2018-2019г. Перспективный план по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в подготовительной группе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель:
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_ekologii_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 53.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новозоринская средняя общеобразовательная школа»,
Перспективный план мероприятий по экологическому
воспитанию детей дошкольного возраста
«Юные экологи»
Группа: подготовительная №1
Воспитатели:
Кострецова Марина Владимировна
Киндт Любовь Владимировна
2018-2019г.
Пояснительная записка
В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Цель:
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.
Задачи:
-обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
-формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
-воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
-воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1. Организованные:
– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная),
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
– экскурсии
2. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.),
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность или лаборатории юного исследователя,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– игры (подвижные, дидактические, музыкальные, интеллектуальные.
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы:
1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.).Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
сроки | тема | Задачи | Совместная деятельность | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь 1 неделя | Растительный мир осенью» - Образовательная ситуация «Через добрые дела можно стать юным экологом» | - Закрепить правила поведения в природе; - Учить находить связь растений с насекомыми. - Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений -Показать красоту луга. Редкие лекарственные , ядовитые растения. -Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. - Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. -Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Уточнить части растений и их функции. -Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных. Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах. Что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог- это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | Экскурсия на луг. «Луг – экосистема» Чтение «Приключения кузнечика Кузи». Дидактическая игра «Угадай растение» Рисование «Луг осенью», «Как растения готовятся к зиме» беседа Наблюдение за цветущими растениями цветника. Аппликация «Осенний пейзаж» /из засушенных листьев/ Сбор семян -Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 55) | Родительское собрание «Ознакомление родителей с планом по познавательному развитию» Сбор природного материала, поделки из природного материала Беседы с родителями «Как надо питаться, чтобы быть здоровым? | Начало ведения календаря. Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни» Фото - выставка «Деревья нашего двора» Рисование "Поляна цветов" Изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов!» |
2 неделя | «Чистый мир». Дошколята – защитники лесов | -Формировать у детей понимание того, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; -воспитывать бережное отношение к объектам природы сформировать у детей навыки безопасного поведения в лесу, научить предупреждать лесные пожары, -воспитывать сознательное отношение к личной безопасности и безопасности других людей, -Создать условия для развития познавательных и творческих способностей; Познакомить детей с Красной Книгой, разъяснить для чего ее создали | -Чтение рассказов, сказок по теме. -Беседы о природе, о том, какое должно быть отношение к окружающей природе, как они понимают правила поведения в ней, как нужно взаимодействовать с птицами, зверями, растениями. -Беседа о причинах лесных пожаров. -подвижные и дидактические игры:»Назови дерево», «Сравни на ощупь», -Беседы на темы: «Лес – легкие планеты!», «Лесные пищевые цепочки». -Знакомство с Красной Книгой -НОД «Красота природы бесценна» «Спасем природу» -«Наведем порядок на нашем участке» – элементарный бытовой труд на улице -Посвящение в эколята (экологический праздник) -спектакль | -Поделки на экологическую тему. -изготовление запрещающих знаков. -Консультация для родителей «Войди в природу другом», -Изготовление книжек – малышек (отношение взрослого и ребенка к природе понимание правил поведения на природе, взаимодействия с окружающим миром.) | -Поделки, рисунки на экологическую тему. -Рисование и развешивание плакатов «Осторожно, лес в огне». -Экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем» -Оформление фотовыставки «Земля моя любимая, чистая, красивая». -Выставка художественной литературы о животных, растениях Оформление Красной Книги своими руками. |
Октябрь 1 неделя | «« Осень, осень в гости просим» | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
| -Наблюдения за состоянием погоды на участке | Развлечение "Осень разноцветная" | Выставка рисунков. Конкурс на тему «Осенние фантазии». Папки-передвижки: «Прогулки на природу»,»Осень золотая»., |
2 неделя 3 неделя | «Планета Земля в опасности!» Тайны грибного царства | Дать детям представление о том, что планета Земля- это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой- океанами и морями. Кроме воды, есть материки- твердая земля- суша, где живут люди. Таких материков шесть: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней общаться. Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
|
-Загадки Лесовичка о грибах | 1. Чтение стих - ия " Наш родной дом ". 2. Рассматривание глобуса, с наводящими вопросами. 3. Обсуждение темы: почему планета Земля в опасности. Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы" | |
Ноябрь 1 неделя | «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. (Солнце- это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты- твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие планеты. Каждая планета вращается вокруг солнца по своей орбите. Орбита- это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник- это планета Луна, которая вращается вокруг Земли.) | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 67) Солнце – большая звезда. Игра «Догони свою тень». Опыт «Волшебный лучик». | Экологическая викторина «Знатоки природы» | |
2 неделя | На бабушкином дворе Образовательная ситуация «Сравнение домашних и диких животных» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.
Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных- создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких- они не приспособлены самостоятельно жить в лесу; не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях). | Отгадывание загадок о домашних животных С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 110) Видеофильм »Жизнь домашних животных» – Чтение художественной литературы. – Беседы о кроликах и утках. – Рассматривание схемы-модели «Животные». | Составление мини – рассказа о домашнем животном, оформление открытки«Моё любимое животное». | Фотовыставка: «Четвероногие друзья». |
Декабрь 1 неделя | «Поможем пернатым»
Организация акции в ДОУ. Образовательная ситуация «Что мы знаем о птицах» | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно- воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полным стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.) | -Беседа о зимующих и перелётных птицах Сбор и сушка крошек пшеничного хлеба для подкормки птиц. С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 108) | -Конкурс на самую оригинальную кормушку. (среди родителей) -Изготовление хлебных копилок -Составление семейных кроссвордов о зимующих и кочующих птицах. | -Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки) Проведение циклов наблюдений за птицами, прилетающими к кормушке. Работа с календарём. Изготовление книжек – самоделок о птицах нашего края Оформление групповой «Птичьей книги» Выпуск экологической газеты « Покормите птиц зимой» |
2 неделя Январь 1 неделя | Лесные жители Образовательная ситуация «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Волшебница вода Можно ли пить талую воду?» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
| Экскурсия в лес. Рассказ Лесовичка о лесе С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 77) Предложить детям рассказать гостю-зайчику о том, как живут звери в лесу зимой 2. Работа с моделью маскировки животных 3. Работа с моделью «Этажи леса» 4.Показ фильма о жизни животных. -Беседа «Эта волшебница вода», «Где живёт вода?», «Кому нужна вода?». дидактические игры («Вода – не вода», «Найди, кто живёт в воде» и др.) С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 71) | Изготовление книжки «Дикие животные леса» Изготовление открыток к Новогоднему празднику. Оформление буклета «Вода – источник жизни!» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», . | Открытки. Ведение календаря. Изготовление книжки «Дикие животные леса» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Вода – источник жизни!» |
2 неделя | Белый снег, пушистый снег. Наблюдение «Снег – он какой? | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | Опыт со снегом | Постройка горки с помощью взрослых, конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей. | «Шесть советов о морозной погоде»(папка – передвижка) |
Февраль | Зимушка-зима Наблюдение «Снежинки очень красивы» (проводится во время снегопада) Наблюдение«Зимние узоры на окне» (задание детям для самостоятельного наблюдения и объяснения) | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Создать условия для формирования у детей знаний об особенностях и красоте посёлка в зимний период. Воспитатель загадывает детям 2-3 загадки про узоры на окне. Например: «какой это мастер на стекло нанес и листья, и травы, и заросли роз?»; «Дремучий лес к стеклу прирос, нарисовал его…»; «Вырос лес, белый весь, пешком в него не войдешь, на коне не въедешь». Дает задание: дома, в детском саду или в других местах (например, в транспорте) найти замершее окно, рассмотреть узоры, объяснить, как они получились. | -Беседа о зиме С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 79) С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 79) | -Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми) Оформление панно «посёлок в зимнем убранстве» | Оформление газеты"Зимушка- зима" |
Март 1 неделя | В гостях у Веснянки | .Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" | Оформить передвижную папку для родительского уголка«Люби и охраняй окружающую природу». | Картотека «Народные игры». «Весна – красна»,(папка-передвижка) |
2 неделя | Береги живое! | Познакомить детей с редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | Рассматривание подснежников, объяснить, что они занесены в красную книгу, их нельзя рвать. Игры в лесу, слушание лесных звуков. | Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наше село чище». | Оформление выставки рисунков родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый поселок!» |
Апрель 1 неделя | Насекомые - наши помощники | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. | Отгадывание загадок | Буклет на тему «Огонь – беда для леса!» | |
2 неделя | Земля - мой дом Образовательная ситуация «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» | Дать представление о суше, водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море); видах поселения (деревня, город, страна); звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. Познакомить детей с одним- двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах. | -Беседа "Где я живу" Праздник День Земли». С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 141) | -Рассматривание семейных фотографий Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу».
| Оформление выставки Оформление выставки детских работ «Как прекрасна Земля» Изготовление плаката «Сохраним планету Земля». |
Май 1 неделя 2 неделя | .«Умный взгляд на мусор» Образовательная ситуация«Слепые землекопы » | Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота. Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | Работа с детьми по проекту: «Что делать с мусором?» Разучивание стихотворения «Мусорная фантазия» Андрея Усачёва С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 37-38) 1 Показ фильма о Кротах. 2. Вспомнить с детьми, что они уже знают о кротах. 3. Чтение рассказа «Слепые землекопы». Беседа по содержанию. | Анкетирование родителей памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!» | Выставка «Мусорное рукоделие» (поделки из бросового материала» Изготовление плакатов на тему: «Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить, должна быть чистою Земля и воздух чистым быть» |
3 неделя | Бумага, древесина, ткань. | Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. |
"Полянка цветов" | экологический праздник для детей с участием родителей. | Рассматривание и продолжение ведения календаря. Изготовление поделок, построек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.
Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....
Перспективный план по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Перспективный план по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...
План самообразования «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
План самообразования «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
План самообразования "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
План самообразования "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста
Цель: расширять представления детей об окружающем мире...
Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста
Основные задачи экологического воспитания детей первой младшей группы:формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном ми...
Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взросл...