"Степ - аэробика, как средство развития и совершенствования координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Актуальность
В настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям любимым делом.
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.
Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, демографических, климатических условий, а именно:
- наследственность;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов;
- образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья);
- характер педагогического воздействия.
В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.
По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие движения, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся: ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метание, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно мышечного аппарата.
К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести утреннюю гимнастику, ритмическую гимнастику, аэробику и степ - аэробику.
Утренняя гимнастика способствует быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддерживанию высокого уровня работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно мышечного аппарата, деятельности сердечно сосудистой и дыхательной системы.
Особенности ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения.
Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовлетворение, радость. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает закрепить мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями дети стремятся соразмерить их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребенок только на занятии по физической культуре может дать волю энергии, заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ - аэробикой. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Но наиболее эффективно аэробика.
На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.
Новизна
Новизна заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике. Оптимальное сочетание, которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений.
У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).
Степ - аэробика популярна во всем мире. «Step» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Он в качестве аэробики был изобретен в США известным фитнес инструктором Джинной Миллер.
Степ - аэробика это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ -платформе.
Степ - аэробика используется для профилактики заболеваний, которые вызваны гиподинамией, т.е. недостатком движений, развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.
Степ - аэробика уникальна в своем роде: особых приспособлений не надо, достаточно шаговой скамейки и мяча. Мяч подойдет любой: от теннисного до футбольного.
Степ -аэробикой занимаюсь в различных вариантах:
- в форме полных занятий оздоровительно- тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста (продолжительность - 25-30 мин.);
- как часть занятия (от 10 до 15мин.);
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях на праздниках;
- как степ - развлечение.
Цель и задачи
Цель: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма; создание условий для формирования у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать и укреплять костно-мышечную систему организма дошкольника;
- формировать правильную осанку, стопу, стимулировать работу сердечно - сосудистой, дыхательной систем организма;
- приобщать к здоровому образу жизни.
- развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление, тренировать подвижность и гибкость нервных процессов.
- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, настойчивость, способность к сопереживанию.
Формы организации образовательной области «Физическая культура»
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для достижения оптимального результата использую различные формы работы с воспитанниками:
- Тематическая
- Индивидуальная
- Круговая тренировка
- Подвижные игры
- Логоритмика
- Интегрированная деятельность
- Сюрпризные моменты
Степ-аэробика уникальна в своем роде. Не придется приобретать дорогостоящие тренажеры. Достаточно самого минимума, состоящего из шаговой скамейки, которые помогли изготовить родители.
Высота скамейки влияет на интенсивность тренировки: чем лучше подготовка, тем выше можно подниматься. Однако, использование высокой скамьи, приведет к слишком большой нагрузке на коленные суставы и нижний поясничный отдел, поэтому рекомендуемая высота ступени - не более 8 см.
Несколько простых, но важных правил:
- подъем на платформу надо осуществлять за счет работы ног, а не спины;
- ступню ставить на платформу полностью;
- спину держать прямо;
- не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты;
- шагать нужно вперед с пятки, назад с носка;
- при спуске с платформы пятки следует прижимать к полу; стараться не смотреть на ноги: это нарушает осанку и может повлечь за собой травму.
Повреждения могут быть следствием слишком сильного толчка ногой, либо неправильного размещения стопы.
Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Все, что вам нужно - это уметь красиво ходить. Только не стоит думать, что она означает однообразное хождение по спортивному залу или собственной квартире.
Степ-аэробика - это тот вид спорта, в котором есть место выдумке и творчеству. Я сочиняю свои собственные танцевальные композиции.
Движения на степе довольно просты, их легко выучить. Базовые шаги образуют множество комбинаций. Продолжительность выполнения этих упражнений составляет не менее 20 -30 минут, этого времени вполне хватает для того, чтобы получить необходимую физическую нагрузку.
Упражнения для степ – аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы. Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Во время занятия степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
Степ-аэробика дает возможность совместить развитие внутреннего и внешнего облика человека. Каким образом? Выбирая для упражнений любимую музыку детей, вы заботитесь о «пище» для души, а выполняя под нее физические упражнения, приводите в движение и заставляете жить тело.
Музыка должна быть яркой, веселой. Желательно использовать знакомые, наиболее ими любимые мелодии, потому что даже на подсознательном уровне человек невольно следует музыкальному ритму. Конечно, можно использовать современную эстрадную музыку, или инструментальную. Самое главное, чтобы музыка была ритмичная, жизнерадостная и эмоциональная.
Во время самой тренировки звучит чуть более медленная музыка, чтобы было время подняться и спуститься с платформы. Каждому этапу занятий степ-аэробикой соответствует собственный музыкальный ритм. Музыка помогает установить этот ритм и снять напряжение во время занятия.
Этот новый вид спорта способствует гармоничному развитию и укреплению мышечной системы, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно -сосудистой системы, помогает выработать прекрасную осанку, красивые, выразительные и точные движения.
Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются гораздо лучше, чем индивидуальные. Выполняя совместные упражнения, дети чувствуют себя уверенней, даже если не всё получается.
По моим наблюдениям, легче всего дети осваивают и запоминают такие упражнения, которые в их воображении создают какой-то конкретный зрительный образ. У детей дошкольного возраста мышление развито еще очень слабо, поэтому для большего интереса каждому упражнению в комплексе даю подходящее название. Такие моменты доставляют детям огромную радость.
Развивающая среда
Физкультурно-оздоровительное направление является частью всей воспитательной-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми её направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребёнка имеет связь занятий физической культуры с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к занятиям физической культуры и к игре. Для развития физической культуры я создала необходимую развивающую среду:
- мячи малого размера;
- кегли;
- степ - платформы;
- магнитофон;
- СD и аудио материал;
- игровые атрибуты;
- «Живые игрушки»;
-стихи, загадки;
- комплекс подвижных игр;
- комплекс эстафет.
Считаю, что применяя степ- аэробику я получила первый плюс — это огромный интерес ребятишек к занятиям степ - аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы… Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект.
Расположение платформ на занятиях по степ – аэробике.
Техника безопасности
для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо:
- держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными;
- избегать перенапряжения в коленных суставах;
- избегать излишнего прогиба спины;
- не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;
- при подъеме или опускании со степ - платформе всегда использовать безопасный метод подъема;
- стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной; держать степ-платформу близко к телу при ее переносе.
Основные правила техники выполнения степ-тренировки
- выполнять шаги в центр степ - платформы ;
- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
- опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней, не отступать больше, чем на длину ступни от степ – платформы;
- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;
- делать шаг с легкостью, не ударять по степ - платформе ногами.
Основные этапы обучения степ – аэробики:
- обучение простым шагам;
- при овладении в совершенстве движениями ног, обучать работе рук; - после освоения медленного темпа, переходить на быстрый темп.
Основные элементы упражнений в степ – аэробики.
- Базовый шаг. Шагом правой ноги на платформу, приставить левую, шагом правой сойти с платформы, и.п. Выполняется на 4 счета то же с левой ноги.
- Шаги – ноги вместе, ноги врозь. Из и.п. - стойка ноги врозь по сторонам платформы (вдоль), шаг правой на платформу, приставить левую, одновременно выпрямляя ноги, поочередно шагом правой, левой сойти с платформы. Движение выполняется на 4 счета.
- Шаг через платформу. Из и.п. – стойка ноги вместе боком к платформе. Шагом левой в сторону встать на платформу, приставить правую, шагом левой сойти с платформы (по другую сторону), приставить правую на полупальцы к левой.
- Шаги – ноги вместе, ноги врозь. (и.п. стойка ноги врозь; стоя на платформе ноги вместе) И.п. может быть лицом к степу, боком, с левой или правой стороны, а также позади. Все вышеперечисленные позиции обычно варьируются для того, чтобы упражнения задействовали как можно больше групп мышц и при этом не были бы монотонными.
Сначала разучивают шаги на степ, потом добавляют движения руками. Все упражнения должны выполняться в одну и другую сторону (для гармоничного развития обеих частей тела). Нагрузку нужно повышать постепенно, увеличивая темп музыкального сопровождения, усложняя комплексы, сокращая паузы для отдыха. Выполнение упражнений возможны в различных построениях: в шахматном порядке, по кругу, по периметру зала и др.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
Список литературы:
- Вераксы Н. Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»// МозайкаСинтез, М., 2010г.
- Долгорукова О. «Фитнес-аэробика // Обруч 2005 №
- Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008г.
- Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» // Обруч 2005г.
- Кулик ,Н.Н.Сергиенко «Школа здорового человека» программа для ДОУ //Москва 2006г.
- Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научнопрактический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009г.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. – М., 2012г.
- Прищепа «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» // Москва 2009г.
- « Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика
- №1/01/11
- Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе»: (Танцевально – игровая гимнастика для детей) Учебно-методическое пособие. – СП . Детство-пресс., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Степ-аэробикакак средство развития и совершенствованиякоординационных способностей у детейстаршего дошкольного возраста
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы дошкольного образованияОбразовательная область «Физическое развитие»Выполнила: инструктор по физической культуре Ю.А. Чибриков...
«Степ-аэробика как средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию...
Досуг,как средство развития и совершенствования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Досуг для детей старшего дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СТЕП-АЭРОБИКИ
Дошкольный возраст по темпу прироста координационных способностей является наиболее важным. Для разнообразия физкультурных занятий и эффективного развития координационных способностей детей старшего д...
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Лего - конструирование и робототехника как средство развития конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими ...
"Информационно - коммуникационные технологии как средство развития речевых и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитатель но - образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность....