Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"
проект (старшая группа) по теме
Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией, фольклором других народов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья»
Воспитатель МБОУ Петровской НШДС
Бугульминского муниципального района
Абрамовой А.Р.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.
О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.
Проект «Ознакомление детей старшего возраста с традициями и культурой народов Поволжья»
«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»
В.Белов.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: сентябрь 2015 – май 2016.
Актуальность темы:
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи:
- Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
- Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
- Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
- Укрепление образовательного поля «ребенок – семья - учреждение – общество».
- Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
- Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.
Средствареализации проекта:
- Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);
- просвещение родителей;
- беседа;
- чтение художественных произведений;
- экскурсии.
Проект реализуется в 3 этапа:
1этап организационно-подготовительный этап;
2 этап практическая деятельность;
3 этап заключительный.
I этап - организационно-подготовительный этап:
- Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
- Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
- Разработка проекта.
II этап практическая деятельность - реализация проекта
Срок | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора |
Октябрь | Беседа о народах Поволжья. Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья». | Д/и « Одень куклу в национальный костюм», «Подбери узор», «Чей головной убор?» | Изготовление из бумаги женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка» | Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья. Рассказывание русских и татарских сказок. |
Ноябрь | Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. Посещение мини-музея (экскурсия) «Национальная комната» | Сюжетно-ролевая игра «Семья» Разучивание подвижных народных игр | Раскраска «Народные костюмы» Создание книжки-малышки «Национальный костюм» | Праздник «День народного единства» |
Декабрь | Совместные посиделки с родителями и детьми: «Мои корни», «Традиции» История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты. | Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды» | Поделки детей «Куклы народов Поволжья» | НОД «Музыка народов Поволжья» Развлечение «Любимые сказки» |
Январь | Чтение сказок народов Поволжья Беседа -семейные обряды | Разучивание подвижных народных игр Театрализация народных сказок | Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты татарской культуры». | Разучивание танцев русского, татарского, казахского. |
Февраль | Беседа «Как появилась кукла» Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры». | Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок». Разучивание подвижных народных игр | «Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол | Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут» |
Март | Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека | Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор» | Оформление фотоальбома «Национальные праздники» Украшение мордовского национального пояса бисером | Весенние обрядовые заклички. Развлечение «Масленица» Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка», «Чувашская частушка». |
Апрель | Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах | Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды». | Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта» «Укрась фартук» орнамент татарского народа. | Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов. Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни». |
Май | Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья» | Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр» | Создание альбомов семейных традиций | Развлечение «Дружно мы живем в краю нашем родном» |
Мероприятия с родителями дошкольников:
- Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.
- Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.
- Консультации для родителей:
- «Как играть в народные игры» (ноябрь)
- «Подвижные игры разных народов» (январь)
III этап - заключительный
Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.
Список литературы
- «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
- Русские народные игры» http://www.laduski.ru
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..
- Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.
Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...
ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАЗДНИКОВ
Приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Среднего Поволжья....
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народа
«Самобытность каждого народа, более всего состоит в обычаях, без которых народ есть образ без лица…» В. Г. Белинский...
Доклад тема Приобщение детей дошкольного возраста к традициями и культуре народов мордовии
В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим нар...
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...