит, если добавить молоко в муку.
3. Участие в приготовлении еды развивает концентрацию внимания: чтобы что-то сделать, нужно посвятить этому время и усилия. И кроме того, важно доводить любое ответственное дело до конца.
4. Для ребенка готовка может стать уроком простой математики: просьба мамы принести два яблока или три морковки требует умения считать.
5. Если дети плохо едят, приготовленное с их участием блюдо станет прекрасным объектом для пробы. Еда, приготовленная своими руками, не может быть невкусной.
Детям нравится взаимодействовать с родителями, они любят все новое и интересное. Для первого кулинарного опыта ребенка желательно выбрать что-то несложное, быстрое в приготовлении и обязательно вкусное. Можно поручить малышу порвать листья салата, помочь заправить салат маслом, йогуртом или сметаной.
В каком возрасте малыш готов к «кухонным делам»
Привлекать ребенка к приготовлению пищи можно с раннего возраста. Сначала он будет выполнять самые простые задачи: лепить из теста, перебирать крупу. Ребенок постарше уже может доставать продукты из холодильника, мыть и даже нарезать овощи или фрукты.
«Еще ребенка можно и нужно приобщать к сервировке стола. Ребенку, как правило, хочется начать „дегустацию“ как можно быстрее. Но не стоит торопиться, — советует психолог. — Обязательно уделите внимание оформлению блюда — чем более аппетитным оно будет выглядеть, тем больше радости испытает малыш».
Для того чтобы процесс приготовления пищи был более увлекательным, используйте это время как возможность рассказать маленькому помощнику что-нибудь интересное о продуктах, их происхождении, о кухнях разных народов. Такие «уроки» расширяют кругозор и увеличивают словарный запас ребенка.
Правила безопасности
Кухня — место повышенной опасности. «Чайник, плита, электромясорубка и острые ножи — все они требуют осторожности и соблюдения определенных правил. Не пугайте ребенка, но дайте понять, что нужно быть очень внимательным и аккуратным. И сами будьте бдительны — не оставляйте без присмотра ни нож, ни кипяток, ни спички».
Правила безопасности нужно объяснять сразу: почему нельзя трогать раскаленные предметы, совать пальцы в мясорубку, играть с ножом.
Доверяйте ребенку только то, с чем он умеет справляться. Если он учится чему-то новому, будьте рядом, помогайте, объясняйте, направляйте.
Потенциально опасные действия на стадии обучения превращайте в безопасные: учиться работать ножом можно, если он затуплен, учиться перемешиванию можно на примере холодного салата.
Как сохранить спокойствие на кухне
Для родителей совместное пребывание на кухне нередко становится испытанием на прочность. Будьте терпеливы! Возможно, ребенок еще неуклюж, но скоро он научится справляться с поставленной задачей.
Многие мамы боятся приглашать малыша к участию в кулинарных опытах, опасаясь беспорядка и плачевного результата. Для того, чтобы этого избежать, полезно сразу приучать ребенка соблюдать правила:
внимательно слушать взрослого (этот навык пригодится ему не только на кухне);
брать продукты небольшими порциями;
быть аккуратным.
Объясните, что у каждой вещи есть свое место, если что-то пролилось, нужно вытереть, рассыпалось — собрать, подмести.
Поэкспериментируйте вместе с маленьким кулинаром — выжмите сок, приготовьте фруктовый лед, понаблюдайте за шипением соды, добавив к ней лимонный сок.
Внимание ребенка неустойчиво, и он может в какой-то момент потерять интерес к процессу. В этом случае не удерживайте его насильно. Поблагодарите за помощь и пригласите позже присоединиться к вам снова.
Начинать лучше с простых и быстрых в приготовлении блюд: бутерброд, салат, пицца.
Дети не смогут готовить вместе с вами что-то, требующее нескольких часов ожидания. Но если вы решите взяться за сложное блюдо, лучше подготовиться заранее: предварительно сделайте что-то без ребенка, а уже потом позовите его на помощь. Так и ребенку будет интересно, и возможный «ущерб» будет минимальным. Например, сначала замесить тесто и испечь блины, а затем пригласить малыша заворачивать в них начинку. Сейчас для блинов самое время. Масленица на дворе!
Делюсь с вами простым рецептом блинов
Молоко — 1 л
Яйцо — 3 шт.
Мука (количество см. в рецепте)
Соль, сахар по вкусу
Венчиком взбить яйца с сахаром и солью. Постепенно добавляя муку, довести тесто до консистенции тягучей сметаны. Хорошо прогреть блинную сковороду и перед выпеканием каждого блина наливать на нее немного растительного масла.
Для начинки подойдут сметана, варенье, творог, шоколадная паста, икра, малосоленая рыба.
Приятного аппетита!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР "Моя мама лучше всех"
Проект направлен на углубление знаний детей о женских профессиях, о роли мамы в их жизни; на развитие интереса ребёнка к своим близким; на воспитание доброго и заботливого отношения к маме. ...
Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...
Краткосрочный проект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и птицы»
Познавательное развитие...
презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».
В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"
В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...
«Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста на основе традиций русского народа»
Отчет по теме самообразования...
Игры по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
игры по духовно-нравственному ,патриотическому воспитанию...