Лего - конструирование и робототехника как средство развития конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Сачишина Элла Борисовна

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Поэтому это указывает на  необходимость и возможность внедрения ЛЕГО -конструирования в образовательном процессе детского сада, что позволяет создать благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к техническому творчеству и формированию инженерного мышления, первоначальных технических навыков.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Лего - конструирование и робототехника как средство развития конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.

Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы, и программируемые конструкторы. Программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.

ФГОС ДО регламентирует интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий.

Совершенствование образовательного процесса ДОО направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.

Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором ЛЕГО, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и так далее. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Необходимость использования ЛЕГО - конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.), доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования Л.П.Лурия, Н.Н.Поддьякова, А.Н.Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что конструирование предметов из ЛЕГО-деталей – является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Таким образом, всё вышесказанное указывает на необходимость и возможность внедрения ЛЕГО -конструирования в образовательном процессе детского сада, что позволяет создать благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к техническому творчеству и формированию инженерного мышления, первоначальных технических навыков.

Анализ психолого - педагогической показывает, что понятия «конструктивная деятельность», «конструирование» и «конструкторские способности» возникают в самых разнообразных контекстах и понимаются по-разному различными исследователями: Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н.Поддъяков, Г.А.Урунтаева, В.Г.Нечаева, З.В.Лиштван, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова, Л.В.Куцакова, Г.А.Урадовских и другие.

Говоря о конструкторских способностях, необходимо разобраться в определении понятия конструирования. Под конструированием понимают приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. В понятие детского конструирования включают следующие виды деятельности:

- создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов,

- изготовление поделок из бумаги, картона,

- изготовление поделок из различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, старые металлические вещи и т.п.) материалы.

Конструирование подразделяют на два типа: техническое и художественное. Независимо от типа, любое конструирование проходит два взаимосвязанных этапа: создание замысла и исполнение замысла. Создание замысла обычно связывают больше с творчеством, так для создания замысла необходимо обдумать и распланировать процесс предстоящей практической деятельности: как будет представлен конечный результат, определить способы и последовательность его достижения.

Конструирование относят к продуктивной деятельности, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников. Согласно исследованиям З.В. Лиштван, конструирование, выступает эффективным средством для подготовки детей к учебной деятельности и обучению в школе.

Т.В. Розановаю, Скворцова В.О.  описали следующие конструкторские способности, тесно связанные с конструктивными умениями:

- умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);

-умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);

-умение расчленить, выделить составные части (анализировать);

-умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами. 

Развитию конструкторских способностей способствуют: проведение различных игр и занятий с использованием ЛЕГО-конструктора,  рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение стихов, проведение прогулок и экскурсий. Во время игр необходимо поощрять стремление детей объединить свои конструкции единым сюжетом.

Таким образом, работу с детьми надо строить с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учить детей не разрушать постройки других ребят без их разрешения, воспитывать уважение к их труду.

Конструирование в старшем дошкольном возрасте занимает немаловажное значение, так как сформированные в этом возрасте конструкторские способности используются в дальнейшей учебной деятельности. Развитие конструкторских способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику, пространственное представление, логическое мышление. Исходя из особых характеристик, соответствующие человеку, обладающему конструкторскими способностями, определены основы развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста:

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие пространственного мышления ребенка;

- развитие логики, включение в продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, черчение и рисование, решение творческих задачи изобретательских задач (основы ТРИЗ).

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Работа заключается в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. О значимости развития мелкой моторики рук говорили такие ученые, как Л.В. Антакова - Фомина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.М. Кольцова, М. Монтессори, Е.Н. Соколова, С.О. Филиппова и др. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития в будущем . Развитие мелкой моторики рук станет подготовкой развития конструкторских способностей в последующих этапах. При конструировании и сборки технических моделей в старшем возрасте важно уметь скреплять мелкие детали, устанавливать датчики, крепить шестеренки, моторы и т.д.

Развитие пространственного мышления является следующей ступенью развития конструкторских способностей детей. Проблемой формирования пространственных представлений занимались многие ученые: Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, A.M. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Б.А. Сазонтьев, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и другие. Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения прикладных и теоретических задач. Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов .

Умение ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте заключается в том, что дети выделяют отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими).

Формируются пространственные представления у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения следующим путем: наблюдение;  восприятие и осмысливание информации; практическая деятельность (измерение, построение, рисование, моделирование, конструирование, решение задач и др.); мысленное оперирование пространственного представления.

Пространственное мышление служит основой развития логического мышления, а целенаправленное развитие логического мышления ребенка является базисом развития индивидуальных способностей в области конструкторского творчества.

Средствами развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста выступают ЛЕГО - конструкторы и Первороботы. Дети имеют возможность дистанционно строить карусели, машины, роботов, подъемные краны и многое другое. Программирование моделей требует от детей большой сосредоточенности и логического построения действий, чтобы модель могла прийти в движение.

LEGO-конструирование  в ФГОС определено  как вид деятельности, способствующей  развитию роль исследовательской себя и творческой умел активности у детей, умений  наблюдать  и экспериментировать .

LEGO игры помогают  развивать  интеллектуальные  качества: внимание, память, особенно  зрительную; умение  находить  зависимости  и закономерности, классифицировать  и систематизировать  материал; способность  к комбинированию, то есть умение  создавать  новые  комбинации  из имеющихся  элементов, деталей; умение даже находить  ошибки  и недостатки; пространственное  и воображаемое; способность  предвидеть  результаты  своих  действий.

Оно дает развитию  у детей  сенсорных  представлений, поскольку  используются  детали  разной  формы, окрашенные  в цвета, а также  развитию  и совершенствованию  высших  психических  функций игре (памяти, внимания, мышления). Делается шире упор на развитие него таких  мыслительных  процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение.

Большинство  LEGO игр не исчерпывается схем предлагаемыми  заданиями, а позволяет этом детям  составлять  новые  варианты  задания, то есть заниматься  творческой  деятельностью. Одно из проявлений  творческой  способности дало -умение  комбинировать  знакомые игры элементы  по-новому.

Работа  с LEGO – деталями  стимулирует всех и развивает мера потенциальные  творческие  способности  каждого дети ребенка, учит его созидать  и разрушать, что тоже очень  важно. Разрушать  не агрессивно, не бездумно, а для возможности  созидания своего нового. Ломая  свою собственную  постройку  из LEGO, ребенок  имеет  возможность  создать  другую  или достроить  из освободившихся  деталей , выступая этот в роли творца  . Занятия  по LEGO-конструированию  способствуют  формированию  у детей  целостного  представления  о мире техники, устройстве  конструкций, их месте  в окружающем  мире, а также  формированию  творческих  способностей. Эта деятельность  позволяет одно стимулировать  интерес  и любознательность, развивать  способности  к решению  проблемных  ситуаций игры – умению  исследовать  проблему, анализировать  имеющиеся  ресурсы, выдвигать свои идеи, планировать  решения  и реализовывать  их. В процессе  занятий упор уделяется  внимание  развитию этом логического  и пространственного  мышления. Обучающиеся  дети учатся работать  с предложенными  инструкциями, формируются круг умения  сотрудничать  с партнёром, работать  в коллективе.

Занятия выше LEGO-конструированием  помогают  детям  воплощать  в жизнь  свои задумки, строить  и фантазировать. При создании тпостройки  из LEGO дети не только  учатся игре строить, но и выбирают  верную  последовательность  действий, приемы  соединений, сочетание  форм и цветов  и пропорций. Ребёнок увлечённо работает со схемами и дает конечный  результат. А любой  успех  побуждает  желание  учиться .

Игры в LEGO ненавязчиво помогают  детям получать очень  важные  умения  – принимать  решения, друг другу не мешать , размышлять  и сдерживаться, пока не попробовал  сделать  сам не просить  помощи.

Дети – неутомимые  конструкторы, их творческие  способности  оригинальны. Обучающиеся  конструируют мост постепенно, «шаг за шагом», что позволяет  двигаться, развиваться  в собственном  темпе, решать  новые  более  сложные  задачи.

Таким быть образом, LEGO-конструирование – это вид моделирующей  творчески-продуктивной  деятельности. С его помощью  трудные  учебные  задачи  можно  решить  посредством  увлекательной  созидательной  игры, в которой  не будет  проигравших, так как ребенок  и педагог  могут  с ней справиться.

Перед  началом  использования  LEGO на занятиях используют в свободных  играх, с использованием  конструктора, чтобы  удовлетворить  желание  ребенка  потрогать, пощупать  детали  и просто  поиграть  в них.

Т.В. Лусс предлагает  использовать в процессе  деятельности форм с LEGO следующие  виды конструирования игры :

- конструирование  по образцу,

- конструирование  по модели,

- конструирование  по условиям,

- конструирование  по простейшим  чертежам  и наглядным  схемам,

- конструирование детий по замыслу,

- конструирование игры по теме.

Конструирование дети по образцу теме заключается всей в том, что детям игры предлагают тебя образцы лишь построек, выполненных этом из деталей этом конструктора свое и показ даже способов виды их воспроизведения. В данной цели форме быть конструирования дает обеспечивается быть прямая игру передача всех детям быть готовых дети знаний, способов этом действий. У детей дети формируются дает обобщённые способы тему анализа типа объектов цели и обобщённые представления быть о них, необходимые ритм для успешного темы осуществления дети конструирования. Большую выше роль в этом играет есть усвоение тему детьми ритм схемы игры обследования форм образцов, построенной свои по принципу: от общего дети – к частям всей – к общему.

Конструирование свои по чертежам быть и наглядным виды схемам. Из деталей свои конструктора дети воссоздаются есть внешние роль и отдельные этом функциональные дает особенности дети реальных темы объектов, возможности нами для развития этим внутренних тоже форм наглядного дети моделирования. Эти возможности дети наиболее умел успешно умел могут идей реализовываться тоже при обучении черт детей дети сначала виде построению учит простых тему схем-чертежей, отражающих мост образцы виде построек, а затем, наоборот, практическому быть конструированию быть по схемам этим и чертежам. В результате игры такого тему обучения типы у детей было развиваются темы образное трех мышление учит и познавательные дети способности, т.е. они начинают одно конструировать свое и применять быть внешние этом модели речи в качестве черт средства этом самостоятельного дает познания трех новых тему объектов.

Конструирование дети по теме. Детям игры предлагают этим общую  тематику  конструирования. Они сами создают свои замыслы игры конкретных  построек,  и способов  их осуществления. Основная всех цель конструирования свои по заданной дети теме – актуализация есть и закрепления этом знаний свое и умений.

Для успешного игры проведения непосредственной дети образовательной дома деятельности игры с конструктором свои LEGO необходимы лишь определенные этом условия этой :

- оптимальное дети количество нами 6-8 человек;

- детям  должно  хватать  деталей, иначе  будут у детей  возникать  конфликты;

- доступ  к конструктору должен быть свободным, чтобы  дети могли  выбирать  нужные  им детали;

- подробное  знакомство  детей  с образцом;

- специально этой подобранная  музыка;

- сохранность  постройки  на некоторое было время.

Созданные этом LEGO – постройки  дети используют идей в сюжетно-ролевых  играх. Например, два мальчика пока сооружали виды постройки  из LEGO. Сначала  они сделали  поезд, потом сделали – туннель  и мост. После  этого  они начала  игру, поезд  заезжал  в тоннель, переезжал  через  мост и т.д.

Игры ЛЕГО — не просто помогают как следует развлечься, но и развивают огромное количество полезных навыков. Эксперименты с ЛЕГО помогают развить творческие способности и воображение, а ЛЕГО — это открытое пространство для деятельности, которое предоставляет свободную игру.

Конструктор ЛЕГО также может быть использован для обучения элементарной математики, решения задач, для счёта, а также для создания узоров. ЛЕГО учит детей цветовому восприятию и цветовым различиям. Дети могут весело проводить время раскладывая кирпичики в соответствующие цветовые группы и определяя цвета в каждой группе. Они также могут сортироваться по группам разных размеров. Создание новых и различных моделей с конструктором ЛЕГО дает детям удовлетворение и уверенность, основанную на логическом завершении построении модели.

Важнейшей отличительной особенностью образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. На ЛЕГО-занятиях есть возможность научить ребёнка фантазировать, видеть необычное в самом простом и привычном, пробудить интерес к творчеству. ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.

Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO- конструкторов и робототехники. Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:  являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,

 обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социальнокоммуникативное развитие);  позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме

 игры (учиться и обучаться в игре);  формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной

 личности, формирует навыки общения и сотворчества;  объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,

 8 предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта. В данном проекте обобщен теоретический материал по LEGO- конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO. Составлены конспекты занятий с использованием конструкторов LEGO.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ:

 - обучение планированию этапов собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения;

 - конструирование во фронтальной плоскости; - использование крутящихся, подвижных деталей; -формирование навыка работы с партнёром.

 В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ:

-развитие фантазии и конструктивного воображения;

 -развитие чувства симметрии;

 -закрепление навыков анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки; -учить самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.

 Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки. Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих МЕТОДОВ:

 Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами

 (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.); Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

 Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

 Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе

 выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность); Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание

 моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

 Поисковый – самостоятельное решение проблем;

 Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим

 педагогом, соучастие ребёнка при решении. Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок

 ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей. Таким образом, проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребёнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

Кроме того, для воспитателей детского сада конструктор «ЛЕГО» является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей. 

Образовательная область

Область применения «Лего» - конструирования , в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.

Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей «Лего»- конструктора.

Цель: формирование первичных представлений о себе , других людях, объекта окружающего мира (Форме, цвете, размере, материале, звучание, ритме , темпе, количестве,  числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

Речевое развитие

Работа с педагогом.

Цель: развивать фонематический слух, звуковой и интонационной культуры речи словообразования, формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Творческое конструирование- создания замысла из деталей «Лего»-конструктора

Цель: формировать умения реализации самостоятельной творческой деятельности детей – конструктивно- модельной

Физическое развитие

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

В настоящее время в дошкольных организациях активно развивается «Лего»-конструирование.  В нашем детском саду тоже есть комната, которая позволяет заниматься с детьми «Лего» -конструированием.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе.

Один из видов, рекомендуемых для старших дошкольников – это LEGO Duplo. Данная серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.

Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями. Основными и считаю следующие преимущества конструкторов:

  • широкие технические характеристики;
  • многофункциональность;
  • эстетичный внешний вид;
  • возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность.

Знакомство дошкольников с конструкторами начинаю постепенно в процессе занимательной игры. Кроме того, использую такие формы реализации, как повседневное, самостоятельное конструирование, строительные игры в свободное от занятий время, индивидуальную работу с небольшой подгруппой одарённых или отстающих детей.

На начальном этапе ребята конструируют по образцу, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам. Затем начинают придумывать и создавать свои модели по определенной теме. Чаще всего, конструируя по замыслу, дети выбирают темы для своих построек на основе желаний, переживаний, сюжетом постройки могут стать любимые герои из мультфильмов, сказок или книг.

В процессе занятий техническим творчеством выделяю 4 этапа:

  • постановка технической задачи;
  • сбор и изучение нужной информации;
  • поиск конкретного решения задачи;
  • материальное осуществление творческого замысла.

Для выполнения успешной организации конструирования я стараюсь соблюдать следующие условия:

  • оптимальное количество 6-8 человек;
  • на каждого ребенка должен быть свой набор деталей, иначе будут возникать конфликты;
  • доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;
  • подробное знакомство детей с образцом, схемой, макетом;
  • обязательное стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время работы;
  • сохранность постройки на некоторое время.

Основное внимание ребят уделяется самому процессу конструирования, а не его результату. Важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребенком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если отметить оригинальность и самобытность творческой работы.

Поэтому после того, как закончены постройки, обязательно беседуем о выполненных поделках. «Какой ты молодец! У тебя красиво получилось. Расскажи, что ты построил? Как ты будешь играть со своей замечательной фигуркой?».

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Ребята используют созданные фигуры, модели, LEGO-постройки в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях. Например, «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей), «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков), «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).

Со временем, последовательно, шаг за шагом, дети развивают свои конструктивно-технические навыки, умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, а также развивают логическое мышление и коммуникативные навыки.

Для успешной организации игровой деятельности с конструкторами считаю целесообразным обогатить предметно-пространственную среду группы занимательными, яркими детскими техническими журналами, журналами о военной технике, детскими энциклопедиями по технической направленности.

Кроме того, необходимо создавать больше проблемных ситуаций, где у детей возникло бы желание починить, отремонтировать механизм, машину. Например, в процессе подготовки ко Дню защитника Отечества, дошкольники могут собирать военные машины, самолёты, вертолёты и при этом все собранные модели будут все разные. У кого-то машина будет передвигаться на колёсах, у кого-то вертолёт будет приземляться на аэродром, а у другого самолет взлетает с площадки военного корабля.

Еще одно важное направление применения «Лего»- конструктора – это использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за самостоятельной и коллективной игрой дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.

Анализ полученных результатов

В процессе работы постоянно отмечаю, что дети занимаются конструированием с огромным интересом и увлечением. Конструктор «Лего»- помогает мне пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки общения с взрослыми и сверстниками.

За время использования конструктора мои дошкольники научились работать с предложенными инструкциями и схемами, а зачастую осуществляют постройки из конструктора по своему замыслу.

Дети быстро и легко научились ориентироваться в цвете, размерах и способах скрепления деталей. Стали при постройках использовать разные способы соединения, комбинировать детали. Значительно вырос интерес к конструкторской деятельности.

Кроме того, мои дошкольники стали чаще использовать конструктор для сюжетных игр, изготавливать недостающие предметы для игры. Например, для сюжетно-ролевой игры «Дом» конструируют, дома, мебель, транспорт, предметы быта.

А также, я в своей работе использую краткосрочные проекты, проводим неделю конструирования, где ребятам и родителям предлагается выполнить постройки по тематике дома, например:

1.«Моя любимая игрушка».

2.Самолет.

3. Гараж для своей машины.

4.Мебель в доме.

5. Домик с заборчиком для гномов.

После выполнения сделать фото своих работ, проводим фото выставки работ, что стимулирует ребят к творчеству.

Наблюдается сплочение детского коллектива, у детей формируются навыки сотрудничества, умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Планирую в дальнейшем создание альбома, в котором будут собраны фотографии созданных детьми моделей. Дошкольники могут рассматривать такой альбом, обсуждать, что это за объект, какие детали необходимы для этой конструкции.

Применение «Лего» способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение) ;

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

В Lego - конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

  Основные приёмы обучения робототехнике

Компания LEGO создала и выпустила много разных серий конструктора для познавательного досуга детей. Мы работаем с обучающей серией LEGO Education,(которая предназначена не только для развлечения, но и для развития познавательных способностей детей). В этой серии содержатся три комплекта разных конструкторов. Освоение навыков робототехники дошкольников происходит в три этапа:

Включает 3 раздела обучения:

1-этап «Первые механизмы»

2-этап «Первые конструкции»

3-этап «Сложный - конструктор»

1-этап

Всего 8 тем для обучения

Установление взаимосвязей

Каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои которой, Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ её решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо привести пример из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации.

Конструирование по образцу.

На этом этапе собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «Обучение через действие» дети получают подсказки о том, как провести испытание модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

Литература:

 

  1. Барбашина, Г. Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы // Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 84–91.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.
  3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Гардарики. 2008.
  4. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. Челябинск. ООО «РЕКПОЛ». 2011.
  5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. М.: Маска. 2013.
  6. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование. 2008. № 17.
  7. Петрова И.А. LEGO-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. 2007. № 10. С. 112-115.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.fi ro.ru (дата доступа: 20.01.2020).
  9. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов. М.: ТЦ Сфера, 2019. 144 с

10. Выготский, психологические исследования / . – М.,1956. – 257 с.

11. Венгер, и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей дет. сада / , . – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.

12. . Робототехника для детей и родителей / . – СПб. : Наука, 2010. – 195 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степ-аэробика как средство развития и совершенствования координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка раздела  общеобразовательной программы дошкольного образованияОбразовательная  область «Физическое развитие»Выполнила: инструктор по физической культуре Ю.А. Чибриков...

Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через интегрированные подходы к экологическому и художественно-эстетическому образованию ________________________________________

Как показывает практика работы, дети глубже усваивают полезную информацию, при условии ее проникновения во все виды деятельности: игровую, практическую, театрализованную, музыкальную, изобразительную....

Консультация-практикум для воспитателей «Развитие воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества дошкольников. Применение игр на развитие  воображения, речи дает возможность ребенку хорошо усваивать свойства предметов...

"Степ - аэробика, как средство развития и совершенствования координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...

Конспект занятия по развитию воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт - терапии "История пуговиц"

Цель: развитие воображения и творческих способностей детей с использованием разных видов арт – терапии. Задачи:1.Создать положительный настрой и подготовить ребят к участию в работе.2.Разви...