Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Цель: расширять представления детей об окружающем мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

по экологическому воспитанию детей раннего возраста.

Тема

Цель

                     Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

                                                                                        Сентябрь

1

Овощи, фрукты

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Беседа. Рассматривание овощей, фруктов. Чтение сказки «Спор овощей». Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая». Драматизация сказки «Репка». Рисование: «Яблоко». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно-бросового материала.

2

Цветы на клумбе.

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, бархатцы, ромашки. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Целевая прогулка в огород. Подвижная игра  « По узенькой дорожке».  Поделки из природно-бросового материала.

3

Травушка-муравушка.

Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.

Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Рисование: «Травка для зайчат». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно-бросового материала.

4

Солнышко лучистое.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик».  Подвижная игра  «Солнышко и дождик».

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Октябрь

1

В гости к деревьям.

Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, ель), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.

Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях. Чтение стихотворения Н. Саконской «В лесу». Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу». Труд в природе: сбор осенних листьев. Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке.

2

Комнатные цветы в уголке природы.

Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с разными способами ухода за растениями.

Дидактические игры: «Покажем Мишке уголок природы», «От какого растения листья?», «Какие бывают листья?»  (с использованием моделей). Выполнение простейших поручений взрослого: полив растений, рыхление.

3

Дождик, лей, лей!

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Слушание произведения «Грустный дождик» - муз. Д. Кабалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». Заучивание потешки «Радуга-дуга». Закличка «Дождик, лей, лей, лей»

4

Листопад, листопад! Листья желтые летят.

Дать понятие о листопаде. Различать листья по цвету. Формировать эстетическое отношение к природе.

 Беседа о листопаде. Подвижная игра  «Листопад»,  игра – забава «Шур-шур-шур».

Подвижная игра  «Ветерочек». Сбор осенних листьев .

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Ноябрь

1

Золотая осень.

Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

 Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Загадывание загадок. Рассматривание картины «Золотая осень». Беседа об осени. Рисование «Листопад».

2

Кто живет в лесу.

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет лисичка по мосту». Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Драматизация русской народной сказки «Теремок». Чтение  «Зачем зайчику другая шубка» Е. Чарушина.  Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша».

 3

Ветер.

Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду.

Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер». Игры с султанчиками, бег с ленточками, вертушками.

4

Домашние животные (собака)

Познакомить с внешним видом собаки, с особенностями поведения. Воспитывать бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними.

Наблюдение за собакой. Беседа. Подвижная игра «Лохматый пес»,  «Собачка и воробьи».

Игра «Разноцветный коврик для щенка».

Чтение потешки  «Баю -бай, баю- бай. Ты, собачка не лай»

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Декабрь

1

У меня живет котенок.

Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным.

Потешки: «Котик, коток», «Как у нашего кота..». Подвижная игра

« Веселые котята», «Кот и мыши».  Чтение стихотворения Сапгира «Кошка», сказки  Сутеева  «Кто сказал Мяу?».  Рассматривание картин с изображением домашних животных. Д/и «Угадай по голосу».

2

Зимний лес полон чудес.

Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Рассматривание картины  «Зимний лес». Чтение «Зачем зайчику другая шубка?». Лепка «Зайка беленький сидит». Загадки о животных. Рассматривание картины «Зайцы в лесу». Д/и «Кто что делает зимой?», «Назови, кто это?».

Игра-имитация «Изобрази животное».

 3

Водичка-водичка.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду.

Потешка «Водичка-водичка». Беседа «Для чего нужна вода?». Опыт: «Таяние снега, замерзание воды». Изготовление цветных льдинок. Узнаем, какая вода?

4

У бабушки в гостях

Дать первоначальные представления о домашних животных, навыках, чем питаются.

Рассматривание картин с изображением домашних животных. Сказка «Бычок-смоляной бочок». Д/и « Чьи это детки?», «Что дает корова?», «Кто живет на бабушкином дворе?»

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Январь

1

Курочка -Ряба и ее соседи.

Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы  от своих детенышей (птенцов).

Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают», «Цыплята и воробьята», «Утята и цыплята». Хр.см. для маленьких: 1987г. Ст.339-340. Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Рассказ «Маленький утенок». Каралийчев А.  Песенка «Жили у бабуси». Чтение потешки «Петушок».

2

Пернатые друзья.

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Игра-забава «Наседка и цыплята». Наблюдение за птицами на участке. Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида. Рассматривание картины «Таня и голуби». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц. Дидактическая игра «Найди пару». Игра «Голуби и воробьи».

Сюжетная игра «Покормим птичек»

3

Воздух вокруг нас.

Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей.

4

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Февраль

1

Где живет золотая рыбка.

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Беседа о рыбках. Наблюдения за рыбками. Рассматривание иллюстраций с рыбками. Игра «Хорошо - плохо». Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» - Токмаковой И.

2

Волшебница зима.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы.  Воспитывать интерес к явлениям природы.

Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение  Берестова В. «Снегопад». Рисование «Вот зима, кругом бело», «Уж ты, зимушка-зима». Подвижная игра «Снежинки и ветер». Наблюдение за погодой на участке. Дыхательное упражнение «Подуй на снежинки»

3

Снеговичок.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла.

Рассматривание картины с зимним пейзажем. Беседа о зиме. Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом. Постройка снеговика на участке.

4

Посадка лука.

Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы.

Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с раннее высаженной.

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Март

1

Весна пришла.

Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо». Рисование «Сосульки длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?».

 2

Я – человек.

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.

Рассматривание книги «Мое тело». Беседа. Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи». Игры: «Кто я?», «Узнай по голосу». Развлечения: «Веселые человечки играют», «Нарисуй свой портрет», «Наши помощники».

3

Береги живое.

Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым,  беззащитным, бережно относиться к природе.

Дидактическия  игра «Хорошо-плохо». Путешествие на полянку. Чтение стихотворения Моштаковой «Жил на свете один человек». Наблюдение. Беседа. Игра «Убери мусор на поляне».

4

Какой песок, какая глина.

Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы.

Опыт с песком и глиной. Рассматривание песка и глины. Выставка глиняных игрушек. Игры с песком. Лепка пирожков и печенья. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие».

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Апрель

1

Экологическая тропинка.

Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями  в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Целевая прогулка по объектам экологической тропинки. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание картины «Весна». Рисование «Одуванчики на траве». Стихотворение Александровой «Одуванчик». Стихотворение Благининой «Яблонька».

 2

Насекомые – маленькие помощники.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

Чтение «Божья коровка» - потешка. Лепка «Червячки для цыплят». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы». Отгадывание загадок.

3

Посев семян гороха, лука в огороде.

Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними.

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек. Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян. Д/и «Золушка» - разделение семян гороха от бобов. (для развития мелкой моторики руки)

4

Радуга-дуга

Дать понятие о радуге

Наблюдение за радугой. Д/и «Назови цвета радуги».

Беседа.

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Май

1

Природа наш родной дом.

Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Рассматривание иллюстраций с изображением  живой и неживой природы. Экскурсия по участку детского сада. Наблюдение. Дидактическая игра «Берегите природу».

 2

Нужные вещи из ненужных вещей.

Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.

Рассматривание игрушек, предметов. Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного. Беседа. Дидактическая игра «Что из чего сделано».

3

Игрушки и предметы из бумаги и древесины.

Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины.

Опыт с бумагой. Опыт с древесиной. Рассказ о бумаге и древесине. Рассматривание иллюстраций предметов. Дидактическая игра «Найди и покажи».

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Формирование социальной толерантности через экологическое воспитание детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Формирование социальной толерантности через  экологическое воспитание детей раннего возраста»...

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста. Март.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию. Март.Наблюдения в природе.Наблюдение за свисающими сосульками: «растут они вниз головой…». Цель: Закрепить конкретные п...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста. Апрель.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию. Апрель.Наблюдения в природе.Наблюдение за водой в природе. Цель: Дать возможность детям убедиться о том, что вода в природе бывает в разны...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Основные задачи экологического воспитания детей первой младшей группы:формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном ми...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взросл...