Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».
проект (старшая, подготовительная группа)
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Ханты-мансийский округ – многонациональный край, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая программа-проект | 76.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Улыбка»
Педагогическая программа-проект
«Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».
(Воспитание толерантности у
старших дошкольников)
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Новикова Я.Е.
П.Салым 2020г.
Актуальность
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:
- Декларация прав ребенка (1959).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
- Семейный кодекс РФ (1995).
- Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).
- Закон “ Об образовании” (1992).
- Конституция Российской Федерации.
- Конституция Республики Татарстан.
- “Национальная доктрина образования Российской Федерации”.
- “Федеральная программа развития образования”.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Программа по воспитанию детей и молодежи на 2002 и 2004 годы Министерства образования РФ.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В современном мире за последние 10-15 лет вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:
“Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.
В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:
– этика и стратегия ненасилия,
– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,
– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, но данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общении, становлению образа “Я”и самооценки.
Ханты-мансийский округ – многонациональный край, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе нашего педагогического коллектива с детьми побудили нас начать разработку данного проекта. Работа была начата с анализа состояния работы ДОУ по толерантному воспитанию детей.
В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:
1. Недостаточная компетентность педагогического коллектива по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально– нравственному воспитанию детей, отсюда нет качественной системы в воспитательном– образовательном процессе ДОУ.
2. Слабая методическая база ДОУ.
3. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.
4. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников ДОУ – низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.
5. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина межличностных отношений между детьми. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения взрослых.
6. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.
Решения данных проблем составляют цель исследования, которые легли в основу программы-проекта «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».
Программа рассчитана на один год (8 месяцев с октября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Завершается курс программы-проекта итоговым концертом «Таланты Югры», составленным из музыкальных номеров культур народов национальностей, населяющих Югру. Участие в концерте принимают дошкольники, родители и педагоги всех садов города.
Цель программы-проекта:
Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
Задачи данного программы-проекта:
1. Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.
3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей на родном языке.
5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.
Программа-проект составлен для детей 5-7 лет. Модель формирования толерантного поведения разрабатывается педагогическим коллективом, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий.
В основе содержания:
1. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.
2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с другими.
3. Сообщение знаний о других людях в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада)
Процесс реализации программы по формированию толерантного поведения включает три основных блока:
Информационно-аналитический
–выявить проблемы по каждому направлению. (Приложение № 1)
Экспериментально-исследовательский
– подбор методик для исследования по проблемам толерантности в системе: педагог – дети –родители.
Практико-деятельный –
изучение и накопление информационного материала к собственной практической деятельности.
Дошкольный возраст является сенситивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности. В условиях воспитания современной семьи вырастает новое поколение детей, не умеющих выстаивать отношение со сверстниками, со старшим поколением. Поэтому важно объединение усилий семьи детского сада и социальных институтов.
В основу содержания легли:
– работа с педагогическим коллективом,
– работы с детьми,
– работа с семьей воспитанников ДОУ.
Работа с педагогическим коллективом предполагает следующие формы работы:
– повышение профессиональной компетентности каждого педагога через систему семинарских занятий-практикумов под научным руководством преподавателя.
– выявление, обобщение и распространение передового опыта среди педагогов ДОУ
– проведение мастер – класса,
– системное самообразование педагогов,
– творческие мастерские, конкурсы,
– проектная деятельность,
– выход в СМИ (представление опыта работы в педагогических журналах РТ и РФ).
Работа с воспитанниками ДОУ:
Важным условием для успешности реализации проекта является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов психолого-педагогического воздействия, использования инновационных технологий и национального регионального компонента. В связи этим особую важность приобретает формирование навыков успешного социального развития через следующие основные виды активной деятельности ребенка:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно–ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человек”, устный народный фольклор народов РФ.
3. Система блочных занятий.
Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект-субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:
– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,
– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,
– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.
Содержание занятий
ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
Данные занятия позволят реализовать стратегию обществоведческого образования и позволят сконструировать педагогический процесс с учетом минимальной нагрузки на детей, предусматривает баланс между специальными организованными видами деятельности и двигательной и интеллектуальной активностью дошкольника.
Распределение изучаемого материала по неделям предполагает одно специально организованного занятия, как занятие познавательного цикла, а также и двух-трех игр или упражнений для закрепления изучаемого материала.
4.Проектная и исследовательская деятельность:
Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры.
В ДОУ начата работа по разработке проектов “Цветы Победы”, “Таланты Югры”.
В ДОУ оформлен мини музей “ В годы Великой Отечественной войны”, “Генеалогическое древо моей семьи”.
5.Проведение тематических праздников, дней и недель:
– День вежливости,
– День прав ребенка,
– День добрых дел,
– Мы помощники и т.д.
6. Издание групповых тематических газет и плакатов.
Цель: дать возможность каждому ребенку высказаться по волнующейся его проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.
7.Тренинги со старшими дошкольниками по освоению социальных норм.
– разрешение проявления агрессивности у детей по принципу “ Здесь и
сейчас”,
– коррекционно-развивающая работа с детьми по поведению и
взаимодействию друг с другом и т.д.
8.Целевые экскурсии по городу посещение музеев, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, почетными людьми города.(Приложение №2)
Основные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
1. Проведение круглого стола с приглашением специалистов психологического центра “Диалог”.
2. Проведение тренингов, семейных игротек.
3.Тематические дни в ДОУ совместно с Центром Дружбы народов “Родник”.
4. Консультативный пункт.
5. “Родничок” – (школа молодых родителей).
6. “ Почемучка” – (школа родителей будущих первоклассников).
7. Клуб “ Все обо всем” совместно с психологическим центром “ Диалог”.
8. Выпуск тематических групповых газет.
9. Целевые экскурсии совместно с детьми по городу. Встреча с интересными людьми.
В целях координации и контроля реализации проекта
ежеквартально будут проводиться совещания участников проекта, контрольные срезы и проверки соответствия проведения работы по плану, отслеживание количества и качества показателей по его выполнению, с анализом проблем.
Также, работа по проекту предполагает:
– преемственность работы со школой по повышению качества работы по национальному воспитанию и образованию детей, увлечение охвата поступление детей в национальные классы.
Было предусмотрено тесная связь с социальными институтами:
– Реабилитацтонный центр «Журавушка»);
- Городское лесничество;
– Психологическим центром “Гелиос” – психологическое сопровождение
работы с семьей;
– Музеем СОШ № 5
- Клубом «Ветеран»
Предполагаемые результаты работы по проекту.
1. Повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.
2. Снижение уровня агрессивности детей и родителей.
3. Повышение уровня знания о культуре своего народа и народов Поволжья.
4.Повышение уровня этнического самосознания педагогов и родителей.
5.Повышение охвата обучения детей на родном языке с последующим обучением в национальных классах:
Список использованных источников:
- Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности [Текст] / Г.Г.Абдулкаримов // Дополнительное образование. – 2002. – № 2.С12-18
- Абсалямова, А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе [Текст] /А.Г.Абсалямова, Ю.С.Горбачева. - Уфа: Творчество, 1997.С 5-8
- Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А.Асмолов. – М.: Мемориал. 2001.- №24.- С.61-63.
- Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. – 2001. – № 1.С7-9
- Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. Толерантность в общественном сознании России [Текст]/. – М.: Педагогика,1998.С6
- Бабунова, Е. С. Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к славянской культуре / Е. С. Бабунова [Текст] // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования : межвуз. сборник научных трудов. Ч. 1. – Пермь, 1996. – С.45-49.
- Бабынина, Т.Ф.Традиции национальных культур [Текст] /Т.Ф. Бабынина -Казань: РИЦ «Школа», 2003-123с.
- Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. Г. Белинский. – М. : Педагогика, 1982. – 283 с.
- Богомолова, М.И. Национальное воспитание и двуязычие в истории педагогических учений [Текст] - Казань: Казанский государственный педагогический университет, 1998.- 440 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999-264с
- Вавилова, Л.Д. Специальный курс «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на материале национальной культуры коми» [Текст] / Л. Д. Вавилова. - С .44-45ст.
- Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого [Текст] / Л.А. Вовк// научно-практический журнал. - 2003. -127с
- Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] // Внешкольник. – № 6. – 2002. – С. 12–16.ст.
- Выготский Л.С.. Проблема культурного развития ребенка [Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.ст.
- Глухова, В.А. Социально-психологические концепции развития одаренности. Теоретические аспекты социально-психологических факторов развития творческой одаренности ребенка [Текст] / В . А . Глухова – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – Т.5 - С.51–70.ст.
- Демиденко, Ю. Воспитываем терпимость [Текст] / Ю.Демиденко, О.Куликова // Школьный психолог. - 2002. - № 15. - С. 4.ст.
- Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: метод. рекомендации [Текст] / И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. – СПб.:Питер, 2001.-264-268с
- Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование [Текст] / Г.Д.Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999.-156-159с
- Дробижева, Л.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества [Текст]/Л.М.Дробижева. – М.: Педагогика,1994.-168-176с
Приложение № 1
Уровень отношения детей группы к людям других
национальностей на контрольном этапе исследования
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа диагностики
Приложение № 2
Тематическое планирование
№ п | Дата | Содержание работы | Образовательная область | Итоговое мероприятие | Участники |
Информационно-аналитический | |||||
1 | Октябрь | Контрольный этап диагностики | «Сестренки», «Угости конфетой», разработанные Э. Сусловой, а также контрольный опрос для определения уровня знаний о других нациях и народностях | Результат диагностики
| Воспитанники, педагоги, |
Познавательный, информационно исследовательский | |||||
2 | Ноябрь | Формирование доброжелательного отношения друг к другу | Игра «Комплименты» Игровое упражнение «Добрые эльфы» Песня «О дружбе» Обсуждение пословиц и поговорок Обсуждение рассказа «Три товарища» | Физкультурно-музыкальное развлечение «Мы – помощники» «День добрых дел» | Воспитанники, педагоги, родители. |
3 | Декабрь | Ознакомление с традициями и культурой народов ханты-манси | Игра «Аксуйек» Прослушивание сказки Атумтай и Нашарван Промыслы народов Севера Пояснение пословиц | День рождение Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, «День прав ребёнка» Выставка детского рисунка. | Воспитанники, педагоги, родители, учащиеся СОШ № 5 |
4 | Январь | Закрепление русских игр и народных праздников | Игра «Жмурки» Изучение праздника Масленица Игра «Петушиные бои» Изучение праздника «Коляда» Русская пальчиковая игра «Пальчик – пальчик» | Рождество, колядки. Выставка детских рисунков | Воспитанники, педагоги, родители. |
5 | Февраль | Знакомство с культурой народов Кавказа | Игра в лягушек (Бакакоба) Прослушивание сказки «Лиса-судья» Прослушивание и обсуждение пословиц | Выставка национальных блюд. Видео просмотр концерта юных исполнителей татарской песни. | Родители, педагоги, воспитанники |
6 | Март | Знакомство с культурой украинской национальности | Прослушивание сказки «Как кот ходил с лисом сапоги покупать» Украинская игра «Перепелочки» Обсуждение темы «Как отмечают рождество на Украине» | ||
7 | Апрель | Изучение культуры татарской национальности | Легенда о башне Сююмбике Изучения праздника «Сабантуй» Татарская игра «Хромая лиса» Прослушивание сказки «Бедняк и два бая» | Музыкально-игровое развлечение. Выставка детских рисунков | |
Итоговый | |||||
8 | Май | Итоговый концерт «Таланты Югры» Проект «Цветы Победы» | Интеграция областей | Контрольный этап диагностики | Воспитанники, педагоги, родители, коллеги. Ветераны |
Приложение № 3
Занятие 1
Цель: воспитание чувства толерантного отношения к людям разных национальностей;
1. Рассказ психолога:
«Сегодня мы познакомимся с детьми разных национальностей, проживающих в нашей стране. Это башкир Салават, татарка Ляйсан, русский Иван, мари Анита (показывает детям карточки в людьми в национальных костюмах). Внешне они разные – и все же очень похожи. Дети любознательны, они о чем-то мечтают и чего-то боятся, часто рассказывают о том, что любят, во что играют, с кем дружат.
Кто-то живет в частном доме, кто-то в многоэтажной квартире, некоторые – в общежитии, но все дети мечтают иметь друзей, любящих папу и маму, игрушки, теплый дом.
Обычаи и традиции разных народов и похожи и не похожи друг на друга. Так сложилось, что в разных местах Земли люди строили дома, удобные именно для этого места, готовили еду из того, что лучше всего растет поблизости.
Предки Ивана из средней полосы России, там холодные зимы и дождливые осень и весна, и люди издревле строили деревянные дома с черепичной крышей и земляным полом. На родине Салавата, домом для многих детей являлись юрты. Но самое главное, что все дети очень любят свои дома.
Любимые блюда у наших друзей тоже разные.
Башкиры раньше вели кочевой образ жизни и поэтому питались отварным, сушеным и вяленым мясом, молочными продуктами, сушеными ягодами, сушеными злаками, мёдом. Например, блюдо казы (конская колбаса). Салават обожает кумыс, говорят, что раньше он готовился именно в дороге – сосуд с кобыльим молоком привязывался к седлу и болтался в течение дня.
Древние татары родом из степей Монголии, там климат очень суровый, но для выпаса овец места подходящие. Поэтому татары едят много баранины. Овощи на столе редкость. Ляйсан любит бешбармак – суп-лапшу с бараниной.
Ваня любит блины – это изделие из жидкого теста, которое выливается на раскалённую сковороду; имеет круглую форму. Блины подаются с разными закусками, а тонкие блины – иногда с начинкой, которая в них заворачивается. Блины, возможно, были первыми изделиями из муки и уходят корнями в доисторические времена. Их разновидности есть у всех народов, использующих в готовке муку.
Анита с удовольствием ест отварную и жареную домашнюю колбасу (сокта) и трехслойные блины (команмелна). Марийская национальная кухня, как и любая другая, постоянно развивается и пополняется новыми разнообразными блюдами.
Игры наших друзей тоже отличаются своеобразием. Анита любит играть с мячом, она играет с ним в старинную марийскую игру «Катание мяча (Мече дене модмаш)». Ваня играет с друзьями в русскую народную игру «Кот и мыши». Ляйсан закрытыми глазами кидает палку в горшок, эта татарская игра называется «Сyлмэк». А Салават со своими младшими братьями любят слушать башкирские легенды о мифической птице, олицетворяющей добро и играют в «хомрай».
Вот что можно рассказать о детях из разных стран, с каждым тебе было интересно увидеться и поиграть, любопытно побеседовать. Конечно, все они разные, но все хотят жить счастливо. Нужно уважать чужие обычаи и традиции, ценить и знать свои, такое отношение называется толерантностью».
2. Беседа с детьми:
- какие блюда готовят в вашей семье?
- какие праздники вы знаете?
- в каких странах вы побывали?
3. Рисование детьми своих любимых игр.
4. Загадки разных народов.
Для мужчины – крыло
Для султана – клеймо
Летом не устает
Снег зимой в поле мнет. (Лошадь)
Голова на горах
Хвост в далеких морях. (Река)
У агая в саду домики на виду
Носит его дочь сладости день и ночь. (Пчела)
Слой за слоем слоится
Нам помогает учиться. (Книга)
5. Чтение рассказа М. Фоминой «Подруги».
Психолог предлагает послушать небольшой рассказ и дать ему название:
«Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Машу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зое мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть с мозаикой. Красивый сделали узор из нее. Потом загадывали загадки. Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах».
Психолог:
- Как можно назвать этот рассказ?
- Если дружат между собой девочки и мальчики или взрослые люди, как их можно назвать?
- О хороших друзьях есть правило. Я не раз вам его говорила, если видела, что вы поссорились. Давайте вместе вспомним его. Дети вспоминают правило и произносят его.
Правило: в нашей группе все дружные.
Занятие 2
Цель: Познакомить детей с играми народов Севера. Способствовать развитию координации движений, глазомера, быстроты
Воспитывать нравственно-волевые качества: решительность сноровку, смекалку, увертываемость, выдержку, уверенность, целеустремленность. Формировать стремление к достижению положительнытельных результатов. Обеспечить укрепление здоровья средствами физической культуры.
Оборудование: Костры (конусы), маски доля игр, малых мяча, канат
Ход досуга:
Педагог беседует о коренных жителях Севера: Ханты и Манси. Рассказывает им о том, как Ханты выживают в суровых условиях Севера: ловят рыбу, охотятся на зверей и птиц в тайге, летом собирают грибы и ягоды.
Педагог: Сегодня, ребята мы отправимся в увлекательное путешествие по Северу.
- часть:
- Ходьба в колонне по одному.
- Ходьба на лыжах (Ханты зимой часто ходят потайге на лыжах).
- Ходьба согнувшись (В тайге часто встречаются непроходимые места).
- Ходьба на высоких четвереньках (В тайге водятся волки).
- Бег на носочках (Часто хантам приходится спасаться от хищников бегством)
Ходьба в колонне по одному
Педагог. Но вот ханты вышли из лесу, замерзли и вначале надо собрать дрова.
Дети ложатся на середину зала на живот, руки вытягиваются вверх и катятся с боку на бок в одну и другую сторону (собираю дрова).
Педагог: Собрали дрова и разожгли костер. Стал свой дом - чум.
Игра «Собери чум». Дети под музыку расходятся под музыку по залу врассыпную, по окончании музыки они должны собрать два чума (круга). Кто вперед выполнит задание, тот и победил. Игра проводится 2 раза, на 3 раз собирается один большой чум.
- часть. ОРУ
Педагог: Собрали Ханты чум
- «Чум получился широкий и высокий». И.п. — Развести руки в стороны, поднять их вверх, встать на носочки. Вернуться в и.п.
- «В чуме разложили шкуры мягкие» И.п. – сиДЯ НА ПОЛУ, НОГИ НЕМНОГО разведены и согнуты в коленях. Постучать по полу впереди себя, затем лечь на спину и постучать над головой.
- «Захотелось ребятам поспать, но не спиться им» И.п.: - лежа на полу в группировке. Перекаты на спине вперед - назад.
- «А снега у чума насыпало много и дети решили построить горку» И.п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Приподнять корпус вверх и прогнуть спину.|
- «У чума выросли маленькие елочки, стройные елки и высокие ели». Приседания, полуприседания, подтягивание, руки вверх.
Педагог: У Хантов много помощников - оленей, которые собираются в стада и пасут их пастухи. Чтобы поймать оленя, пастухи набрасывают им на рога маут.
Игра: «Пастухи и олени»
дети бегают врассыпную по залу. По сигналу выбегает «пастух» и набрасывает на голову «оленям» маут (обруч). Пойманный отходит в сторону .(игра продолжается 2-3 раза)
Педагог: Ханты в тайге очень многосостязаться, показывая свою ловкость, сноровку и силу.
Игра «Охотники и куропатки» Дети – «куропатки» залезают на скамейку,2 детей «охотники» прячутся за модулями, по команде дети – «охотники» выбегают из кустов и стреляют «патронами» (мячами). В кого попали «патроны», тот пропускает одну игру (игра продолжается 2-3 раза.
Игра: «Силачи» Дети делятся на две команды и по сигналу должны перетянуть канат на свою сторону.
Педагог: Ханты запрягают своих оленей в нарты – сани, но они еще служат для состязаний.
Игра «Нарты - сани». Прыжки через бумы с ноги на ноги.
3 часть.
Педагог: Наступает и на Севере весна, бегут ручьи.
Игра «Ручейки и озера». Дети становятся в две плечи впереди стоящему и двигаются змейкой. По сигналу дети должны быстро построить круг — «озеро», взявшись за руки.
Педагог: На севере дуют холодные северные ветры, но иногда подует и теплый южный ветер.
Дыхательное упражнение: «Северный и южный ветер».
Занятие 4
Цель: Изучение русских игр и народных праздников.
1. Игра «Жмурки».
Жмурку, выбранного жеребьевкой, ставят в центре игровой площадки и завязывают глаза, а он поворачивается несколько раз. Затем следует диалог: «Где стоишь?» - «На мосту». - «Что продаешь?» - «Квас». - «Ищи три года нас». Участники игры расходятся по комнате, жмурка идет их искать.
Пока жмурка ищет, никто не сходит со своего места, но все могут приседать, вставать на колени, обмениваться деталями одежды, чтобы, перехитрить жмурку.
Участник, названный по имени, становится жмуркой.
2. Изучение праздника Масленица.
Психолог рассказывает о Масленице: В конце февраля или начале марта на Руси издавна отмечалась Масленица – праздник окончания зимы и встреча весны. Праздновалась Масленица целую неделю. Каждый день этой недели был особенный. В понедельник хозяйка давала блин ребенку, чтобы он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал. Понедельник – это встреча Масленицы. Далее я расскажу вам про масленичный вторник. Он называется – «заигрыш», потому что в этот день начинались игры и гуляния, представления и катания со снежных горок. Во вторник обязательно надо петь. В среду начинали печь и есть блины. Блины – словно маленькие солнышки. Но самый важный день был воскресенье – «прощеный день». Масленицу сжигали и просили у всех прощения. Говорили: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобой». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.
Заучивание частушек про масленицу.
- Я на Масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку закатал.
- На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.
- Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!
3.Игра «Петушиные бои».
Описание игры: игра очень напоминает петушиные бои, поэтому и была так названа. Задача игроков: передвигаясь на одной ноге, плечом или грудью вытолкнуть за круг другого игрока.
Правила игры: Чертиться круг или линия на земле или ложиться веревочка на полу. Начальная позиция: игроки стоят на одной ноге напротив друг друга, а руки зацепляются в замок за спиной. Задача игрока: вытолкнуть другого игрока за круг (или перейти за линию), не расцепляя рук и не ставя вторую ногу на землю. Толкать можно только плечом или грудью. Проигравшим также считается тот, кто опустит вторую ногу на землю или расцепит руки.
4. Изучение праздника «Коляда».
Зал украшен вышитыми рушниками, скатертями, платками, предметами домашней утвари.
У центральной стены – фрагмент избы (печка, сундук, лавки, стол, самовар, угощение). У боковых стен, по одному у каждой, стоят 2 домика, поленницы дров.
Русские народные костюмы для детей, психолога, воспитателей, костюмы хозяев домов (2 хозяйки, 1 хозяин), костюм Цыганки, Бабы Яги для взрослых.
Психолог знакомит детей с обрядом «колядования», рассказывает, как раньше весело проводили время между Рождеством и Крещением, называемое «Святками». Время перед Рождеством называется Колядками. Дети в деревнях собирались на колядки и ходили по домам. А где-то распевали шуточные куплеты и получали за это угощения от радушных хозяев, например, за такие рифмы:
- Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
- Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
- Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.
Дети и воспитатели одевали костюмы, пели песни, водили хороводы, играли в игры, отгадывали загадки и читали рождественские стихи.
5. Русская пальчиковая игра «Пальчик – пальчик».
Пальчик, пальчик – где ты был? – показываем раскрытую ладошку.
Этот братец в лес ходил – загибаем мизинчик,
Этот братец гриб нашел – загибаем безымянный,
Этот братец гриб почистил – средний,
Этот братец гриб пожарил – указательный,
Этот братец гриб поел, от того и потолстел – показываем большой пальчик.
Занятие 5
Цель: Изучение культуры кавкасзкой национальности.
1. Грузинская игра в лягушек (Бакакоба).
На игровой площадке чертится круг диаметром 3-4 м, от которого на расстоянии 6-8 м обозначается домик.
Игроки делятся на две команды по 5 детей. Одна из них, выбранная по жребию, становится в круг на четвереньки: они лягушки – скачут, квакают. На головах у них шапки. Игроки второй команды свободно располагаются за линией круга, стараются снять с них шапки, используя обманные движения, и донести их до домика. Убегающих преследуют лягушки, у которых сняли шапки. Они пытаются «осалить» убегающих (коснуться их рукой), прежде чем последние успеют вбежать в домик.
Если им это удается, команде лягушек засчитывается столько очков, сколько игроков они «осалили». В противном случае очки получает другая команда. Каждые 3-4 минуты команды меняются местами.
Правила игры:
- лягушкам не разрешается выходить за пределы круга до тех пор, пока с них не снимут шапки;
- в кругу лягушки передвигаются на четвереньках, а за его пределами преследуют убегающих обычным бегом;
- снимать шапки разрешается с нескольких лягушек. В этом случае они могут «осаливать» любого из убегающих и даже нескольких игроков.
2. Прослушивание сказки «Лиса-судья».
Была одна обезьянка – непоседа, как все обезьяны. Всюду она лазила, всюду совала свой нос. Однажды увидала обезьянка груду камней, и одолело её любопытство. «Надо узнать, что здесь спрятано!». Раскидала камни, и открылась дыра. Сунула неугомонная туда свою лапу – не попадётся ли что-нибудь лакомое, а из дыры выползла огромная змея! Выбралась змея из мрачного заточения и как зашипит, как бросится на обезьянку. «Дурная моя голова! – бранит себя обезьянка. – Ну чего я полезла в эту дыру? Уж не кувшин ли масла думала найти?». «Сжалься надо мной, великий дракон! – стала она молить змею. – Знала бы, что здесь ваши владения, никогда не осмелилась бы нарушить ваш покой!». Но разве может змея пожалеть? Какая же она тогда змея! «Нет тебе прощения! – прошипела она. – Ты разбудила меня и только смертью искупишь свою вину!». В эту самую пору мимо них шла лиса. Обезьянка была наслышана про лисьи уловки и остановила её. «Пускай мудрая лиса рассудит наш спор», - говорит несчастная обезьянка. «Ладно, скажи, лиса, своё слово» - согласилась змея. «Свидетелей нет, а сама я ничего не видела. Как же мне рассудить вас по справедливости?» - говорит лиса «Покажите, как всё было с самого начала. Ты, змея, изволь заползти обратно в нору, а ты, обезьянка, потрудись собрать камни в груду. Змее понравился разумный судья. «Я сидела в своей норе. Вот так, - сказала змея. - Она сунула голову в дыру и медленно исчезла. «Теперь дело за тобой, не мешкай!» - шепнула лиса обезьянке, хитро подмигивая ей. Обезьянка быстро завалила нору камнями. И тогда лиса сказала: «Слушай мой суд, неблагодарная змея. Ты разгневалась из-за того, что выпустили тебя на волю, так сиди теперь в своей тёмной норе и спи сколько пожелаешь! Глупая обезьянка не станет больше тревожить твой сон». И с тех пор обезьянка перестала соваться, куда не следует.
Далее дети обсуждают сказку.
3. Прослушивание и пояснение пословиц.
Плохо не иметь брата, но еще хуже не иметь друзей.
Друг нужен прежде всего в беде.
Что вражда разрушает, то любовь строит.
Если любишь в гости ходить, надо любить и гостей принимать.
Воспитанность на базаре не купишь.
Кто гонится за двумя зайцами, не поймает ни одного.
Занятие 6
Цель: Изучение культуры людей украинской национальности.
1. Прослушивание сказки «Как кот ходил с лисом сапоги покупать».
Вот загрустил раз кот, что подходит зима, а сапог-то и нет. Собрался он в город, идет покупать сапоги себе и жене. Прошел немалую часть дороги, повстречался с лисом. Лис ему и говорит: «Куда это вы, пан Котовский, идете?». Кот отвечает: «Иду в город себе и жене сапоги покупать, а то вот подходит зима, босому ходить холодно». А лис говорит: «Тут есть хороший сапожник Волчок, ступай и купишь себе сапоги». Идет лис впереди, а кот следом за ним, и завел лис кота в чащу. А кот глупый, не знает, что живут лисы в чащах, он-то ведь сельский, в лесу ему бывать не приходится. Только очутились они в чаще, а лис и говорит коту: «Давай деньги, а не то тебе смерть!» А кот говорит: «Смилуйся, уж я куплю сапоги и тебе, и жене, и детям, только отпусти ты меня отсюда живым». Сговорились и идут вдвоем в город сапоги покупать. Подошли уже к городу, а лис идет крадучись, говорит коту, что в самый-то город идти ему боязно. А кот все зовет лиса в город. Зашли они в одну узкую улицу, и оставил кот лиса у калитки, а сам пошел посмотреть, есть ли готовые сапоги. Увидели люди лиса на дорожке – окружили его, поймали, хвост оторвали да еще избили. Вырвался лис и домой побежал, уж не стал и сапог дожидаться. Вернулся кот, а лиса не застал, только кучка людей на этом месте. Пошел кот в лавку, купил себе и жене сапоги и позвал с собою пса Брыська, чтобы тот домой его проводил, чтобы лис его не убил. А лис вышел против кота с женой и двумя старшими сыновьями, чтобы убить кота за то, что пришлось домой без хвоста воротиться. Увидел кот лиса и говорит Брыську: «Вот он меня уже дожидается!». Отвечает Брысько: «Не бойся, постой, вот я с ним сейчас поздороваюсь». Подходят они друг к другу поближе, как набросился пес на лиса и давай рвать его, а старший сынок стал лиса защищать, и ему досталось, а остальные убежали. Собрался Брысько домой возвращаться, а кот за добрую помощь пригласил его к себе в гости. И жил себе с той поры кот привольно и беззаботно. А лисы, если встретятся где, бывало, в лесу с Брыськом, то уж его опасались. А котик с тех пор больше с вероломным лисом никогда не встречался.
Далее дети обсуждают сказку.
2. Украинская игра «Перепелочки».
Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга – перепелочка. На слова народной песни:
- Ой, у перепелочки да головка болит
все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища. На припев:
- Тут была, тут была перепеленка,
Тут была, тут была сизокрылая -
дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепел очка – вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:
- Ой, у перепелочки да коленки болят -
все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:
- Ой, у перепелочки крылья не болят -
все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз.
На слова: «Птички поднялись и улетели!» - все бегут по кругу.
3. Обсуждение темы «Как отмечают рождество на Украине».
На Украине говорят: как встретишь Рождество – так и проведешь весь год. Накануне Рождества украинский народ садится за праздничный, щедрый, но постный стол. 6 января – Святой Вечер, который готовят после наведения порядка в домах. После этого можно браться за приготовление праздничных блюд.
Обязательно на столе наличие двенадцати блюд – в честь двенадцати апостолов. Традиционными яствами всегда были борщ, вареники, рыба, грибы, каша, фасоль или бобы, картофель, голубцы, печенье, кутя, узвар. Ни в коем случае нельзя в этот день ругаться, спорить, все члены семьи должны быть дома. Дети должны помогать в приготовлениях, особая роль отводиться старшей дочери. 6 января не завтракают и не обедают, лишь детям позволено перекусить в обеденное время.
Оформляя стол на Святой Вечер, после захода солнца застилают его свежим сеном или соломой. Поверх сена насыпают немного зерна и покрывают стол скатертью, под которую по углам кладут по зубчику чеснока. Он оберегает от злой силы и болезней. Стоит позаботиться, чтобы в доме на почетном месте стоял дидух – праздничный сноп из пшеницы, ржи или овса, перевязанный особым образом.
Во время ужина нельзя много разговаривать, выходить из-за стола.
От каждого блюда стоит отведать хотя бы немного, чтобы не было голода. Но нельзя съедать блюда целиком - чтобы холодильник не остался пустым.
После ужина колядуют. Вечером на улицы украинских городов и сел выходит молодежь в национальных костюмах. В народе говорят: «Коляда идет». Колядующие поют под окнами и вызывают на улицу хозяев. С их разрешения у крыльца разыгрывается маленькое представление, героем которого часто бывает Коза – символ добра и достатка. Хозяева щедро угощают колядующих. По желанию приглашают в дом. Колядующие не просят, а собирают пожертвования во славу Бога, поэтому не впустить их в дом нельзя.
Мясо разрешается есть только в первый день Рождества. По углам стола кладут чеснок и сено, чтобы отогнать злых духов. Домашних животных кормят получше, чтоб не сказали, что хозяин плохой, так как в Рождество, по поверьям «и скотина разговаривает».
Занятие 7
Цель: Изучение культуры людей татарской национальности.
Звучит татарская мелодия.
1. Легенда о башне Сююмбике.
Психолог:
Татарская земля располагается на бескрайних равнинах, по берегу реки Волги, согреваемая солнцем и обдуваемая ветрами. Татары – очень древний народ, имеющий свою историю. Очень красивая архитектура в Татарстане. Мечети, башни. И каждая имеет свою легенду. Вот башня Сююмбике. Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике т.е. «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ. По легенде Иван Грозный, прослышав о красоте правительницы прислал в Казань сватов, предложил Сююмбике стать московской царицей. Но красавица отказалась. Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромной армией и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли. Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться, но попросила необычный свадебный подарок – башню. Самую высокую башню в Казани должны были построить за 7 дней. Началось спешное строительство. В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий, на седьмой день башня была готова. И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу. Во время пира Сююмбике поднялась на самый верх башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань. Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз. В память о доброй казанской цари це, башню назвали Башня Сююмбике.
Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием. Поэтому обувь у татар с загнутыми носами, чтобы не царапать мать – землю, потому что она кормит. В национальной одежде у татар очень много украшений из бирюзы; считается, что бирюза лечит и приносит счастье в семейной жизни. Украшения передавались по наследству. У татар много народных праздников, один из них – Сабантуй. Веселый праздник, когда проводится много игр на скорость и ловкость. Его мы с вами сегодня и изучим.
2. Изучения праздника «Сабантуй».
Детям даются сведения о том, что сабантуй – самый яркий, самый весёлый и самый любимый праздник татарского народа. В этот день всё дышит красотой: и весенняя природа, и народ, словом, всё пронизывается духом праздника, песнями и плясками! На этом празднике уж каждый сможет себя показать.
Дети группы собираются на большом зелёном лугу. Перед началом психолог напоминает об этом празднике.
Психолог:
К нам пришёл сегодня праздник,
Весельчак, батыр, проказник,
Сабантуй, сабантуй,
Пой, скачи, борись, танцуй!
Дети: А что это за праздник? Мы о нём ничего не знаем, расскажите нам о нём.
Психолог: Сабантуй – это «праздник плуга». Его отмечают, когда заканчиваются весенние полевые работы. Вот и мы хорошо потрудились на огороде, а теперь веселимся. Начинаем тогда спортивные состязания удальцов.
Вот бревно, а вот мешки
Выходите мужички,
Кто кого мешком собьёт
Тот все сушки заберёт!
Игра «Бой мешками»
Это состязание для тех, кто повыносливей. На бревно усаживаются лицом друг к другу два батыра, в руках у них небольшие мешки, наполненные сеном. Необходимо уворачиваться от «мешка» соперника, да при этом стараться «добивать его». Кто сумеет удержаться на бревне? Проигравший выбывает из игры, на его место садится следующий желающий.
Игра « Бег в мешках»
Два соперника по команде залезают в мешки и бегут в них определённое расстояние.
Игра «Перетяни канат»
В игре соревнуются две команды. Чья команда перетянет канат
Психолог: А сейчас, дети, я предлагаю поиграть ещё в одну игру. А называется эта игра «Куреш». Её тоже очень любит народ республики Татарстан.
Игра «Куреш»
Два соперника обхватывают друг друга полотенцами. Кто отрывает ноги от земли, тот проигрывает.
Психолог: «А сейчас я загадаю загадки, а вы отгадайте».
Загадки:
1. Мчится конь голубой, грива вьётся волной. (Река)
2. Этого не оседлать, медный кнут не удержать. (Медведь и змея)
3. Для мужчины – крыло, для султана – клеймо, летом не устаёт,
снег зимой в поле мнёт. (Лошадь)
4. Юнец – и летом, и зимой в зелёной шубе меховой. (Сосна)
Психолог: Да, действительно, вы и умные, и ловкие, и загадки знаете. А сейчас я принесу вам замечательное башкирское блюдо – «Чак-чак». Сейчас мы с вами зайдём в группу, помоем руки, будем пить чай с угощением.
3. Татарская игра «Хромая лиса».
Описание. Одного из играющих выбирают хромой лисой, другого – хозяином дома по имени Бикчантай. Остальные участники – курочки. Хромая лиса располагается на одной стороне площадки – за чертой, в своей норе. На другой стороне чертится круг диаметром 5-10 м – курятник, в нем размещаются курочки. Сбоку от большого круга чертится круг диаметром 1-2 м – дом хозяина. Хромая лиса прыгает на одной ноге от своей норы, приближаясь к дому хозяина. Ее встречает хозяин дома. Между ними происходит такой диалог (во время разговора лиса может стоять на обеих ногах:
- Лиса, лисанька хромая, куда ночью ковыляешь?
- Бикчантай, сынок Мамая, меня бабка ждет родная.
- А зачем к ней торопиться?
- Моя шуба там за печкой.
- А если шуба загорится?
- Окуну я шубу в речку.
- Вдруг умчит ее теченье?
- Я заплачу с огорченья.
- Лиса, лисанька хромая, как без шубы ты пойдешь?
4. Прослушивание сказки «Бедняк и два бая».
Когда-то в давние времена пришлось одному бедняку выехать в дальнюю дорогу вместе с двумя жадными баями. Ехали они, ехали и доехали до постоялого двора. Заехали на постоялый двор, сварили на ужин кашу. Когда каша поспела, сели ужинать. Выложили кашу на блюдо, продавили на середине ямку, налили в ямку масла.
- Кто хочет быть справедливым, тот должен идти прямым путём. Вот так! - проговорил первый бай и провёл ложкой по каше сверху донизу; масло, из ямки потекло в его сторону.
- Кто хочет быть справедливым, тот должен идти прямым путём. Вот так! - проговорил второй бай и провёл ложкой по каше сверху донизу; масло, из ямки потекло в его сторону.
- А по-моему, жизнь с каждым днём меняется, и близко время, когда всё перемешается вот так! – сказал бедняк и перемешал кашу.
Так и не удалось баям обмануть бедняка.
К вечеру следующего дня они снова заехали на постоялый двор. А был у них в запасе один жареный гусь на троих. Перед сном они уговорились, что гусь утром достанется тому, кто ночью увидит лучший сон.
Проснулись они утром, и каждый стал рассказывать свой сон.
- Мне приснилось, - сказал первый бай, - нарядился я в зелёный чапан, белую чалму и пошёл в мечеть.
- А мне приснилось, что я превратился в лебедя и куда-то полетел, - сказал второй бай.
Пришла очередь бедняку рассказывать свой сон.
- Видел я во сне, - сказал он, - как один из вас нарядился в зелёный чапан и белую чалму и пошёл в мечеть.
- Видел я, как второй превратился в лебедя и улетел. Испугался я, думаю: не испортился бы гусь, - взял да и съел его!
Далее дети обсуждают прослушанную сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....
Доклад «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
Опыт работы по развитию духовно-нравстенному воспитанию дошкольников...
Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе
Образовательный проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народав Тоншаевском районе»(из опыта работы) Общие сведения о проекте....
Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.
ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этнокультурой, традициями народов Севера
Цель программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов ханты к их традициям и обычаям.Для реал...