Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».
презентация к уроку (средняя группа)
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в том, что обучение главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности. Детям предлагаются темы, основанные на их интересах, потребностях. Педагогическая задача состоит в максимальной помощи в самореализации ребенка, предоставление детям возможность проявлять инициативу, развивать способность к осознанному выбору.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ»
Подготовила: Ганеева Г. М., воспитатель
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности.
Участники: воспитатели детских садов.
Содержание мастер-класса:
I. Презентационная часть. Презентация опыта использования технологии Л.В.Свирской «План-дело-анализ».
II. Практическая часть.
Ход мастер-класса:
I. Презентационная часть. Презентация опыта использования технологии Л.В.Свирской «План-дело-анализ».
Слайд 2. Основой современного дошкольного образования, заданной образовательным стандартом дошкольного образования, является развитие детской инициативы и самостоятельности, поддержка разнообразия детства. Для решения данной задачи я использую в своей практике технологию «План-дело-анализ» Л.В. Михайловой-Свирской.
Слайд 3.Основная идея технологии состоит в том, что обучение главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности. Детям предлагаются темы, основанные на их интересах, потребностях. Педагогическая задача состоит в максимальной помощи в самореализации ребенка, предоставление детям возможность проявлять инициативу, развивать способность к осознанному выбору.
Технологическая цепочка для развития детской инициативы и самостоятельности основывается на:
- выявлении субъектного опыта ребенка;
- предоставлении права выбора в условиях разнообразии возможностей;
- самостоятельности детей и педагогов.
Таким образом, технология «План-дело-анализ» является эффективным инструментом организации образовательного процесса, ориентированного на развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 4.Технология «План – дело - анализ» состоит из 3-х компонентов:
Слайд 5,6.Первый компонент – «План», осуществляется в форме утреннего сбора, во время которого проходит совместное планирование видов деятельности (места работы, материала, партнёрства и пр.) в центрах активности (здесь целесообразно использовать экран «Доска выбора»).
Слайд 7-10.Второй компонент – «Дело» - деятельность в центрах активности. Большое внимание в данном случае я уделяю подготовке материалов, оборудования, литературы, развивающих заданий, различных карточек в центрах активности в соответствии с выбранной темой проекта. От этого напрямую зависит интерес детей к выбору центра активности и вида деятельности.
Слайд 11.Третий компонент дневного цикла образовательной деятельности «Анализ» - итоговый сбор. Он проводится ежедневно, после того как дети выполнят задуманное, реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, математики, науки, воды и песка, строительства, мастерской и др.)
II. Практическая часть.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам, ознакомиться с технологией организации образовательного процесса в дошкольном учреждении «План-дело-анализ».
На утреннем сборе с детьми мы можем использовать различные приветствия. Например,
«Приветствие»
Цель: психологический настрой на игровое общение.
Инструкция: Вполне логично начать наше игровое общение с приветственных слов и действий. Говорите и выполняйте действия со мной:
Здравствуй, солнышко родное! (руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (руки в стороны)
Мы навстречу вам откроем (руки вперёд)
И ладони, и сердца. Пусть тепло всем в мире будет, (руками обнять себя)
Мир пусть будет без конца! (руки вверх)
«Обмен новостями»
Уважаемые коллеги, расскажите какое интересное событие произошло с вами на этой неделе?
А теперь предлагаю вам выбрать тему проекта (события, акции), которая вам интересна в данный момент.
Комментарий ведущего. И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями. Наша же цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. Детские интересы необходимо учитывать. Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые самостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их любознательностью и знаниями. Выбор темы и содержания может быть любой. Всё что окружает ребёнка, интересует, может быть толчком к выбору темы. Задача взрослых помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно.
Педагоги предлагают интересные им темы.
Слайд 13.На «Утреннем сборе» выявляем образовательные запросы детей. В этом нам помогает «модель трех вопросов»:
Что вы знаете? | Что вы хотите узнать? | Что надо сделать, чтобы узнать…? |
В результате совместного обсуждения идей мы выработаем совместный план действий, структурируем наши идеи по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, и т. д.).
Я предлагаю вам на «Доске выбора» определиться с центром детской активности. Так появится план нашей совместной деятельности и возможность реализовать его, включаясь в деятельность друг с другом (в малой подгруппе, в индивидуальной форме, в партнерстве).
Слайд 14,15.Планирование дел и действий в центрах активности.
За основу плана мы возьмем форму, которая называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана:
Все идеи участников ведущий записывает на «Паутинке», обязательно указывая имя участника, например: центр искусства «нарисовать свой портрет. Ира». Задача ведущего (воспитателя) - дополнить идеи участников, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности: книги, игры и игрушки, задания, ориентированные на интересы участников.
Комментарий ведущего. Так как выбранная тема «работает» в группе от нескольких дней до месяца и больше (насколько хватает интереса у детей, идей и ресурсов у взрослых), то в последующие дни воспитатель предлагает детям дополнять план: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». В случае, если на «Паутинке» недостаточно места для продолжения записей идей, к основному листу прикрепляются дополнительные, рядом с тем центром, где оказалось мало места.
Итак: Уважаемые педагоги, тему для занятий мы с вами выбрали, на «Доске выбора» и определились кто, какими занятиями и в каких центрах будет осуществлять познавательную деятельность по выбранной теме. Теперь перейдем непосредственно к работе в центрах.
Комментарий ведущего: Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остаётся за ребёнком, вплоть до отказа от участия в общей теме.
Итоговый сбор. А сейчас, уважаемые коллеги, мы сядем в круг. Свои работы можно расположить в центре и представить их.
- Кто хочет рассказать о своей работе?
- Получилось ли у вас то, что вы задумали?
- Что помогло и что помешало в достижении цели?
Комментарий ведущего: В процессе общения мы фиксируем высказывания детей, совместно с детьми выбираем и наклеиваем подходящие работы детей, отражающие содержание детской деятельности или ее продукт.
Слайд 16.Рефлексия мастер-класса.
Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Я сегодня поняла, что…
Мне было трудно…
Свой вариант…
На этот наш мастер-класс завершен. Спасибо всем за участие.
Вывод: при внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к учебным). Дети стремятся к организации игр, продуктивных видов деятельности, общению. Они умеют находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"
Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"...
Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с технологией «Детский сове...
Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"
quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...
Мастер-класс для педагогов ДОО «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через игровую деятельность»
Мастер-класс посвящен актуальной теме развития инициативности; рассмотрены условия, содержание и формы игровой деятельности, оказывающие влияние на самостоятельность и инициативность дошкольников. ...
Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».
При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...
Мастер – класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ»
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности....