Мастер-класс для педагогов технология индивидуализации обучения и развития "План- дело-анализ"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

"Сюрприз для мамы" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_plan_delo_analiz.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Технология индивидуализации обучения и развития

«План-дело-анализ»

Тема: «Сюрприз для мамы» в подготовительной группе

Белгород #1075;.

Цель: Поддержка детской инициативы.

Задачи:

-Учить устанавливать причинно – следственные связи; – Продолжать учить выбирать действия по интересам, планировать свои действия и оценивать их результаты; - Формировать у детей умения слушать и понимать взрослых и друг друга; трудиться сообща; - Развивать внимание, речь; умения проявлять инициативу и самостоятельность в выборе деятельности и партнеров;

Содержание и формы работы в структуре группового сбора:

1. Начало группового сбора. (1 мин.)

• Привлечение внимания детей «Мелодия Поля Мориа»

• Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Реализуемая детьми компетенция:

• Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;

• Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).

1. Приветствие. (1-2 мин.)

Вопросы к детям:

• Все ли нашли для себя местечко?

• Все ли удобно устроились?

• Какое у вас сегодня настроение?

• Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?

• Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!

Реализуемая детьми компетенция:

• Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

1. Пальчиковая Игра «Это кто у нас?» (1-2 мин.)

Реализуемая детьми компетенция:

• Право на участие (неучастие) в общем деле;

• Право предложить и организовать свою игру.

1. Обмен новостями. (3мин.)

Вопросы к детям:

• Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?

• Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». В случае затруднения, воспитатель обращает внимание на информационную доску, на которой данное правило зарисовано.)

(Воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей. Не делает различий между хорошими и плохими новостями. Новость-это свершившийся факт, который изменить нельзя.

Реализуемая детьми компетенция:

• Право быть услышанным;

• Право вести диалог (монолог, выразить свою точку зрения.

1. Планирование. Выбор темы. (2-3 мин.)

Речь воспитателя:

Мотивация: «А у меня сегодня тоже есть новость. В нашей семье скоро праздник. У моей мамы скоро день рождения. А я не знаю -чем ее порадовать… Думаю, без вашей помощи мне сегодня не обойтись….

• Выявление знаний и опыта детей по теме дня «Моя семья»:

• Давайте ВСПОМНИМ, что мы знаем о семье? Что это такое?

• Кто стоит на страже семьи? Охраняет ее интересы? Является добытчиком? (папа)

• Кто дарит нам любовь и тепло? Кто пожалеет и накормит вкусно? Кого называют «хранительницей очага»? (мама)

• Что нужно делать всем членам семьи, чтобы мама всегда была здорова и счастлива? (ответы детей: дарить любовь, помогать, не огорчать)

(Все высказывания детей были записаны печатными буквами младшим воспитателем в первую графу таблицы «Что мы знаем?». В скобочках записывается имя ребенка, высказавшего свое мнение)

Что мы знаем?

«Семья-это родители и Я» (Сережа)

«Семья- это 7-Я» (Максим)

«В семье нам тепло и комфортно». (Аня)

И т. д.

• Что ещё вам хотелось бы узнать по этой теме?

Что мы хотим узнать?

«Бабушка и дедушка –это тоже семья?» (Илья))

«Все ли люди на земле имеют семью?» (Кирилл)

«А животные тоже живут в семье?» (Матвей О.)

Воспитатель уточняет у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня.

• Как ты думаешь, можно ли узнать ответ на твой вопрос уже сегодня или надо кого-то спросить из взрослых?

• Как вы думаете, где ещё вы можете найти ответы на свои вопросы?

То есть педагог не оставляет без внимания ни один заданный детьми вопрос. После чего, сообщает о том, что ответ на некоторые вопросы дети узнают сегодня, в течение дня, посмотрев фильм; поиграв в с/р игру «Семья» (например, ответ на последний вопрос).

(Ответы воспитанников аналогично записываются).

Что нужно сделать, чтобы узнать?

«Спросить у родителей»)

«Попросить рассказать воспитателя»)

«Посмотреть в энциклопедии»)

«Посмотреть в телевизоре какую-то программу, где про автобусы»)

«Найти в интернете, у меня мама всегда там смотрит».)

Реализуемая детьми компетенция:

• Право и возможность участвовать в выборе темы дня;

• Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании, определяющем деятельность для всей группы;

• Право и возможность проявлять избирательность в интересах.

(Заполненный бланк «Модель трёх вопросов» вывешивается в приёмной с целью непосредственного включения родителей в образовательную работу группы по теме «Моя семья»).

1. Планирование действий на текущий день. (4-5 мин.)

• Вспоминаем рассказ З. Воскресенской «Секрет»

• Ситуация (фантазируем и представляем, что мы одна семья, и у нашей мамы день рождения)

«Мозговой штурм» (эксперты (2-3 человека, выбранные экспертами за активное участие в беседе. Отмечаются значками) и дети, выдвигающие свои предложения)

• Выбор экспертами наиболее приемлемых видов поздравлений, которые мы можем изготовить в группе)

Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сядь.

• Презентация центров активности.

- Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества (искусства) я приготовила для вас картинки для вырезывания на тему «Моя семья», шаблоны для рисования, цветные карандаши, а главное алгоритм работы для создания коллажа в подарок маме.

В этом же центре можно слепить и украсить праздничный торт для мамы. (соленное тесто, изготовленное заранее, либо пластилин на усмотрение педагога).

В центре книги вас ждут энциклопедии для мальчиков и девочек, новые книги с рассказами, картинки с изображением мам, и их профессий. Мы можем посмотреть, прочитать и рассказать своим родителям и друзьям.

Также вас ждут центры игры, конструирования (замок для мамы).

В центре экспериментирования (шары, мешок, доска, лента)-для изготовления матраса.

В Центре логопедическом- буквенные конструкторы, буквы в различных исполнениях (бумажные, игрушечные)- для составления предложения для мамочки.

В этом центре наборы творческие с бусинами (для изготовления бус для мамы).

В Театральном центе- ребята могут проиграть маленькую сценку пародию про маму.

Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать, и какой план у вас будет сегодня. (Дети определяются с выбором центра и на планшет, на котором изображены центры, вешают брелочки с выбором центров).

(Всё это позволит каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнёров деятельности).

Реализуемые детьми компетенции:

• Право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.

1. Проговаривание плана. (1-2 мин.)

• Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу? Что будешь делать потом?»);

• Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);

• Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).

Реализуемые детьми компетенции:

• Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;

• Право принять (или не принять) помощь взрослого

• Право обращения к различным источникам знаний или опыта.

1. Реализация плана.

Речь воспитателя:

• - Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не решил, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр искусства. В Центре конструирования вас ждут разные виды конструкторов.

Реализуемая детьми компетенция:

• Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;

• Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;

• Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);

• Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;

• Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;

• Право переключиться на другой вид деятельности;

• Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.

1. Анализ деятельности.

За 10-15минут до окончания работы раздается сигнал (наш девиз «Радуга», дети наводят порядок в центрах и собираются на месте группового сбора. Если у каждой группы уже работа закончена- то работа презентуется всем детям и гостям, если работа не закончена- предлагаем закончить позже, в течение дня.

С помощью атрибута (сердечко)- каждая рабочая группа подводит итог своей деятельности. При подведении итогов- говорит только тот ребенок- у которого в руках атрибут-сердечко.

Вопросы детям:

• Кто хочет рассказать о своей работе?

• Какие трудности ты встретил (а?

• Что тебе удалось сделать сегодня?

• Получилось ли у тебя то, что ты задумал (а?

• Как ты предполагаешь завершить работу?

• Какие материалы можно ещё использовать?

• Планируешь ли ты продолжить начатую работу?

• Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?

Реализуемая детьми компетенция:

• Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;

• Право самостоятельно оценить достигнутый результат;

• Право оценить успешность сотрудничества;

• Право определения применения полученного результата.

Принципы работы:

Принцип открытости:

Ребёнок имеет право:

• Участвовать или не участвовать в общем деле;

• Представить или не представлять результаты своего дела;

• Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.

Принцип диалогичности:

• Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;

• Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.

Принцип рефлексивности:

• Развитие детской инициативы и творческих способностей;

• Осознание ребёнком своих действий;

• Самооценка результата;

• Саморегуляция поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)

Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...

методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»

Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...

Консультация для педагогов «Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»

Консультация для педагогов «Технологии индивидуализации в образовательном  процессе ДОУ»Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом,...