2019-2021 РП доп.образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя группа)
Рабочая программа
по экологическому воспитанию детей
«Юный эколог»
на 2019-2021 учебные годы
для детей 3-5 лет
Программа рассчитана на 2 учебных года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19-21_dop_yunyy_ekolog_dlya_detey_3-5_let.docx | 156.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
Рабочая программа
по экологическому воспитанию детей
«Юный эколог»
на 2019-2021 учебные годы
Программа рассчитана для детей 53-5 лет на 2 учебных года
Автор: воспитатель Василенкова Наталья Васильевна
Смоленск, 2019 г.
Содержание программы представлено следующими разделами:
∙ Пояснительная записка
∙ Календарно-тематическое планирование
∙ Учебно-методический комплекс
∙ Требования к уровню освоения рабочей программы
Пояснительная записка
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Рабочая программа «Юный эколог» составлена на основе одноименной программы «Юный Эколог» автора Николаевой С.Н.
Цель: развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.
Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно-богатой личности.
В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся дошкольники.
1.«Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека»
2.«Многообразие растений и их связь со средой обитания».
3.«Многообразие животных и их связь со средой обитания».
4.«Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».
5.«Жизнь растений и животных в сообществе».
6.«Взаимодействие человека с природой».
Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
1.Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.
2.Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.
3.Постепенное познавательное продвижение детей.
4.Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.
5.Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в группе и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.
Реализация программы «Юный эколог» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, праздников с детьми второй младшей (3-4лет), средней (4-5 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 15 мин.), с детьми средней группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 20 мин).
Система работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет) по экологическому воспитанию | ||||
Месяц | Неделя | Тема. Вид деятельности | Программное содержание | Источник (пособие, стр.) |
Сетябрь | 1. | Образовательная ситуация «Знакомство с корнеплодами репы и моркови» | Учить различать морковь и репу; знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики: морковь длинная, красная, твердая, сладкая, сладкая и вкусная. Развивать различные ощущения детей, их речь: умение слышать воспитателя. Повторять за ним определение предметов. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 25 |
Октябрь
| 1. | Наблюдение «Кто живет в аквариуме» | Обратить внимание детей на аквариум, вызвать интерес к нему, положительные эмоции на его обитательницу. Сообщить ее название (это рыбка, золотая рыбка); сказать, что она живет в аквариуме, плавает в воде, хочет есть, ее надо кормить. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр.27 |
2. | Образовательная ситуация «Знакомство со свеклой и картофелем» | Учить различать овощи – свеклу и картофель, знать их названия. Особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей. Умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 28 | |
3. | «Наблюдение за погодными явлениями» | Обратить внимание детей на небо, облака, солнце, тучи; с помощью ветряка продемонстрировать действие ветра, обращая внимание на деревья. Продолжить наблюдение за дождем, образовавшимися лужами. Учить вести календарь природы, используя условные обозначения. Продолжать концентрировать внимание детей на цветы, траву, деревья, находящихся на участке. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 29 | |
4. | Образовательная ситуация «Знакомство с помидором, огурцом капустой» | Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости (огурец продолговатый, зеленый, твердый; помидор круглый, красный, мягкий; оба овоща гладкие, прохладные на ощупь; капуста большая, круглая с листьями, негладкая; капуста и огурец хрустят на зубах). Знать их название, знать, что их можно есть. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 31 | |
Ноябрь
| 1. | Наблюдение «Что есть у рыбки?» | Дать первоначальные представления о строении рыбы – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко; на голове есть рот и глаза. Продолжать формировать представление об отличии живой рыбки от рыбки – игрушки: живая плавает в аквариуме, игрушечную можно брать в руки, рассматривать, играть с ней. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 31 |
2. | Образовательная ситуация «Знакомство с куриным семейством» | Дать первоначальные представления о составе куриной семьи (петух и курица с цыплятами), из внешних отличиях: петух большой у него на голове гребешок, бородка, пышный круглый хвост яркое оперение; курица большая, но хвост и гребешок у нее меньше, чем у петуха; петух – это папа, курица – мама; у них есть дети – цыплята, они маленькие, круглые, пушистые, бегают за курицей, прячутся под ее крыло. Учить детей узнавать их на карте и в игрушечном изображении, узнавать звуки, которые издает петух, курица, цыплята, подражать словам, звукосочетаниям, движениям. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 34 | |
3. | «Наблюдение за погодными явлениями» | Продолжать знакомить с сезонными явлениями природы: наблюдать за небом, солнцем, облаками; обратить внимание на деревья – дует ли ветер? Формировать желание вести календарь природы, используя определенные картинки. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 36 | |
4. | Образовательная ситуация «Знакомство с фруктами» | Учить различать яблоко, грушу, сливу; знать названия плодов, их сенсорные характеристики (яблоко круглое, красное, желтое или зеленое, твердое, имеет приятный запах, кисло – сладкий вкус; груша круглая и чуть вытянутая кверху, желтая, мягкая, сочная, сладкая; слива круглая или овальная, темно – синяя или темно – красная, мягкая, сочная, внутри у нее косточка). Развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные; развивать речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов. Закреплять знания об овощах, предлагая детям вспоминать и называть знакомые плоды. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 39 | |
Декабрь
| 1. | Образовательная ситуация «Знакомство с коровой и теленком» | Знакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями (корова большая, у нее туловище, крупная голова, длинный хвост, четыре ноги с копытами, вымя, на голове глаза, рот и рога; теленок меньше коровы, у него нет ни рогов, ни вымени; корову кормят сеном, поят водой, она дает молоко, его пьют дети; теленок сосет корову – тоже пьет молоко). Развивать речь детей: умение слушать воспитателя, отвечать на ее вопросы, повторять за ним определения. Учить детей исполнять игровые действия. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 42 |
2. | «Образовательная ситуация Знакомство с козой и козленком» | Учить узнавать козу на картине. Находить и показывать видимые части ее тела (голову, хвост, ноги, рога), видеть, чем козленок отличается от нее. Актуализировать знания о корове, провести элементарное сравнение животных (корова большая, коза меньше; у коровы хвост длинный, у козы короткий; у коровы теленок, у козы козленок; у козы, как и у коровы, есть рога; коза тоже есть сено, дает молоко). Развивать речь детей: умение слушать воспитателя. Отвечать на вопросы. Повторять за ним. Развивать игровые умения детей: подражать крику козы, изображать козлят. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 46 | |
3. | Наблюдение «Наша елка» | Показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от березы; дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостное чувство. Показать, что у ели есть ствол, ветки с иголками. Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели. Показать отличие живой ели от искусственной елки. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 48, 49, 50 | |
4. | Досуг «Праздник новогодней елки для кукол» | Создать у детей радостное настроение, ощущение праздника. Продолжать воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели, доброжелательное отношение к сверстникам. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 51 | |
Январь
| 1. | Наблюдение «Птицы нашего участка» | Учить замечать птиц в ближайшем окружении, которые садятся на кормушку в ожидании корма вблизи кормушки. Вызвать интерес к их поведению, учить выделять отдельные действия. Учить различать воробья и ворону по размеру и окраске. Познакомить с голубями. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 54, 55 |
2. | Образовательная ситуация «Заяц и волк – лесные жители» | Дать первоначальные представления о лесе и его обитателях: зайце и волке (лес – место, где растет много деревьев; заяц живет в лесу, зимой ест ветки и грызет кору деревьев, он белого цвета, норы не имеет, прячется и спит в снегу, под елками: белого зайца в белом снегу совсем не видно; волк тоже живет в лесу, норы не имеет, охотится за зайцами и другими животными; заяц боится волка, убегает от него). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 55 | |
3. | «Наблюдение за погодными явлениями» | Продолжать ежедневные наблюдения за погодой: обратить внимание на небо (чистое и голубое или облачное, пасмурное), на солнце, снегопад, а также ветер или его отсутствие. Формировать желание вести календарь природы, используя определенные картинки. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 57 | |
4. | Образовательная ситуация «Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса» | Расширить первоначальные представления детей о лесе и его обитателях (в лесу кроме зайца и волка обитают лиса и медведь; медведь зимой спит под снегом в берлоге, лиса бегает по лесу, охотится за зайцем). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 60 | |
Февраль
| 1. | «Образовательная ситуация Наша птица» | Познакомить с еще одним обитателем леса: это птица, она называется, похожа на птиц, которые живут на улице: у нее есть туловище, голова, хвост, лапки, на голове глаза и клюв; тельце покрыто перьями, она очень красивая. Показать зерносмесь, продемонстрировать, как ее насыпают в кормушку, как птица клюет ее, чем можно еще кормить птицу. Учить замечать действия птицы – скачет по жердочке, слетела на дно клетки, клюет, смотрит, прыгает и т.д. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 61, 62, 63 |
2. | Наблюдение «Что такое вода?»
| Показать, как снег становится водой, в талой воде есть мусор, она грязная. Уточнить представление о том, что в помещении вода появляется, когда открывается кран – она льется из него, течет струей вниз. Вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Развивать тактильные ощущения детей – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать ее словами, радоваться воде: холодная – освежает, бодрит; теплая – согревает, ласкает. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 62, 63, 68 | |
3. | Образовательная ситуация «Посадка репчатого лука» | Уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю и в воду, зарисовывать лук в банке. Сообщить, что для роста зелени нужна вода. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 64 | |
4. | Образовательная ситуация «Знакомство с фруктами» | Дать представление о 3 – 4 фруктах. Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения, ощущать радость от восприятия красивых плодов, их запах. Сообщить, что фрукты, как и зеленый лук, очень полезны для здоровья, особенно зимой. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 69 | |
Март
| 1. | Наблюдение «Отличие живой птицы от игрушечной» | Показать, что живая птица сама двигается, сама клюет зерно, сама пьет воду, о ней надо заботиться (кормить, чистить клетку, менять воду), на нее интересно смотреть. Игрушечная птичка – неживая, она не двигается, не клюет, не пьет. Ее можно брать в руки и играть с ней – кормить понарошку, летать и скакать с ней, укладывать спать и т.д. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 71 |
2. | Образовательная ситуация «Айболит проверяет здоровье детей» | Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье, особенно весной с помощью пищи, богатой витаминами. Упражнять в различии плодов моркови, свеклы, лука – репки, лимона по названиям и характерным особенностям. Развивать речь детей. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 74 | |
3. | Наблюдение «Вода – друг человека» | Показать, что в теплой воде можно мыть посуду, игрушки – они станут чистыми. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы. Напомнить, что вода прозрачная, но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной, сквозь нее ничего не видно. Из такой воды можно сделать льдинки, разлив ее по формочкам, показать, что цветная вода на морозе превращается в цветной лед. Цветные льдинки красивые, блестящие, в них можно играть. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 72 | |
4. | Образовательная ситуация «Знакомство с комнатными растениями» | Уточнить представления детей о двух уже знакомых комнатных растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспидистра), дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях: они живые, им нужны хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют. Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями всасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 78 | |
Апрель
| 1. | Наблюдение «Снег на участке» | Продолжать наблюдение за таянием снега на участке. Обратить внимание на то, что снег чернеет, появляются проталины, ручьи, что недавно воды не было, а теперь ее много, она течет, сверкает на солнце, журчит. Показать детям, что снег чернеет от грязи, вода в ручьях тоже грязная, ее могут пить деревья и другие растения, но не люди. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 79 |
2. | Образовательная ситуация «Знакомство с лошадью и жеребенком» | Учить узнавать на картине лошадь, жеребенка, отличать их от козы с козленком, знать как «говорит» лошадь. Учить находить, показывать и называть части тела животных, сравнивать их. Сообщить: лошадь большая, сильная (помогает хозяину), он ее кормит овсом, сеном, поит водой. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, рассказывать знакомую сказку в диалоге со взрослыми, развивать игровые умения. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 82 | |
3. | Наблюдение за погодными явлениями | Продолжать ежедневные наблюдения за погодой. Совместно находить и выставлять нужные картинки календаря. Ежедневно одевать куклу Машу, обращая внимание на ее одежду (стала легче: на улице теплее, наступила весна). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 84 | |
4. | Образовательная ситуация «Корова, коза, лошадь – домашние животные» | Закрепить представление о знакомых домашних животных: их облике, отличительных особенностях, «речи», о том, что они живут в деревне в сарае, хозяин их любит: кормит сеном, козу – ветками, лошадь – овсом, поит водой, летом пасет на лугу – там они едят зеленую травку. Развивать речь детей, активизировать словарь. Упражнять в строительстве дома из кубиков. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 86 | |
Май
| 1. | Образовательная ситуация «Знакомство с кошкой и собакой» | Познакомить с собакой, кошкой, их детенышами, учить узнавать их на картине, правильно называть, подражать их «речи». Сообщить: собака и кошка живут с хозяином, он их любит, кормит, собака живет в будке, сторожит дом, а кошка ловит мышей. Развивать речь детей: пополнить словарь новыми словами, учить слушать вопрос воспитателя, отвечать на него, строить фразы. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 89 |
2. | Образовательная ситуация «Собаки, кошки, мышки. Сравнение и игра» | Уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках (кошки небольшие, пушистые, у них четыре лапы, хвост, уши стоячие, глаза, нос, рот, усы, на лапках подушечки и острые ногти, которыми они ловят мышей, а могут и больно оцарапать; у собаки тоже есть четыре лапы, хвост, уши, глаза, нос и рот (пасть); зубы крепкие, острые, ими она грызет кости, жует мясо; собака сторожит дом, кошка ловит мышей. К чужим, незнакомым животным подходить нельзя – собака может укусить, а кошка оцарапать. С игрушечными кошками и собаками можно по-разному играть). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 91 | |
3. | Наблюдение «Знакомство с одуванчиком и мать-и-мачехой» | Показать новое растение, сообщить его название, выделить характерные особенности. Показать различие и сходство растений, листья первоцветов, их отличительные особенности, превращение одуванчиков – желтых цветов в пушистые шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и желтых одуванчиков. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в младшей группе детского сада», стр. 88, 91, 95 |
Система работы с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет)
по экологическому воспитанию
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
05 сентября | «Наш дом-природа» «Мозаичная аппликация» | Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе. Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека. Приучать детей внимательно слушать задание, старательно выполнять его. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Продолжать учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики из бумаги, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок не заполнится квадратиками. | 1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?» 2. Дать понятие живая, не живая природа. 3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа» 4. Д/и «Природа – не природа» |
12 сентября | «Что нам осень подарила» «Аппликация из ниток». «Морковка». | Закреплять знания об овощах, фруктах; учить описывать и сравнивать их, согласовывать определения и существительные, учить определять овощи по форме на ощупь. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» Отгадывание загадок. Игра «Что нам осень принесла?» Игра «Найди овощи» Игра «Чудесный мешочек» |
19 сентября | «Царство грибов» Рисование грибов способом тычка: | Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении); учить различать съедобные и несъедобные грибы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы» 2. Рассказ воспитателя о грибах. 3. Рисование «Грибы» |
26 сентября | «Лес» «Аппликация из сухих листьев» | Дать детям понятие о том, что лес – наше богатство. Закрепить знания детей о диких животных. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к лесу. Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавая изображение листопада. | 1. Что такое лес? 2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт. 3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные» 4. Собирание гербария. |
3 октября | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» Цветик-семицветик. | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. | Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». |
10 октября | «Осеннее дерево - рябина» «Аппликация из салфеток» | Расширять и углублять знания детей о рябине, её внешнем виде осенью. Воспитывать любовь к родной природе через устное народное творчество. Закрепить знания о пользе рябины для человека и птиц. Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды. Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки - ягоды, (Коллективная работа). | Беседа о рябина. Чтение стихов о рябине. Народные приметы о рябине. |
17 октября | «Домашние животные» «Поделка из природного материала» | Обобщить и закрепить знания детей о домашних животных. Закреплять названия домашних животных и их детёнышей, где они живут, чем питаются. Какую пользу получает от них человек. Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать. Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин. | Беседа о животных. |
24 октября | «Нужная и важная вода» Аппликация – мозаика с элементами рисования | Формирование и систематизирование знаний детей о воде, о еѐ назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов. Дети нарезают полоски синей бумаги на мелкие кусочки, рисуют тучку на листе бумаги, намазывают клеем тучку и выкладывают мелкие кусочки цветной бумаги и в конце рисуют капельки цветными карандашами. | Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»; Пение «Туча», «Кап, кап…», «Солнечные зайчики и тучка», пальчиковая игра «Облака» |
31 октября | «Перелётные птицы» «Картинка из ниток» | Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать. Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином». Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Продолжать приклеивать пряжу (нитки) к картону на контурное изображение. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». 3. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы». |
7 ноября | «Кто живёт в реке» Конструирование «Рыбка» | Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности. Изготовление рыбки из еловых или сосновых шишек и пластилина | 1. Беседа, «Какие животные называются водными» 2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели» Обратить внимание на внешние особенности. |
14 ноября | «Удивительные камни» | Дать понятие о камнях и их свойствах. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности. Вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качества камня (разноцветный, круглый, овальный, острый, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, гремит, прочный, крепкий, твердый) и его пользе. | 1. Рассмотреть камни. 2. Назвать их свойства и особенности. 3. Опыты с камнями. |
21 ноября | «Защитим ель и сосну»
| Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия. Активизировать словарь детей: ель, сосна. Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания. | 1. Дидактическая игра «Иней на ветках» 2. Дидактическое упражнение «Один-много» 3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Живи, елочка!». |
28 ноября | «Синичкин праздник» «Обрывная аппликация» «Синичка» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. Развлечение: «Синичкин праздник» Продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать их на нарисованную форму. | Беседа «Угадай, какая птица». Использование художественного слова. Загадывание загадок. |
5 декабря | «Дикие звери зимой» «Поделка из природного материала» - «Ёжик». | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Закреплять знания детей о диких животных; расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина. | Чтение стихотворений, творческие задания, беседа, загадывание загадок. |
12 декабря | «Путешествие в зимний лес» «Аппликация с использованием пластилина | Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу Воспитывать любовь и сочувствие к животным. Использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание. | 1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) 3. Д/и «Чей хвост?». |
19 декабря | «Снежинка» «Учить рисовать в смешанной технике (парафиновая свечка и акварель». | Продолжать знакомить детей со свойствами снега: белого цвета, холодный, в тепле тает. Познакомить детей с образованием снежинок, используя опыт, показать образование пара; дать знания о пользе снега. Активизировать словарь детей: первый снег. Закрашивать акварелью лист бумаги, на котором, заранее парафином нанесен рисунок «снежинки». Способствовать развитию воображения и творческой активности. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» |
26 декабря | «Зимняя красавица - ель» «Рисование восковыми мелками» | Показать особенности строения хвойных деревьев. Расширять временные представления. Развивать любознательность. Формировать желание заботиться об объектах живой природы. Учить изготавливать плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения елочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). | Беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа. |
9 января | «Наблюдение за снегом и льдом» «Рисунок из ваты» «Зайчик – побегайчик». | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закрепить названия и последовательность зимних месяцев; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы: развивать способность наблюдать; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Изготовление объемной, мягкой картины из ваты на рисунке. Развивать творчество и фантазию. | Беседа, наблюдение. Проведение опытов. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.) |
16 января | «Жизнь птиц зимой». «Зимующие птицы». Рисование красками ветки рябины. | Расширять представления о многообразии зимующих птиц, их образе жизни, питании. Закрепить понятие «зимующие птицы». Совершенствовать умение отгадывать загадки. Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них. Учить рисовать ветку рябины. | Беседа, игра «Накорми птицу» Дид. игра «Доскажи словечко» Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы» Рассказ о жизни птиц зимой Беседа «Чем мы можем помочь птицам» |
23 января | «Зимние явления в природе» «Лепка из солёного теста» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Учить детей изготавливать снежинку из четырёх тонких колбасок, пересекающихся в центре | Использование художественного слова, практическая работа Игра «Исправь неверное» Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? |
30 января | «Воздух и его свойства» | Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, его свойствам и значении. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха), ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов. | Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого Опыты с воздухом |
6 февраля | «Ветер, ветерок» | Уточнять и расширять представление детей о ветре, его свойствах. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с воздухом, устанавливая элементарные причинно-следственные выводы. Расширять представления о взаимосвязях, происходящих явлений в опыте. | Наблюдение за ветром (использование вертушек) Опыты с ветром |
13 февраля | «Дикие животные в лесу зимой» «Конструирование – оригами» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперёк. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Загадывание загадок о животных. |
20 февраля | «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. | Беседа с элементами труда, экспериментирование: «Как вода поступает в растение на примере лука», зарисовка. |
27 февраля | «Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | Опыты с водой, песком; беседы о добре и зле. |
6 марта | «Весна». «Открытка для мамы». | Закрепить представления детей о весне, ее признаках. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне и о весеннем празднике. Учить равномерно намазывать детали клеем. Воспитывать аккуратность в работе. | 1. Загадывание загадок о весне. 2. Игра «Чудесный мешочек» 3. Игра «Скажи наоборот» |
13 марта | «Уход за комнатными растениями» | Развивать интерес к комнатным растениям; уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле. | Рассматривание инструментов. Рыхление почвы. Протирание листочков. Полив растений. |
20 марта | «К нам весна шагает быстрыми шагами» «Аппликация из цветной бумаги» «Первые цветы»: | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок. | Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» |
27 марта | «Как солнце жизнь дает земле» Рисование манкой | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес. Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку). | 1. Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей» 2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце» |
3 апреля | «Забота о здоровье» «Мозаичная аппликация» «Яблочко». | Формировать привычку к здоровому образу жизни; формировать представления дошкольников о зависимости здоровья, о двигательной активности, о питании, о правилах гигиены. Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги вкруговую, соблюдая расстояние между ними. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
10 апреля | «Огород у нас не плох» | Вовлекать детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений; развивать интерес к опытнической и исследовательской работе. | 1. Беседа «Что нужно растению?» 2. Посадить лук, петрушку. 3. Дальнейшие наблюдение и уход. |
17 апреля | «Первые цветы в природе» «Рисование методом тычка». | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы методом тычка (большие и маленькие). Учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умения рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, экспериментирование: «Вслед за солнцем». |
24 апреля | «Птицы весной» Изготовление скворечников из бумаги. | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Учить изготавливать скворечники из бумаги. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц 3. Беседа «Для чего нужен скворечник» |
8 мая | «Насекомые» «Рисование поролоновой губкой по трафарету». | Способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым). Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. Учить правильно набирать краску на поролоновую губку и прикладывать ее к трафарету, оставляя отпечаток, дорисовывать детали с помощью ватной палочки. | 1. Рассмотреть иллюстрации. 2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. 3. Рисование «Бабочка» |
15 мая | «Цветущий сад» «Рисование пальчиками, тычками» «Весеннее дерево» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период – почки, листья, цветы, основные потребности, части растений). Закрепление знания о времени года, о признаках весны; познакомить детей с процессом "Где яблоня прячет семена?". Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры ствола и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки. | 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) 3. Работа с календарём природы. |
22 мая | «Путешествие по экологической тропе» «Весенние цветы» | Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей. | 1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу» 2. Целевая прогулка по экологической тропе |
29 мая | «Что такое облака, дождь, гроза?» «Коллективная работа» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Рисование дождя и туч с помощью пальчиков, ватных палочек, поролоновой губки. Наклеивание на картину дерева из скрученной бумаги, кроны - из салфеток. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. |
Требования к уровню освоения рабочей программы детей 3-4 лет.
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):
Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Диагностика экологических знаний дошкольников, адаптированная для детей младшего дошкольного возраста.
1 -й вариант.
Цель методики: определить критерии сформированности знаний:
- о растительном мире;
- о мире животных;
- о неживой природе;
- о временах года;
- отношение к миру природы.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Задание 1. (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: определить уровень знаний о характерных особенностях представителей мира животных.
Оборудование: Дидактическая игра для детей младшей группы «Угадай, где мы живем».
Проведение: предлагаю поиграть ребенку в игру «Угадай, где мы живем». Перед ребенком две картинки: одна с изображением деревенского дома, вторая – с изображением леса и картинки с изображением разных домашних и диких животных. Ребенку нужно «поселить» каждое животное в среду его обитания.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Различает и называет при рассмотрении картинок домашних и диких животных. Выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Имеет представление о диких и домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, живут в лесу, сами добывают пищу). Узнает основные признаки типичных представителей разных групп животных (у птиц – крылья, хвост, клюв, тело покрыто перьями; у животных – лапы, хвост, уши, тело покрыто шерстью; у рыб – туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуей).
Средний уровень.
Ребенок допускает незначительные ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика.
Называет не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускает неточности.
Уровень ниже среднего.
Часто допускает ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, затрудняется в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика.
Задание 2. (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: Карта с изображением травы, деревьев, цветов. Карточки-модели с изображением частей дерева, частей растений.
Проведение: Воспитатель просит показать на карте деревья, траву, цветы. Спрашивает названия деревьев, изображенных на картине (ель, береза). Спрашивает, чем ель отличается от березы, что у них общего.
Далее воспитатель предлагает карточки-модели с изображением частей дерева и просит собрать дерево, называя при этом его части. Аналогично собирается растение.
Затем воспитатель подводит ребенка к уголку природы и просит назвать части комнатного растения, затем задает вопросы по уходу за комнатными растениями.
Высокий уровень.
Ребенок различает траву, деревья, цветы. Называет их отличительные признаки (трава низкая, деревья – высокие, цветы разной окраски, имеют запах). Различает березу и ель. Называет их отличительные признаки ( у березы – листья, ствол белый с черными пятнами; у ели – листьев нет, есть иголки). Называет соответствующим словом. Понимает необходимость ухода за комнатными растениями, рассказывает, как нужно ухаживать. Узнает некоторые овощи и фрукты, называет соответствующим словом.
Средний уровень.
Допускает незначительные ошибки в называниях отличительных признаков деревьев, травы, цветов.
Различает березу и ель, затрудняется в назывании отличительных признаков березы и ели, называет их с помощью наводящих вопросов. Затрудняется в выделении частей дерева, растения (выделяет не все части, либо не может назвать какую-то часть соответствующим словом). В различении и назывании овощей и фруктов допускает незначительные ошибки. О способах ухода за комнатными растениями рассказывает с помощью взрослого.
Ниже среднего.
Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, трава, цветы. Различает березу и ель, не может назвать отличительные признаки. Не выделяет части дерева, части растения, не может назвать соответствующим словом. Не может рассказать, как нужно ухаживать за комнатными растениями. В различении овощей и фруктов также допускает ошибки.
Задание 3. (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: в центре песка и воды: тазик с песком, тазик с водой, поднос с камнями, лейка с водой, совочек, прозрачная баночка из пластика.
Проведение: после того, как ребенок назовет объекты неживой природы, воспитатель предлагает ответить на вопросы о свойствах песка и воды, камня
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребенок без труда определяет объекты неживой природы. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы: (вода: течет, бывает холодная, горячая, теплая, ею умываются, купаются, пьют, вода прозрачная; песок: бывает сухой, мокрый. Сухой сыплется, из него нельзя строить, он рассыпается, мокрый – липкий, из него можно строить; камни бывают разной формы, цвета, размера, твердые, прочные.)
Ребенок имеет представление о возможности получить нужные свойства по желанию. Рассказывает, для чего нужны вода, песок, камни, что можно с ними делать.
Средний уровень.
Ребенок определяет объекты неживой природы. Называет основные отличительные признаки объектов неживой природы. Аргументирует свои ответы с помощью наводящих вопросов взрослого. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего.
Ребенок определяет объекты неживой природы. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов. Не аргументирует свои ответы. Затрудняется ответить на вопрос, как люди используют объекты неживой природы.
Задание 4. (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: определить уровень знания времен года.
Оборудование: Дидактическая игра «Времена года».
Проведение: Ребенку предлагаются картинки с изображением времен года и предлагают подобрать к ним соответствующие картинки (картинки, подходящие по содержанию к каждому времени года, на которых изображены явления живой природы, деятельность людей в определенное время года). Воспитатель по ходу выполнения задает вопросы по каждому времени года.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребенок знает времена года, правильно называет их. Знает характерные признаки каждого времени года. Замечает и называет состояние погоды, явления природы (тепло, холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер), их взаимосвязь (солнце – светло, тепло; нет солнца – пасмурно, и т.д.
Средний уровень.
Ребенок правильно называет времена года. В назывании явлений природы допускает незначительные ошибки. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
Уровень ниже среднего.
Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется в определении явлений природы, состояния погоды. Не знает характерных признаков разных времен года.
Мониторинг освоения программы воспитанниками
на начало 2019-2020 учебного года
Мониторинг освоения программы воспитанниками
на конец 2019-2020 учебного года
Требования к уровню подготовки детей 4-5 лет:
Воспитанник должен | |
ЗНАТЬ | Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. | О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. |
УМЕТЬ | Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения. Обеспечивать уход за растениями цветников Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала. |
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (С.Н. Николаевой)
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:
- в какой степени ребенок освоил экологические знания;
- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного). Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.
Методика эксперимента.
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний
- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов - низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов - средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов - высокий уровень.
Содержание диагностического инструментария:
Представления о природе.
А) Живая природа.
Задание 1.
Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание 2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.
Задание 3. Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.
Задание 4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 5.
Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3-4 вида домашних и диких животных, 3-4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание 6.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
Задание 7.
Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его (ее) месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
Б) Неживая природа.
С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
Оценка деятельности:
1 балл - представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла - у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла - сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе.
Задание 1.
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл - ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла - с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.
3 балла - предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл - ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла - сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна - увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.
3 балла - охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) - ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) - ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.
Мониторинг освоения программы воспитанниками
на начало 2020-2021 учебного года
Мониторинг освоения программы воспитанниками
на конец 2020-2021 учебного года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о районном смотре- конкурсе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по экологическому воспитанию детей "Экобэби"
Представлено Положение о районном смотре-конкурсе "Экобэби", которое разработано в соответствии с положением областного этапа смотра- конкурса...
Комплексно – тематическое планирование дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»
Наша планета Земля в опасности, ей необходима помощь. Но экологическое самосознание детей сформировано еще недостаточно; в большинстве случаев преобладает потребительское отношение к природе, и оно ус...
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.
В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников "Юный эколог"
Содержание ПРОГРАММыПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬРАЗДЕЛ 1Пояснительная записка41.1.Актуальность проблемы.4-51.2.Нормативные документы.5-61.3.Образо...
Парциальная программа экологического воспитания дошкольников «Юный Эколог» С.Н.Николаева,
Программа экологического воспитания дошкольников «Юный Эколог» С.Н.Николаева,...
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.
В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...