Рубрика "Воспитатель года 2018" Презентация применения инновационных образовательных технологий" -ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по теме
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionno.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Рыжова Ю.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым годом все больше входят в нашу жизнь, не является исключением и система дошкольного образования.
В работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дорогах города педагогам предлагается использовать информационные технологии: мультимедийные презентации, развивающие дидактические игры, обучающие мультфильмы, восприятие художественно- музыкального слова, разгадывание ребусов, компьютерные игры, решение проблемных дорожных ситуаций. В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма использование компьютера, мультимедиа и других технических средств способствует воспитанию и развитию творческих способностей, формированию личности, обогащению интеллектуальной сферы детей, позволяет расширить возможности педагога.
Проблема формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуальна и в настоящее время.
В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы. С участием детей совершается каждое десятое дорожно-транспортное происшествие.
Актуальность данной проблемы на современном этапе ясна, так как круг вопросов, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках детского сада. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение-потребностью человека.
Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в дошкольной педагогике.
В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе Power Point для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Такие презентации, как:
– участники дорожного движения;
– дорога и ее главные части.
– виды транспортных средств;
– светофор, история его развития.
– виды дорожных знаков и их назначение;
– причины дорожно-транспортных происшествий.
Качественные, яркие иллюстрации обеспечивают лучшее восприятие информации - излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Ни один взрослый не сможет отрицать интерес детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я , используя, программы Windows Media демонстрирую детям обучающие мультфильмы:
– например, – «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;
– «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».
– «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
Встреча с мультфильмами несет в себе большое количество положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме этого, использование видеозаписей мультфильмов в структуру организованной образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, увеличивая длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
С целью обобщения знаний детей правил дорожного движения, можно применять различные дидактические игры, при этом используя программу Microsoft Word. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей необычайный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, на длительное время привлекают внимание дошкольников. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.
Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.
В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.
Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе с детьми использую проигрыватель Windows Media для разучивания стихов о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Дети слушают стихи современных авторов, песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Остановка», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Дорожный знак», «Переход дороги», «Санки», «Огоньки машины» и другие. Ребята с удовольствием читают стихи другим детям и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе можно применять информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.
В программе Microsoft Excel можно составлять самые разнообразные кроссворды.
Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста я предлагаю использовать программу Paint, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. В эту программу загружаются раскраски по правилам дорожного движения из Интернет ресурсов, которые дают воспитанникам возможность для творческой деятельности.
Дошкольники выполняют такие задания, как:
– раскрасить дорожные знаки;
– раскрасить пешеходный переход;
– раскрасить сигналы светофора и другие.
В настоящее время разрабатывается немалое количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста.
Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальную сферу, но и воспитывает волевые качества ребенка, самостоятельность, собранность, сосредото-ченность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопережи-ванию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Самые любимые компьютерные игры дошкольников:
– «Правила дорожного движения для детей».
– «Нескучные уроки».
– «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.
По моему мнению, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
– компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.
– наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.
– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.
При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования. Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самой непосредственно образовательной деятельности, так и всего режима в целом.
Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.
Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ
В статье представлена система работы по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ, отражены новые подходы в применении...
ПРОЕКТ «Правила движения достойны уважения» по развитию и формированию навыков безопасного поведения на дороге, для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, в транспорте и на улице. Задачи:Об...
Проблемная ситуация как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения п...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».
Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических знаний детей о правилах дорожного движения....
Консультация для родителей по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей по формированию безопасного поведения у старших дошкольников....
Актуальный педагогический опыт "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста средствами технологии «Интеллектуальный танец"
В наше время ни у кого не вызывает сомнения, что у детей отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, которой обладают взрослые. Согласно информации по ГИБДД на территории Белгородской о...