методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в центрах активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.95 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 14 общеразвивающего вида Красносельского района Санкт-Петербурга)
План-конспект методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»
Составила и провела: Егерева Алла Викторовна, воспитатель, высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2017
План-конспект
Цель: формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в центрах активности.
Задачи:
- Закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных, птиц.
- Расширять знания детей о мире природы.
- Развивать у детей коммуникативные навыки.
- Развивать у детей воображение и фантазию.
- Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в совместной игровой и продуктивной деятельности, развивать способность действовать самостоятельно.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уважительное отношение к его обитателям (животным, растениям).
Тип, форма и методы используемые в НОД:
Тип - интегрированный (интеграция образовательных областей - "социально-коммуникативное развитие", "познавательное развитие", "речевое развитие", "художественно-эстетическое развитие", "физическое развитие").
Метод - игровой, словесный, беседа, практический, художественное слово, пояснение, поощрение, похвала, наглядный (показ иллюстраций, действий), музыкальное сопровождение.
Форма – подгрупповая.
Вид детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Активизация словаря: шишки, листочки, каштаны, желуди, варенье: черничное, клюквенное, малиновое, мох, ягода, книга, лес, следы животных, тропинка, корзинка, шкатулка,
Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозапись («Звуки леса») природный материал: шишки, листочки, каштаны, желуди, игра «Сложи узор», рабочие листы на счетную деятельность, шаблоны деревьев: ель, дуб, рябина, береза, (для создания книжки-самоделки «Энциклопедия деревьев»), картон голубого цвета (4 шт.), ленточка, картинки диких животных и птиц, баночки с вареньем: клюквенное, малиновое, черничное, ложки, картинки с лесными ягодами, слова с названием лесных ягод, бумага: цветная, гофрированная, бархатная бумага, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, тряпочки, ножницы, ткань зеленая бархатная, скатерть, наклейки животных и птиц, земля, горшочки, лопатки, емкость с водой, поднос, карандаш, «Журнал наблюдений», алгоритм выполнения задания, предметные картинки для игры «Что сначала, что потом: зернышко, росток, растение», фартуки, перчатки, клей, следы: лося, медведь, белка, заяц.
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми
Вводная часть
Первый групповой сбор.
Дети собираются на ковре, становятся в круг.
Воспитатель: (спрашивает) Ребята, а кто-нибудь из вас был в лесу?
Дети: (варианты ответов) Я был.
Воспитатель: (обращается к ребенку по имени) Как ты понял, что это лес?
Дети:(варианты ответов) В лесу много деревьев (далее, обращаетсяк другому ребенку, называя его по имени) птички поют, елки растут.
Воспитатель: И сегодня я приглашаю, вас отправится в лес. Хотите?
Дети:(ответы детей)Да, хотим.
Воспитатель: Чтобы попасть в лес, вам нужно произнести волшебные слова:«Хлопну, топну, повернусь и в лесу я окажусь».
Воспитатель: (вместе с детьми произносит волшебные слова).
Воспитатель: (незаметно включат аудиозапись «Звуки леса»)
Воспитатель: Вот мы свами и в лесу.
Воспитатель: В лесу слышны разные звуки, прислушайтесь к ним.
Далее воспроизведение аудиозаписиостанавливается.
Воспитатель: Кто, что услышал?
Дети:(варианты ответов) Я услышал, как пели птички.
Воспитатель: (далее, обращается к другому ребенку, называя его по имени) А ты что услышала?
Дети: (варианты ответов) Слышен шум ветра.
Воспитатель: Вы правильно все услышали.
Воспитатель:Давайте поиграем в игру «Поздороваемся лесными словами» (далее воспитатель объясняет правило игры)
Вы по очереди, называете, друг друга ласково лесными словами и здороваетесь за руку. Это могут быть деревья, животные или другие словасвязанные с лесом.
Воспитатель начинает здороваться первым.
Воспитатель: Здравствуй осинка (поворачивается к ребенку и здоровается за руку)
Дети: Здравствуй ёлочка, здравствуй медвежонок и т. д.
Далее воспитатель предлагает детям присесть на ковер и присаживается вместе с детьми на стульчик.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на лесные полянки, где ждут вас интересные задания.А какие задания вас сегодня ждут, я сейчас расскажу.
Воспитатель:
Наше первое задание. Вам нужно будет (показывает образец)заселить домик предметами так, чтобы они не повторялись в окошечках.
Еще нужно решить примеры (показывает образец). Примеры посчитать и найти листочек с правильным ответом и положить рядом со знаком равно.
А еще из кубиков по образцу (показывает образцы) выложить: белку, сову, ёлочку.
Второе задание: Нужно будет сделать «Энциклопедию деревьев» (показывает образец другой книги). Для этого вам нужно вырезать дерево и раскрасить карандашами, приклеить его на картон, а затем приклеить картинки, которые принадлежат к этому дереву и слово с названием этого дерева.
Третье задание: Вам нужно посадить семена желудя (клена) используя алгоритм посадки.
Зарисовать, как вы это делали в «Журнале наблюдений», разложить картинки что сначала, а что потом.
Определить на вкус варенье, из какой лесной ягоды его сварили. Для этого вам нужно его попробовать, затем найти картинку с этой ягодой и приклеить на баночку. Еще нужно будет сделать газету «Чего нельзя делать в лесу». Для этого вы подбираете картинки, вырезаете и приклеиваете на большой лист бумаги.
Четвертое задание: Сделать этажи леса (показать образец. ) Из разного материала. Самый нижний этаж – мох, следующий – грибы, ягоды, затем - трава, далее-кусты, а самый верхний –деревья.
Воспитатель: А чтобы попасть на эти полянки, нам помогут следы животных. (воспитатель предлагает детям взять по одному следу животных из корзинки) Найдите такой же след и идите по тропинке и выполняете задания.
Основная часть
Центр активности | Организация рабочего пространства | Деятельность детей | Деятельность взрослого |
«Манипуляция» | «Логический ряд» Природный материал (шишки, каштаны, желуди, листочки), домик с пустыми окошками; «Реши примеры» Рабочие листы с примерами в виде дерева, листочки с изображением цифр для ответа, Игра «Сложи узор» Образец для выкладывания (белки, совы, елки), кубики. | «Логический ряд» Дети выкладывают природный материал в пустые окошечки так, чтобы в каждой строчке предметы не повторялись. «Реши примеры» Дети считают примеры, находят листочек с правильным ответом и прикладывают к примеру. Игра «Сложи узор» Из кубиков по образцу дети выкладываю данный узор. | Интересуется, какие трудности испытывают в том или ином задании. Обращает внимание на правильность выполнения задания. Хвалит. |
«Литература» | Изготовление книжки –самоделки «Энциклопедия деревьев» Картон голубого цвета. Картинки с изображением деревьев:березы, дуба, рябины, ели. Картинки с изображением: шишки, белки, птицы, хвоинок, желудей, листьев, коры березы, кабана, березового сока. Слова:ель, дуб, береза, рябина, ножницы, клей,карандаши цветные, тряпочки, ленточка. | Изготовление книжки –самоделки «Энциклопедия деревьев» Вырезают деревья, раскрашивают, приклеивают на картон, затем приклеивают картинки, которые принадлежат к этому дереву и слово с название этого дерева. Соединяют все страницы книжки, продевая ленту в заранее сделанные отверстия на страничках. | Интересуется, какие трудности испытываю в этой работе, нужна ли помощь. Помогает завязать ленточку, соединяющую страницы книжки. -Хвалит. |
«Природа» | «Посадка желудей, семян клена» Земля, горшочки, лопатки, емкость с водой, поднос, карандаш, «Журнал наблюдений», алгоритм выполнения задания, предметные картинки для игры «Что сначала, что потом: зернышко, росток, растение», фартуки, перчатки, клей, тряпочки. «Угадай на вкус» Варенье: клюквенное, малиновое, черничное, одноразовые ложечки, картинки с изображением ягод и слова этих видов варенья, салфетки, блюдечки, клей | «Посадка желудей, семян клена» Дети в горшочек насыпают землю, делают лунку, наливают воду в лунку, сажают семена (желудя, клена), засыпают землей, поливаю водой, опираясь на алгоритм выполнения посадки семян. Зарисовывают в «Журнале наблюдений». Составляют последовательность «Что сначала, что потом». «Угадай на вкус» Дети пробуют на вкус варенье. Приклеивают картинку с изображением ягоды и слово с названием данного варенья | Интересуется, какая нужна помощь, чем помочь. напоминает о необходимости взять другую одноразовую ложку. Хвалит, подсказывает. |
«Искусство» | Изготовление макета «Этажи леса». Ткань бархатная зеленая, бархатная, гофрированная, цветная бумага, мох настоящий, наклейки животных, птиц, папиросная бумага для изготовления стволов деревьев, бумага формата А 4, клей, ножницы, кисточки, салфетки, клеенка, тряпочки, образец для выполнения заданий «Этажи леса», «Как сделать дерево». | Изготовление макета «Этажи леса». Дети из бумаги по алгоритму самостоятельно делают деревья, вырезают по шаблону из бумаги кустарники, из бархатной бумаги делаю грибочки. Намазывают клеем все заготовки и приклеивают на бумагу, этаж за этажом: мох, грибы, траву, кустарники, деревья, используют наклейки животных и птиц. | Интересуется, какие трудности, какая нужна помощь. Оказывает небольшую помощь. Хвалит, подсказывает. |
Заключительная часть
Второй групповой сбор.
Воспитатель звонит в колокольчик. Предлагает детям вернуться на «лесную полянку». Дети подходят к воспитателю. В руках держат свои поделки.
Воспитатель предлагает детям присесть.
Воспитатель: Расскажите, что было интересного на ваших полянках.
Воспитатель: (называет детей по именам)Какое задание было у вас?
Дети: Мы считали примеры, заполняли пустые окошечки природным материалом, так, чтобы предметы не повторялись. А еще выкладывали из кубиков: сову, елку, белку.
Воспитатель: (называет детей по именам)А у вас какое задание было?
Дети:(варианты ответов детей) мы делали книжку.
Воспитатель: Какая замечательная книга получилась. Покажите всем ребятам (дети показывают книгу).
Воспитатель: Расскажите, чем вы занимались на своей полянке?(называет детей по именам)
Дети: (варианты ответов детей) Мы пробовали варенье и угадывали на вкус. Затем приклеивали картинки с изображением ягод на баночку и слова с названием варенья.
Воспитатель: Какое вкусное у вас было задание!
Воспитатель: (называет детей по именам) Какое задание было у вас?
Дети:(варианты ответов детей)Мы делали лес. Из разной бумаги делали деревья, кустарники, грибочки. Из ткани делали травку.Затем все это приклеивали на картон, украшали работу наклейками животных, птиц.
Воспитатель: Вы все справились с заданиями, хотя некоторые задания были сложные. Вы меня порадовали.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в группу. (Далее воспитатель предлагает детям встать и произнести волшебные слова)
Воспитатель: (вместе с детьми произносит слова). Хлопну, топну, повернусь и я в группе окажусь»
Воспитатель: (обращается к детям). Давайте попрощаемся с нашими гостями. Скажем. До свидания!
Дети: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов на семинар по организации самостоятельной деятельности детей посредством создания развивающих центров разной направленности....

Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Путешествие по планетам Солнечной системы"
Расширять знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы...

План – конспект организации самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста на тему «Уроки Мойдодыра»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка – детский сад № 80Красногвардейского района Санкт-Петербурга...

Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)
Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...

«Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Необходимым условием для самостоятельной деятельности детей выступает предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность для детей организации самостоятельных игр и занятий. В статье предста...

Методическая консультация для воспитателей детского сада "Современные формы организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Педагоги и психологи, опираясь на знания об особенностях психологического развития детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС, большое значение уделяются развитию у детей 5-7 лет нрав...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...