Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по экологическому воспитанию детей раннего возраста
№ | Тема | Цель | Совместная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | |||
1 | Овощи, фрукты | Учить называть и различать по цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. | Беседа. Рассматривание овощей, фруктов. Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Сбор урожая». Аппликация: « Заготовки на зиму». |
2 | Цветы на клумбе. | Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, бархатцы, ромашки. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; Подвижная игра « По узенькой дорожке». |
3 | Травушка-муравушка. | Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник. | Дидактические игры: «Чудесный мешочек» Рисование: «Травка для зайчат». |
4 | Солнышко лучистое. | Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце. | Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра «Солнышко и дождик». |
№ | Тема | Цель | Совместная деятельность в режимных моментах | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Октябрь | ||||
1 | В гости к деревьям. | Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, ель), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. | Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях. Дидактические игры: «Найди то, о чем расскажу». Труд в природе: сбор осенних листьев. Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке. | |
2 | Комнатные цветы в уголке природы. | Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с разными способами ухода за растениями. | Дидактические игры: «Покажем Мишке уголок природы», «От какого растения листья?», «Какие бывают листья?». Выполнение простейших поручений взрослого: полив растений, рыхление. | |
3 | Дождик, лей, лей! | Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. | Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». Закличка «Дождик, лей, лей, лей» | |
4 | Листопад, листопад! Листья желтые летят. | Дать понятие о листопаде. Различать листья по цвету. Формировать эстетическое отношение к природе. | Беседа о листопаде. Подвижная игра «Листопад», игра – забава «Шур-шур-шур». Подвижная игра «Ветерочек». Сбор осенних листьев . | |
№ | Тема | Цель | Совместная деятельность в режимных моментах | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Ноябрь | ||||
1 | Золотая осень. | Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды. | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Загадывание загадок. Рассматривание картины «Золотая осень». Беседа об осени. Рисование «Листопад». | |
2 | Кто живет в лесу. | Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них. | Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет лисичка по мосту». Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша». | |
3 | Ветер. | Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду. | с султанчиками, бег с ленточками, вертушками. | |
4 | Домашние животные (собака) | Познакомить с внешним видом собаки, с особенностями поведения. Воспитывать бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. | Беседа. Подвижная игра «Собачка и воробьи». Игра «Разноцветный коврик для щенка». Чтение потешки «Баю -бай, баю- бай. Ты, собачка не лай» | |
№ | Тема | Цель | Совместная деятельность в режимных моментах | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Декабрь | ||||
1 | У меня живет котенок. | Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. | Потешки: «Котик, коток», «Как у нашего кота..». Подвижная игра « Веселые котята», «Кот и мыши». Чтение сказки Сутеева «Кто сказал Мяу?». Рассматривание картин с изображением домашних животных. Д/и «Угадай по голосу». | |
2 | Зимний лес полон чудес. | Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу к животным. | Рассматривание картины «Зимний лес». Чтение «Зачем зайчику другая шубка?». Загадки о животных. Рассматривание картины «Зайцы в лесу». Д/и «Кто что делает зимой?», «Назови, кто это?». Игра-имитация «Изобрази животное». | |
3 | Водичка-водичка. | Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду. | Потешка «Водичка-водичка». Беседа «Для чего нужна вода?». Опыт: «Таяние снега». | |
4 | У бабушки в гостях | Дать первоначальные представления о домашних животных, навыках, чем питаются. | Рассматривание картин с изображением домашних животных.. Д/и « Чьи это детки?», «Что дает корова?», «Кто живет на бабушкином дворе?» | |
№ | Тема | Цель | Совместная деятельность в режимных моментах | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Январь | ||||
1 | Курочка -Ряба и ее соседи. | Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). | Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Песенка «Жили у бабуси». Чтение потешки «Петушок». | |
2 | Пернатые друзья. | Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим. | Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Игра-забава «Наседка и цыплята». Наблюдение за птицами на участке. Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида. Рассматривание картины «Таня и голуби». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц. Дидактическая игра «Найди пару». Игра «Голуби и воробьи». Сюжетная игра «Покормим птичек» | |
3 | Воздух вокруг нас. | Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. | Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей. | |
4 | ||||
№ | Тема | Цель | Совместная деятельность в режимных моментах | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Февраль | ||||
1 | Где живет золотая рыбка. | Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками. | Беседа о рыбках. Наблюдения за рыбками. Рассматривание иллюстраций с рыбками. Игра «Хорошо - плохо». Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» | |
2 | Волшебница зима. | Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Воспитывать интерес к явлениям природы. | Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение Берестова В. «Снегопад». Рисование «Вот зима, кругом бело», «Уж ты, зимушка-зима». Подвижная игра «Снежинки и ветер». Наблюдение за погодой на участке. Дыхательное упражнение «Подуй на снежинки» | |
3 | Снеговичок. | Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла. | Рассматривание картины с зимним пейзажем. Беседа о зиме. Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом. | |
4 | Посадка лука. | Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы. | Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с раннее высаженной. |
№ | Тема | Цель | Совместная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 3 | 4 |
Март | |||
1 | Весна пришла. | Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. | Чтение стихотворения «Зима прошла», «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо». Рисование «Сосульки длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?». |
2 | Береги живое. | Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относиться к природе. | Дидактическия игра «Хорошо-плохо». Путешествие на полянку. Чтение стихотворения Моштаковой «Жил на свете один человек». Наблюдение. Беседа. Игра «Убери мусор на поляне». |
3 | Какой песок, какая глина. | Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. | Опыт с песком и глиной. Рассматривание песка и глины. Выставка глиняных игрушек. Игры с песком. Лепка пирожков и печенья. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие». |
№ | Тема | Цель | Совместная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 3 | 4 |
Апрель | |||
1 | Экологическая тропинка. | Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе. | Целевая прогулка по объектам экологической тропинки. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание картины «Весна». Рисование «Одуванчики на траве». Стихотворение Александровой «Одуванчик». Стихотворение Благининой «Яблонька». |
2 | Насекомые – маленькие помощники. | Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы. | Чтение «Божья коровка» - потешка. Лепка «Червячки для цыплят». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы». Отгадывание загадок. |
3 | Посев семян гороха, лука | Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними. | Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек. Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян. Д/и «Золушка» - разделение семян гороха от бобов. (для развития мелкой моторики руки) |
4 | Радуга-дуга | Дать понятие о радуге | Наблюдение за радугой. Д/и «Назови цвета радуги». Беседа. |
№ | Тема | Цель | Совместная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 3 | 4 |
Май | |||
1 | Природа наш родной дом. | Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. | Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы. Экскурсия по участку детского сада. Наблюдение. Дидактическая игра «Берегите природу». |
2 | Нужные вещи из ненужных вещей. | Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы. | Рассматривание игрушек, предметов. Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного. Беседа. Дидактическая игра «Что из чего сделано». |
3 | Игрушки и предметы из бумаги и древесины. | Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины. | Опыт с бумагой. Опыт с древесиной. Рассказ о бумаге и древесине. Рассматривание иллюстраций предметов. Дидактическая игра «Найди и покажи». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план по экологическому воспитанию пождготовительная группа...
2018-2019г. Перспективный план по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в подготовительной группе.
Цель:Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста. Март.
Перспективное планирование по экологическому воспитанию. Март.Наблюдения в природе.Наблюдение за свисающими сосульками: «растут они вниз головой…». Цель: Закрепить конкретные п...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста. Апрель.
Перспективное планирование по экологическому воспитанию. Апрель.Наблюдения в природе.Наблюдение за водой в природе. Цель: Дать возможность детям убедиться о том, что вода в природе бывает в разны...
Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста
Цель: расширять представления детей об окружающем мире...
Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста
Основные задачи экологического воспитания детей первой младшей группы:формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном ми...