Консультация для педагогов «Технологии индивидуализации в образовательном процессе »
консультация (подготовительная группа)
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_tehnologii_individualizatsii_v_obrazovatelnom_protsesse_.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Технологии индивидуализации в образовательном процессе »
«Технологии индивидуализации в образовательном процессе »-Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Индивидуальный подход и индивидуализация образования
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).
Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей).
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.
В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.
К числу современных образовательных технологий, позволяющих реализовать принцип индивидуализации образования, можно отнести:
1. детское портфолио;
2. еvent–технология;
3. индивидуальный образовательный маршрут;
4. «уголок успешности»;
5. «куратор случая»;
1. Детское портфолио – это технология индивидуальной работы с ребёнком и его семьёй, направленная на фиксацию процесса развития дошкольника и его достижений в различных образовательных областях, демонстрация его способностей, интересов, знаний и умений.
Данная технология помогает: Формировать у ребенка позитивное отношение к различным видам деятельности и выявлять его индивидуальные особенности.
Получать более полную информацию о ребенке.Привлекать родителей к процессу воспитания ребёнка.Формировать адекватную самооценку и оценку своих возможностей, как со стороны ребёнка, так и его родителей.
Портфолио – это показатель творческих успехов, где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.
Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей:
Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Портфолио-раскраска. Это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
Портфолио традиционное, в виде папки.
Условия достижения цели при создании портфолио:
Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога, и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной.Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.
Event–технология – это технология педагогической поддержки детской индивидуальности и успешности. В основе разработанной технологии идеи российского исследователя А. В. Сковородкина, представляющие еvent-технологию с педагогических позиций, как «гуманитарную организацию досуга, которая по структуре включает концептуальную, содержательную и процедурные части; по логике – системную смену вех, фаз и видов деятельности: инициирование, старт, подготовка, пуск, действие, последействие, подведение итогов»Ивент (англ. Event) означает случай, мероприятие, событие!События, которые берутся за основу, могут иметь различный характер: от информационно-познавательных (конференции, конгрессы, выставки) до спортивно-развлекательных (турниры, праздники, фестивали, концерты, шоу). В рамках базовых событий, в свою очередь, могут проводиться оригинальные мероприятия, разработанные с учетом специфики деятельности компании, ее традиций и предпочтений.Отличие данного направления состоит в том, что инициация в организации детских event-мероприятий исходит не от организатора, а от потребителя-ребенка, касается его интересов, желаний, потребностей (личностно ориентированная технология); это всегда красочное, эстетическое мероприятие, прежде всего, ориентированно на психологическую (эмоциональную) сферу личности, на активность участия личности, принятие позиции субъекта деятельности; в evente аккумулируется значительное количество средств (театрализации, анимации; художественный, музыкальный, технический, материальный ресурсы).Педагогический потенциал «event-технологии» как технологии организации внеучебной и досуговой деятельности детей состоит: в реализации личностных запросов детей в проведении культурного досуга, в раскрытии качеств и свойств личности, в их развитии, в формировании коммуникативной культуры участников event-мероприятия; в проявлении обучающей функции event-мероприятия, в познании окружающей действительности, в эстетико-психолого-релаксационном эффекте.«Event-технология» - по своей сути полифункциональна (выполняет функции: информационную (распространение знаний о культуре досуга, транслирование информации о многообразии видов и форм досуга); воспитательную (передача образцов жизнедеятельности, воспроизведение моделей поведения, пропаганда ценностей уникальности человека, здорового образа жизни, свободы личностного выбора; формирование отношения к миру, самому себе; приобщение к национальной и региональной культуре); дидактическую (формирование знаний, умений и навыков в области организации культурного досуга и использование их в личностном опыте); релаксационную (снятие напряжения, тревожности, неудовлетворённости через формы досуга); социализации (реализация внутренне присущих человеку задатков и свойств, изменение личности в конкретной ситуации, в том числе как члена сообщества).По характеру содержания и структуры - комплексная (событийный, инновационный, личностно ориентированный, технологический).По виду социально-педагогической деятельности - технология социализации. По организационным формам - единая - event - мероприятие (событие-мероприятие), его виды разнообразны: а) по заявке и количеству участников (индивидуальные, групповые - корпоративные, коллективные), б) по связи с традиционными формами организации деятельности; событие-экскурсия, конкурс, олимпиада, соревнование, научно-исследовательская деятельность, праздник, вечер, утренник, выставка, поход, экспедиция, час общения и др., в) по содержанию (в формате общечеловеческих ценностей), г) по затрате средств (без ограничений), д) по времени проведения и др.Таким образом, применение «event-технологии» в организации деятельности детей позволяет: формировать Я-концепцию, самосознание личности; доверие к педагогу; знание о видах досуга, формах его проведения, их связи друг с другом; положительные установки на проведение здорового образа жизни, культуру досуга; развивать ассоциативную основу для целостного восприятия личностью действительности; способность к рефлексии, анализу, самооценке личностных черт, качеств, свойств; воспитывать человека, умеющего воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, принимать иное, другое; расширять событийное пространство; формировать новое экономическое мышление.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника: интеллектуального. эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.Развитие дошкольника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога- предложить обучающему спектр возможностей и помочь ему сделать выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута.
Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- возможностями детского учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанника.
Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом, ребенком и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому ребенку.
Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития.
С этой целью в образовательном учреждении создаются определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей детей, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности, предоставление свободы выбора, организация мониторинга.
Поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей детей. Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга. Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности. Может быть различен и темп его освоения ребенком. Варьируются также методы, приёмы, способы организации образовательного процесса, все они адекватны конкретному ребенку.
«Уголок успешности» – это технология наблюдения и отслеживания индивидуальных предпочтений ребёнка в образовательном процессе, направленном на развитие личности, его мотивации и способностей в различных видах деятельности. Технология предполагает мониторинг развития ребёнка в течение учебного года. Детская успешность это тот самый механизм, благодаря которому можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте. Под «успешностью» понимается качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к результатам самого человека. Объективную результативность ребёнка получаем на основании критериев, заданных образовательной программой дошкольного образования.Субъективное отношение к результатам самого ребёнка позволяет узнать «Уголок успешности». Работая с ним, педагогу необходимо стремимся получить ответную реакцию от каждого ребенка на происходящее с ним в рамках образовательного процесса детского сада. Узнавать интересы и предпочтения ребёнка, которые он фиксирует для себя как успешные, которые ему нравятся и имеют ценность. Полученные данные дают нам возможность увидеть направления деятельности глазами ребёнка, проанализировать и оценить её.
Создание «Уголков успешности» как технологии отслеживания индивидуального развития детей позволяет решить ряд педагогических задач:
- содействовать индивидуализации образования дошкольника;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации дошкольника;
- создавать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
- выявить интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять активность и самостоятельность дошкольника;
- формировать предпосылки универсальных учебных действий;
- укреплять взаимодействие с семьёй воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в продуктивности развития ребёнка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
«Уголки успешности» функционируют во всех группах детского сада, начиная со средней
Отслеживаются интересы и предпочтения детей в различных видах образовательной деятельности:
- художественно-эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Таким образом, у каждого воспитанника есть возможность проанализировать и определить свою успешность в определенном виде деятельности, будь то творчество, труд, игра, коммуникация, здоровье, спорт или познание. Педагог, ежедневно получая подобного рода информацию от ребенка, может скорректировать дальнейшие действия воспитанника по достижению им успеха в актуальной образовательной области, а также способствовать развитию тех интегративных качеств, которые на сегодняшний день являются «точкой роста для ребенка. В этой ситуации взрослый выступает в роли союзника, участника педагогического и развивающего процесса.
Куратор случая — это технология раннего выявления и работы со «случаем», когда ребёнок и его семья оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация ребенка - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка, возникающая по независящим от него причинам, с которой он не может справиться самостоятельно.
К ним можно отнести:
- социально опасное положение семьи;
- отношения в коллективе;
- любую форму насилия и т.п.
Технология «куратор случая» реализуется специальным человеком, ответственным за взаимодействие детского сада с сотрудниками органов опеки и попечительства. Его деятельность включает несколько этапов:
1. Выявление «семей группы риска» в рамках составления социального паспорта ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
2. Сбор информации от воспитателей, которые ежедневно работают с детьми и могут по внешнему виду ребенка и его поведению выявить признаки актуального неблагополучия в семье. Среди них могут быть: санитарно-гигиеническая запущенность; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; неумеренный аппетит; задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке другое.
Признаки физического насилия в семье проявляются: в боязливости ребенка; в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания; в боязни идти домой; в жестоком обращении с животными; в стремлении скрыть причину травм.
3. Регистрация случая. «Куратор случая» регистрирует полученные сведения в журнале учета детей, нуждающихся в государственной защите, и в течение одних суток оформляет служебное сообщение и передает его в Подразделение по опеке.
Результативность использования технологии «куратор случая» достигается выполнением следующих условий:
- пониманием актуальности работы с проблемными детьми, поддержкой со стороны администрации детского сада;
- включением в профилактическую работу педагогического коллектива ДОУ;
- толерантной позицией родителей и активным участием родителей во взаимодействии со специалистами ДОУ;
- подбором диагностических методов и развивающих игр и упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.
Ранее выявление семейного неблагополучия позволяет повысить шансы сохранить ребенку его родную семью, актуализировать работу с семьями, обладающими ресурсами и мотивацией к изменениям. Технология работы со «случаем» открывает возможность команде специалистов сконцентрироваться на потребностях и ситуации конкретной семьи, совместно с которой ведется реабилитационная работа.Применение технологии работы со «случаем» ориентировано на строгую этапность работы и последовательность действий при планировании работы со «случаем» и выполнении плана реабилитации. Технология позволяет осуществить индивидуальный подход к каждой семье и учесть ее особенности при организации реабилитационного процесса. Она ориентирована на оказание необходимых профилактических услуг детям и семьям с привлечением всех необходимых служб и специалистов. В основе работы со «случаем» лежит командный междисциплинарный подход, при котором ресурсы специалистов различных учреждений и ведомств объединяются для помощи конкретной семье и ребенку.Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Список использованной литературы:
1. Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 8.
2. Дьячковская В. М., Осипова О. П. Индивидуализация в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.
3. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Михайлова-Свирская Л.В. Издательство: Просвещение, 2015.
4. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебное методическое пособие. – М. : МИРОС, 2001.
5. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010. – № 3.
6. Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып.41).
7. Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014)/ Под. Общ. Ред. Н.А. Вершининой – СПб., 2014.
Выполнила:
воспитатель подготовительной
группы№ 1 «Золотая рыбка»
Баширова Татьяна Альбертовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование сказок в образовательном процессе»
Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. При этом акцент делается на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека.Цель...
Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"
Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....
Консультация для педагогов "ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ"
Консультация "Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ"...
Консультация для педагогов "Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ".
Презентация знакомит педагогов с методом моделирования в образовательном процессе ДОУ....
Консультация для педагогов ДОУ «Использование в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»
При использовании в образовательной деятельности игровых технологий у воспитанников развиваются творческие способности, творческое мышление и воображение....
Консультация для педагогов «Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»
Консультация для педагогов «Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом,...