Конспект НОД по познавательному развитию "Посылка для Олеси"
план-конспект занятия (старшая группа)

Представлен материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неофициальными символами России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posylka_dlya_olesi.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад «Теремок»

с.Родино Родинского района, Алтайского края

Конспект занятия

 по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Посылка для Олеси»

Автор-составитель:

                                                                                   Яковлева Галина Ивановна,

                                                                                   воспитатель, высшая

                                                                                   квалификационная категория    

с.Родино

2024г

Цель: формирование  у детей старшего дошкольного возраста представлений о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.

Задачи:

- Формировать представление о матрешке, березе, самоваре, балалайке  как о символах России.

-Развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.

-Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.

Материал: Береза, цветные ленточки, цветные фото берез в разное время года, фото пальмы, баобаба.  Ширма - домик, пять изображений матрешек разного размера,  матрешка. Самовар, баранки, чайная пара, картинки к игре «Собери самовар из частей». Чудесный мешочек, балалайка.  Альбомы детских работ «Береза», Самовар». Альбом с символикой  «Республики Беларусь». Запись р.н. песен «Во поле береза стояла», «Калинка – малинка».

Ход НОД

I часть. Вводная

Организационный момент

Воспитатель: Вы проснулись?

Дети: Мы проснулись.

Воспитатель: Улыбнулись?

Дети: Улыбнулись.

Воспитатель: Вы оделись?

Дети: Мы оделись.

Воспитатель: В сад примчались?

Дети: В сад примчались.

Воспитатель: Подружились?

Дети: Подружились.

Вместе: Вот теперь мы дружные, в пути друг другу нужные.

Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка это символ добра.

Посмотрите

К нам гости пришли, дорогие пришли!

Рады мы гостям,

Как добрым вестям!

Давайте  и с гостями поздороваемся с улыбкой радостно и весело.

Здравствуйте! (Дети садятся на стульчики полукругом)

Воспитатель:  Ребята, к нам пришло письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Олеся. Я живу в Белоруссии. Это моя Родина. Наша страна имеет свои символы. Я могу вам их показать. Все символы я собрала вот в таком альбоме: здесь есть гимн, герб, флаг. Еще символами нашей страны являются василек, зубр, аист  (воспитатель перелистывает страницы   альбома). Я очень люблю  путешествовать по странам и заводить новых друзей. Я  давно хотела посетить Россию. Приехать пока не могу, но мне очень хочется уже сейчас подружиться с вами.  Мне  бы очень хотелось узнать что-нибудь интересное о вашей родине. Пишите, буду  ждать. Олеся».

Воспитатель:  Вы хотите  подружиться с Олесей?

Воспитатель:  Я предлагаю не просто написать письмо для Олеси,  а отправить для нее посылку.

II  часть.  Основная

Педагог выставляет на стол почтовую коробку.

Воспитатель:  А вы знаете, что такое Родина? Как называется наша Родина? По каким символам ее можно узнать? Что можно положить Олесе в посылку  для знакомства с нашей страной? (Флаг, герб)

Верно. Это официальные символы нашей страны.

 Воспитатель:  

А ещё есть неофициальные символы. Давайте и их положим в посылку, чтобы Олеся познакомилась с ними. Что же нам поможет их найти? Вспомните, что за предметы  в русских народных сказках помогают героям найти дорогу?

Воспитатель:  

Верно, клубок. У меня есть такой предмет.

Воспитатель берет в руки клубок и показывает его детям.

Воспитатель:  

 Как только мы скажем волшебные слова, он тут же подскажет, где мы сможем найти предметы-символы, для Олесиной  посылки. Вы готовы?

- Давайте скажем волшебные слова:

Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Слышится песня «Во поле береза стояла...»

Дидактическое упражнение «Что не так?»

Мольберт и изображениями деревьев: березы, пальмы, баобаба.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы попали, как называется место, где растет много деревьев? (Мы попали в лес)

А что в этом лесу не так? (Здесь вместе растут деревья, которые не должны расти рядом)

 Почему они не могут расти рядом? (Потому что пальма, баобаб, – это деревья жарких стран, а береза растет у нас в России).

Воспитатель: Какой русский человек не любит берёзку – красавицу! Берёза -  это неофициальный символ России. Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное, вот многие вспоминают березку. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Жители других стран даже называют нашу Родину «страной берез». Березы радуют нас своей красотой в разное время года.

(Фото зимней, весенней, летней, осенних берез)

-Зимой – на веточках лежит белый снег.

-Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

-Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

-Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю.

  Воспитатель: Какие приметы вы знаете о берёзе?

Дети:

-Из березы течет много сока - к дождливому лету.

-Если на березе много сережек - жди хорошего урожая гороха.

-Если береза раскрывает листья - через неделю модно сажать картошку.

Воспитатель: Что дает береза человеку?

Дети: Березовый сок, листьями в старину красили яйца, делали поделки из бересты.

Воспитатель: В древности люди писали на коре, она заменяла им бумагу. В годы войны из коры березы пекли хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки.

Воспитатель: Берёза -  это единственное дерево, у которого белый ствол. Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. Берёза – это ещё и полезное дерево. Если болит голова, то можно подойти к берёзе поближе, а голову прижать к стволу, то боль скоро утихнет. Это происходит потому, что берёза всё плохое забирает в себя, а хорошую энергию отдаёт.

Воспитатель:   Летом в июне месяце на Руси справляли праздник - Троицу. Этот праздник считался девичьим праздником. Утром девушки в нарядных платьях шли к берёзовой роще, выбирали одну из берёзок и украшали её. Привязывали к её ветвям цветные ленточки, лоскутки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенной берёзки водили хоровод, пели песни, плясали, заводили игры. Загадывали самое заветное желание и верили, что  оно непременно сбудется.

 Воспитатель:   Давайте и мы украсим березу и загадаем желание. (Водят хоровод вокруг березки).   

Березка в белом сарафане 

Весною водит хоровод.

Звенит сережками так нежно 

И птичек в гости всех зовет. 

Раскроет свои руки-ветки, 

Опустит ветки-пальцы вниз, 

Подставит солнышку листочки, 

Чтоб лучик на ветвях повис.

Воспитатель:  Некоторые путешественники, отправляясь в далекие походы, брали с собой кусочек березовой коры с дерева возле родного дома, словно маленький кусочек Родины. Скажите можно обдирать  кору с дерева? Конечно, оно погибнет. Так можно погубить целые леса. А что будет, если погибнет лес?

Воспитатель:  Так как же мы расскажем Олесе о березке? Вспомните, мы с вами делали берез из пластилина. Могут  эти работы рассказать о берёзах?

Воспитатель демонстрирует альбом выполненных ранее поделок  берез в разное время года.

Воспитатель:   Давайте, альбом  положим в посылку.

Воспитатель:   Отправляемся дальше за клубочком.

Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Воспитатель демонстрирует ширму – домик.

Воспитатель:  Интересно, кто же здесь живет? Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку:

Алый шелковый платок,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко,

Это русская….

Воспитатель раскрывает на столе ширму.  На столе кукла матрешка, на ширме силуэты матрешки.

Д/и «Расставь матрешек по росту»

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, здесь все матрешки перемешались. Давайте их расставим по порядку. Какое слово у нас получилось? (Семья)

Матрешка - символ семьи. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Именно  поэтому она пользуется такой всенародной любовью. Издревле на Руси славилось имя Матрена, а  Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена.

Блиц-опрос:

1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).

2. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с секретом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).

3. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева).

4. Назовите деревья, которые годятся для изготовления матрешки? (Это береза и липа).

5. Во что одета матрёшка? (платок, сарафан…)

 Воспитатель:  Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память о нашей стране сувенир русскую матрёшку. Так давайте и мы с вами положим в посылку для Олеси  матрешку.

Воспитатель просит ребенка положить в посылку матрешку. 

Воспитатель:   Молодцы, весело и интересно поиграли с матрешкой. Но нам пора дальше отправляться.

Воспитатель:   Отправляемся дальше за клубочком.

Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова и  находят  «Чудесный мешочек».

Воспитатель:   Какой-то мешочек. Что же в нем лежит интересно?

Педагог запускает руку в мешок. В этот момент включается аудиозапись игры на балалайке песни «Калинка-малинка». Воспитатель начинает пританцовывать.

Воспитатель:   Что за инструмент сейчас звучал и заставил меня танцевать? (вынимает из мешочка балалайку).

- Ещё одним символом нашей замечательной России является этот музыкальный инструмент. Сначала он назывался брунькой,  балабайкой,  балабойкой (возможно, от слова «балаболка»), а позднее стал называться балалайкой. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку.

- Давайте поиграем с балалайкой, прежде чем мы ее отправим Олесе.

Речевая игра  «Скажи -  какая?»

Воспитатель:   Вы танцуете под звуки инструмента, передаете ее по кругу. Держа её нужно сказать про инструмент ласковые слова, рассказать какая она.

Воспитатель: Молодцы, кладите балалайку в нашу посылку.

Воспитатель: Отправляемся дальше.

Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Воспитатель: Если вы отгадаете мою загадку, то мы узнаем еще об одном историческом символе России.

Я пузатый, я пыхтящий

Я большущий и блестящий,

 Если только захочу

Кипяточку вскипячу –

Всех вас чаем угощу.

(Стол с самоваром и баранками)

Воспитатель: Знаете, как говорили на Руси: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет». Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей).

Правильно ребята, русские люди всегда любили собираться за русским самоваром чаевничать - это значит пить чай и всегда любили принимать гостей. К чаю всегда подавали лимон, пироги, бублики (воспитатель обращает внимание на угощенье на столе).

 Очень интересна традиция русского чаепития. Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали «Спасибо». Давайте и мы попробуем передать друг другу чашку так, как раньше это принято было делать.

Игровое упражнение «Чаепитие»

Воспитатель: Самовар это предмет русского народного быта. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре. Вспомните о нем пословицы.

-Где есть чай - там под елью рай.

-Чай пьешь – до ста лет проживешь.

-Выпьешь чайку - забудешь тоску.

- За чаем не скучаем.

-Самовар вскипел – отвлекайся от дел.

-В Тулу со своим самоваром не ездят.

Дидактическая  игра «Сложи самовар из частей»

Воспитатель: Молодцы, все справились. Можем еще один символ отравить в посылку. Он большой в посылку не войдет. Как быть? Мы раскрашивали самовар, можем отправить раскраску.

Воспитатель:  Мы собрали посылку, осталось ее упаковать и отправить по почте.

III   часть.  Заключительная

Ребята, как вы думаете, мы выполнили просьбу Олеси? О чем она нас просила?

Дети: Мы помогли Олесе познакомиться с Россией.

Воспитатель: Что было самым интересным для вас? Что вы можете рассказать своим друзьям и родителям?

У нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, с которыми мы познакомимся позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа

Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...