Проект «Наши добрые ладошки"
проект (младшая группа)

Марина Николаевна Фомина

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям.

Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Наши добрые ладошки"128.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Лесногородская СОШ

 дошкольное отделение детский сад № 67

проект

во второй младшей группе.

«Наши добрые ладошки»

                                                                                               Выполнила воспитатель:  

                                                                                               Фомина М.Н.

Одинцово.

2023 год.

                       ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

ПРОЕКТ «НАШИ ДОБРЫЕ ЛАДОШКИ»

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 месяц (сентябрь, 2023 г.)

Автор проекта: Фомина Марина Николаевна

Участники проекта: Дети средней группы «Колибри» (4 года), родители, воспитатель (реализация).

Эпиграф проекта:

                        Не зависит доброта от роста,

                              Не зависит доброта от цвета,

                              Доброта не пряник, не конфета.

                              Если доброта, как солнце, светит,

                              Радуются взрослые и дети.

Учреждение: МБОУ «Детский сад № 67, Московская обл. г Одинцово.

Гипотеза проекта: «Если добрый ты — это хорошо?»

Цель проекта: Нравственное воспитание дошкольников посредством совершения добрых поступков. Научиться совершать добрые поступки.

Задачи проекта:

-Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей;

-Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;

-Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям, и ко всему окружающему миру ребенка;

-Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела;

-Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения;

-Побуждать детей к положительным поступкам и делам;

-Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей.

Направленность проекта: формирование интереса у ребенка к общественной жизни, бережного отношения к окружающему миру, познанию себя и себе подобных, воспитание гуманных чувств.

Актуальность проекта: Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям.

Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Механизм оценивания:

  • -Анкетирование родителей и детей;
  • -Наблюдения и беседы;
  • -Дидактические игры;
  • -Проблемные ситуации, поиск ответа на вопрос «Как поступить?»;
  • -Диагностика.

  • Формы реализации проекта:
  • -Оснащение предметно-пространственной среды;
  • -Работа с родителями.
  • - Занятия;
  • -Беседы;

Продукты реализации проекта:

  • -Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»;
  • -Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте;
  • -Создание сундучка добрых ладошек и шкатулки добрых слов;
  • -Создание картотеки дидактических игр и словесно-художественного материала по теме «Эмоции. Коммуникация. Чувства.»;
  • -Создание добрых поделок для сотрудников ДОУ и для родных.
  • -Итоговое мероприятие «Добрая сказка»;
  • -Презентация проекта;
  • -Диагностика и результаты механизмов оценивания.

План реализации проекта.

ЭТАП:

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1.Целеполагание

-Подготовка необходимого материала для реализации проекта;

-Подбор и изучение научной литературы и ФГТ по данному вопросу;

-Анкетирование родителей и детей на тему «Что я знаю о доброте?»

-Беседа «Добрый человек. Что это значит?»

2.Введение в проект

-Оценивание. Дидактическая игра «Добрый или злой» (задача: оценить героя из мультфильма, сказки, литературного произведения);

-Вызвать у детей желание совершать добрые поступки;

-Создание сундучка добрых ладошек детей.

3.Работа с родителями

-Анкетирование родителей на тему «Что такое доброта»;

-Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников»;

4.Реализация проекта (обучающая деятельность)

-Чтение различной художественной литературы по теме «Доброта», обсуждение поступков героев, решение проблемных ситуаций «Как поступить», заучивание стихотворений о доброте наизусть; заучивание пословиц о доброте;

-Дидактические игры «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как помочь другому человеку», «Я знаю добрые слова» и др.;

-Беседы «Как порадовать маму», «Как мы можем позаботиться о старших», «Что значит быть добрым?»

-Этюды «Улыбнемся друг другу», «Скажи доброе слово другу», «Добрые ладошки»;

-Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.

5.Реализация проекта (продуктивная деятельность)

 -Конструирование из бумаги «Цветок добра»;

-Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец»;

- «Цветок для мамы» (лепка из пластилина);

- Оценивание (диагностика);

-Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»;

-Оформление шкатулки добрых слов.

6.Итоги проекта

-Итоговое мероприятие «Добрая сказка»;

-Презентация проекта;

7.Определение задач для новых проектов

-Продолжать воспитывать добрые дружеские отношения среди детей группы;

-Продолжать развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим;

Результативность:

1. В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

2. Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.

3.  Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.

4.    У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вторая младшая.

Консультация для родителей:

«Воспитание дружеских отношений в игре

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.
У детей 3-4 лет содержание творческих игр обогащается под Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.
У детей 3-4 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вторая младшая группа.

Советы родителям

Тема: «Здоровый образ жизни».

  1. Помнить, что обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводиться в дальнейшем в его будущей семье. Здоровый образ жизни родителей – это гарантия здоровья детей.
  2. Не говорить при детях о возможности заболеть, не пугайте их болезнями, лучше укреплять веру в то. Что именно здоровье – норма для человека, что они здоровые, крепкие и никакая хворь им не страшна.
  3. Постараться преодолеть собственную боязнь закаливания, поверить в успех. Этому поможет психологическая подготовка: чтение книг, беседы с людьми, занимающимися закаливанием и др.
  4. Не заставлять ребенка закаляться против его воли, а пробудить у него интерес, потребность в этом способе оздоровления.
  5. Закаляться систематически. Эффект закаленности проходит спустя некоторое время если не подкрепляться закаливающими процедурами.
  6. Не забывать о пользе для здоровья хождение босиком, совместных прогулок перед сном, проветривании помещений и др.
  7. Хвалить ребенка за каждую попытку приобщиться к закаливанию, так, как борьба за здоровье требует усилий воли, самоограничения, что для него нелегко.
  8. Осуществлять закаливающие процедуры вместе с детьми, при этом следить за их самочувствием. Хорошо то, что ребенку приятно, так как отрицательные эмоции гасят желание заниматься закаливанием.
  9. Одевать детей в соответствии с погодой. Перегревание или переохлаждение одинаково опасны для здоровья.
  10.  Не забывать, что дети должны гулять на свежем воздухе не менее 3,5 часов в день, иначе это грозит им «кислородным голоданием» и, как следствие, низкой работоспособностью, потерей аппетита, расстройством сна и др. Прогулки в зимний день особенно полезны для здоровья.
  11. Проконсультироваться с врачом перед тем, как начать закаливание.
  12. Не пичкать ребенка во время болезни различными синтетическими препаратами, особенно если они приобретены без рекомендации врача. Почаще вспоминайте о рецептах народной медицины.
  13. Иметь дома «зеленую аптеку». Сделать сбор лекарственных растений одним из совместных занятий взрослых и детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц – хватун».

Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением: сказкой «Заяц – хвастун». Формировать умение пересказывать сказку с помощью схемы близко к тексту. Расширение словарного запаса за счёт слов: гумно, сноп, хваста.

Материал: Книга со сказкой, заяц из театра БИ-БА-БО, дидактическая игра «Волшебные кружочки», маска зайца, плотная белая бумага, клей, кисточка, цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какой заяц бывает в сказках?

Дети: трусливый, косой, с усами и длинными ушами.

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу сказку, которая называется «Заяц – хвастун, слушайте внимательно, потом её мы с вами будем пересказывать.

Воспитатель читает сказку. После прочтения сказки воспитатель задаёт вопросы.

Воспитатель: Почему зайца назвали хваста?

Дети: Потому что заяц хвастался.

Воспитатель: Как хвастался заяц?

Дети: У меня не усы, а усищи. Не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи.

Воспитатель: Где жил заяц, и как ему жилось? (Ответы).

Куда зимой ходил заяц? (Ответы. Воспитатель объясняет значение слов: гумно, сноп).

Про что рассказали зайцы тётке – вороне? (Ответы).

Как ворона наказала зайца? (Ответы).

Что случилось с вороной? (ответы).

Кто ей помог? (Ответы).

Что сказала ворона зайцу?

Дети: Ты молодец! Не хваста, а храбрец!

Воспитатель: Давайте вспомним и изобразим, как хвастался заяц перед другими зайцами.

Проводится игра – драматизация по этому отрывку. Воспитатель надевает маску зайцу. Оценивает интонационную выразительность исполнения.

Воспитатель: А теперь мы с вами будем пересказывать эту сказку. Для того чтобы пересказывать вам было легче, мы сейчас нарисуем схему.

Воспитатель на листе бумаги рисует схему сказки, рассказывая её заново, и задавая детям вопросы «Что было дальше? Что сказал заяц? Как мы с вами нарисуем усы? И т. д.

Когда схема готова, воспитатель спрашивает детей: Кто хочет рассказать сказку?

Желающий ребёнок рассказывает сказку по схеме.

Воспитатель: Молодец! Ребята, а если бы мы с вами не умели рисовать? Что бы могло помочь нам при пересказывании сказки? (Ответы). Есть такая игра «Волшебные кружочки». (Воспитатель достаёт коробочку с игрой). Белый круг – заяц, чёрный – ворона, светло-коричневые – собаки. Кто-нибудь хочет попробовать рассказать сказку с помощью кружочков?

Желающий ребёнок рассказывает сказку. Воспитатель помогает, если у ребёнка возникают трудности. Затем воспитатель спрашивает ещё 1 – 2 детей.

Воспитатель: Сказку мы рассказали, а теперь давайте поиграем. Игра называется «Бездомный заяц».

Игра повторяется два раза. После игры дети садятся за столы.

Воспитатель: Главным героем у нас сегодня был заяц. Сейчас мы с вами сделаем зайца для настольного театра, с которыми вы потом будете играть.

(Схема изготовления зайца – книга И. М. Петрова «Театр на столе. Ручной труд для старших дошкольников. – СПб, «Детство-Пресс», 2005)

Дети могут закончить изготовление игрушки вечером или в свободное время.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы со взрослыми «Вежливые слова»

Задачи:

Научить детей чаще употреблять в речи формы приветствия: доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте, до свидания. Учить использовать неречевые средства при приветствии (улыбка, приветливый взгляд, жесты). Познакомить с различными формами прощания.

Учить детей использовать в речи вежливые слова: пожалуйста, спасибо, будьте любезны, будьте добры, извините пожалуйста, в зависимости от ситуации.

Способствовать преодолению застенчивости и скованности у детей. Воспитывать культуру общения. Помочь детям понять смысл пословицы: «Доброе слово лечит, а худое – калечит».

Способствовать сплочению детского и родительского коллектива. Развивать у детей положительные эмоции.

Ход:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель обращает внимание на то, что сегодня мы будем беседовать о вежливых словах.

Воспитатель предлагает детям пригласить своих родителей в круг для игры в вежливые слова. Затем объясняет правила игры:

– Кому я брошу мяч, тот называет любое вежливое слово, которое он знает. Затем он бросает мяч обратно мне.

Когда воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы:

– Когда вы утром просыпаетесь, что вам говорят ваши родные? (Доброе утро)

– Как вы здороваетесь с воспитателем, когда приходите в детский сад? (Здравствуйте, доброе утро)

– Что обозначает слово «здравствуйте»? (Желаем здоровья)

– А когда уходим из детского сада, как мы прощаемся с воспитателем и детьми? (До свидания)

– Что обозначает это слово? (Мы надеемся увидеть еще раз, поэтому людям приятно слышать эти слова)

– А кому вы при прощании скажите «пока, чао»? (Друзьям и близки людям)

– Когда вы ложитесь спать, как вы прощаетесь с родителями? (Спокойной ночи)

– Как нужно произносить все эти слова? (С улыбкой, глядя в глаза собеседнику)

– Какие еще вежливые слова вы знаете?

Во время игры воспитатель с детьми уточняет в какой ситуации мы говорим то или иное слово (будьте любезны, будьте добры, спасибо, извините и т. д.). Родители так же участвуют в игре вместе с детьми.

После игры в вежливые слова воспитатель отмечает, что все дети и родители знают много вежливых слов, знают, когда их нужно говорить.

Затем предлагает детям и гостям под музыку поиграть в игру «Поздороваемся». Дети и гости встают парами и здороваются плечиками, коленочками, носиками и т. д.

Воспитатель подводит итог:

– Мы иногда слышим неприятные плохие слова и обижаемся, расстраиваемся. А когда нам говорят вежливые слова – нам приятно их слышать. Есть такая пословица: «Доброе слово лечит, а худое – калечит». Дети хором повторяют эту пословицу.

А чтобы у вас было всегда хорошее настроение, и вы всегда говорили добрые слова, я вам подарю веселые медальки. В заключение воспитатель предлагает детям, уходя домой, прощаться с ним разными словами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

«Яблоневый сад». Дидактическое пособие по работе с родителями

Для того, чтобы как-то отслеживать работу с родителями этом году я  сделала яблоневый сад.

Цель: отследить работу родителей в группе в течение года.

Пособие состоит из яблони. На каждой написаны фамилия и имя ребенка. Когда родитель выполнил работу я прикрепляю на яблоню яблочко, на котором написано, что он выполнил. В конце года яблонька обрастает яблочками. Яблоньки находится в раздевалке, ее каждый родитель может посмотреть.

Что входит в "добрые дела".

Участие в конкурсах для родителей.

Изготовление пособий для учебного процесса или помощь.

участие в утренниках и развлечениях. Показ сказок.

Ремонт игрушек и оборудования в группе.

Работа на участке детского сада (установка и покраска оборудования, сделанное своими руками из бросового материала).

Помощь детям в детских конкурсах.

Выступления на родительских собраниях (рассказывают,  как можно провести оригинальный праздник или конкурс внутри группы (например, «День рождения группы")  и всю работу по организации берут на себя.

Приносят в дар группы игрушки, пособия.

Приобретают детские новогодние подарки.

Рисуют дома с детьми рисунки для выставки.

без родительской помощи у нас бы не было такой прекрасной развивающей среды, такого красивого участка и такой интересной, праздничной жизни в группе.

Поощрения:

В конце года я подсчитываю яблочки на яблони. У кого из родителей больше яблок (выбираем 10 человек из 25), тот получает благодарность или грамоту за творческое участие и помощь в педагогическом  процессе в жизни нашей группы.

Хочу сказать, что родители стараются, что-то сделать, чтобы было больше яблок на их дереве. Но бывают и такие, которые редко, у которых нет ни оного яблочка. Это ребенок числится и редко посещает сад, или неблагополучные семьи.

               ПРИЛОЖЕНИЕ 6                           

 Сказки и добре.

Давай поговорим о доброте

В безликом мире, в этой суете,

В водовороте серых дней,

Давай поговорим о ДОБРОТЕ,

Что спрятана в душе твоей.

Остановись и оглянись назад —

Что от тебя осталось в прошлом?

Лишь опустевший зимний сад,

Который помнит о хорошем.

А в детстве, помнишь, ты любил

Сидеть под старым кленом.

Я верю, что ты не забыл,

Каким он был зелёным.

Ты в детстве многим помогал,

Глаза горели добротой...

...Последний с клена лист упал,

Пытаясь встретиться с тобой.

Ты шел вперед уверенной походкой,

Ты шел не замечая лиц.

Ты был заметной первой лодкой,

Все падали перед тобою в ниц

Ты забыл друзей. И рушил жизни.

Ты строил славу. На крови.

А ветер лист кружил, капризно

И уронил его в пыли.

А старый клен, поникший и безликий

Все ждал парнишку с добротой в глазах.

Но проходили дни, играли блики.

В его таких же человеческих слезах.

Последний лист затоптан и разорван

Серою, безмолвною толпой,

И с тебя почетный парус сорван

И был потоплен тв волной.

Но Доброта жива еще в сердцах,

Ты был подобран этой Добротой.

Тебя согрели в нищенских «дворцах»,

Люди, позабытые, тобой.

Ты пал с вершин на самый низ,

Ты вспомнил все, что в памяти хранил.

В пыли ожил кленовый лист,

И старый клен в саду ожил.

...Давай поговорим о ДОБРОТЕ,

Что спрятана на донышке души,

О ней мы позабыли в суете,

Лишь старый клен о ней шуршит...

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ...

***

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час

Когда они другим необходимы.

***

Доброе слово лечит, злое калечит.

Торопись на доброе дело, худое само приспеет.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Доброта без разума пуста.

Добрые слова дороже богатства.

За доброго человека сто рук.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, тому бог отплатит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

За добрые дела добром платят.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

***

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

***

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

***

Доброта, доброта,

Доброта вам не малость,

В доброте есть любовь,

И, конечно, есть жалость!

Пусть все люди на свете

Очень любят друг друга,

Пусть не встанут меж ними,

Холода, злые вьюги!

Доброту вы дарите,

От души и спонтанно,

И пусть этот поступок

Не покажется странным!

Растает ледяная глыба

От слова доброго (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь(здравствуйте),

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости пожалуйста)

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Доброта.
В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

Дорога добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.


Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка — добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил — ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
— Берегись, не то убью! —
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
«Вовка — добрая душа!»

Андрей Дмитриевич – известный русский поэт, лауреат многих премий. Его стихи отличаются легкостью, музыкальностью. Поэт не принимает и не хочет мириться с отрицательными чертами современной жизни, именно поэтому каждое его стихотворение сконцентрировано на какой-либо проблеме.

Все вокруг становится прекрасным, когда нас окружает доброта. И об этом стихотворение Игоря Романова.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
Но, а мы послушаем стихотворения о доброте.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.

Марк Лисянский – русский поэт, автор многих популярных песен, гимна Москвы, так сказал о добре:

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Именно такими словами была наполнена душа автора. Жизнь Марка Самойловича была связана со стихами, песнями, с добрыми человеческими сердцами, поэтому и слова, и дела его надолго останутся в памяти людей.

У поэта Анатолия Степановича Лесных есть стихотворение, которое призывает делать добрые дела вопреки всему, ведь именно они наполняют смыслом жизнь человека.

«Доброе дело»
Как бы жизнь ни летела,
Дней своих не жалей
Ради доброго дела
Для себя и людей!

Как бы ни было трудно,
Выстой, веру храня
В нежность доброго утра,
В доблесть славного дня!

Пусть кричит ошалело
И кружит воронье -
Делай доброе дело,
Делай дело свое!..

Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай Доброе дело -
Тем живем на земле.

А когда, как монета,
Встанет жизнь на ребро,
Испытание это
Переплавь на добро...

Отдавай же всецело
Высшей правде себя...
Делать доброе дело -
Вечный смысл бытия!

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский

Несколько пословиц и поговорок посвященных добру и доброте.
***
— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

— Про доброе дело говори смело.

— Жизнь дана на добрые дела.

— Худо жить без ласкового слова.

— Доброе слово лечит, а злое калечит.

— Добряк добро творит, быть может.

и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

— Не одежда красит человека, а его добрые дела.

— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

— Добрые слова дороже богатства.

— В ком добра нет, в том и правды мало.

— Не ищи красоты, ищи доброты.

— кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

— Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Сказка о доброте.

На сцену выходят дети и молча садятся на стулья.

Выходит ведущий.

Вед: Дети, почему вы такие грустные, что у вас случилось?

Реб: У нас плохое настроение, ничего делать не хочется, на улице холодно, поиграть не с кем.

Вед: У меня есть предложение. Давайте позовем к нам в гости волшебницу Доброту, может быть она поможет поднять настроение.

Все: Доброта, где ты? Ждут тебя дети! (под фонограмму "Венский вальс" Штрауса входит Доброта)

Доброта: Здравствуйте, дети! Что у вас случилось?

Реб.: Настроение плохое, скучно.

Доброта: Ну, это не беда, сейчас все исправим. Я расскажу вам волшебную сказку о доброте. Хотите?

Все: ДА!

Доброта: А помогать мне будете?

Все: Да!

Доброта: Занимайте свои места и начнем (под фонограмму, отрывок из оперы П. И. Чайковского "Спящая красавица") .

Доброта: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были заколдованные дети. Они были очень одинокими, ни с кем не дружили и поэтому часто скучали и болели.

Плакса: Я-бедная Плакса, я все рыдаю, из глазок слезки я все роняю, меня толкают и обижают, не уважают, не уважают (плачет).

Нытик: Начинаю охать, как мне в жизни плохо. Жалкий и несчастный я такой. Я себя жалею, я себя лелею ну, а вдруг, случится что со мной.

Каприза: Я-капризная девчонка. Я сижу у всех в печенках. А когда я, закапризничав, заною, даже кошка и собака дико воют.

Трусишка: Я, девочка-малышка по прозвищу Трусишка! Пугают меня люди, и звери, и кусты. Боюсь я даже тени, боюсь я темноты.

Обжора: Я, девочка-обжора. Жую все без разбора: И колбасу, и сушку, и сладкую ватрушку!

Забияка: Я-мальчишка Забияка! Я драчун и просто бяка! Даже девочек я бью, Очень драться я люблю.

Грязнуля: Я черноту и грязь люблю. А чистоту я не терплю. Всегда чумазая хожу, и этой грязью дорожу.

Врунишка: Я, мальчишка-шалунишка, все зовут меня Врунишка! Правды я не говорю. Вру всегда я и хитрю!

Лентяйка: Я люблю ворон считать, и в носу поковырять. Не люблю трудиться, а люблю лениться.

Попрошайка: Я, ребята, Попрошайка! Дай-ка, дай-ка! (ко всем)

Доброта: Вот так они и жили, каждый думал о себе и о своем. И вот, однажды, (одевает корону и плащ) появилась в этом царстве-государстве волшебница Доброта. Посмотрела она на этих детей и решила

что нужно их спасать, а то совсем пропадут.

ПОЕТ:

Каждый день поутру

я учу всех добру,

чтобы были улыбки на личках:

в городах у людей,

и у малых детей,

чтобы не было вредных привычек.

(исполняется песня "Если добрый ты", муз. Шаинского)

Доброта: Сначала нужно научиться здороваться и желать друг другу здоровья. Давайте попробуем: я буду здороваться, по - очереди, с девочками и с мальчиками, а вы отвечайте.

ПОЕТ:

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, зрители!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Вот теперь мы с вами стали чуточку добрее. Вы заметили? Теперь нужно взяться за руки, чтобы почувствовать руку друга, который всегда рядом и в беде, и в радости. (исполняется песня "Песенка о дружбе", муз. Крылатова)

Доброта: Чтоб, ребята, не болеть, нужно чаще песни петь.

Реб. 1: Грубых слов не говорите! Только добрые дарите!

Реб. 2: Нужно старшим помогать, малышей не обижать!

Реб. З: Быть всегда послушными, веселыми, нескучными.

Реб. 4: И тогда везде всегда побеждает доброта.

Реб. 5: Помогает доброта быть друзьями нам всегда.

Реб. 6: Помогает нам дружить, крепко дружбой дорожить.

Вед. : И с тех пор все в царстве нашем стали очень дружно жить.

Доброта: В нашем царстве-государстве

есть еще такое чудо,

если мы закроем глазки

льется музыка повсюду.

Чтобы вам ее услышать,

нужно очень тихо сесть.

В этой музыке, поверьте,

продолженье сказки есть.

(звучит фонограмма отрывка из оперы П. И. Чайковского " Щелкунчик"- "Фея Драже")

Доброта: Вот и закончилась наша сказка. Какое у вас настроение? А самочувствие? Я надеюсь, что наша сказка поможет вам стать добрее и лучше.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Сказки.

1 сказка "Ромашка и Бабочка"

Ромашка: - Здравствуйте! Я - Ромашка! Я расту здесь, на краю Цветочной полянки, одна-одинешенька. Мне скучно. Мне так хочется подружиться с кем-нибудь! (Танцует бабочка).

Ромашка: - Ах, какая чудесная бабочка летит! Она словно танцует. Бабочка! У тебя такие красивые крылья, я очень хочу с тобой подружиться!

Бабочка: - Здравствуй, Ромашка! Я прилетела сюда издалека. Мне тоже одиноко. Я буду часто прилетать к тебе!

Автор: - Бабочка решила поселиться поблизости, чтобы прилетать к Цветку каждый день и рассказывать ему интересные истории о тех местах, где она побывала, делиться новостями. А Ромашка, раскрыв лепестки, радостно встречала свою подругу.

Но однажды, когда бабочки не было рядом, по полянке прошла группа мальчиков. Они шли из деревни к реке. Один мальчик отстал, залюбовавшись красивой Ромашкой.

Мальчик: - Прелестный цветок! Сорву-ка я его!

Ромашка: - Мальчик, пожалуйста, не срывайте меня!

Мальчик: Нет, я сорву тебя, ты мне понравилась, Ромашка!

Ромашка: - Мальчик! А, может быть, вместо меня вы поймаете мою подругу - прекрасную Бабочку?

Мальчик: - Бабочку? Ту самую прекрасную бабочку, которая прилетела к нам из далеких стран? Хорошо! Я только схожу домой за сачком.

(Уходит, приходит с сачком).

- Надо спрятаться и подождать Бабочку. А вот и она, кажется, летит. Да, она!

Ромашка: - Бабочка! Лети скорее ко мне! Я давно тебя жду, мне надо тебе что-то сказать!

Автор: - Бабочка радостно прилетела к Цветку и оказалась в сачке! Долго она вырывалась, билась крыльями и, к счастью, ей удалось освободиться и взлететь высоко в небо.

Мальчик: - Вырвалась! Противная бабочка! Улетела! Противный цветок! Вот тебе!

(Ломает цветок, убегает).

Бабочка: Ах! Моя бедная подруга! Это я виновата, это из-за меня тебя сломали. Прости меня! (Плачет).

Беседа 1.

- Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?

- Как поступила Ромашка по отношению к Бабочке? (некрасиво, безобразно, подставила, предала)

- А, может быть, кто-то считает, что Ромашка поступила правильно, ведь она спасала свою жизнь?

- Хотели бы вы дружить с таким цветком, если были бы бабочкой?

- А поступок Мальчика вам понравился? Каким словом можно назвать его поступок? (добрый? Жестокий? безобразный?)

- Как добрый человек относится к природе? (бережно)

9. Заключение.

- На прошлом Уроке Доброты вы обвели на бумаге свои добрые ладошки и пообещали, что своими добрыми руками вы будете делать только добрые дела.

Я надеюсь, что и сегодняшний наш разговор о доброте не пройдет зря. Вы всегда как сегодня на уроке будете учиться размышлять, задумываться над тем или иным поступком, научитесь и в жизни отличать добро и зло. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

МАТЕРИАЛ.

Беседы (В.И.Петрова, Этические беседы с детьми 4-7 лет)

  • Праздник вежливости (с.13). Цель: обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.
  • Почему нужно уметь уступать? (с.26). Цель: Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
  • К чему ведут ссоры? (с.27). Цель: Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
  • Добрые дела (с.46). Цель: Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
  •  О правде (с.50). Цель: Объяснить детям, что всегда надо говорить правду. Что правдивость и честность – хорошие качества человека.
  • Я люблю трудиться! (с.57). Цель: Рассказать детям о полезности и значимости труда.

Литература.

  • "Начало мудрости" 50 уроков о добрых качествах. А.Лопатина, М. Скребцова. Издательство "Амрита - Русь", Москва, 2005 г.
  • "Философия для детей в сказках и рассказах". Пособие по воспитанию детей в семье и школе. М.А. Андрианов. Издательство "Современное слово", Москва, 2003 г.
  • "Школа жизни" Ш.А. Амонашвили. Издательство "Дом Шалвы Амонашвили", Москва, 2000 год.
  • "Школа доброты". Рекомендации и предложения учителям и психологам. Ю.Куклачев.

Развитие речи: составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок «Добрый поступок».

Коммуникативные игры:

        - Цветок добра

        -Улыбнись другу

        -Давайте познакомимся

   

Дидактические и словесные игры:

        -Найди ладошку друга

        -В мире сказок

        -Добрые и вежливые слова

        -Кто больше знает добрых слов

        -Оцени поступок

        -Чудо-дерево.

Занятия.

О.А.Шорохова «Сказкотерапия»

   «Добрая темнота», стр.27.

   «Ласковый цветок и сердитые тучки», стр.39.

    «Цветок-лепесток», стр.45.

    «Жадный великан», стр.52.

Н.В.Микляева «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет»

  •  Наши имена. Ласковые слова, стр.130.
  •  Кто я такой и что я могу? стр.134.
  • Пожалуйста! стр.153.
  • Когда нам смешно, стр.162.

Продуктивная деятельность:

        -Копилка добрых слов.

        -Конструирование Дерева добра.

        -Гирлянда добрых сердец.

        -Цветок для мамы.

        -Подарки сотрудникам.

Итоговое занятие «Наши добрые дела».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши добрые ладошки"

Проект "Наши добрые ладошки"  проводился в средней группе педагогом-психологом, совместно с родителями и воспитателями. Проект краткросрочный, направлен на социально-личностное развитие....

Проект "Наши добрые ладошки"

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигае...

Информационная карта проекта "Наши добрые ладошки"

Формирование интереса у ребенка к общественной жизни, бережного отношения к окружающему миру, познанию себя и себе подобных, воспитание гуманных чувств....

презентация к проекту "Наши добрые ладошки"

Рассказ о том, как мы искали доброту....

Проект "Наши добрые ладошки"

Я представляю свой проект по теме «Наши добрые ладошки». Проект краткосрочный предусмотрен на две недели, для средней группы. Вид проекта социально-личностный. Тему этого проекта я выбрала, так как пр...

Проект "Наши добрые ладошки"

ПРИЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА : «НАШИ ДОБРЫЕ ЛАДОШКИ»...

Проект " Наши добрые ладошки"

Цель проекта: Создать условия для нравственное воспитание дошкольников посредством совершения добрых поступков. Научиться совершать добрые поступки. . Задачи проекта: Способствовать нравственному и ко...