ИКТ как средство развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnykh_sposobnostey_doshkolnikov.docx | 72.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ как средство развития
познавательных способностей
у детей старшего дошкольного возраста
1 . Слайд Для методической разработки программы мною выбран раздел «Познавательное развитие дошкольников». ( Образовательная область «ФЭМП»)
Образовательная программа предусматривает задачу формирования у детей приемов умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой развития ребенка.
Следует выделить недостаточное использование разнообразных методов и приемов для успешного развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Применение информационно-коммуникативных технологий открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности, способствующие познавательному развитию ребенка.
Сегодня применение информационно - коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.
Таким образом актуальность использования ИКТ очевидна.
Это и определило выбор темы работы:
« ИКТ как средство развития познавательных способностей
у детей старшего дошкольного возраста при формировании элементарных математических представлений »
2. Слайд В периодической печати уже на протяжении нескольких лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
В основу использования компьютерных технологий в отечественной
педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, А.В. Запорожцем, П.Я.Гальериным, Д.Б.Элькониным и др.
Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)
3. Слайд Для первоначального уровня сформированности
познавательного интереса к математической деятельности, я использовала методику диагностирования, разработанную профессором 3. А. Михайловой.
Показатели познавательного интереса представлены на слайде:
- частота выбора игр математического содержания в неделю,
- уровень самостоятельности и активности ребенка в игре,
- уровень развития речи при общении детей друг с другом во время игры.
Для проведения диагностики были использованы два вида игр; игры математического содержания («Сложи узор» и «Уникуб») и игры нематематического содержания (конструктор «Мой город» и пазлы «Сложи сказку»).
4. слайд Наблюдения проводились за детьми групп «Радуга» и «Знайки» в течении недели, данные фиксировались в протоколе. Выявлено, что большинство детей имеют низкий и средний уровни познавательного интереса к математике.
Результаты наблюдений представлены на слайде.
Уровни сформированности познавательного познавательного
интереса к математической деятельности, (3.А.Михайлова)
5. Слайд
Данная проблема позволила поставить цель и задачи моей работы:
Цель работы: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с ФЭМП с применением информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
-Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе формирования элементарных математических представлений, используя ИКТ.
-Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.
-Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительной памяти.
6. Слайд Ожидаемые результаты.
При использовании ИКТ для развития познавательного интереса дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
Т.о. использование ИКТ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как:
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
-Овладевший необходимыми умениями и навыками .
7. Слайд Информационные ресурсы
В своей работе я использую пособия:
- Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
- П.А. Ломакин, А.В. Севостьянов «Электронные презентации своими руками»
Интернет-ресурсы:
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
Педсовет.su Сообщество взаимопомощи учителей.
Учительский портал
Электронные пособия:
- « Арифметика-малышка» ( Уроки тетушки Совы»)
- « Занимательная геометрия» ( Хочу все знать)
- « Веселые уроки»
8. Слайд
При организации образовательного процесса я стремлюсь к тому, чтобы прослеживалась логическая взаимосвязь между интегрируемыми образовательными областями: коммуникация, художественное творчество, физическая культура и музыка.
9. Слайд
Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.
Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности,
Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Offise Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.
Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию стараюсь не использовать.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Слайд Активно использую ИКТ и в работе с родителями.
В повседневной деятельности делаем фото- и видеозаписи, из которых составляем фото-коллажи, слайд-шоу, представляемые на родительских собраниях. Это позволяет родителям заглянуть в мир своего ребёнка, не пропустить важные моменты его развития.
На родительских собраниях, беседах и консультациях даю конкретные рекомендации обратить внимание на развивающие игры в сети Интернет, которые можно использовать дома с целью развития познавательного интереса к математике. Показываю практические приемы работы с ними.
Провожу открытый просмотр для родителей разных видов деятельности, в том числе и ФЭМП с использованием ИКТ.
На следующих слайдах представлены показатели эффективности моей методической разработки:
Слайд 1 показатель - Положительная динамика развития познавательной
активности детей.
В этом можно убедиться, рассмотрев сравнительные диаграммы развития детей группы « Радуга» и группы « Знайка» до использования ИКТ и с использованием ИКТ .
Если посмотреть на нее то видно:
1. Высокий уровень развития познавательной активности показали в группе «Радуга» -36% , в группе «Знайки» -20%
2. Улучшили свои результаты, показав средний уровень развития познавательной активности в группе «Радуга» -55%, а в группе «Знайка 65%.
3, На низком уровне остались -9 % в одной и в другой группе- 15%
Наблюдения за детьми группы « Радуга», свидетельствуют о том, что
значительно возрос уровень сформированности познавательного интереса к
математической деятельности во время НОД с применением ИКТ.
15_Слайд
2 показатель - Это участие детей в интеллектуальных конкурсах,
Ежегодное участие детей в районной интеллектуальной мини -олимпиаде « Я готов учиться в школе». Совместно с логопедом была подготовлена команда ребят, которые стали победителями.
16 Слайд Участие в детском международном Конкурсе «КвадроАкадемия»
Официальный сайт Конкурса в Интернете: http://квадроакадемия.квадрачукия.рф/ (участие в дистанционных
олимпиадах и конкурсах)
Слайд 3 показатель -
Продуктом моей работы является « Копилка авторских мультимедийных презентаций» по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного, которые могут использовать другие педагоги.
Путешествие по сказкам:
- « Путешествие в страну математики»
- « Путешествие к Деду Морозу»
- « Школа Смешариков»
- « В гостях у Лунтика»
- « Помогите Золушке»
- «Гуси –лебеди»
- « Спасите принцессу»
Развивающие игры и упражнения для детей
- "Найди цифру"
- "Сколько?"
- "Устный счет"
- "Лишняя фигура"
- "Найди фигуру"
Слайд 4 показатель
Опыт работы по использованию ИКТ с целью повышения уровня познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП с применением информационно-коммуникативных технологий был представлен на Интернет сайте « Дошколенок» и « Мааам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Совместное творчество родителей и детей как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста"
Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания и саморазвития. Семья и детский сад...
Презентация "Ознакомление детей с лекарственными растениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для педагогов....
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
Реферат слушателя программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» Воробьевой Юлии Владимировны на тему «Театрализованная игра как средство коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования для ознакомления и использования в работе....
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....
Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"
quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...