Консультация для педагогов «Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»
консультация

Баум Вероника Владимировна

Консультация для педагогов «Технологии индивидуализации в образовательном  процессе ДОУ»

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tehnologiya_indualizatsii_doshkolnokov.docx327.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Индивидуальный подход и индивидуализация образования

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей).

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.

К числу современных образовательных технологий, позволяющих реализовать принцип индивидуализации образования, можно отнести:

1. детское портфолио;

2. еvent–технология;

3. индивидуальный образовательный маршрут;

4. «уголок успешности»;

5. «куратор случая»;

1. Детское портфолио – это технология индивидуальной работы с ребёнком и его семьёй, направленная на фиксацию процесса развития дошкольника и его достижений в различных образовательных областях, демонстрация его способностей, интересов, знаний и умений.

Данная технология помогает:

  • Формировать у ребенка позитивное отношение к различным видам деятельности и выявлять его индивидуальные особенности.
  • Получать более полную информацию о ребенке.
  • Привлекать родителей к процессу воспитания ребёнка.
  • Формировать адекватную самооценку и оценку своих возможностей, как со стороны ребёнка, так и его родителей.

Портфолио – это показатель творческих успехов, где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей:

— Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

— Портфолио-раскраска. Это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

— Портфолио традиционное, в виде папки.

Условия достижения цели при создании портфолио:

  1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога, и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
  2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной.
  1. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  2. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  3. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
  4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.

2. Event–технология – это технология педагогической поддержки детской индивидуальности и успешности. В основе разработанной технологии идеи российского исследователя А. В. Сковородкина, представляющие еvent-технологию с педагогических позиций, как «гуманитарную организацию досуга, которая по структуре включает концептуальную, содержательную и процедурные части; по логике – системную смену вех, фаз и видов деятельности: инициирование, старт, подготовка, пуск, действие, последействие, подведение итогов»

Ивент (англ. Event) означает случай, мероприятие, событие!

События, которые берутся за основу, могут иметь различный характер: от информационно-познавательных (конференции, конгрессы, выставки) до спортивно-развлекательных (турниры, праздники, фестивали, концерты, шоу). В рамках базовых событий, в свою очередь, могут проводиться оригинальные мероприятия, разработанные с учетом специфики деятельности компании, ее традиций и предпочтений.

Отличие данного направления состоит в том, что инициация в организации детских event-мероприятий исходит не от организатора, а от потребителя-ребенка, касается его интересов, желаний, потребностей (личностно ориентированная технология); это всегда красочное, эстетическое мероприятие, прежде всего, ориентированно на психологическую (эмоциональную) сферу личности, на активность участия личности, принятие позиции субъекта деятельности; в evente аккумулируется значительное количество средств (театрализации, анимации; художественный, музыкальный, технический, материальный ресурсы).

Педагогический потенциал «event-технологии» как технологии организации внеучебной и досуговой деятельности детей состоит: в реализации личностных запросов детей в проведении культурного досуга, в раскрытии качеств и свойств личности, в их развитии, в формировании коммуникативной культуры участников event-мероприятия; в проявлении обучающей функции event-мероприятия, в познании окружающей действительности, в эстетико-психолого-релаксационном эффекте.

«Event-технология» - по своей сути полифункциональна (выполняет функции: информационную (распространение знаний о культуре досуга, транслирование информации о многообразии видов и форм досуга); воспитательную (передача образцов жизнедеятельности, воспроизведение моделей поведения, пропаганда ценностей уникальности человека, здорового образа жизни, свободы личностного выбора; формирование отношения к миру, самому себе; приобщение к национальной и региональной культуре); дидактическую (формирование знаний, умений и навыков в области организации культурного досуга и использование их в личностном опыте); релаксационную (снятие напряжения, тревожности, неудовлетворённости через формы досуга); социализации (реализация внутренне присущих человеку задатков и свойств, изменение личности в конкретной ситуации, в том числе как члена сообщества).

По характеру содержания и структуры - комплексная (событийный, инновационный, личностно ориентированный, технологический).

По виду социально-педагогической деятельности - технология социализации. По организационным формам - единая - event - мероприятие (событие-мероприятие), его виды разнообразны: а) по заявке и количеству участников (индивидуальные, групповые - корпоративные, коллективные), б) по связи с традиционными формами организации деятельности; событие-экскурсия, конкурс, олимпиада, соревнование, научно-исследовательская деятельность, праздник, вечер, утренник, выставка, поход, экспедиция, час общения и др., в) по содержанию (в формате общечеловеческих ценностей), г) по затрате средств (без ограничений), д) по времени проведения и др.

Таким образом, применение «event-технологии» в организации деятельности детей позволяет: формировать Я-концепцию, самосознание личности; доверие к педагогу; знание о видах досуга, формах его проведения, их связи друг с другом; положительные установки на проведение здорового образа жизни, культуру досуга; развивать ассоциативную основу для целостного восприятия личностью действительности; способность к рефлексии, анализу, самооценке личностных черт, качеств, свойств; воспитывать человека, умеющего воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, принимать иное, другое; расширять событийное пространство; формировать новое экономическое мышление.

  1. Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника: интеллектуального. эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Развитие дошкольника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога- предложить обучающему спектр возможностей и помочь ему сделать выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута. Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

-возможностями детского учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанника.

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом, ребенком и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому ребенку.

Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития.

С этой целью в образовательном учреждении создаются определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей детей, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности, предоставление свободы выбора, организация мониторинга.

Поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения

особенностей детей. Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга. Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности. Может быть различен и темп его освоения ребенком. Варьируются также методы, приёмы, способы организации образовательного процесса, все они адекватны конкретному ребенку.

 4. «Уголок успешности» – это технология наблюдения и отслеживания индивидуальных предпочтений ребёнка в образовательном процессе, направленном на развитие личности, его мотивации и способностей в различных видах деятельности. Технология предполагает мониторинг развития ребёнка в течение учебного года.

Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря которому можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте. Под «успешностью» понимается качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к результатам самого человека. Объективную результативность ребёнка получаем на основании критериев, заданных образовательной программой дошкольного образования.

Субъективное отношение к результатам самого ребёнка позволяет узнать «Уголок успешности». Работая с ним, педагогу необходимо стремимся получить ответную реакцию от каждого ребенка на происходящее с ним в рамках образовательного процесса детского сада. Узнавать интересы и предпочтения ребёнка, которые он фиксирует для себя как успешные, которые ему нравятся и имеют ценность. Полученные данные дают нам возможность увидеть направления деятельности глазами ребёнка, проанализировать и оценить её.

Создание «Уголков успешности» как технологии отслеживания индивидуального развития детей позволяет решить ряд педагогических задач:

  • содействовать индивидуализации образования дошкольника;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации дошкольника;
  • создавать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
  • выявить интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • поощрять активность и самостоятельность дошкольника;
  • формировать предпосылки универсальных учебных действий;
  • укреплять взаимодействие с семьёй воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в продуктивности развития ребёнка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

«Уголки успешности» функционируют во всех группах детского сада, начиная со средней.

Отслеживаются интересы и предпочтения детей в различных видах образовательной

деятельности:

 художественно-эстетическое развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 физическое развитие;

 социально-коммуникативное развитие.

Таким образом, у каждого воспитанника есть возможность проанализировать и определить свою успешность в определенном виде деятельности, будь то творчество, труд, игра, коммуникация, здоровье, спорт или познание. Педагог, ежедневно получая подобного рода информацию от ребенка, может скорректировать дальнейшие действия воспитанника по достижению им успеха в актуальной образовательной области, а также способствовать развитию тех интегративных качеств, которые на сегодняшний день являются «точкой роста для ребенка. В этой ситуации взрослый выступает в роли союзника, участника педагогического и развивающего процесса.

            5. Куратор случая — это технология раннего выявления и работы со «случаем», когда ребёнок и его семья оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация ребенка - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка, возникающая по независящим от него причинам, с которой он не может справиться самостоятельно.

К ним можно отнести:

• социально опасное положение семьи;

• отношения в коллективе;

• любую форму насилия и т.п.

Технология «куратор случая» реализуется специальным человеком, ответственным за взаимодействие детского сада с сотрудниками органов опеки и попечительства. Его деятельность включает несколько этапов:

1. Выявление «семей группы риска» в рамках составления социального паспорта ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

2. Сбор информации от воспитателей, которые ежедневно работают с детьми и могут по внешнему виду ребенка и его поведению выявить признаки актуального неблагополучия в семье. Среди них могут быть: санитарно-гигиеническая запущенность; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; неумеренный аппетит; задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке другое.

Признаки физического насилия в семье проявляются: в боязливости ребенка; в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания; в боязни идти домой; в жестоком обращении с животными; в стремлении скрыть причину травм.

3. Регистрация случая. «Куратор случая» регистрирует полученные сведения в журнале учета детей, нуждающихся в государственной защите, и в течение одних суток оформляет служебное сообщение и передает его в Подразделение по опеке.

Результативность использования технологии «куратор случая» достигается выполнением следующих условий:

• пониманием актуальности работы с проблемными детьми, поддержкой со стороны администрации детского сада;

• включением в профилактическую работу педагогического коллектива ДОУ;

• толерантной позицией родителей и активным участием родителей во взаимодействии со специалистами ДОУ;

• подбором диагностических методов и развивающих игр и упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

Ранее выявление семейного неблагополучия позволяет повысить шансы сохранить ребенку его родную семью, актуализировать работу с семьями, обладающими ресурсами и мотивацией к изменениям. Технология работы со «случаем» открывает возможность команде специалистов сконцентрироваться на потребностях и ситуации конкретной семьи, совместно с которой ведется реабилитационная работа.

Применение технологии работы со «случаем» ориентировано на строгую этапность работы и последовательность действий при планировании работы со «случаем» и выполнении плана реабилитации. Технология позволяет осуществить индивидуальный подход к каждой семье и учесть ее особенности при организации реабилитационного процесса. Она ориентирована на оказание необходимых профилактических услуг детям и семьям с привлечением всех необходимых служб и специалистов. В основе работы со «случаем» лежит командный междисциплинарный подход, при котором ресурсы специалистов различных учреждений и ведомств объединяются для помощи конкретной семье и ребенку.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы

1.        Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 8.

2.        Дьячковская В. М., Осипова О. П. Индивидуализация в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.

3.        Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Михайлова-Свирская Л.В. Издательство: Просвещение, 2015.

4.        Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебное методическое пособие. – М. : МИРОС, 2001.

5.        Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010. – № 3.

6.        Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып.41).

7.        Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014)/ Под. Общ. Ред. Н.А. Вершининой – СПб., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Технология личностно-ориентированного занятия"

Личностное планирование                    Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Л...

Консультация для педагогов "Технологии в образовательном процессе"

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных ...

Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду....

Консультация для педагогов ДОО "Индивидуализация дошкольного образования"

Консультация для педагогов ДОО "Индивидуализация дошкольного образования"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - Технология «Детский совет»: Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВТехнология «Детский совет» - Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.Подготовила: Копушкина Марина Борисовна,воспитатель высшей квалификационн...