Мастер – класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ»
материал

Петухова Татьяна Сергеевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности

«План – Дело – Анализ»

«Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам».

Л.С. Выготский.

1. Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности.

Участники: воспитатели детского сада.

Содержание мастер-класса:

  1.  Представление теоретической части технологии Л.В. Свирской «План-дело-анализ».
  2. . Практическая часть.

Ход мастер-класса:

Представление теоретической части технологии Л.В. Свирской «План-дело-анализ».

Слайд: Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и

творчества, «компетентный ученик». Доверие к ребенку и его способностям,

«ошибка не препятствие, а шанс чему-то научиться»

В наше время,  для полноценного развития личности дошкольника, ребенок испытывает дефицит развития личностных качеств: инициативность,  творческие способности, самостоятельность и ответственность, уважение к личности каждого ребенка, уверенность ребенка к себе. Мы педагоги должны поменять свое отношение к обучению детей, тем более этого требует ФГОС, где определены основные направления личностного развития: самостоятельность, инициативность, творчество. Чтобы компенсировать данные дефициты, наша деятельность должна строиться так, чтобы ребенок (дети) был увлечен процессом обучения и активно включен в деятельность.

          Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности

проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному, ответственному

выбору, самореализации в выбранной деятельности.

Личность развивается в общении посредством общения, которое

позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать

и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим,

заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и

точно так же, как любая другая, имеет цель и результат (продукт).

И именно компоненты дневного цикла «План–дело–анализ» позволяют

детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный

опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями,

интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся

мировоззрением

Для решения данной задачи  используют в своей практике технологию «План-дело-анализ»   Лидии Васильевны Свирской.

Слайд: Основная идея технологии состоит в том, что обучение главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности. Детям предлагаются темы, основанные на их интересах, потребностях. Педагогическая задача состоит в максимальной помощи в самореализации ребенка, предоставление детям возможность проявлять инициативу, развивать способность к осознанному выбору.

Технологическая цепочка для развития детской инициативы и самостоятельности основывается на:

- выявлении субъектного опыта ребенка;

- предоставлении права выбора в условиях разнообразии возможностей;

- самостоятельности детей и педагогов.

Таким образом, технология Лидии Васильевны  «План-дело-анализ» является эффективным инструментом организации образовательного процесса, ориентированного на  развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд: Технология «План – дело - анализ» состоит из 3-х компонентов:

   Первый компонент – «План», осуществляется в форме утреннего сбора, во время которого проходит совместное планирование видов деятельности (места работы, материала, партнёрства и пр.) в центрах активности (здесь целесообразно использовать экран «Доска выбора»).

Второй компонент – «Дело» - деятельность в центрах активности. Большое внимание в данном случае я уделяю подготовке материалов, оборудования, литературы, развивающих заданий, различных карточек в центрах активности в соответствии с выбранной темой проекта. От этого напрямую зависит интерес детей к выбору центра активности и вида деятельности.

Третий компонент дневного цикла образовательной деятельности «Анализ» - итоговый сбор.  Он проводится ежедневно, после того как дети выполнят задуманное, реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, математики, науки, воды и песка, строительства, мастерской и др.)

Работа по технологии Лидии Васильевны начинается утром с «Детского совета» - дети приветствуют друг друга, делятся новостями,  определяют тему проекта, выстраивают «модель трех вопросов» Что вы знаете?        Что вы хотите узнать?        Что надо сделать, чтобы узнать…? - это помогает выявить образовательные запросы детей.

После того как мы выяснили детские дефициты по теме, составляем «Паутинку» - расписываем деятельность по всем центрам активности. Деятельность детей проходит по самостоятельному выбору центров. Вечером, после работы, поводим итоги на вечернем  детском совете. Хочу обратить внимание на то, что основные компоненты дневного цикла «План – дело – анализ» можно назвать ритуальными (повторяющимися,

определяющими смысл и логику, являющиеся привычными и значит

простыми).

  1.  Практическая часть.
  2. Детский совет» ( подушки, колокольчик)

Звенит колокольчик, приглашает детей на детский совет.

Доброе утро!  - Какое у вас сегодня настроение?

Давайте поприветствуем друг друга. Тему приветствия вы выберите сами (несколько человек  вытягивают карточки, перевернутые вниз картинками с цветами).

- Какие ассоциации вызывает у вас изображение?

Игра – приветствие «Здравствуй цветочек, как тебя зовут?»

Мыс вами не виделись, может у кого – ни будь есть интересные новости? Расскажите нам.

Сегодня утром я пришла на работу и мне подарили цветок.

А вы любите, когда вам дарят цветы?

Все ли вы знаете про цветы? Хотите узнать? Кто сможет придумать название нашего проекта?

Составляем «модель трех вопросов».

Заполняем «Паутинку».

При помощи доски выбора, дети выбирают центр, в котором они будут работать.

Экспериментирование  «Мы исследователи»– посадка семян цветов, для последующей высадки на участке.(земля, лопатки, вода, семена, трубочки, картинки с цветами, которые дети высаживают, влажные салфетки, фартуки).

Центр «Развивай -ка» - изготовление лепбука ( картон, ткань, липучки, дидактические картинки, клей, ленты, ит.д.)

Центр «Творческая мастерская» - конструирование из бумаги цветов по схеме, предварительно рассмотрев, альбомы и картинки с иллюстрациями  (гофрированная бумага, цветная бумага, трубочки для сока поролон, степлер, клей ,коробки, самоклейка, и т. д).

«Детский совет» (Звенит колокольчик)

Расскажите и представьте нам каждая группа, чем вы занимались и что в итоге получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"

Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"...

Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании  недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с  технологией «Детский сове...

Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"

quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через игровую деятельность»

Мастер-класс посвящен актуальной теме развития инициативности; рассмотрены условия, содержание и формы игровой деятельности, оказывающие влияние на самостоятельность и инициативность дошкольников. ...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...