Дополнительная программа "Умельцы"
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Умельцы» способствует развитию творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также развитию мелкой моторики рук. Рисование нетрадиционными приемами помогут детям сочетать цвета, умению смешивания цветов, печатанию, выдуванию, поможет развитию их творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_umeltsy_bertram_e.a.docx | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»,
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
Принята на заседании педагогического совета «Утверждаю»
Протокол № _____ от «______» ___________2023 г. Директор Детского сада «Светлячок»
___________________Е.В.Бушмелёва
«_______»_______________________2023 года
Дополнительная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Умельцы»
Возраст обучающихся: 2 – 3 года
Нормативный срок реализации программы: 1 год
Форма обучения: очная
Автор-составитель:
Бертрам Елена Александровна, воспитатель
г. Заводоуковск 2023 г.
Содержание
1.Аннотация | 1 |
2.Пояснительная записка | 2 |
3. Учебный план | 6 |
4. Календарный учебный график | 9 |
5. Программа | 10 |
5.1. Календарно-тематическое планирование | 11 |
5.2. Содержание программы | 13 |
6. Методические материалы | 15 |
7. Оценочные материалы | 16 |
8. Информационное и материально-техническое обеспечение | 18 |
9. Используемая литература | 19 |
10. Приложение | 22 |
- Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Умельцы» способствует развитию творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также развитию мелкой моторики рук. Рисование нетрадиционными приемами помогут детям сочетать цвета, умению смешивания цветов, печатанию, выдуванию, поможет развитию их творчества.
Программа «Умельцы» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий составляет 10 минут. Общее количество 46 часов, целевая аудитория –воспитанники в возрасте 2 - 3 лет. Форма обучения по программе – очная.
При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Именно взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также, развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Умельцы» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование, доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что предполагается использование нетрадиционных материалов для творчества (декоративная мозаика, работа с природным материалом, тканью и многое другое), что даёт возможность для создания эксклюзивных изделий и развития у детей креативного мышления и исследовательских способностей.
Актуальность программы.
заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Педагогическая целесообразность. Программа «Солнышко в ладошках» педагогически целесообразна, так как способствует развитию у дошкольников творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. В программу включен значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, нетрадиционные виды техники. Вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (тычок, набрызг, рисование ладошками).
При изготовлении объектов труда используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, краски, кисти, природный материал, так называемые «бросовые» материалы. Такая деятельность обогащает личность, доставляет радость общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь является мощной мотивацией к творчеству.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся различать, применять на практике нетрадиционные способы рисования;
- научатся приемам работы кистью, мелками, нетрадиционным художественным материалом;
- дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
- у детей разовьется мелкая моторика рук;
- сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
- разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
- сформируется художественный вкус и чувство гармонии
Организационно-педагогические условия.
Программа «Умельцы» рассчитана на 1 год.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по нетрадиционному рисованию. Общее количество занятий в год -46., время занятий 10-15 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 2-3 года. Форма обучения по программе – очная.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
При разработке программы кружка учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
3.Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты, приспособления, правила безопасности. | 1 | 1 | 0 | Опрос. Включённое наблюдение в естественных условиях. |
2 | Рисование пальчиками. | 10 | 1 | 9 | |
3 | Природа и творчество. Презентация лучших рисунков. | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, просмотр демонстрационных материалов, выставка |
4 | Рисование ватными палочками | 8 | 1 | 7 | Наблюдение ,творческая работа |
5 | Оттиск фруктами, смятой салфеткой, бумагой | 6 | 1 | 5 | Наблюдение, творческая работа. |
6 | Рисование ладошкой | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, творческая работа |
7 | Рисование солью | 1 | 0 | 1 | |
Мыльные пузыри. | 3 | 0 | 3 | Наблюдение, творческая работа | |
Восковые мелки+акварель | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ | |
8 | Изменение структуры и возможностей работы с бумагой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа, наблюдение |
Кляксография | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка работ | |
Отпечатки листьев | 2 | 0 | 2 | Беседа, творческая работа | |
Итого | 46 | 7 | 39 |
- Календарный учебный график
Продолжительность обучения: 1 год.
Продолжительность занятий: 10-15 минут
Наименование/год обучения | Срок учебного года (продолжительность обучения) | Количество занятий в неделю | Всего учебных недель | Количество часов | Режим занятий |
«Умельцы» 2023-2024 | с 01.09.2023 по31.08.2024 | 1 занятие | 46 недель | 46 часов | четверг 15.20 |
- Программа
- Календарно-тематическое планирование
Месяц | Номер занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля |
Сентябрь,2023 | 1 | 1 | Вводное занятие. «Правила техники безопасности». Первичная диагностика. | Диалог | Педагогическое наблюдение |
2 | 1 | «Рисование пальчиками» | презентация | Просмотр приемов и методов выполнения рисования. | |
3 | 1 | «Осенний букет» | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
4 | 1 | «Дождик» | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
Октябрь | 5 | 1 | «Солнечные зайчики» | практикум | Наблюдение, помощь в работе |
6 | 1 | «Веселый горох» | Игра - занятие | Наблюдение | |
7 | 1 | «Узоры для платья» | Показ техники выполнения | Творческая работа | |
8 | 1 | «Мухомор» | Игра-занятие | Наблюдение | |
Ноябрь | 9 | 1 | «Ладошки» | практикум | Наблюдение, помощь в работе |
10 | 1 | «Что нам осень принесла» | Фото | Выставка, опрос | |
11 | 1 | «Я люблю рисовать» | Интерактивное занятие | Просмотр презентации | |
12 | 1 | «Что могут наши ладошки?» | Ознакомительное занятие | Просмотр приемов и техники рисования | |
Декабрь | 13 | 1 | «Снежинка» | практикум | Наблюдение, помощь в работе |
14 | 1 | «Пушистый снег» | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
15 | 1 | «Сказочное дерево» | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
16 | 1 | Ёлочные игрушки рисование солью) | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
Январь,2024 | 17 | 1 | «Зимняя полянка». Вводная беседа. | Интерактивное занятие | Просмотр презентации |
18 | 1 | Новогодние огоньки. рисование пальчиками. | практикум | Помощь в работе | |
19 | 1 | «Навогодние огоньки» (трафарет) | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
Февраль,2024 | 20 | 1 | «Поздравительная открытка» | Диалог, показ | Творческая работа |
21 | 1 | Мыльные пузыри(рисование штампа) | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
22 | 1 | «Кораблик для папы»-тычок | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
23 | 1 | Развивающий мультфильм «Я рисую» | Интерактивное занятие | Просмотр мультфильма | |
Март, 2024 | 24 | 1 | Ваза ( трафарет)-набрызг | практикум | Наблюдение, помощь в работе |
25 | 1 | «Веселые ладошки» | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
26 | 1 | «Салфетка для мамы»-штамп | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
27 | 1 | «Подарок для мамы» | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
Апрель,2024 | 28 | 1 | «Бусы» штамп из овощей | практикум | Наблюдение, помощь в работе |
29 | 1 | Рисование «машина»-тычок | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
30 | 1 | «Мячики» | Практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
31 | 1 | Цветы (трафарет) | Практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
Май | 32 | 1 | Рисование тычок «Цыплята» | Практикум | Наблюдение, помощь в работе |
33 | 1 | «Краски» | игра | Наблюдение, показ | |
34 | 1 | Выставочная деятельность | Отбор изделий на итоговую выставку | Демонстрация изделий на выставке | |
Июнь,2024 | 35 | 1 | «Набрызг». Вводная беседа. | Диалог, показ | Опрос |
36 | 1 | «Гусеница» | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
37 | 1 | «Бабочка» | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
38 | 1 | «Цветок» | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
Июль,2024 | 39 | 1 | «Божья коровка» | практикум | Наблюдение, помощь в работе |
40 | 1 | «Цветы» рисование свечой | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
41 | 1 | Грибы (трафарет из овощей, листья) | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
42 | 1 | Солнышко (рисование выдувание) | практикум | Наблюдение, помощь в работе | |
Август,2024 | 43 | 1 | «Солнышко в ладошках». | практикум | Помощь в работе |
44 | 1 | «Птичка» рисование ладошками | Помощь в работе, | ||
45 | 1 | Итоговая диагностика | Наблюдение | Включённое наблюдение в естественных условиях. | |
46 | 1 | Резервные часы по подготовке к выставкам | Интерактивный показ | Выставка | |
Итого | 46 |
- Содержание программы
Месяц | Тема | Теория | Практика |
Сентябрь | 1.Вводное занятие. «Правила техники безопасности». Первичная диагностика. | Рассказ педагога о правилах обращения с мелкими предметами и природным материалом. Обсуждение правил поведения на занятиях. Критерии диагностики по Т.А.Урунтаевой | Беседа «Природа и творчество» Включённое наблюдение в естественных условиях. Оценка имеющегося уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения данной программы. |
Сентябрь | 2. «рисование пальчиками» | Познакомить детей рисование пальчиками. Закрепить правила безопасности при работе . | Просмотр приемов и способоврисования. Пальчиковая гимнастика» Вышли пальчики гулять» Игра «Найди такой же?» |
Сентябрь | 3. «Осенний букет» | Рассматривание готовой работы. Познакомить детей с природным материалом для работы. Обсуждение правил поведения на занятиях. | Беседа «Как называется растение?». Помощь ,показ приемов. |
Сентябрь | 4. «Дождик» | Загадывание загадки про дождь. Рассматривание материала для работы (гуашь). | Беседа «Какой дождь? Показ детям техники выполнения работы. Помощь детям в творческой работе. |
Октябрь | 5. «Солнечные зайчики» | Рассматривание готовой работы. Игра «лучики» | Рисование пальчиками. Показ обмакивания пальцев в гуашь. Помощь детям при работе. |
6.«что нам осень принесла» | Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка». Беседа об увиденном. Обсуждение правил поведения на занятиях. | Развивающая игра «Урожай». Уборка рабочего места. | |
7. «Веселый горох» | Рассказ воспитателя о способах рисования пальчиками. | Показ техники рисования. Игра «Укрась». | |
8.»Мухомор» | Знакомство с цветами: красный, белый. Беседа с детьми «Что вы знаете о грибах» | Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять. Развивающая игра «Найди гриб» | |
Ноябрь | 9. «Ладошки» | Знакомство детей рисование ладошками. | Показ выполнения работы. Помощь детям при самостоятельной работе. |
10. «Что нам осень принесла» | Закрепление пройденного материала. | Создание фотовыставки. Просмотр. | |
11. «Я люблю рисовать» | Просмотр мультфильма по теме. Обсуждение мультфильма. | Игра «Какой цвет нужен?» Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики» | |
12. «Что могут наши ладошки» | Беседа «Что могут ладошки»» Обсуждение правил поведения на занятиях. | Приемы и техники рисования (раскрашивание ладошек), Рисование ладошками. | |
Декабрь | 13. «Снежинка» | Показ приема рисования пальчиками. Закрепить приём рисования. | Игра «Подуй на снежинку». Творческая работа. |
14. «Пушистый снег» | Загадка о снеге | Пальчиковая гимнастика «снег.снежок» Рисование пальчиками. | |
15. «Сказочное дерево» | Рассматривание картинок о зимних деревьях. Обсуждение правил поведения на занятиях. | Практическая работа. Рисование боковой частью кулака и кончиками пальцев. | |
16. «Ёлочная игрушка -солью» | Познакомить детей с солью, как материалом для рисования. | Практическая работа. Ёлочные игрушки (рисование солью). | |
Январь | 17. «Зимняя полянка». | Беседа о рисовании пальчиками. Отрабатывать навыки рисования. | Просмотр презентации рисуем пальчиками. |
18. «Новогодние огоньки». | Беседа о огоньках. иллюминации . | Практическая работа . | |
19. «Новогодние огоньки» | Рассказ педагога о рисовании трафаретами. | Творческая работа . Помощь детям при работе. | |
Февраль | 20. «Поздравительная открытка» | Рассматривание картинок с поздравительными открытками рисование в технике штамп. | Практическая работа. Помощь при работе детям. |
21. «Мыльные пузыри» | Познакомить детей с техникой штамп . | Практическая работа. | |
22. «Кораблик для папы» | Познакомить детей с праздником 23 февраля. Чтение коротких стишков по теме. | Творческая работа «Кораблик для папы» (техника-тычок). Помощь детям при работе. | |
23. «Я рисую» | Рассказ о картинках. Обсуждение героев мультфильма. | Просмотр развивающего мультфильма. | |
Март | 24. «Ваза» | Закрепление с детьми техники рисования набрызг. | Творческая работа. Помощь детям при работе. |
25. «Салфетка для мамы» | Закрепление цветов при рисовании. | Практическая работа. | |
26. «Подарок для мамы» | Познакомить детей с последовательностью выполнения работы . | Творческая работа. | |
27. «Бусы» | Располагать отпечатки рядом друг с другом. | Творческая работа. | |
Апрель | 28. «цветы» | Рассматривание плаката цветы. Игра «Назови цветок». | (рисование) |
29. «Мячики» | загадка Закрепление формы. | Показ техники выполнения работы. Самостоятельная работа детей. | |
30. «Краски» | Закрепление цветов. | Творческая работа. | |
31. «Цыплята» | Показ детям картинок готового изделия. | Практическая работа. Помощь детям в работе. | |
Май | 32. «Краски» | Закрепление цветов. | Игра «Выбери краску». Практическая работа. Помощь детям в работе. |
33. «Бабочка» | Беседа «Какие летают бабочки? » Игра «Летает,не летает». | Физкультминутка «Бабочка». Практическая работа. | |
34. «Цветок» | Закрепление пройденного материала. | Оформление выставочных работ. | |
Июнь | 35.«Гусеница» | Беседа «Какого цвета гусеница». Познакомить детей с оттиском. | Практическая работа . |
36. «Божья коровка» | Игра « Угадай насекомое». Познакомить детей с выдуванием. | Творческая работа. Выдувание «божья коровка» | |
37. «Грибы» | Рассматривание картинки грибов. Закрепление прошлого занятия. | Творческая работа. « Грибы» | |
38. «Слон» | Познакомить с частями тела слона. Рассматривание картинки слона. | Творческая работа. Мозаичная аппликация «Слон» (геометрические фигуры). | |
Июль | 39. «Божья Коровка» | Рассматривание готовой работы. Игра «Опиши насекомого». | Физкультминутка «Насекомые». Заполнение шаблона в любой технике. |
40. «Цветы» | Познакомить детей с видами полевых цветов. | Пальчиковая гимнастика «Цветок». Заполнение шаблона в любой технике. | |
41.Гриб «мухомор | Познакомить детей с видами ядовитых грибов. | Пальчиковая гимнастика «Гриб». Заполнение шаблона в любой технике. | |
42. «Солнышко» | Рассказ воспитателя о технике выполнения аппликации из стружки карандашей. | Творческая работа. «Солнышко» из стружки карандашей. | |
Август | 43. «Солнышко в ладошках». | Закрепить приемы рисования ладошками с детьми . | Просмотр картинок солнышек. |
44.»Птичка» | Закрепление полученных знаний рисования. | Обсуждение выполненных творческих работ. | |
45. Итоговая диагностика. | Критерии диагностики по Т.А Урунтаевой | Свободная практическая деятельность. Оценка уровня сформированности знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий на конец учебного года. Обобщение полученных в течение года знаний, умений и навыков. Подведение итогов. | |
46. Резервные часы. | Формирование у детей практических навыков рисования. | Выставка творческих работ. |
- Методические материалы
Рисование нетрадиционными методами, разнообразие форм ,методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка. Это рисование ватными палочками, тычком, рисование ладошкой, отпечаток можно подрисовать, добавить какие элементы. Оттиск пробкой, оттиск смятой бумагой, восковые мелки –акварель. свеча-акварель. оттиск листьями, монотипия предметная кляксография с трубочкой, рисование солью, манкой, пластинография. Занятия с использованием нетрадиционных техник развивают любовь к природе. С помощью таких занятий у детей формируются важные личностные качества, которые необходимы как в настоящем ,так и в будущем.
Оценочные материалы
Принципы проведения мониторинга :
1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке: в помещении изостудии, в уголке детского творчества.
3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.
4. Представление педагога о развитии ребенка складывается из множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух недель.
Ф. И. ребенка Интеллектуально-эстетическое развития ребенка Знание видов нетрадиционного рисования Уровень творческих способностей Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования Передача настроения в рисунке Общий уровень
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
В начале учебного года обследование проводится с целью выявления имеющихся навыков и умений. Работа в данной возрастной группе осуществляется в следующих направлениях:
1. Интеллектуально – эстетическое развитие.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями нетрадиционного искусства рисования, замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного рисования, их особенности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого. Жанры и средства выразительности нетрадиционного искусства рисования выделять с помощью взрослого.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды. Имеет представление о творчестве труде художников, иллюстраторов, мастеров народного творчества, графиков и т. д., может назвать имена некоторых из них.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с произведениями искусства в окружающей действительности, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы нетрадиционного искусства рисования с образами друких видов искусств.
2. Знание вида нетрадиционного рисования.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание общаться с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, но виды и особенности их выделяет. Из 20 видов искусства называет 8-10.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с видами нетрадиционного искусства рисования, различает их и называет по виду и средству его выразительности. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, виды и особенности выделяет частично. Из 20 искусства называет 10-15.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок самостоятельно различает и называет виды нетрадиционного искусства рисования, средства выразительности. Знает особенности творчества людей, создающих эти произведения, их индивидуальную манеру исполнения. Сопоставляет и называет в разных видах нетрадиционного искусства рисования внутреннее сходство, различие по материалу, используемому при создании картины, настроению.
3. Уровень творческих способностей (РТВ).
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, создал спонтанно вне фигуры или предмета еще одно изображение. В работе творчества не проявляет.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок создал при помощи нетрадиционной техники рисование сюжетно-спонтанное изображение картинки на бумаге, обведя её по контуру, либо изобразил предмет, не дополнив его деталями, сюжетного рисунка не наблюдается.
• Достаточное полное соответствие показателю (высокий уровень) – (Композиция») – ребенок активно проявляет творчество, создает необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы нетрадиционного рисования с помощью разнообразных материалов. Наблюдается композиционный сюжет с разными персонажами.
4. Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими, невыразительными и непропорциональными.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки нетрадиционного рисования четко сформированы.
5. Передача настроения в рисунке.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, настроение в рисунке передать не смог.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – частично передал настроение в рисунке и описывает его.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок творчески работает над созданием рисунка, использует разнообразные нетрадиционные приемы и техники рисования в процессе работы, с интересом описывает настроение готовой картины.
Диагностическая карта уровня развития детей по освоению программы
Показатели оцениваются с помощью баллов:
0 - несоответствие показателю (низкий).
1 – частичное соответствие показателю (средний).
2 – достаточно полное соответствие показателю (высокий).
Шкала уровней:
0-3-низкий уровень. (49-10%)
4-12-средний уровень. (79-50%)
13-18-высокий уровень. (80-100%)
Полученные данные заносятся в диагностическую карту. Приложение 2, таблица 1.
Формы проведения итогов: одной из наиболее важных форм подведения итогов услуги является выставки работ для родителей.
8.Информационное и материально-техническое обеспечение
Информационное обеспечение:
- Методические сборники и литература по данному направлению, тематические подборки игр.
- Образцы изделий, трафареты, тематические картинки .
- Презентации, развивающие мультфильмы.
- Аудио, видео фото, интернет источники.
Материально – техническое обеспечение:
- Рабочее место (столы и стулья).
- Магнитная доска.
- Мультимедиа для просмотра презентаций.
- Стенд для демонстрации наглядных материалов.
Инструменты и приспособления:
- Набор ватных палочек
- Гуашь
- Клей-карандаш, клеенка для стола;
- Коктейльные палочки
- Бумага
- Белая для печати
- Альбом для рисования
- Цветная
- Цветная для принтера
- Непроливайка
- Салфетки
- Картон
- Цветной
- Гофрированный
- Глянцевые журналы
- Пластилин
- Стек
- Природный материал ( сухие листья, крупы- манка, соль и тд.).
- Бросовый материал (одноразовые тарелочки, крышки и т.д
- Используемая литература
Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с
Приложение 1
Методика диагностики «Умельцы»
Педагогический мониторинг : отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой.
Цель педагогического мониторинга по нетрадиционному рисованию : выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.
Общий характер педагогического мониторинга : естественно – педагогический.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.
Принципы проведения мониторинга :
1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке: в помещении изостудии, в уголке детского творчества.
3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.
4. Представление педагога о развитии ребенка складывается из множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух недель.
Ф. И. ребенка Интеллектуально-эстетическое развития ребенка Знание видов нетрадиционного рисования Уровень творческих способностей Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования Передача настроения в рисунке Общий уровень
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
Диагностическая карта уровня развития детей по освоению программы
Показатели оцениваются с помощью баллов:
0 - несоответствие показателю (низкий).
1 – частичное соответствие показателю (средний).
2 – достаточно полное соответствие показателю (высокий).
Шкала уровней:
0-3-низкий уровень. (49-10%)
4-12-средний уровень. (79-50%)
13-18-высокий уровень. (80-100%)
1. Интеллектуально – эстетическое развитие.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями нетрадиционного искусства рисования, замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного рисования, их особенности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого. Жанры и средства выразительности нетрадиционного искусства рисования выделять с помощью взрослого.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды. Имеет представление о творчестве труде художников, иллюстраторов, мастеров народного творчества, графиков и т. д., может назвать имена некоторых из них.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с произведениями искусства в окружающей действительности, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы нетрадиционного искусства рисования с образами друких видов искусств.
2. Знание вида нетрадиционного рисования.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание общаться с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, но виды и особенности их выделяет. Из 20 видов искусства называет 8-10.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с видами нетрадиционного искусства рисования, различает их и называет по виду и средству его выразительности. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, виды и особенности выделяет частично. Из 20 искусства называет 10-15.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок самостоятельно различает и называет виды нетрадиционного искусства рисования, средства выразительности. Знает особенности творчества людей, создающих эти произведения, их индивидуальную манеру исполнения. Сопоставляет и называет в разных видах нетрадиционного искусства рисования внутреннее сходство, различие по материалу, используемому при создании картины, настроению.
3. Уровень творческих способностей (РТВ).
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, создал спонтанно вне фигуры или предмета еще одно изображение. В работе творчества не проявляет.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок создал при помощи нетрадиционной техники рисование сюжетно-спонтанное изображение картинки на бумаге, обведя её по контуру, либо изобразил предмет, не дополнив его деталями, сюжетного рисунка не наблюдается.
• Достаточное полное соответствие показателю (высокий уровень) – (Композиция») – ребенок активно проявляет творчество, создает необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы нетрадиционного рисования с помощью разнообразных материалов. Наблюдается композиционный сюжет с разными персонажами.
4. Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими, невыразительными и непропорциональными.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки нетрадиционного рисования четко сформированы.
5. Передача настроения в рисунке.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, настроение в рисунке передать не смог.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – частично передал настроение в рисунке и описывает его.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок творчески работает над созданием рисунка, использует разнообразные нетрадиционные приемы и техники рисования в процессе работы, с интересом описывает настроение готовой картины.
Приложение Таблица 1. Диагностическая карта определения художественных умений и навыков у детей первой младшей группы
Имя ребёнка | Интеллектуальный | Знание вида нетрадиционного | Уровень | Овладение техническими | Передача настроения в рисунке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...