ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Серго Галина Анатольевна

В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском саду в свете современных требований к структуре образовательного процесса. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка, второй - рассматривает игру дошкольника как культурную деятельность и создает благоприятные условия для формирования способов игры у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nepreryvnoe_obrazovanie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(экологическое)

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА

Профессиональные игры

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Информационная часть

  • Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.
  • Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты.
  • Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.

Атрибуты

  • Костюмы персонажей (голубь, собака, сова, слон, верблюд);
  • Посылки, бандероли, письма;
  • Шапка почтальона;
  • Сумка;
  • Почтовый ящик;
  • Телефонный аппарат;
  • Телеграфный аппарат.

Создание проблемной ситуации

  • Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
  • Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
  • Собака жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Информационная часть

  • Развивать интерес детей к книге, желание и умение находить ответы на свои вопросы; показать зависимость: лес – книга; чем больше книг производится, тем больше уничтожается лесных массивов, поэтому важная задача – беречь книги, журналы.
  • Ознакомить с использованием вторичного сырья (макулатуры) для изготовления книг; научить понимать значение труда людей, работающих в книжных мастерских (переплётчик, художник, реставратор).

Атрибуты

  • Выставка книг;
  • Выпуск плакатов-«молний» «Лес и человек», «Не разводи пожаров» и т.д.;
  • Сбор макулатуры.

Создание проблемной ситуации

  • Книга порвалась – что делать?
  • Первое посещение библиотеки (правила поведения).
  • Если все библиотеки закроются, что будет с нами?

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Информационная часть

  • Провести экскурсии в царство царя Берендея.
  • Организовать совместную трудовую деятельность дошкольников.
  • Провести литературные викторины.

Атрибуты

  • Маски зверей, птиц, насекомых;
  • Игрушечные звери и птицы;
  • Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.

Создание проблемной ситуации

Примечание. Роль учителя во всех ситуациях выполняет ребёнок, который задаёт вопросы и выслушивает ответы.

  • В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?
  • Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг неё изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
  • В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
  • В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Информационная часть

  • Рассказать детям о том, что ткани бывают растительного и животного происхождения; существуют искусственные и натуральные шубы (проблема охраны животных).
  • Ознакомить с процессами изготовления мягких игрушек, нанесения на ткань растительного рисунка.
  • Формировать бережное отношение к вещам.

Атрибуты

  • Образцы тканей (лён, хлопок, шерсть);
  • Иллюстрации животных и растений.
  • Эскизы костюмов для животных.

Создание проблемной ситуации

  • Какую шубу лучше сшить? (обсудить проблему с точки зрения охраны животных.)
  • Где животные «хранят» свои шубки?
  • Как сделать костюмы для артистов цирка (рисование, узоры с растительными орнаментами).
  • Давайте, организуем ателье для животных (знакомство с тканями, рисование по ткани и на бумаге).
  • Где живёт шёлковая гусеница? (рассматривание картинок и шёлка.)
  • Какие животные могут быть лесными портными? (Паук плетёт паутину, ёж носит иголки; гусеница шелкопряда делает нить.)

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Информационная часть

  • Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытьё, стрижка шерсти).
  • Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т.п.).
  • Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?

Атрибуты

  • Контейнер с измельчителем мусора;
  • Специальный шампунь для животных;
  • Специальные расчёски для собак;
  • Игрушка «Артемон-парикмахер»;
  • Фотопроспект «Модели стрижки зверей».

Создание проблемной ситуации

  • В парикмахерскую приходит лохматая грязная собака, которую из-за её неопрятного вида никто не хочет взять её к себе домой. (Парикмахер предлагает вымыть её и постричь.)
  • Открытие парикмахерской-салоном «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий).
  • В парикмахерскую приходит экологическая милиция и говорит о необходимости утилизации мусора. (Дети предлагают варианты решения этой проблемы: пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные – в другие и т. п. Затем всё это отвозится на завод и перерабатывается.)

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Информационная часть

  • Ознакомить детей во время игры с новыми экологическими сказками, придумать собственные.
  • Просмотр видеофильмов на экологическую тему (например, «В долине папоротников»)

Атрибуты

  • Кукольный театр (игрушки, животные), теневой театр;
  • Костюмы для постановки экологических сказок;
  • Декорации к сказкам – деревья цветы.

Создание проблемной ситуации

  • Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)
  • Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
  • Инсценировка экологических сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о районном смотре- конкурсе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по экологическому воспитанию детей "Экобэби"

Представлено Положение о районном смотре-конкурсе "Экобэби", которое разработано в соответствии с положением областного этапа смотра- конкурса...

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством дидактической игры"

Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей...

Комплексно – тематическое планирование дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»

Наша планета Земля в опасности, ей необходима помощь. Но экологическое самосознание детей сформировано еще недостаточно; в большинстве случаев преобладает потребительское отношение к природе, и оно ус...

Консультация для воспитателей по теме «Экологическое воспитания детей в процессе игры».

Консультация  для воспитателей по теме «Экологическое воспитания детей в процессе  игры»....

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.

В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год

Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...

2019-2021 РП доп.образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»

Рабочая программапо экологическому воспитанию детей «Юный эколог»на 2019-2021 учебные годыдля детей 3-5 летПрограмма рассчитана на 2 учебных года...