Конспект НОД по познавательному развитию "Посылка для Олеси"
план-конспект занятия (старшая группа)
Представлен материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неофициальными символами России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posylka_dlya_olesi.docx | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
с.Родино Родинского района, Алтайского края
Конспект занятия
по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Посылка для Олеси»
Автор-составитель:
Яковлева Галина Ивановна,
воспитатель, высшая
квалификационная категория
с.Родино
2024г
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Задачи:
- Формировать представление о матрешке, березе, самоваре, балалайке как о символах России.
-Развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.
-Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.
Материал: Береза, цветные ленточки, цветные фото берез в разное время года, фото пальмы, баобаба. Ширма - домик, пять изображений матрешек разного размера, матрешка. Самовар, баранки, чайная пара, картинки к игре «Собери самовар из частей». Чудесный мешочек, балалайка. Альбомы детских работ «Береза», Самовар». Альбом с символикой «Республики Беларусь». Запись р.н. песен «Во поле береза стояла», «Калинка – малинка».
Ход НОД
I часть. Вводная
Организационный момент
Воспитатель: Вы проснулись?
Дети: Мы проснулись.
Воспитатель: Улыбнулись?
Дети: Улыбнулись.
Воспитатель: Вы оделись?
Дети: Мы оделись.
Воспитатель: В сад примчались?
Дети: В сад примчались.
Воспитатель: Подружились?
Дети: Подружились.
Вместе: Вот теперь мы дружные, в пути друг другу нужные.
Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка это символ добра.
Посмотрите
К нам гости пришли, дорогие пришли!
Рады мы гостям,
Как добрым вестям!
Давайте и с гостями поздороваемся с улыбкой радостно и весело.
Здравствуйте! (Дети садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Олеся. Я живу в Белоруссии. Это моя Родина. Наша страна имеет свои символы. Я могу вам их показать. Все символы я собрала вот в таком альбоме: здесь есть гимн, герб, флаг. Еще символами нашей страны являются василек, зубр, аист (воспитатель перелистывает страницы альбома). Я очень люблю путешествовать по странам и заводить новых друзей. Я давно хотела посетить Россию. Приехать пока не могу, но мне очень хочется уже сейчас подружиться с вами. Мне бы очень хотелось узнать что-нибудь интересное о вашей родине. Пишите, буду ждать. Олеся».
Воспитатель: Вы хотите подружиться с Олесей?
Воспитатель: Я предлагаю не просто написать письмо для Олеси, а отправить для нее посылку.
II часть. Основная
Педагог выставляет на стол почтовую коробку.
Воспитатель: А вы знаете, что такое Родина? Как называется наша Родина? По каким символам ее можно узнать? Что можно положить Олесе в посылку для знакомства с нашей страной? (Флаг, герб)
Верно. Это официальные символы нашей страны.
Воспитатель:
А ещё есть неофициальные символы. Давайте и их положим в посылку, чтобы Олеся познакомилась с ними. Что же нам поможет их найти? Вспомните, что за предметы в русских народных сказках помогают героям найти дорогу?
Воспитатель:
Верно, клубок. У меня есть такой предмет.
Воспитатель берет в руки клубок и показывает его детям.
Воспитатель:
Как только мы скажем волшебные слова, он тут же подскажет, где мы сможем найти предметы-символы, для Олесиной посылки. Вы готовы?
- Давайте скажем волшебные слова:
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Слышится песня «Во поле береза стояла...»
Дидактическое упражнение «Что не так?»
Мольберт и изображениями деревьев: березы, пальмы, баобаба.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы попали, как называется место, где растет много деревьев? (Мы попали в лес)
А что в этом лесу не так? (Здесь вместе растут деревья, которые не должны расти рядом)
Почему они не могут расти рядом? (Потому что пальма, баобаб, – это деревья жарких стран, а береза растет у нас в России).
Воспитатель: Какой русский человек не любит берёзку – красавицу! Берёза - это неофициальный символ России. Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное, вот многие вспоминают березку. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Жители других стран даже называют нашу Родину «страной берез». Березы радуют нас своей красотой в разное время года.
(Фото зимней, весенней, летней, осенних берез)
-Зимой – на веточках лежит белый снег.
-Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
-Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
-Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю.
Воспитатель: Какие приметы вы знаете о берёзе?
Дети:
-Из березы течет много сока - к дождливому лету.
-Если на березе много сережек - жди хорошего урожая гороха.
-Если береза раскрывает листья - через неделю модно сажать картошку.
Воспитатель: Что дает береза человеку?
Дети: Березовый сок, листьями в старину красили яйца, делали поделки из бересты.
Воспитатель: В древности люди писали на коре, она заменяла им бумагу. В годы войны из коры березы пекли хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки.
Воспитатель: Берёза - это единственное дерево, у которого белый ствол. Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. Берёза – это ещё и полезное дерево. Если болит голова, то можно подойти к берёзе поближе, а голову прижать к стволу, то боль скоро утихнет. Это происходит потому, что берёза всё плохое забирает в себя, а хорошую энергию отдаёт.
Воспитатель: Летом в июне месяце на Руси справляли праздник - Троицу. Этот праздник считался девичьим праздником. Утром девушки в нарядных платьях шли к берёзовой роще, выбирали одну из берёзок и украшали её. Привязывали к её ветвям цветные ленточки, лоскутки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенной берёзки водили хоровод, пели песни, плясали, заводили игры. Загадывали самое заветное желание и верили, что оно непременно сбудется.
Воспитатель: Давайте и мы украсим березу и загадаем желание. (Водят хоровод вокруг березки).
Березка в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит сережками так нежно
И птичек в гости всех зовет.
Раскроет свои руки-ветки,
Опустит ветки-пальцы вниз,
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис.
Воспитатель: Некоторые путешественники, отправляясь в далекие походы, брали с собой кусочек березовой коры с дерева возле родного дома, словно маленький кусочек Родины. Скажите можно обдирать кору с дерева? Конечно, оно погибнет. Так можно погубить целые леса. А что будет, если погибнет лес?
Воспитатель: Так как же мы расскажем Олесе о березке? Вспомните, мы с вами делали берез из пластилина. Могут эти работы рассказать о берёзах?
Воспитатель демонстрирует альбом выполненных ранее поделок берез в разное время года.
Воспитатель: Давайте, альбом положим в посылку.
Воспитатель: Отправляемся дальше за клубочком.
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Воспитатель демонстрирует ширму – домик.
Воспитатель: Интересно, кто же здесь живет? Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку:
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Это русская….
Воспитатель раскрывает на столе ширму. На столе кукла матрешка, на ширме силуэты матрешки.
Д/и «Расставь матрешек по росту»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь все матрешки перемешались. Давайте их расставим по порядку. Какое слово у нас получилось? (Семья)
Матрешка - символ семьи. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью. Издревле на Руси славилось имя Матрена, а Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена.
Блиц-опрос:
1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).
2. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с секретом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).
3. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева).
4. Назовите деревья, которые годятся для изготовления матрешки? (Это береза и липа).
5. Во что одета матрёшка? (платок, сарафан…)
Воспитатель: Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память о нашей стране сувенир русскую матрёшку. Так давайте и мы с вами положим в посылку для Олеси матрешку.
Воспитатель просит ребенка положить в посылку матрешку.
Воспитатель: Молодцы, весело и интересно поиграли с матрешкой. Но нам пора дальше отправляться.
Воспитатель: Отправляемся дальше за клубочком.
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова и находят «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Какой-то мешочек. Что же в нем лежит интересно?
Педагог запускает руку в мешок. В этот момент включается аудиозапись игры на балалайке песни «Калинка-малинка». Воспитатель начинает пританцовывать.
Воспитатель: Что за инструмент сейчас звучал и заставил меня танцевать? (вынимает из мешочка балалайку).
- Ещё одним символом нашей замечательной России является этот музыкальный инструмент. Сначала он назывался брунькой, балабайкой, балабойкой (возможно, от слова «балаболка»), а позднее стал называться балалайкой. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку.
- Давайте поиграем с балалайкой, прежде чем мы ее отправим Олесе.
Речевая игра «Скажи - какая?»
Воспитатель: Вы танцуете под звуки инструмента, передаете ее по кругу. Держа её нужно сказать про инструмент ласковые слова, рассказать какая она.
Воспитатель: Молодцы, кладите балалайку в нашу посылку.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Воспитатель: Если вы отгадаете мою загадку, то мы узнаем еще об одном историческом символе России.
Я пузатый, я пыхтящий
Я большущий и блестящий,
Если только захочу
Кипяточку вскипячу –
Всех вас чаем угощу.
(Стол с самоваром и баранками)
Воспитатель: Знаете, как говорили на Руси: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет». Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей).
Правильно ребята, русские люди всегда любили собираться за русским самоваром чаевничать - это значит пить чай и всегда любили принимать гостей. К чаю всегда подавали лимон, пироги, бублики (воспитатель обращает внимание на угощенье на столе).
Очень интересна традиция русского чаепития. Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали «Спасибо». Давайте и мы попробуем передать друг другу чашку так, как раньше это принято было делать.
Игровое упражнение «Чаепитие»
Воспитатель: Самовар это предмет русского народного быта. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре. Вспомните о нем пословицы.
-Где есть чай - там под елью рай.
-Чай пьешь – до ста лет проживешь.
-Выпьешь чайку - забудешь тоску.
- За чаем не скучаем.
-Самовар вскипел – отвлекайся от дел.
-В Тулу со своим самоваром не ездят.
Дидактическая игра «Сложи самовар из частей»
Воспитатель: Молодцы, все справились. Можем еще один символ отравить в посылку. Он большой в посылку не войдет. Как быть? Мы раскрашивали самовар, можем отправить раскраску.
Воспитатель: Мы собрали посылку, осталось ее упаковать и отправить по почте.
III часть. Заключительная
Ребята, как вы думаете, мы выполнили просьбу Олеси? О чем она нас просила?
Дети: Мы помогли Олесе познакомиться с Россией.
Воспитатель: Что было самым интересным для вас? Что вы можете рассказать своим друзьям и родителям?
У нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, с которыми мы познакомимся позже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности...
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»
Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа
Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) младшая группа Тема: «Вода»
Познакомить детей со свойствами воды через экспериментальную деятельность....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...