Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Цыганкова Юлия Сергеевна

Рабочая программа

дополнительного образования

по экологическому воспитанию детей

раннего дошкольного возраста 

посредством кружковой деятельности

«Друзья природы»

 

Возраст детей: 2-3 года

Срок реализации: 1 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020-2021_tsygankova_dop_druzya_prirody.docx723.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска

Рабочая программа

дополнительного образования

по экологическому воспитанию детей

раннего дошкольного возраста 

посредством кружковой деятельности

«Друзья природы»

Возраст детей: 2-3 года

Срок реализации: 1 год

Составитель: Цыганкова Ю.С.

Смоленск, 2020 г.

 

Программа кружка по экологии «Друзья природы»

для детей раннего дошкольного возраста (2-3 года)

Пояснительная записка

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и

каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологиче-

ские законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине

ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с

природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всѐ,

что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое

воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего

времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура

ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состоя-

ния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека,

его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается

позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окру-

жающим людям. Основным содержанием экологического воспитания являет-

ся формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным

явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в

дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они по-

стоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зе-

леные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья

снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир при-

роды пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затраги-

вает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их цен-

ностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно

рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, за-

поминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к при-

роде.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает раз-

ные аспекты экологического образования дошкольников. Программой преду-

смотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста,

но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь

нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений по-

становки и проведения простейших опытов. Например, выращивание расса-

ды для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение

данной образовательной программы, дошкольники получают экологические

знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, спо-

собность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную

помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответ-

ственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

 

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоро-

вительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответ-

ствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности

в четверг - 16.00, общее количество занятий - 32, продолжительность 10-15

мин.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологи-

ческого сознания, способность понимать и любить окружающий мир и при-

роду.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни че-

ловека;

Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресур-

сам;

Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания

дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа

сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репро-

дукций; проведение дидактических игр;

Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,

дидактических, игр - драматизаций и др.);

загадывание загадок;

Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружк обращается особое

внимание на следующие основные направления.:

Познавательно-развлекательное  направление ставит целью знакомство

детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности че-

ловека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление  - изучение растительного и животного ми-

ра, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и

др.).

 

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктив-

ной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые

конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.

Перспективный план работы кружка

Дата

Литература

Тема

Задачи

Содержание

Октябрь

«Расскажи Хрюшке оУточнить представления детейИгра «Найди растение», физ-

комнатных растени-о растениях в группе, о необхо-культминутка «цветы», дидакти-

1

неделя

ях»

димых для них условиях жизни.ческая игра «За каким растением

Познакомить с новыми расте-спрятался Хрюша?»; экспери-

ниями. Научить узнавать иментирование: «Что нужно рас-

называть части растения (ко-тениям для роста».

рень, стебель, лист, цветок

2

неделя

неделя

«Осеннее дерево»

Формировать умения детейНетрадиционная техника рисова-

наблюдать явления природы,ния:

кляксография.

анализировать и делать выводыДид.игра «.Найди листок какой

о некоторых взаимосвязях ипокажу»

закономерностях.

3

«Домашние

ные»

живот-Формировать у детей обобщен- Беседа, дид.игра »Кто что лю-

ные представления о домашнихбит», настольная игра «Зверята»

животных: как за ними надо

ухаживать, какую пользу при-

носят, какие условия нужны

для жизни.

4

неделя

«Дождик, дождик..

«Воробьишка»

Развивать способности детейпальчиковая игра «Дождик»

наблюдать сезонные явления и

их изменения. Формировать

умения выделять характерные

признаки осеннего и летнего

дождя.

Ноябрь

Знакомить детей с зимующимиПодвижная игра «Кто в домике

птицами: воробьи. (Уточнить сживет?»

детьми, как изменения в приро-Пальчиковая гимнастика «Гра-

де повлияли на жизнь воробья).чи»;

Развивать интерес к наблюде-Речевая игра «Кто же это?»

ниям за птицами.

1

2

3

4

неделя

неделя

неделя

неделя.

«Синичкин праздникФормировать у детей желаниеБеседа «Угадай, какая птица»,

12 ноября»

по-доброму относиться к живойнаблюдение, использование ху-

природе. Учить организовыватьдожественного слова, подв. игра

самостоятельно

птиц регулярно.

подкормку«Лиса и птицы»

«Дикие звери зимой» Продолжать формировать зна-Чтение стихотворений, подв. иг-

ния о лесных обитателях. Раз-ра «Зайцы волк», беседа,

и

вивать у детей представления о«Найди маму»-дид.игра.

последовательности событий в

жизни лесных зверей.

Развивать способности наблю-Наблюдение, беседа, чтение по-

дать сезонные явления и ихзнавательных рассказов, экспе-

изменения, внимания и памяти,риментирование: «Знакомство со

«Снежинка»

видеть красоту природы.

Ёлочка-зелѐная иго-Знакомить детей с понятием,Наблюдение,

лочка что в шишках находятся семенара «Найди по описанию»,

свойствами снега»

Декабрь

беседа,

иг-

1

неделя

хвойных деревьев. Формиро-«Укрась ѐлочку»

вать умение детей различать

еловую и сосновую шишку. а.

2

неделя

«Плыли по небу туч-Расширять представления детейБеседа «Какие бывают облака»,

ки»

о явлениях неживой природы:наблюдение, использование ху-

рассказать детям, какие бываюдожественного слова; экспери-

 

облака. Развитие наблюдатель-ментирование: «Ветер дует, ло-

ности.

дочка плывѐт»

3

неделя

неделя

«Снежный хоровод» Продолжать

учить

детейНаблюдение,

рассматривание

наблюдать явления природы:картины

снегопад видеть красоту«Снежинки»

окружающего мира.

«Зимняя красавица -Приобщить к желанию насла-Игровой сюрпризный момент,

«Зима», рисование

и

4

ель»

ждаться запахом хвойного де-составление рассказа-описания о

рева. Способствовать развитиюели с опорой на план, игра - ими-

умения называть характерныетация «Собери шишки,

особенности строения ели,

Январь

«Наблюдение за сне-Формировать реалистическоеЭкспериментирование

гом и льдом» понимание неживой при роды;может литься и брызгать», ис-

закреплять знания о том, чтопользование художественного

вода может быть в твердом со-слова. Чтение рассказа Николае-

стоянии (снег, лед). вой « Путешествие капельки»

«Вода

1

неделя

2

неделя

«Жизнь птиц зимой» Учить детей рассматриватьБеседа, игра «Накорми птицу»,

птиц, различать их по размеру,дид. игра «Улетают – не улета-

окраске оперения, издаваемымют», прослушивание голосов

звукам. Познакомить

названиями.

с

ихптиц

3

неделя

«Мороз – удивитель-Вызывать у детей интерес кЗагадывание загадок, наблюде-

ный художник» зимним явлениям природы.ния на прогулке, использование

Развивать зрительную наблю-художественного

дательность, способность заме-практическая работа

чать необычное в окружающем

мире и желание отразить уви-

денное в своем творчестве. Раз-

вивать воображение и творче-

ство.

слова,

Февраль

«Выращиваем лук наВызывать интерес к выращива-Беседа с элементами труда, экс-

1

неделя

окошке»

нию огорода на окошке, жела-периментирование

ние наблюдать за изменениями

в луковицах. Учить создавать

ситуацию опыта

2

неделя

«Дикие животные вСпособствовать: обогащению иБеседа о белке, еже, зайце, лисе,

лесу зимой»

углублению знаний детей омедведе,игра «Мы маленькие

диких зверях в зимний период,зайчики», игра «Чья тень»

развитию умения устанавливать

связи между зимними условия-

ми и особенностями поведения

зверей.

3

неделя

«Лаборатория

рых дел»

доб-Формировать понятие о добро-Опыты с водой, воздухом, игры с

те, привычку совершать добрыемыльными пузырями беседы о

поступки; воспитывать интересдобре и зле.

к экспериментальной деятель-

ности; анализировать явления,

делать выводы; развивать по-

знавательный интерес, логиче-

ское мышление, речь детей;

вызвать чувство радости у де-

тей

4

неделя

«Наблюдение за се-формировать представления обИспользование художественного

зонными изменения-изменениях природе;слова; Подвижные игры: «Хитрая

в

ми»

учить различать характерныелиса», «Круглый год»-настольная

приметы конца зимы (перваяигра

капель);

закреплять умение восприни-

мать поэтическое описание зи-

мы.

Март

1 неделя

«К нам весна шагаетПродолжать учить запоминатьЧтение

стихотворения

быстрыми шагами» названия весенних месяцев;“Март”,«Весна идѐт», д/и «Найди

 

дать представления об измене-настроение, покажи настроение»,

ниях, происходящих раннейэкспериментирование: «Взаимо-

весной в природе. Развиватьдействие воды и снега»

навыки элементарной исследо-

вательской деятельности, логи-

ческое мышление.

2

неделя

неделя

«Наши четвероногиеФормировать у детей представ-Наблюдение, подвижные игры

друзья – собака»

ления о том, что собака умное «Семья»-настольная игра, срав-

домашнее животное, предананение кошки и собаки

человеку, еѐ можно дрессиро-

вать и использовать на разных

полезных службах.

«Забота о здоровье» Способствовать воспитанию уИгра «Порадуйся солнышку»,

детей бережного отношения к «Что полезно для здоровья, что

своему здоровью; формироватьвредно», беседа о витаминной

представления о том, что в ве-пище.

3

сеннее время особенно полезны

витаминная пища (зеленый лук

и др.) и солнце;

4

неделя

«Первые цветы вПобуждать детей радоватьсяСравнительный рассказ о мать-и-

природе»

первым весенним цветам, про-мачехе и одуванчике, загадки,

должать знакомить их с назва-чтение стихов, «Собери цветок из

ниями, с особенностями строе-частей»

ния.

Апрель

«Божья коровка»

Учить детей внимательно отно-Наблюдение за божьей коровкой,

ситься к окружающему миру.аппликация.

Воспитывать интерес к природ-

1

неделя

ным явлениям, уточнить пред-

ставления о внешних особенно-

стях жучка.

2

3

неделя

неделя

«Жучки»

Расширить знания об охранеЗагадывание загадок, «Угадай

природы. Воспитывать у детейчто за насекомое», лепка «зелѐ-

интерес ко всему живому и ная гусеница»

бережное отношение к природе.

«Пернатые гости»

Способствовать

обобщениюБеседа, изготовление скворечни-

представлений о птицах в ве-ков, наблюдение за птицами на

сенний период: изменение ихучастке детского сада, рассмат-

поведения – греются на солнце,ривание иллюстраций (разные

на деревьях, чирикают, гнезду-виды гнезд, появление птенцов и

ются, выводят птенцов и др.;т. д.),»Узнай по голосу какя

воспитывать любознательность,птичка»-игра. Аппликация «Пти-

желание заботиться о птицах. цы на кормушке»

4

неделя

«Волшебница весна» Закрепить представления детейБеседа, художественное слово,

о весне, о характерных особен-аппликация из ткани «Полянка

ностях данного времени года.цветов»

Обратить внимание детей на

первые

признаки

вес-

ны. Развивать у детей интерес к

живой природе, эмоциональ-

ную отзывчивость.

Май

«Солнышко на трав-Уточнить знания детьми цвет-Чтение стихов, продуктивная

1

неделя

ке»

ка, умение найти его по листь-деятельность-ромашка экспери-

ям, форме соцветия, формиро-ментирование «Тепло – холод-

вать у детей интерес к работе с но».

краской. Продолжать вызывать

у детей интерес к живым цве-

там.

2

неделя

«Что такое облака,Дать понятие об испарении во-Наблюдение,

дождь, гроза?»

ды, образовании облаков, элек-рассматривание

трических разрядах в доступ-чтение.

ной форме. Познакомить детей

иллюстраций,

с правилами поведения во вре-

 

мя грозы.

3

4

неделя

неделя

«Песочные

зии»

фанта-Расширять кругозор детей: .Пальчиковая гимнастика , игры с

Закрепить знания о свойствахпеском,.экспериментирование:

песка. Развивать образное и«почему песок сыплется».

логическое мышление. Разви-

вать тактильную чувствитель-

ность и мелкую моторику рук.

Обогащать

эмоциональную

сферу детей

Экологическая тро-Развивать умение наблюдать

па

Экскурсия, рассматривание оби-

тателей тропы, чтение стиха «Бе-

регите

приро-

ду».подв.игра»Раз.юдва,три

дереву беги»

к

 

Планируемые результаты

Воспитанник должен

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелѐтных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой

природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времѐн года и явлениях

природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к

окружающему миру и последствиях экологически неграмотного по-

ведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать

уход за растениями цветников

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой

на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материа-

ла..

 

Диагностика по экологическому воспитанию.

1

.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов рас-

тений

.Имеет представления о животном мире, называет представителей животно-

го мира.

.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарствен-

ных растения,

.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обита-

телей водоемов

2

3

4

5

6

7

.Имеет представления о правилах поведения в природе

.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении

.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями

Оценка уровня развития:

1

2

балл – не называет или называет 1 признак, вид

балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида,

признака, свойства

балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства

3

От 21 до 15-высокий уровень

От15 до 7-средний уровень

От7 до 0-низкий уровень

 

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания

дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

2

. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов

дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.:

ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

3

. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:

Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для

воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999

. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва

4

5

6

7

1

992 Артемова Л. Н.

. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва

995 Николаева С. Н.

. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»,

Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.

. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошколь-

ника.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...

Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...

Рабочая программа дополнительного образования "Развивай - ка" для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Физическое развитие» и включает не только работу по сохранению, укреплению и по охране здоровья де...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....

ПРОГРАММА дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Раз-словечко, два-словечко» на 2022-2023 учебный год

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.Значение фолькло...