Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование информационных технологий
статья (подготовительная группа)

Хайрулина Елена Владимировна

Познавательные способности - это индивидуальные способности ребенка, к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие, которые определяют успешность выполения им деятельности и лёгкость её освоения. Наиболее успешному и эффективному развитию познавательных способностей детей способствуют универсальные возможности использования информационных технологий в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательных способностей детей, поэтому очень важно стимулировать и развить их именно на этом возрастном этапе.

Познавательные способности – это индивидуальные особенности ребенка, к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие, которые определяют успешность выполнения им деятельности и легкость её освоения.

Наиболее успешному и эффективному развитию познавательных способностей детей способствуют универсальные возможности использования информационных технологий в старшем дошкольном возрасте.

Под информационными технологиями понимаются методы подготовки, передачи и хранения информации на базе компьютера.

Часто дошкольникам не интересны «традиционные» мероприятия по познавательному развитию, они быстро утомляются, начинают отвлекаться. Поэтому, в своей педагогической практике, применение информационных технологий, является одним из основных средств повышения мотивационно - потребностной сферы детей, которые:

  • помогают стимулировать интерес детей к познанию, закреплять полученные знания, решать познавательные и творческие задачи;
  • делают процесс познавательного развития более современным, разнообразным, насыщенным и привлекательным для детей;
  • оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание и даёт возможность переключить аудиовосприятие на визуальное.

С целью снятия эмоционального напряжения детей в предлагаемую деятельность включаются анимационные герои, которые способствуют повышению мотивации и благоприятному взаимодействию педагога с ребенком.

Использование электронных средств обучения в моей педагогической практике является дополнительным набором возможностей по развитию познавательных способностей детей. На мой взгляд, наиболее привлекательными и эффективными являются:

  • компьютерные (интерактивные) игры - способствующие более полному ознакомлению с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, повышающие познавательный интерес. А именно:
  • для развития памяти, воображения, внимания, мышления
  • «Говорящие» словари с хорошей анимацией
  • игры-путешествия, «бродилки»

  • мультимедийные презентации - состоят из красочных анимированных слайдов с привлечением иллюстративного материала, они являются прекрасным наглядным средством, дающим возможность выстроить объяснение логично, научно, с использованием звуковых записей и видеофрагментов.

В процессе накопления информационного материала формируется банк собственных мультимедийных продуктов.

Организация и проведение индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в интересной и нетрадиционной форме с использованием компьютерных средств осуществляю, учитывая возрастные особенностей детей.

При развитии психических процессов у детей невозможно обойтись без наглядного материала, который представлен в виде альбомов, фотоснимков, иллюстраций, пиктограммам, плакатов. В основном размер таких наглядных пособий имеет формат А4, и этот размер недостаточен и неудобен для рассматривания группой детей. В связи, с чем приходилось рисовать плакаты на листах ватмана. Но такой наглядно-дидактический материал трудно изготавливать и хранить, нет возможности что-нибудь изменить в нем. Кроме того, во время проведения мероприятия, плакаты нужно размещать в доступном для обозрения месте и на уровне глаз детей, для чего нужны различные подставки, мольберты, планшеты. Все это занимает много места и неудобно для размещения.

Всю информацию и наглядность, необходимую для мероприятий, помещаю на видеодиск и предлагаю детям рассматривать все на большом экране, что позволяет всем рассмотреть даже мелкие детали изображения. При этом имею возможность изменять время рассматривания и обсуждения изображений (в это же время при необходимости легко

«спрятать» картинку, задать вопрос, выслушать ответы детей, затем снова вывести картинку на экран, проверить правильность ответов и сделать выводы). Использование электронных пособий, повышает эффективность работы - при незначительных затратах времени дети получают больший объем знаний. Применение мультимедийных средств увеличивают скорость передачи информации и повышают уровень ее понимания.

Использование информационных технологий позволяет ставить, перед ребенком познавательные и творческие задачи и помогает ему решать их с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

Таким образом, использование электронных наглядно-дидактических пособий - не цель, а эффективное средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника, сохранения и укрепления его здоровья.

Библиографический список

  1. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 12.
  2. Комарова        И.И.        ,        Туликов        А.В.        Информационно-коммуникационные        технологии        в дошкольном образовании. М., Мозаика –Синтез, 2013.
  3. Моторин        В.        Воспитательные        возможности        компьютерных        игр        //        Дошкольное воспитание. 2000. № 11.
  4. Горвиц        Ю.М.,        Чайнова        Л.Д.,        Поддьяков        Н.Н.,        Зворыгина        Е.В.        и        др.        Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  5. Первин Ю.А. Компьютерная смекалка. М., Дрофа, 1995.
  6. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. М., ИЦ Академия, 2005.
  7. Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников. СПб., КАРО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.

Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей является изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. т. к. в...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"...

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности»

Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании содержания работы воспитателя по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нет...

Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд

Занятие ручным трудом способствует развитию познавательных способностей....

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий

Методическая рекомендация для музыкальных руководителей, педагогов и родителей...