План работы по самообразованию "Подготовка детей к обучению грамоте"
материал (подготовительная группа)
Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_-.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27
План работы по самообразованию
Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей
старшего возраста в разновозрастной
группе детского сада»
Воспитатель:
Атаманова Светлана Алексеевна
г. Красноярск
2023 – 2024 г.
Актуальность
Основой для обучения грамоте является речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.
Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.
Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.
Задачи образовательной деятельности:
- Учить детей выделять в произношении заданный звук. Сравнивать
(различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении;
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
Группа: разновозрастная (6 -7) лет
Сроки: 2023-2024 учебный год
- Планируемые результаты воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области подготовки к обучению грамоте детей;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Планируемые результаты детей:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
- по слоговые и слитные способы чтения
Этапы работы:
1.Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
2 этап: План работы на 2023 – 20234 учебный год
Сентябрь
- 1. Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте;
- Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки;
- Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»;
- Беседа «Артикуляционная гимнастика»;
Октябрь
- Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»;
- Использование новых дидактических игр по обучению грамоте;
- Консультация для педагогов «Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»;
- Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди
место звука в слове», «Схемы слов»;
- Дидактический материал для занятий с детьми 6-7 лет по развитию речи.
Ноябрь
- Консультация для педагогов «Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте»;
- Подбор материала по формированию графических умений;
- Консультация для педагогов «Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте»;
- Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми играми;
- Беседа «Как подготовить руку к письму?»;
Декабрь
- Использование пальчиковых игр;
- Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»;
- Отчет о проделанной работе за 1 полугодие;
- Пополнение коллекции обводок и штриховок.
Январь
- Оформление консультации для родителей «Игры с буквами для дошколят»;
- Знакомство с обводками и штриховками;
- Презентация «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте;
- Использование специальных символов в играх по формированию навыка
звукового анализа»;
- Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово».
Февраль
- Обновление обводок, штриховок;
- Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»;
- Беседа «Определение гласных звуков»;
- Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками
Март
- Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамот;
- Обновление наглядно го материала на звуки;
- Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»
- Изготовление дидактических игр
Апрель
- Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»;
- Оформление памятки для родителей «Страна букв»;
- Подбор материала для проведения итогового мероприятия:
- Досуг «В стране звуков»;
Май
- Итоговое родительское собрание;
- Отчет о проделанной работе.
3.Заключительный этап
Подготовить отчет по теме самообразования
Методическая литература
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.
- Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .
- ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в старшей группе.
- Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят.
- Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно.
- Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
- Кыласова Л. Е . Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 7 лет по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план коррекционно - логопедической работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет
Представляю перспективное планирование в подготовительной к школе группе по разделу "Формирование произношения и обучение грамоте. В плане указаны: тема занятия, количество часов, навыки звуковог...
Презентация "Из опыта работы по подготовке детей к обучению грамоте".
В презентации представлены дидактические материалы, используемые в работе с детьми....
"Система работы по подготовке детей к обучению грамоте"
Система занятий с детьми в подготовительной группе....
Индивидуальный план работы по самообразованию. «Повышение профессионального уровня по подготовке детей к обучению грамоте»
Цель: Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы....
Элементы логопедической работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Секрет».
Дисграфия начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно появится у некоторых детей с нач...
План работы по самообразованию « Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста».
laquo; Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»....
Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.
Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте....