Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)
статья на тему
Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».
Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научиться» и другие положения конструктивизма стали международными слоганами новой философии образования.
Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности
проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.
Личность развивается в общении посредством общения, которое позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как любая другая, имеет цель и результат (продукт).
Именно компоненты дневного цикла «План–дело–анализ» позволяют детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимсямировоззрением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского городского округа
Детский сад № 20 комбинированного вида
Выступление на педагогическом совете
«Организация деятельности детей в центрах активности на основе
самоопределения по технологии организации жизнедеятельности
«План – дело – анализ»»
(из опыта работы)
Воспитатель
Евтеева Л.В.
Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».
Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научиться» и другие положения конструктивизма стали международными слоганами новой философии образования.
Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности
проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.
Личность развивается в общении посредством общения, которое
позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим,
заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и
точно так же, как любая другая, имеет цель и результат (продукт).
И именно компоненты дневного цикла «План–дело–анализ» позволяют
детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный
опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями,
интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся
мировоззрением.
Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ»
являются:
∙утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы,
планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и
пр.);
∙самостоятельная или совместная деятельность в Центрах активности;
∙ итоговый сбор, на котором подводятся итоги.
В своем выступлении я остановлюсь на одном очень важном структурном
элементе группового сбора – выбор центров активности и планирование
деятельности детьми.
Хочу обратить внимание на то, что основные компоненты дневного цикла
«План – дело – анализ» можно назвать ритуальными (повторяющимися,
определяющими смысл и логику, являющиеся привычными и значит
простыми) действиями, которые включают прежде всего:
∙обсуждение темы вместе с детьми;
∙уточнение того, что дети знают – хотят узнать – предполагают сделать, для
того, чтобы узнать (ведение записей высказываний детей печатными буквами);
∙совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по
освоению данной темы (ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен).
В ходе совместного обсуждения взрослый помогает (напоминает) детям
вспомнить что (кем, как, когда) уже сделано, рассказывает, какие материалы, и где подготовлены на сегодняшний день, поясняет, где и чем будет сегодня занят он сам, но не распределяет детей «по рабочим местам», оставляет за ними право самостоятельного принятия решения.
Не все дети способны справляться с одинаковой степенью свободы, и
поэтому будут неодинаково работать самостоятельно. Кто-то инициирует тему, способ действия, а кто-то принимает. Кто-то действует сам, путем проб и ошибок, а кто-то изначально просит помощи взрослого. Кто-то предпочтет
коллектив сверстников, кто-то будет тянуться за воспитателем, а кто-то
чувствует себя комфортно, работая в одиночку. В этой связи чрезвычайно
важно, чтобы взрослые были готовы и обеспечивали: и свободу, и
индивидуальную поддержку, и помощь.
В ряде случаев педагог может пригласить некоторых детей поработать с
ним в центре. Так, например, в случае, если педагог планирует сегодня научить (попрактиковать) кого-либо из детей в деле важном для самого ребенка и для других детей, он может прямо заявлять об этом: «Я предлагаю Соне (Леше, Ире) поработать сегодня со мной в центре математики. Мы будем учиться..., а затем вы сможете научить этому своих друзей».
Для того, чтобы удерживать (направлять, поддерживать, корректировать)
внимание детей, важна ежедневная презентация взрослым ресурсов
(материалов). Презентация – это напоминание о том, какие материалы, в каких центрах доступны для работы. Презентация не предполагает диктата
обязательных действий – дети могут самостоятельно решить что, как и из чегоони будут делать.
В свободном доступе должно быть много самых разнообразных
материалов. Предпочтение следует отдать таким, которые можно назвать
«открытыми», расходными. Открытые расходные материалы – бумага и
различные изобразительные средства, лоскуты ткани, нитки, проволока,
коробки разных размеров, камешки, деревянные бруски и прочее доступное
для свободной трансформации «имущество».
К открытым материалам относятся и тематические карточки, содержание
которых предоставляют широкий диапазон для действий. Так как темп и
направленность развития у детей различны, необходимо предусмотреть
«подсказки», например, схемы рисования, пооперационные карты, образцы.
Дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на обязательном
атрибуте Программы – «Доске выбора». Она изготавливается из картона,
фанеры, сшита из ткани, с кармашками. На ней обозначены все центры и
количество детей, которое может находиться в каждом центре сегодня. Завтра количество детей и число центров, может быть другим. Количество детей в каждом центре зависит от наличия в них достаточного количества материалов, учитываются и условия безопасности.
У детей есть условные знаки, например, их фотографии или карточка с
именами. Ребенок вставляет свой условный знак в кармашек с обозначением
выбранного им центра. Причем в соответствии с цифрой (или количеством
точек) на кармашке.
При планировании деятельности детьми, я применяю разные варианты
игровых методов:
∙ «Экскурсии». Дети разбиваются на пары и заходят в разные Центры
активности. Если они обнаруживают что-либо интересное, они остаются
играть в этом Центре.
∙ «Выставки». На столе планирования выставлены различные материалы из
Центров. Дети выбирают что-либо и рассказывают о своих планах.
∙ «Поезд». Дети и воспитатели строятся в «поезд» и двигаются по
центрам, останавливаясь в Центрах активности и разглядывая материалы. Дети отстают от «поезда» и остаются в Центрах играть, если видят то, что их
заинтересовало. Вариант: Первый раз «поезд» двигается, заезжая во все
Центры, но дети не остаются в интересующих их Центрах. Когда поезд
совершает второй круг, дети уходят в Центры активности. Дети по очереди
берут на себя роль «машиниста», ведущего поезд.
∙ Сбор материалов. Задайте детям вопрос: «Что ты собираешься делать
сегодня?». Затем вместо того, чтобы начать беседу о планах, дайте каждому
ребёнку сумку, корзину или коробку. Попросите детей собрать что-то из того, что им потребуется для реализации планов, и вернуться с этими вещами. После этого продолжите беседу о планах с каждым ребёнком.
Следующие игры помогут детям, ожидающим своей очереди планировать
сконцентрировать внимание и удержать интерес.
∙Обруч. Сделайте метку на обруче, обернув это место цветной
бумагой. Дети сидят в круге, каждый ребёнок держит обруч двумя руками.
Воспитатели с детьми поют короткую песню и поворачивают обруч по кругу
так, чтобы метка переходила от ладошки к ладошке. Когда песня
заканчивается, ребёнок, чья рука либо дотронулась, либо находится ближе всех к метке, рассказывает о своём плане. Затем процедура повторяется. Этот метод хорошо использовать в малых группах (5-6 детей).
∙ Мяч. Дети сидят в круге. Воспитатель бросает мяч ребёнку,
который будет планировать свою деятельность. Затем этот ребёнок передаёт
мяч другому ребёнку, и так по очереди, пока все дети не создадут свои планы.
∙ Волчок. Дети садятся в круг, кто-нибудь из детей крутит волчок.
Когда стрелка волчка показывает на одного из детей, то он рассказывает о
своём плане. Этот метод хорошо использовать в малых группах (5-6 детей).
∙ Карточки с именами или картинками. Положите карточки с
именами, картинками или фотографиями на каждого ребёнка в коробку или
сумку. Кто-нибудь из детей, не глядя, достаёт какую-либо карточку. Тот
ребёнок, чью карточку достали, планирует свою деятельность. Затем он
достаёт карточку другого ребёнка и т.д.
∙ Рифмовки. Придумайте рифмовки, подобные, например, этим:
«Поскорее улыбнись! Маша планом поделись!» или «Ветер, листья закружи!
Коля, план свой расскажи!», или «Так огромен океан. Вера, покажи свой план». Повторяйте рифмовки с разными именами.
∙ Планирование в парах. Предоставьте детям возможность
работать в парах и рассказывать друг другу о своих планах. Этот метод
эффективен, когда дети уже планировали с помощью взрослых достаточно
продолжительное время и поняли процесс планирования.
∙«Подзорные трубы». Дайте каждому ребёнку «подзорную»
картонную трубу и попросите их посмотреть вокруг, чтобы увидеть, что можно сделать и какие материалы использовать в игре. В то время, когда дети смотрят и общаются друг с другом, рассказывая о своём выборе, воспитатель может также побеседовать о планах с отдельными детьми.
∙Телефоны (микрофон). При планировании используются два
телефона. Воспитатель звонит ребёнку, и они беседуют по телефону. Затем
ребёнок отдаёт телефон другому ребёнку и т.д. Вариант: Два ребёнка общаются по телефону. Один ребёнок планирует свою деятельность, а второй –выполняет роль взрослого, помогая и задавая вопросы.
∙Куклы. Воспитатель использует пальчиковую куклу, которая
беседует с детьми об их планах. После того, как ребёнок поделился своим
планом, он называет имя ребёнка, кто будет следующим рассказывать о
планируемой деятельности и т.д. Вариант 1: воспитатель использует одну
куклу, а ребёнок другую. Вариант 2: у каждого ребёнка есть своя кукла.
∙ Дайте детям бумагу и различные принадлежности для
рисования и письма. Ребёнок представляет свой план, используя рисунки или
слова. Эти визуальные средства помогают детям описать свои планы более
подробно.
∙ Картинки. Приготовьте коробки с названиями всех Центров
активности вашей группы. Найдите фотографии, картинки, вырезанные из
журналов и каталогов, и изображением разных предметов и материалов и
рассортируйте их по коробкам. Прежде всего, спросите детей, чем они будут
заниматься сегодня. Затем попросите каждого ребёнка выбрать картинки
предметов, которые он(а) будет использовать, и поговорите с каждым о его (её) плане.
∙ Пантомима. Попросите детей показать, что они будут делать
сегодня, используя не слова, а жесты. Остальные дети стараются угадать его
план. Затем воспитатель беседует с этим ребёнком и уточняет детали. После
этого свой план показывает следующий ребёнок.
∙ Карта. Этот приём требует наличия большой карты Центров
активности, а также картинки или рисунки предметов и материалов в этих
Центрах. Спросите детей, что они собираются делать сегодня, и попросите
каждого из них прогуляться вместе с игрушечным маленьким медвежонком по карте и показать Центры, которые они собираются посетить. Спросите каждого ребёнка, что он планирует делать в этом Центре. Такой приём подходит для детей, которые уже планировали достаточно продолжительное время, и могут интерпретировать карту. Вариант: Для детей, еще не готовы к работе с картой, можно использовать «Тропинку планирования». «Тропинка» - это ленточка ткани или бумага, разделённая на части, соответствующие Центрам активности.
Для поддержания интереса детей к планированию необходимо обеспечить
их необходимыми материалами и организовать игры и занятия. Беседовать с
детьми об их индивидуальных планах; предлагать альтернативные варианты,
обсуждать детали и последовательность действий; по ходу игры предлагать
новые идеи, темы и с уважением относиться к мнению детей по поводу этих
идей и тем.
Планирование со стороны детей, я стимулирую, задавая им открытые и
стимулирующие вопросы, требующие развёрнутых ответов (например: «А
что...?»)
Основные формы педагогических действий – моделирование предметно-
развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения,
обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая
поддержка самостоятельной деятельности детей.
В этом году воспитанники моей группы ушли в школу. Сейчас я работаю с
новым составом детей (старший возраст, начало года). Начав работу в этой
группе, я столкнулась со следующими проблемами, которые стараюсь
разрешать по мере их появления.
Одна из проблем: часть детей путает новости с пересказом мультфильмов
и фильмов, увиденных по телевизору. Я, понимая, что оставшаяся группа
детей тоже захочет рассказать о своих любимых мультфильмах, корректно
останавливаю ребёнка: «Мне и ребятам очень интересно узнать, что
произошло дальше, но мы сейчас делимся новостями. Ты можешь рассказать
мне и ребятам о мультфильме после второго завтрака. У тебя есть информация, которую бы ты хотел сообщить ребятам». Самое главное – выполнить обещание, поэтому иногда записываю на листке, что обещала сделать с тем или иным ребёнком (получается план моих действий) в течение дня.
Сообщение новости и выбор деятельности на первых порах копируется
последующими детьми. Если первый ребёнок сообщает о том, что ходил
лечить зубы, то «зубная тематика» прослеживается в сообщениях и других
ребят. Это хорошо, когда стоит вопрос о выборе темы на неделю. Такое
единогласие даже радует. Но как научить детей предлагать разные варианты
новостей в один день. Мы подключили родителей, так как новости можно
узнать и увидеть даже по дороге из детского сада домой или утром по дороге в детский сад. Предложили родителям обсуждать с детьми, увиденное и
услышанное, подводить их к пониманию того, что можно представить как
новость.
Подобная ситуация копирования случилась у нас и с выбором центра и
деятельности в нём: когда Аня сообщила о том, что она хочет сделать открытку для своей семьи – оставшаяся группа детей поддержала эту идею. Наблюдая за работой детей, я обратила внимание на то, что дети в основном выбрали карандаши и ножницы. Они вырезали предметы, которые рисовали и наклеивали их на другой лист. Я поняла, что необходимо снова пройтись с
ребятами по центрам и основной акцент сделать не столько на правилах
работы в центрах и перечне того что там есть, а напомнить некоторые техники работы, приёмы работы с различными материалами, объяснить принцип работы с пооперационными картами.
Для того, чтобы научить детей не перебивать друг друга во время обмена
новостями, планирования своей деятельности мы придумали и обсудили с
детьми карточки с изображением правил: «Внимательно слушай того кто
говорит», «Смотри на того кто говорит».Так как дети нашей группы ещё не
умеют читать, мы надписи заменили картинками : «Внимательно слушай того кто говорит» - картинка слона – у него уши большие, «Смотри на того кто говорит» - картинка совы – у неё глаза большие. Дети очень быстро освоили эти правила. По мере необходимости мы используем данные картинки для привлечения внимания нарушителя правила.
Мои воспитанники ещё учатся соблюдать правила группы и не всегда
могут справиться самостоятельно с нарушителем правил. Поэтому бывают
ситуации, когда нам с напарницей приходится обращаться к помощнику
воспитателя с просьбой побыть в каком-либо центре с детьми. Принять данное решение нас заставил случай. Тема недели была «Животные». Семён при обсуждении плана работы над этой темой сказал, что у него папа охотник, у него есть заячья лапка и энциклопедия о животных. Мы с ним договорились о том, что Семён к завтрашнему дню узнает всё о животном и принесёт нам энциклопедию и заячью лапку. Утром я поинтересовалась, что он узнал. У ребёнка отличная память – рассказ получился интересный. Я предложила ему роль учителя в центре науки и естествознания. Несмотря на то, что в данный центр отправились его лучшие друзья, Семён несколько раз обращался ко мне за помощью, с целью привлечения внимания детей. Я свою деятельность планировала в центре математики, где мы с ребятами собирались обсудить способы измерения, вспомнить работу с разными инструментами.
Мне пришлось разрываться на два центра, и тогда я обратилась за помощью к
помощнику воспитателя Любови Викторовне. Позже мы вместе с ней и
напарницей обсудили возможность пребывания помощника воспитателя и в
центре творчества, где ребята могут работать с ножницами, проволокой,
мелким природным материалом.
Мы продолжаем внедрять в свою работу технологию «План – дело –
анализ» основанную на свободной деятельности детей и предусматривающую обучение, основанное на «встрече» познавательных потребностей детей и педагогического воздействия взрослого обеспечивающую детям позицию полноправных субъектов деятельности;
и понимаем, что ещё немало проблем нам придётся решить. Но мы знаем, что наша задача – помочь ребенку сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий.
Список литературы
1.«Югорский трамплин: программа дошкольного образования, ориентированная на ребёнка». Методическое руководство для воспитателей Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е.Г. Юдина, Е. Бодрова
Под редакцией Е.Г. Юдиной. Ханты-Мансийск - Москва 2010.
2. Утро радостных встреч:(метод. пособие) /Лидия Свирская. - М.: Издательство «Линка - Пресс», 2010.
3. «Метод проектов в образовательной работе детского сада». Методическое
пособие Лидия Михайлова – Свирская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Педагогическая технология.Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности"
Цель:Показать коллегам педагогическую технологию «Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности в образовательном процессе ДОУ» Задачи:Познакомить пе...
Методическая разработка "Примерное недельное планирование образовательной деятельности по теме Я познаю мир"при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка содержит краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Я познаю мир" , таблицу по педагогическому насыщению центров активности по теме и наглядные ...
Методическая разработка Примерное недельное планирование образовательной деятельности на тему «Мир театра» при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка которая включает в себя, краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Мир театра"....
Доклад на тему: «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии «План – дело – анализ»
В нашей стране традиционное обучение строится преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на установление готовых истин. Вследствие такого обучения ребёнок в значительной мере утрачив...
Авторская методическая разработка Создание модели воспитательно - образовательной деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности на основе самоопределения организации жизнедеятельности по технологии "План - дело - анализ"
Актуальность использования в образовательной деятельности технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС ДО в дошкольные о...
методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»
Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности" (из опыта работы)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в ДО. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой.Одним из эффективных и наиболее...