Проект с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Традиции русского народа. «Народные ремёсла на Руси».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащённой предметами народно-прикладного промысла, развивает творческие способностей детей, усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 59.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №7» «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Проект с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Традиции русского народа.
«Народные ремёсла на Руси».
Авторы проекта:
воспитатели подготовительной к школе группы № 1
Жуланова В.А.
Стрежевой 2021 г.
Содержание
Пояснительная записка | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Пояснительная записка.
Актуальность. Незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, ткачество, гончарное, кузнечное дело и другое.
Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Учитывая это, было принято решение провести углубленную работу по ознакомлению детей с народными промыслами Древней Руси, обогащая при этом развивающую среду группы.
Постановка и обоснование проблемы. Поэтому мы посчитали необходимым, не просто объяснить, а донести до сознания детей группы на доступном материале историю народных ремёсел на Руси, а так же развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «».
Объект проекта. Народные ремёсла Руси
Предмет проекта. Профессиональные действия (ганчара и ткача), предметы труда, профессиональные качества. результаты труда людей занимающихся ремеслом ткача и ганчара.
Гипотеза. Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащённой предметами народно-прикладного промысла, развивает творческие способностей детей, усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Новизна. Познакомить детей с историей нашей страны, через продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликацию, плетение)
Цель проекта. Изучить истории развития ремесел на Руси.
.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знания детей о ремёслах и занятиях Древней Руси, традициях русского народа;
- показать взаимозависимость людей разного рода занятий в крестьянском обществе;
- уточнить какие из древних ремёсел дошли до наших дней.
Развивающие:
- развивать у дошкольников воображение и конструктивные способности;
- сформировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными ремёслами и организацией художественно - продуктивной и творческой деятельности;
- развивать навыки художественного творчества у детей
Воспитательные:
- вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
- воспитывать уважение к работе народных мастеров;
- воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
- воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность
Описание проекта:
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационный, познавательно-игровой, групповой.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители подготовительной к школе группы.
Сроки выполнения проекта:
Начало: 15 марта2021
Окончание: 9 апреля 2021
Продолжительность: средней продолжительности.
Условия реализации: групповая комната, семья.
Необходимые материалы:
- консультации;
- предметы быта;
- презентации, мультфильмы;
- иллюстрированный материал.
Ожидаемые результаты.
- В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
- Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей ремёсел формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
- Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
План реализации проекта.
Реализация проекта включает в себя три этапа:
Организационно-подготовительный этап (15.03. 2021 – 19.03.2021)
- Постановка проблемы.
- Изучение литературы по данной теме.
- Написание календарно - тематического плана.
- Знакомство родителей с темой проекта.
- Обогащение развивающей среды:
Внедренческий этап (22.03.2021 – 2.04.2021)
- Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала. Чтение художественной литературы: «Нежно – голубое чудо» (М. Боброва)., «Как рубашка в поле выросла», «Чем пахнут ремёсла?», Каменева Е. "Волшебная глина"
- Беседы с детьми «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка».;
- Беседы, рассматривание деревенской посуды, одежды;
- Просмотр презентаций «Волшебство народных промыслов», «Народные промыслы», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Хохлома».
и мультфильмов о жизни ремесленников;
- Дидактические игры: ««Найди пару», «Разрезные картинки», «Лото», «Дорисуй рисунок», «Поможем художнику», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Угадай роспись», «Составь узор»; «Обведи и раскрась», «Русские узоры », «Чей сувенир?», «Собери целое».
- Материал для сюжетно-ролевых игр «Угостим матрешек чаем»; «Мастерская народных умельцев », «Фабрика по росписи посуды»
- Наборы: ткацкий станок и нитки; глиняная игрушка и краски.
Заключительный этап ( 5.04.2021 – 9.04.2021)
- Итоговое мероприятие совместно с родителями.
- Презентация проекта «Народные ремёсла на Руси» в ДОУ;
- Изготовление лэтбука «Народные ремёсла на Руси»
- Оформление выставки рисунков и поделок детей.
- Оформление мини-музея народных промыслов
Эффективность реализации проекта
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
- Мало знаний у педагогов по данной теме.
- Снижение интереса у детей к беседам о различных элементах русской народной культуры.
Проектный продукт
- Мини-музей народных промыслов
- Лэтбук «Народные ремёсла на Руси»
- Викторина
Перспективы на будущее.
В дальнейшем продолжать работу по формированию представлений о жизни, традициях, праздниках и труде русского народа.
Ресурсное обеспечение
Бюджет | Сумма |
Видео материалов по теме проекта | Не требует финансирования |
Методическая литература по заявленной теме | Не требует финансирования |
Наглядные материалы по теме проекта | Не требует финансирования |
Используемая литература
- Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018.
- Бабынина, Т.Ф. Традиции национальных культур: учебно-метод. пособ./ Т.Ф. Бабынина - Казань: РИЦ Школа, 2003. – 188 с.
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2014
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2016
- Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017.
7. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет» Волгоград. Учитель. 2014.
8 . Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада».
9 Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2016
Результативность проекта:
Дошкольники узнали очень много интересного о народных промыслах, прочитали различные произведения о промыслах и мастерах. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать искусство народных умельцев. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
День недели | Совместная работа педагога с детьми | Свободная творческая деятельность детей | Совместная работа родителей и детей | ||
1 неделя «Знакомство с искусством гончаров. Гончарное ремесло» | |||||
Понедельник | Беседа «Труд и ремёсла на Руси» Цель. Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачество, гончарное производство, плетение, роспись, резьба по дереву, кузнечное дело ). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда. Чтение книги «Чем пахнут ремёсла» Цель: формировать ценностные представления о профессиях, труде на основе произведения художественной литературы | Центр книги. Внести альбом «Чем пахнут ремёсла» Цель. Самостоятельное знакомство детей с ремёслами Руси. Центр экспериментирования. Внести глину. Цель: закрепить свойства глины. Учить детей правильно пользоваться материалом в работе. развивать фантазию, воображение. Центр игротеки. Д/игра «Народные промыслы» Цель. Продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников. | Познакомить родителей с темой проекта.. | ||
Вторник | Беседа « Знакомство детей с гончарным ремеслом. Изготовление глиняной посуды» Цель. Формирование у детей представления о древнем народном ремесле Руси – гончарном деле, о деятельности гончара - мастера декоративно – прикладных изделий. Просмотр презентации «Путешествие в город мастеров». Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов, учить детей различать изделия, знать характерные особенности разных промыслов. Воспитывать интерес к работе народных мастеров. Подвести к пониманию, что мастера находятся рядом с нами и всегда можно научиться у близких и знакомых нам людей искусству рукоделия. Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к рукоделию и столярному искусству. Чтение художественной литературы. Каменева Е. "Волшебная глина" | Центр книги. Внести лэтбук «народные ремёсла на Руси». Цель: самостоятельное рассматривание материала по теме. Внести книги Каменева Е. "Волшебная глина" Аракчеев Ю., Хайлов Л. "Чудеса из глины" Уварова И. "Глина, вода и огонь" Центр игротеки. Внести д/игра «Собери целое». Цель: создать условия для развития логического мышления Центр искусства. Лепка «Дымковская игрушка» Цель. Формировать у детей интерес к лепке из глины. Формировать у детей аккуратность, усидчивость. | Изготовление лэтбука «Народные ремёсла на Руси» совместно с родителями. | ||
Среда | Музейное занятие «Формировать умение использовать усвоенный способ лепки посуды из глины»Цель: Совершенствовать умение детей в лепке посуды из глины. Раскрыть особенности труда народных мастеров - умельцев по изготовлению глиняных изделий.. Развивать художественное восприятия предметов, интерес к самостоятельной творческой деятельности.. Воспитывать у детей интерес к истокам народного творчества. Чтение художественной литературы. Аракчеев Ю., Хайлов Л. "Чудеса из глины" Цель: прививать у детей любовь к литературным произведениям. | Центр книги. Внести альбом с иллюстрациями убранства и инструментами гончара (глина круг, печь, лопата) Цель: Формировать знания детей о гончарной утвари и её назначении. Создать условия для самостоятельного рассматривания альбома. Умение рассуждать и делиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями. Центр искусства. Лепка посуды из глины. «Кувшин» Цель: Закрепить способы и приемы лепки, усвоенные ранее. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству. Центр игротеки. Д/и «Что изменилось» Цель: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их | Привлечь родителей, принять участие в выставке посуды с разными видами декоративной росписи | ||
Четверг | Музейное занятие «Голубая гжель» (И А. Бойчук « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.194) Просмотр презентации «Роспись народных мастеров» | Центр книги. Л. Яхнин "Серебряная птица - ажурное перо" "Веселое слово Хохлома" "Воздушные узоры" Центр игротеки. Д/игра «Узнай элементы узора» | |||
Пятница | Выставка детского творчества «Дивная роспись»; Цель: предоставить детям возможность выразить свои впечатления в рисунке; раскрытие творческих способностей и воображения детей; Квест – игра «Матрёшкины загадки» Цель: Развивать интерес к народному творчеству; мышление, внимание. Воспитывать любовь к народному искусству, бережное отношение к игрушкам, уважением к труду. | Центр сюжетно-игровой игры. «Фабрика по росписи посуды. Укрась тарелочку. Хохлома» Цель: Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками). Учить детей приемам рисования гжельской розы. Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью. Поддерживать интерес к народному творчеству Центр игротеки. Д/игра «Назови правильно» Цель: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ. | |||
2 неделя «Знакомство с работой ткачихи. Ткацкое ремесло» Цель: познакомить детей с историей создания ткацкого станка; учить определять готовность инструмента к работе; пополнить словарный запас детей названиями деталей ткацкого станка; учить взаимодействовать в коллективе. | |||||
Понедельник | Музейное занятие «Как рубашка в поле выросла» Цель. Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна , технологией изготовления крестьянами одежды .Закреплять знания об орудиях труда , их значение , умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации .Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества . . (И А. Бойчук « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.60). («О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 39)
Цель: учить детей, внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию текста. Формировать умение рассказывать о труде людей. | Центр книги. Внести книгу «Как рубашка в поле выросла», иллюстрации и картинки по теме недели. Цель: познакомить с внесёнными книгами, с различными изданиями: энциклопедии, художественная литература. Прививать интерес к литературе разных жанров, любовь к чтению. Центр экспериментирования «Мир ткани». Цель: познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть) Центр игротеки. Д/игра «Составь узор» Цель: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, | Привлечь родителей, принять участие в выставке «Золотое рукоделие» | ||
Вторник | Музейное занятие «Сошьём Дуне сарафан» Цель: Ознакомление со старинной мужской и женской крестьян. Показать её функциональное назначение, простоту и отличие от современной одежды; сравнивать способы изготовления современной и старинной одежды. (Э. Р. Железнова «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси», стр.17) Просмотр презентации. «История русского народного костюма» | Центр искусства. Раскраски одежды. Цель. Привлечь детей к самостоятельному выбору работы по изготовлению или украшению одежды. Центр игротеки. Д\ игра «Узнай элементы узора» Цель: | |||
Среда | Музейное занятие «Профессия ткач. Путь ткацкого станка». Цель Познакомить детей с материалами и инструментами, основным оборудованием, необходимым для ручного ткачества. Познакомить с основами ткацкого мастерства. Расширить кругозор воспитанников. Расширить активный словарь детей: ткач, ткачество, ткацкий станок, домотканое полотно, прялка, основа, уток.
Просмотр презентации «Путешествие к ткацкому станку» | Центр творчества . Знакомство с ткацким станком и работа на нем Цель: познакомить детей с историей создания ткацкого станка; учить определять готовность инструмента к работе. Центр речи. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Цель. Расширять и обогащать словарный запас детей Центр экспериментирования. Знакомство с разными видами пряжи. Выставка вязанных изделий. Цель. Воспитывать уважение к ручному труду своих мам и бабушек. | Консультация «Как познакомить дошкольника с народными промыслами дома?» | ||
Четверг | Музейное занятие «Тряпичная кукла». Цель. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси. Побуждать к самостоятельному созданию декоративных узоров. . Мастер- класс по изготовлению тряпичной куклы «Пеленашка» Цель: Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия. | Центр творчества. Изготовление тряпичной куклы. Кукла «пеленашка» Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. Центр книги. Внести для рассматривания журнал «Тряпичная кукла – оберег» Центр игротеки Д/игра «Разрезные картинки» Цель: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства. | |||
Пятница | Викторина «Мы знаем народные ремёсла» Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными ремёслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности. | Центр игротеки. Внести дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор» Цель. Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве
Мини - выставка «Золотое рукоделие» | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"
Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...
Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...
Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста тема: «Читаем детям о войне»
АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ: гражданско-патриотическое воспитание детей-дошкольников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций ...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с традициями и бытом крымскотатарского народа»
Цель: Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям...
«Народные праздники как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа"
Ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Русские народные праздники во все времена играли огромную роль в ...
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА НЕДЕЛИ: «История и традиции кубанского народа»
Задачи периода:Образовательные: Формировать знания о родном крае, его традициях, развивать интерес к народным промыслам Кубани, воспитывать любовь к малой родине.Развивающие: Развивать духовно - нравс...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие речи посредством кинезиологических упражнений»
Педагогический проектс детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Развитие речи посредством кинезиологических упражнений»...