"Информационно - коммуникационные технологии как средство развития речевых и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитатель но - образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metadicheskaya_razrabotka_ikt.docx | 132.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
Опыт инновационной работы
Методическая разработка
"Информационно - коммуникационные технологии как средство развития речевых и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Шаулина Наталья Александровна
Воспитатель
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
1.2.Достоинства использования ИКТ
1.3. Цели и задачи.
1.4.Принципы.
1.5.Система работы по применению ИКТ - технологий для познавательного развития дошкольников
1.6. Электронные дидактически игры.
1.7. Вывод и результаты
1.8. Накопленный опыт по работе с ИКТ.
2. Приложение 1.НОДпо познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Наша Армия».
3.Приложение 2. Презентация «Военные профессии».
- Пояснительная записка
1.1.Актуальность.
В соответствии с внедрением Федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольное образование является одним из уровней общего образования.
Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. ИКТ - это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитатель но - образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность.
1.2.Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом.
Приоритетным направлением работы ДОО является развитие речи. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели использую в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы.
Опыт моей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Отсюда необходимость, использования ИКТ как для себя, так и для детей, и в работе с родителями.
С детьми ИКТ-технологии использую в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности.Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Одной из наиболее удачных форм является демонстрационная презентация.
Практика использования ИКТ позволяет сделать вывод - использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Обучение через игровую или практическую деятельность
5. Повышение интереса к проблеме.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем;
-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Поэтому я выбрала творческую тему "Информационно - коммуникационные технологии как средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников".
Перед началом работы по теме опыта мною были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования: Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Комарова И.И., др.
Внедрение ИКТ осуществляется мной по двум направлениям:
- использование ресурсов Интернет; использование готовых обучающих программ;
- создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.
1.3.Цель.Развитие речи повышение уровня познавательной активности дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий. Исходя из цели, были поставлены следующие
Задачи:
-развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира
-формировать умение решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе познавательного развития
-расширить сознание детей дошкольного возраста через получение более полной информации об окружающем мире посредством информационно-коммуникационных технологий
-создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности
-создать мультимедийную базу обучающих программ, презентаций, дидактических и методических материалов, которые могли бы использоваться в практике.
Так как ИКТ-технология является инновационной педагогической технологией концепция моего опыта заключается в разработке системы мероприятий, направленной на развитие познавательной активности дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций), что позволило совершенствовать формы, методы, приёмы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения ИКТ, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.
1.4. Работая по теме «ИКТ – как средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников» я руководствуюсь следующими дидактическими принципами:
Принцип доступности - отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, таким образом, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности заключается в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
Принцип творческой активности заключается в том, что используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов
Принцип наглядности.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.
Планируя мероприятия с использованием ИКТ, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;
- уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства
- согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
- анализирую и обсуждаю с детьми основные вопросы изучаемого материала.
1.5. Система работы по применению ИКТ - технологий для познавательного развития дошкольников:
1.Проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций.
2.Использование электронных дидактических игр;
3.Использование обучающих и развивающих компьютерных программ, игр и мультфильмов.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую я использую в своей работе - проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций.
Она дает мне возможность;
- оптимизировать педагогический процесс;
- индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;
- значительно повысить эффективность педагогической деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику.
Занятие с использованием мультимедийной презентации должно быть эмоциональным, ярким, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
Одним из программных средств, используемых мною на занятиях, является программа компании Microsoft – PowerPoint.
При проведении НОД"Русская изба" использовала созданный в приложении PowerPoint демонстрационный материал – загадки о кухонной утвари, слайды на тему"Русская изба и ее внутреннее убранство". Наиболее важную информацию на слайде я выделила, придав ей эффект анимации. Движение отдельных частей слайда привлекло внимание детей. Это повысило интерес детей,к обучению и способствовала более качественному усвоению нового материала.
На занятии по теме "Наша Армия" мною созданная презентация "Военные профессии" позволила мне сделать НОД более яркой красочной и запоминающейся.
Детям нравятся занятия, на которых присутствует презентация, они ждут подобных занятий и работают на них с гораздо большей отдачей.
Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время НОД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.
Я считаю, что использование на занятиях по развитию речи инновационных методов и приемов, например, демонстрационных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
В нашем детском саду формируется набор мультимедийных презентаций и интерактивных игр по следующим направлениям работы:
- звуковая культура речи.
- развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
- формирование лексико - грамматического строя речи.
- развитие связной речи.
1.6. Электронные дидактически игры.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Работая над темой «ИКТ как средство развития познавательных способностей» периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые из сети Интернет. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
Использовать электронные игры можно как при организации групповой работы, так и индивидуально с одним ребенком, это очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета и создала медиатеку дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие» - 15 игр,"Познавательное развитие" - 20 игр.
Таблица 1. Медиатека электронных дидактических игр и презентаций
№ | Тема | Название игр |
1 | Осень | «Чья тень, «Лапы, хвосты, уши» |
2 | Зима | «Кто лишний (дикие и домашние животные)» |
3 | Весна | «В мире живой природы», «Зимующие птицы» |
4 | Лето | «Что где растет», «Луг», «Лес», «Поле» |
5 | ОБЖ | «Умные знаки», «Транспорт. Убери лишнее» |
6 | ЗОЖ | «Мальчики и девочки»,«Виды спорта», «Что общего?», «Назови, как называется мячик и к какому спорту он относится», «Что перепутал художник?». |
7 | Зарядка для ума | «Продолжи цепочку», «Выбери только те геометрические фигуры, из которых состоит предмет», «Почини одеяло», «Найди четыре предмета такой же формы». |
Но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.
Таблица 2. Авторские электронные дидактические игры и презентаций
№ | Тема | Конспект НОД | Наименование |
1 | Осень | «Собираем урожай» | Игра «Что растет на грядке?» |
2 | Домашние животные | «Ферма» | Презентация «Мамы и детки» |
3 | Зима | «Зимующие птицы» | Презентация «Птичья столовая» |
4 | Новый год. Рождество | «Праздник к нам приходит!» | Презентация «Рождественская звезда» |
5 | День Защитника Отечества | «Наша Армия» | Игра «Военная профессия» |
6 | Космос | «Звезды и планеты» | Презентация «Космонавт» |
7 | Весна | «Перелетные птицы» | Презентация «Угадай, чья песенка?» |
8 | Родина | «Что мы Родиной зовем» | Презентация «Я, ты, он, она – вместе целая страна» |
9 | Безопасность | «Спички детям не игрушки!» | Игра «Что такое хорошо и что такое плохо» |
10 | Фольклор | «Русская изба», «Русский лен» | Презентация «Откуда рубашка пошла», «Убранство русской избы» |
Созданная мною электронные дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста направлены на обобщение и систематизацию знаний об окружающем мире, на классификацию предметов. Красочные картинки и эффекты анимации привлекают внимание и интерес и способствуют более качественному процессу обучения детей.
1.7. Вывод и результаты
Практика показывает, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- тренируется эффективность внимания и память
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора.
1.8.Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала.
И в целом, способствует повышению качества образования.
Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка старшего дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности дошкольного образования.
\
Приложение1.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному речевому развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Наша Армия»
воспитатель Шаулина Н.А.
Цель:
Воспитывать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные - продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия) и т. д.
2.Развивающие - развивать память, внимание; стимулировать речевую активность детей. Дать детям знания об армии.
Сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества.
Познакомить детей с военной техникой.
Соотносить военные профессии с военной техникой.
Учить составлять описательные рассказы по плану.
Методы и приёмы:
Словесные(рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации)
Практические(дидактическая игра«Кто служит в Армии?»
«Назови военную профессию?»).
Материалы и оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, проектор,магнитная доска, картинки с изображением военных и военной техники, картинки с изображением танка и танкиста, карточки основных цветов.
Ход занятия.
Воспитатель: У каждого человека есть свой собственный праздник – День рождения. В этот день его поздравляют, дарят подарки. Такой праздник есть и у нашей Российской Армии. Он называется День Защитников Отечества.
Дети читают стихотворение С.Я. Маршака "Февраль"
Самуил Маршак
Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Воспитатель: День защитника Отечества – это праздник всех военных.
- Какие военные профессии вы знаете? (Военные – это моряки, летчики, пограничники, танкисты, артиллеристы и т.д.).
- Почему мы говорим "Наша Армия родная"? (Армия родная, потому что там служили и служат наши родственники).
- Какими должны быть солдаты в Армии? (Сильными - чтобы победить врага, смелыми - чтобы не бояться врага, умными - чтобы правильно обращаться с оружием).
- Как называется наша Армия? ( Наша Армия называется Российская Армия, потому что наша страна - Россия).
- Зачем в Армии так много военных? ( Чтобы защищать нашу страну со всех сторон - и с суши и с моря, и с воздуха).
- Зачем нужна Армия в мирное время? ( В мирное время солдаты учатся управлять военной техникой, проводят учебные бои, учатся стрелять из всех видов оружия).
3. Физкультминутка
Игра "Не ошибись"
«Желтый» - дети шагают как солдаты.
«Синий» - "моряки" плывут по морю.
«Зеленый» - "летчики" летят на самолетах.
«Красный» - кричат ура
4.Составление описательного рассказа "Танк и танкист".
- Какую военную технику вы знаете?
(Рассмотреть военную технику, назвать ее: самолет, ракета, корабль, подводная лодка, танк, автомат, пушка).
- Расскажите, что вы знаете про танк?
Танк - это боевая машина. Состоит танк из пушки, башни, корпуса, гусеницы. Передвигается танк с помощью гусеницы. Ездит танк по бездорожью, может передвигаться под водой. Танк вооружен пушкой. Пушка установлена на вращающейся башне. С помощью вращающейся башни танк может стрелять в разные стороны. Попасть в танк можно через люк. На каждом танке есть отличительный знак - номер. Танком управляет танкист. Экипаж танка - это 5 танкистов. Командир танка руководит работой остальных танкистов. У танкиста есть специальный шлем. В шлем встроены наушники, чтобы не слышать шума вокруг. И есть микрофон, для общения с экипажем. Общаются танкисты на своем, специальном языке.
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется танкистом.
5. Дидактическая игра «Кто служит в Армии?»
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру д/и «КТО СЛУЖИТ В АРМИИ?»
- Кто служит в ракетных войсках? (В ракетных войсках служат ракетчики).
- Кто служит в танковых войсках (В танковых войсках служат танкисты).
- Кто служит в пехотных войсках (В пехотных войсках служат пехотинцы).
- Кто несёт службу в море (В море несут службу моряки).
- Кто охраняет нашу Родину в небе? (В небе нашу Родину охраняют лётчики).
- Кто охраняет нашу Родину на границе? (На границе нашу Родину охраняют пограничники).
- Как называется солдат, у которого нет военной техники?(Солдат, у которого нет военной техники, называется пехотинец).
- Кто служит на подводных лодках? (На подводных лодках служат подводники).
Дидактическая игра: «Назови военную профессию?»
Летает на вертолёте – вертолётчик;
ездит на танке – танкист;
Служит в пехоте – пехотинец;
прыгает с парашютом – парашютист;
границу охраняет – пограничник;
из пушки стреляет – артиллерист;
за штурвалом самолета сидит – пилот;
в разведку ходит – разведчик;
на кораблях служат – моряки.
6.Итог занятия.
Молодцы ребята, сегодня вы проявили смекалку и сплочённость, показали свои знания и навыки. Что вам особенно запомнилось и понравилось сегодня? Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Степ-аэробикакак средство развития и совершенствованиякоординационных способностей у детейстаршего дошкольного возраста
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы дошкольного образованияОбразовательная область «Физическое развитие»Выполнила: инструктор по физической культуре Ю.А. Чибриков...
"Степ - аэробика, как средство развития и совершенствования координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...
Рубрика "Воспитатель года 2018" Презентация применения инновационных образовательных технологий" -ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование информационных технологий
Познавательные способности - это индивидуальные способности ребенка, к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие, которые определяют успешность выполения им деятельности и лёгкость её осв...
Лего - конструирование и робототехника как средство развития конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими ...
Презентация "Детско - родительский проект по развитию речевой и познавательной активности для детей старшего дошкольного возраста"
Данная презентация будет полезна для воспитателей групп с детьми ТНР....