ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском саду в свете современных требований к структуре образовательного процесса. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка, второй - рассматривает игру дошкольника как культурную деятельность и создает благоприятные условия для формирования способов игры у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nepreryvnoe_obrazovanie.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(экологическое)
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА
Профессиональные игры
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Информационная часть
- Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.
- Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты.
- Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.
Атрибуты
- Костюмы персонажей (голубь, собака, сова, слон, верблюд);
- Посылки, бандероли, письма;
- Шапка почтальона;
- Сумка;
- Почтовый ящик;
- Телефонный аппарат;
- Телеграфный аппарат.
Создание проблемной ситуации
- Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
- Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
- Собака жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Информационная часть
- Развивать интерес детей к книге, желание и умение находить ответы на свои вопросы; показать зависимость: лес – книга; чем больше книг производится, тем больше уничтожается лесных массивов, поэтому важная задача – беречь книги, журналы.
- Ознакомить с использованием вторичного сырья (макулатуры) для изготовления книг; научить понимать значение труда людей, работающих в книжных мастерских (переплётчик, художник, реставратор).
Атрибуты
- Выставка книг;
- Выпуск плакатов-«молний» «Лес и человек», «Не разводи пожаров» и т.д.;
- Сбор макулатуры.
Создание проблемной ситуации
- Книга порвалась – что делать?
- Первое посещение библиотеки (правила поведения).
- Если все библиотеки закроются, что будет с нами?
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Информационная часть
- Провести экскурсии в царство царя Берендея.
- Организовать совместную трудовую деятельность дошкольников.
- Провести литературные викторины.
Атрибуты
- Маски зверей, птиц, насекомых;
- Игрушечные звери и птицы;
- Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.
Создание проблемной ситуации
Примечание. Роль учителя во всех ситуациях выполняет ребёнок, который задаёт вопросы и выслушивает ответы.
- В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?
- Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг неё изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
- В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
- В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
Информационная часть
- Рассказать детям о том, что ткани бывают растительного и животного происхождения; существуют искусственные и натуральные шубы (проблема охраны животных).
- Ознакомить с процессами изготовления мягких игрушек, нанесения на ткань растительного рисунка.
- Формировать бережное отношение к вещам.
Атрибуты
- Образцы тканей (лён, хлопок, шерсть);
- Иллюстрации животных и растений.
- Эскизы костюмов для животных.
Создание проблемной ситуации
- Какую шубу лучше сшить? (обсудить проблему с точки зрения охраны животных.)
- Где животные «хранят» свои шубки?
- Как сделать костюмы для артистов цирка (рисование, узоры с растительными орнаментами).
- Давайте, организуем ателье для животных (знакомство с тканями, рисование по ткани и на бумаге).
- Где живёт шёлковая гусеница? (рассматривание картинок и шёлка.)
- Какие животные могут быть лесными портными? (Паук плетёт паутину, ёж носит иголки; гусеница шелкопряда делает нить.)
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Информационная часть
- Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытьё, стрижка шерсти).
- Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т.п.).
- Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?
Атрибуты
- Контейнер с измельчителем мусора;
- Специальный шампунь для животных;
- Специальные расчёски для собак;
- Игрушка «Артемон-парикмахер»;
- Фотопроспект «Модели стрижки зверей».
Создание проблемной ситуации
- В парикмахерскую приходит лохматая грязная собака, которую из-за её неопрятного вида никто не хочет взять её к себе домой. (Парикмахер предлагает вымыть её и постричь.)
- Открытие парикмахерской-салоном «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий).
- В парикмахерскую приходит экологическая милиция и говорит о необходимости утилизации мусора. (Дети предлагают варианты решения этой проблемы: пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные – в другие и т. п. Затем всё это отвозится на завод и перерабатывается.)
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Информационная часть
- Ознакомить детей во время игры с новыми экологическими сказками, придумать собственные.
- Просмотр видеофильмов на экологическую тему (например, «В долине папоротников»)
Атрибуты
- Кукольный театр (игрушки, животные), теневой театр;
- Костюмы для постановки экологических сказок;
- Декорации к сказкам – деревья цветы.
Создание проблемной ситуации
- Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)
- Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
- Инсценировка экологических сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о районном смотре- конкурсе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по экологическому воспитанию детей "Экобэби"
Представлено Положение о районном смотре-конкурсе "Экобэби", которое разработано в соответствии с положением областного этапа смотра- конкурса...
Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством дидактической игры"
Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей...
Комплексно – тематическое планирование дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»
Наша планета Земля в опасности, ей необходима помощь. Но экологическое самосознание детей сформировано еще недостаточно; в большинстве случаев преобладает потребительское отношение к природе, и оно ус...
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.
В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...
Консультация для воспитателей по теме «Экологическое воспитания детей в процессе игры».
Консультация для воспитателей по теме «Экологическое воспитания детей в процессе игры»....
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...
2019-2021 РП доп.образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»
Рабочая программапо экологическому воспитанию детей «Юный эколог»на 2019-2021 учебные годыдля детей 3-5 летПрограмма рассчитана на 2 учебных года...