Элементы логопедической работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Секрет».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Дисграфия начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно появится у некоторых детей с началом их школьного обучения в случае неприятия взрослыми соответствующих профилактических мер. При диагностике у таких детей выявляются трудности формирования простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста: узнавание звука на фоне слова, выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова; определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец. Следует отметить, что такие дети оказываются не готовыми к школьному обучению. Проводя логопедическую работу по подготовке детей к обучению грамоте, мы используем пособие «Секрет».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макарова Наталья Александровна,

учитель-логопед,

Элементы логопедической работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Секрет».

Дисграфия начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у некоторых детей с началом их школьного обучения в случае неприятия взрослыми соответствующих профилактических мер.

При диагностике у таких детей выявляются трудности формирования простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста: узнавание звука на фоне слова, выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова; определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец. Следует отметить, что такие дети оказываются не готовыми к школьному обучению.

Проводя логопедическую работу по подготовке детей к обучению грамоте, мы используем пособие «Секрет».

Кто из нас в детстве не играл в «секретики», закапывая что-то интересное под стёклышко в земле? Вот мы и решили использовать эту игру, вызывающую огромный интерес у детей, для создания целого  пособия, где дети тоже откапывают и закапывают «секретики», но уже те, которые специально придуманы для них взрослыми.

Пособие сделано самими педагогами. Оно представляет собой деревянный ящик, покрытый стеклом, на которое может быть насыпан различный сыпучий материал (манка, песок, конфетти). Благодаря выдвижному поддону, можно быстро менять листы-подложки (листы А 4 с различным методическим материалом, в зависимости от поставленной цели).

Остановимся на основных его достоинствах.

За несколько лет работы к пособию разработан обширный методический материал: схемы, таблицы, специальные листы-подложки с рисунками, символами, буквами, слогами, словами и др.  Таким образом, сначала для детей «секреты» создаем мы, а затем это могут  делать и сами дети, например, для своих товарищей. Раскапывать «секретик» тоже можно по-разному: кисточкой, пальцами, раздувать через трубочку и т.д.

На занятиях нет монотонности и однообразия. Игры с пособием «Секрет» насыщены эмоциями: восторгом, удивлением, волнением,  радостью. Это дает возможность использовать игры для развития и обогащения не только речевого, но и эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Играя, ребенок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, улучшает настроение, у него возникают положительные эмоции.

Работая с пособием по подготовке детей к обучению грамоте, мы имеем возможность предложить ребенку игры разных уровней сложности, в зависимости от его знаний и умений, от уровня его подготовки, выявленных при диагностике.

Работа с пособием ведется: на уровне звука и буквы, на уровне слога, на уровне слова.

Работая на определенном уровне, ребенок выполняет задания: по речевой инструкции логопеда, по схеме (ребенку предлагается готовая схема действия, схема бывает различной сложности) и самостоятельное составление схемы ребенком для своего друга (составляет схему, опираясь на лист-подложку, и предлагает ее товарищу для выполнения).

 Игры, используемые при подготовке детей к обучению грамоте.

Работа по речевой инструкции логопеда

На уровне звука и буквы

«Узнай букву»

Инструкция (на начальных этапах сопровождается показом): сегодня здесь спрятана буква. Раскапывай ее сверху вниз слева направо. Остановись, как только догадаешься, что это за буква. А теперь проверь себя – раскопай полностью.

На уровне слога        

«Соедини звуки»

Ребенок тренируется в составлении прямых и обратных слогов. Игре предшествует изучение символов гласных и согласных звуков.

Инструкция: раскопай самый центр поля. Кто это? Как звенит комарик? Зззз… (добиваемся длительного произнесения звука  «з»). Комарик звенит и в левый верхний угол летит (при откапывании символа, ребенок должен принять артикуляционный уклад найденного символа: зззааааааа…).

Инструкция: раскопай самый центр поля. Определи по картинке, какой это звук? Аааа… Раскопай верхний правый угол. Какой слог у нас получился? И т.д.

На уровне слова

«Найди картинку»

Ребенок по инструкции логопеда находит картинки и составляет слово из первых звуков.

Работа по схеме (ребенку предлагается готовая схема; схемы бывают различной сложности)

На уровне звука и буквы

«Конструктор»

Ребенку предлагается схема, ориентируясь на которую, он должен раскопать только нужные детали.

Инструкция: раскопай детали по схеме. Посмотри, это буква, которая сломалась. Подумай и скажи, что это за буква.

На начальном этапе можно предложить помощь в виде визуального ряда букв, среди которых следует выбрать нужную букву.

На уровне слога

Ребенку предлагается схема, ориентируясь на которую, он должен раскопать слог. Задача – придумать слово, начинающееся с найденного слога. Если ребенок испытывает трудности, ему предлагается откапать подсказку в нижней части поля. Из всех открывшихся картинок, следует выбрать ту, которая начинается с найденного слога

На уровне слова

«Домик для слова».

Ребенок раскапывает одну картинку по схеме. Опираясь на звуковую схему слова, ему необходимо выяснить, подходит ли  картинка к этой схеме (проводится звуковой анализ слова). Если картинка не подходит, то раскапываем следующую.

При необходимости ребенку предлагается помощь - подробный звуковой анализ слова.

Самостоятельное составление схемы ребенком (ребенок сам составляет схему, опираясь на картинку, и предлагает ее товарищу для выполнения).

На уровне звука и буквы

Ребенку предлагается лист-заготовка с элементами букв. Задача – самостоятельно найти среди всех элементов те, которые нужны для построения только одной буквы. Затем следует составить схему, по которой его товарищ будет конструировать букву.

На начальных этапах ребенок обучается составлению схем.

На уровне слога

Ребенку предлагается лист-заготовка с правильными и неправильными слогами.  Задача – самостоятельно найти только правильные слоги и внести их в схему для того, чтобы друг потом раскопал и составил с ними слова.

На уровне слова

Ребенку предлагается лист-заготовка с картинками. Задача – самостоятельно найти картинки, из первых звуков которых можно составить слово. Затем следует нарисовать схему для друга.

Усложненный вариант - с использованием букв.

И, наконец, о результативности.

Нами была отслежена динамика показателей результатов диагностики детей, зачисленных на логопункт.  При обследовании  до начала работы в группе были выявлены дети  с трудностями формирования простейших видов фонематического анализа слов с низким уровнем – 15%, средним – 51%,  высоким – 34%.  Следует отметить, что  при работе с пособием «Секрет» не наблюдалось ни одного случая отказа от предлагаемой детям игровой деятельности. Благодаря чему, мы добиваемся высоких результатов в работе.

  На выпуске из группы при диагностике у детей улучшились результаты по параметру «Трудности формирования простейших видов фонематического анализа слов». Мы получили следующие результаты: с низким уровнем – 1% детей, средним – 22%,  высоким – 77% детей.

Получая высокие результаты при использовании пособия «Секрет», у нас появились идеи по разработке нового методического материала, направленного на практическое усвоение основных правил словообразования и словоизменения, на обогащение словаря, на формирование зрительно-пространственного  восприятия, представлений, анализа и синтеза, а также на развитие пространственной ориентировки на листе бумаги.

Список литературы:

1. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – В.: ТЦ УЧИТЕЛЬ, 2000. – 64с.

2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушением речи.  - М.: ТЦ СФЕРА, 2008. – 128с.

3. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.  – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 128 с.

4. Садовникова И.Н. Дисграфия, Дислексия: технология преодоления. – М.: ПАРАДИГМА, 2011. – 279с.

5.Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. - СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 94с.

6. Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: АКАДЕМИЯ, 1998. – 400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Из опыта работы по подготовке детей к обучению грамоте".

В презентации представлены дидактические материалы, используемые в работе с детьми....

"Система работы по подготовке детей к обучению грамоте"

Система занятий с детьми в подготовительной группе....

Дидактические игры с использованием зрительной символики для подготовки детей к обучению грамоте.

РАЗВИТИЕ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯу детей подготовительной группыСписок литературы:Т.А Ткаченко "Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте"Н.М. Миронова "Развитие фонематическог...

Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Авторские игры и пособия для разных этапов работы по подготовке детей к обучению грамоте.

Авторские игры и пособия для разных этапов работыпо подготовке детей к обучению грамоте.     Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во много...