Проект с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Традиции русского народа. «Народные ремёсла на Руси».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Жуланова Вера Алексеевна

Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащённой предметами народно-прикладного промысла, развивает творческие способностей детей, усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект59.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №7» «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Проект с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Традиции русского народа.

«Народные ремёсла на Руси».

Авторы проекта:

воспитатели подготовительной к школе группы № 1

Жуланова В.А.

                                                          Стрежевой 2021 г.

Содержание

Пояснительная записка

  • Актуальность проекта

  • Постановка и обоснование проблемы

  • Объект проектной деятельности

  • Предмет проектной деятельности

  • Постановка и обоснование гипотезы проекта

  • Цель и задачи

  • План реализации проекта

  • Результативность реализации проекта

  • Диагностический инструментарий

  • Эффективность проекта

  • Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

  • Проектный продукт

  • Ресурсное обеспечение

  • Литературное обеспечение

  • Календарно-тематическое планирование (Приложение !)

  • Материалы к прокту (приложение 2)

  • Фото отчёт по проекту (Приложение 3)

Пояснительная записка.

Актуальность. Незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушкукружевоплетение, ткачество, гончарное, кузнечное дело и другое.

      Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.

      Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Учитывая это, было принято решение провести углубленную работу по ознакомлению детей с народными промыслами Древней Руси, обогащая при этом развивающую среду группы.

Постановка и обоснование проблемы.  Поэтому мы посчитали необходимым, не просто объяснить, а  донести до сознания детей группы на доступном материале  историю народных ремёсел на Руси, а так же развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «».

Объект проекта. Народные ремёсла Руси

Предмет проекта. Профессиональные действия (ганчара и ткача), предметы труда, профессиональные качества. результаты труда людей занимающихся ремеслом ткача и ганчара.

Гипотеза.  Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащённой предметами народно-прикладного промысла, развивает творческие способностей детей, усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Новизна. Познакомить детей с историей нашей страны, через продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликацию, плетение)

Цель проекта. Изучить истории развития ремесел на Руси.

.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей о ремёслах и занятиях Древней Руси, традициях русского народа;
  • показать взаимозависимость людей разного рода занятий в крестьянском обществе;
  • уточнить какие из древних ремёсел дошли до наших дней.

Развивающие:

  • развивать у дошкольников воображение и конструктивные способности;
  • сформировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными ремёслами и организацией художественно - продуктивной и творческой деятельности;
  • развивать навыки художественного творчества у детей

Воспитательные:

  • вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
  • воспитывать уважение к работе народных мастеров;
  • воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
  • воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность

Описание проекта:

Паспорт проекта:

 Тип проекта: информационный, познавательно-игровой, групповой.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители подготовительной к школе группы.

Сроки выполнения проекта: 

 Начало: 15 марта2021 

 Окончание: 9 апреля 2021

Продолжительность: средней продолжительности. 

Условия реализации: групповая комната, семья.

Необходимые материалы:

  • консультации;
  • предметы быта;
  • презентации, мультфильмы;
  • иллюстрированный материал.

Ожидаемые результаты.

  • В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
  • Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей ремёсел формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
  • Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

План реализации проекта.

          Реализация проекта включает в себя три этапа:

Организационно-подготовительный этап (15.03. 2021 – 19.03.2021)

  • Постановка проблемы.
  • Изучение литературы по данной теме.
  • Написание календарно - тематического плана.
  • Знакомство родителей с темой проекта.
  • Обогащение развивающей среды:

Внедренческий этап (22.03.2021 – 2.04.2021) 

  • Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала. Чтение художественной литературы: «Нежно – голубое чудо» (М. Боброва)., «Как рубашка в поле выросла», «Чем пахнут ремёсла?», Каменева Е. "Волшебная глина"
  • Беседы с детьми «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка».;
  • Беседы, рассматривание деревенской посуды, одежды;
  • Просмотр презентаций «Волшебство народных промыслов», «Народные промыслы», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Хохлома».

и мультфильмов о жизни ремесленников;

  • Дидактические игры: ««Найди пару», «Разрезные картинки», «Лото»,  «Дорисуй рисунок», «Поможем художнику», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Угадай роспись», «Составь узор»; «Обведи и раскрась», «Русские узоры », «Чей сувенир?», «Собери целое».
  • Материал для сюжетно-ролевых игр «Угостим матрешек чаем»; «Мастерская народных умельцев », «Фабрика по росписи посуды»
  • Наборы: ткацкий станок и нитки; глиняная игрушка и краски.

Заключительный этап ( 5.04.2021 – 9.04.2021) 

  • Итоговое мероприятие совместно с родителями.
  • Презентация проекта «Народные ремёсла на Руси» в ДОУ;
  • Изготовление лэтбука «Народные ремёсла на Руси»
  • Оформление выставки рисунков и поделок детей.
  • Оформление мини-музея народных промыслов

Эффективность реализации проекта       

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.

  • Мало знаний у педагогов по данной теме.
  • Снижение интереса у детей к беседам о различных элементах русской народной культуры.

Проектный продукт

  • Мини-музей народных промыслов
  • Лэтбук «Народные ремёсла на Руси»
  • Викторина

Перспективы на будущее.

В дальнейшем продолжать работу по формированию представлений о жизни, традициях, праздниках и труде русского народа.

Ресурсное обеспечение

Бюджет

Сумма

Видео материалов по теме проекта

Не требует финансирования

Методическая литература по заявленной теме

Не требует финансирования

Наглядные материалы по теме проекта

Не требует финансирования

Используемая литература

  1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018.
  2. Бабынина, Т.Ф. Традиции национальных культур: учебно-метод. пособ./ Т.Ф. Бабынина - Казань: РИЦ Школа, 2003. – 188 с.
  3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2014
  4. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2016
  5. Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе
  6. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной    культуры», Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017.

7. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет» Волгоград. Учитель. 2014. 

8 . Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада».

 9  Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2016

Результативность проекта:

Дошкольники узнали очень много интересного о народных промыслах, прочитали различные произведения о промыслах и мастерах. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать искусство народных умельцев. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.


      Приложение 1

                                                             

Календарно-тематическое планирование

День недели

 Совместная работа педагога с детьми

Свободная творческая деятельность детей

Совместная работа родителей и детей

1 неделя «Знакомство с искусством гончаров. Гончарное ремесло»

Понедельник

Беседа «Труд и ремёсла на Руси»

Цель. Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачество, гончарное производство, плетение, роспись, резьба по дереву, кузнечное дело ). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Чтение книги «Чем пахнут ремёсла»

Цель: формировать ценностные представления о профессиях, труде на основе произведения художественной литературы

Центр  книги.  Внести альбом «Чем пахнут ремёсла»

Цель. Самостоятельное знакомство детей с ремёслами Руси.

Центр экспериментирования. Внести

глину.

Цель: закрепить свойства глины. Учить детей правильно пользоваться материалом  в работе. развивать фантазию, воображение.

Центр игротеки. Д/игра «Народные промыслы»

Цель. Продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.

Познакомить родителей с темой проекта..

Вторник

Беседа « Знакомство детей с гончарным ремеслом. Изготовление глиняной посуды»

Цель. Формирование у детей представления о древнем народном ремесле Руси – гончарном деле, о деятельности гончара - мастера декоративно – прикладных изделий.

Просмотр презентации «Путешествие в город мастеров».

Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов, учить детей различать изделия, знать характерные особенности разных промыслов. Воспитывать интерес к работе народных мастеров. Подвести к пониманию, что мастера находятся рядом с нами и всегда можно научиться у близких и знакомых нам людей искусству рукоделия. Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к рукоделию и столярному искусству.

Чтение художественной  литературы. Каменева Е. "Волшебная глина"

Центр книги. Внести лэтбук «народные ремёсла на Руси».

Цель: самостоятельное рассматривание материала по теме.

Внести книги Каменева Е. "Волшебная глина" Аракчеев Ю., Хайлов Л. "Чудеса из глины" Уварова И. "Глина, вода и огонь"

Центр игротеки. Внести д/игра «Собери целое».

Цель: создать условия для развития логического мышления

Центр  искусства. Лепка «Дымковская игрушка»

Цель. Формировать у детей интерес к лепке из глины. Формировать у детей аккуратность, усидчивость.

Изготовление лэтбука «Народные ремёсла на Руси» совместно с родителями.

Среда

Музейное занятие «Формировать умение использовать усвоенный способ лепки посуды из глины»

Цель: Совершенствовать умение детей в лепке посуды из глины. Раскрыть особенности труда народных мастеров - умельцев по изготовлению глиняных изделий.. Развивать художественное восприятия предметов, интерес к самостоятельной творческой деятельности.. Воспитывать у детей интерес к истокам народного творчества.

Чтение художественной  литературы.     Аракчеев Ю., Хайлов Л. "Чудеса из глины"
Уварова И. "Глина, вода и огонь"

Цель: прививать у детей любовь к литературным произведениям.

Центр книги. Внести альбом с иллюстрациями убранства и инструментами гончара (глина круг, печь, лопата)

Цель: Формировать знания детей о гончарной утвари и её назначении.  Создать условия для самостоятельного рассматривания альбома. Умение рассуждать и делиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями.

Центр искусства. 

Лепка посуды из глины. «Кувшин»

Цель: Закрепить способы и приемы лепки, усвоенные ранее. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Центр игротеки.  Д/и «Что изменилось»

Цель: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их

Привлечь родителей, принять участие в выставке посуды с разными видами декоративной росписи

Четверг

Музейное занятие «Голубая гжель» 

 (И А. Бойчук « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.194)

Просмотр презентации «Роспись народных мастеров»

Центр книги. Л. Яхнин "Серебряная птица - ажурное перо" "Веселое слово Хохлома" "Воздушные узоры"

Центр игротеки. Д/игра «Узнай элементы узора»
Цель:
уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Пятница

 Выставка детского творчества «Дивная роспись»;

Цель: предоставить детям возможность выразить свои впечатления в рисунке; раскрытие творческих способностей и воображения детей;

Квест – игра «Матрёшкины загадки»

Цель: Развивать интерес к народному творчеству; мышление, внимание. Воспитывать любовь к народному искусству, бережное отношение к игрушкам, уважением к труду.

Центр сюжетно-игровой игры. «Фабрика по росписи посуды. Укрась тарелочку. Хохлома»

Цель: Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками). Учить детей приемам рисования гжельской розы. Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью. Поддерживать интерес к народному творчеству

Центр игротеки. Д/игра «Назови правильно»

Цель: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках.

Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

2 неделя «Знакомство с работой ткачихи. Ткацкое ремесло»

Цель: познакомить детей с историей создания ткацкого станка; учить определять готовность инструмента к работе; пополнить словарный запас детей названиями деталей ткацкого станка; учить взаимодействовать в коллективе.

Понедельник

Музейное занятие «Как рубашка в поле выросла» 

Цель.  Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна , технологией изготовления крестьянами одежды .Закреплять знания об орудиях труда , их значение , умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации .Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества .

. (И А. Бойчук « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр.60). («О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 39)


Знакомство с  книгой «Как рубашка в поле выросла»

Цель: учить детей,  внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию текста. Формировать умение рассказывать о труде людей.

Центр книги. Внести книгу «Как рубашка в поле выросла», иллюстрации и картинки по теме недели.

Цель: познакомить с внесёнными книгами, с различными изданиями: энциклопедии, художественная литература. Прививать интерес к литературе разных жанров, любовь к чтению.

Центр экспериментирования «Мир ткани».

Цель: познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть)

Центр игротеки. Д/игра «Составь узор»

Цель: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла,

Привлечь родителей, принять участие в выставке «Золотое рукоделие»

Вторник

 Музейное занятие «Сошьём Дуне сарафан»

Цель: Ознакомление со старинной мужской и женской крестьян. Показать её функциональное назначение, простоту и отличие от современной одежды; сравнивать способы изготовления современной и старинной одежды. (Э. Р. Железнова «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси», стр.17)

Просмотр презентации. «История русского народного костюма»

Центр искусства.  Раскраски одежды.

Цель. Привлечь детей к самостоятельному выбору работы по изготовлению или украшению одежды.

Центр игротеки. Д\ игра «Узнай элементы узора»

Цель:

Среда

Музейное занятие «Профессия ткач. Путь ткацкого станка».

Цель Познакомить детей с материалами и инструментами, основным оборудованием, необходимым для ручного ткачества. Познакомить с основами ткацкого мастерства. Расширить кругозор воспитанников. Расширить активный словарь детей: ткач, ткачество, ткацкий станок, домотканое полотно, прялка, основа, уток.

 

Просмотр презентации «Путешествие к ткацкому станку»

Центр творчества . Знакомство с ткацким станком и работа на нем 

Цель: познакомить детей с историей создания ткацкого станка; учить определять готовность инструмента к работе.

Центр речи. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Цель. Расширять и обогащать словарный запас детей

Центр экспериментирования. Знакомство с разными видами пряжи. Выставка вязанных изделий.

Цель. Воспитывать уважение к ручному труду своих мам и бабушек.

Консультация «Как познакомить дошкольника с народными промыслами дома?»

Четверг

Музейное занятие «Тряпичная кукла».

Цель. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси. Побуждать к самостоятельному созданию декоративных узоров.

.

Мастер- класс по изготовлению тряпичной куклы «Пеленашка»

Цель: Научить мастерить тряпичную куклу  бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла. Закрепление у детей трудовых  навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Центр творчества. Изготовление тряпичной куклы. Кукла «пеленашка»

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Центр книги. Внести для рассматривания журнал «Тряпичная кукла – оберег»

Центр игротеки  Д/игра «Разрезные картинки»

Цель: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Пятница

Викторина «Мы знаем народные ремёсла»

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными ремёслами  и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Центр игротеки. Внести дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»

Цель. Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве

 

Мини - выставка «Золотое рукоделие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"

Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста тема: «Читаем детям о войне»

АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ: гражданско-патриотическое воспитание детей-дошкольников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций ...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с традициями и бытом крымскотатарского народа»

Цель: Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям...

«Народные праздники как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа"

Ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Русские народные праздники во все времена играли огромную роль в ...

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА НЕДЕЛИ: «История и традиции кубанского народа»

Задачи периода:Образовательные: Формировать знания о родном крае, его традициях, развивать интерес к народным промыслам Кубани, воспитывать любовь к малой родине.Развивающие: Развивать духовно - нравс...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие речи посредством кинезиологических упражнений»

Педагогический проектс детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Развитие речи посредством кинезиологических упражнений»...