Рабочая программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям своего народа, к традициям своей семьи, родной страны, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, это памятные места родного села, кожууна, республики, его исторические и культурные центры, и, конечно это люди, гордость и слава родного края. Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении. Программа кружка рассчитана на то, чтобы воспитанники изучили и познали свою историю – историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему селу, людям, живущим в нем. Это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине, культуре тувинского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Юный краевед" | 57.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аян» с.Самагалтай
Согласовано: на педагогическом совете МБДОУ д/с «Аян» с.Самагалтай Протокол №__ от «__» ____ 2023 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с «Аян» с.Самагалтай ___________Кунзет С.В. от «___» ______ 2023 г. |
Рабочая программа
кружка «Юный краевед»
для воспитанников старшей группы
Направление: познавательное развитие (духовно-нравственное воспитание)
Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год
Разработала воспитатель:
Кыргыс М.М.
Самагалтай 2023 г.
Содержание:
- Целевой раздел……………………………………………………..3
- Пояснительная записка……………………………………………..3
- Нормативно-правовая база …………………………………………4
- Цели и задачи программы………………………………………….4
- Срок реализации программы……………………………………...4
- Принципы и подходы к формированию программы…………….5
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей..5
- Список детей, посещающих кружок……………………………...7
- Планируемые результаты освоения Программы…………………8
2.Содержательный отдел………………………………………………10
2.1. Основное содержание работы………………………………………10
2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы…….10
2.3. Календарно-тематический план…………………………………….11
3.Организационный раздел……………………………………………21
3.1. Условия реализации программы……………………………………21
3.2 . Материально – техническое обеспечение программы…………...21
3.3. Список используемой литературы………………………………...22
«Мира не узнаешь, не зная края своего!»
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям своего народа, к традициям своей семьи, родной страны, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, это памятные места родного села, кожууна, республики, его исторические и культурные центры, и, конечно это люди, гордость и слава родного края. Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении. Программа кружка рассчитана на то, чтобы воспитанники изучили и познали свою историю – историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему селу, людям, живущим в нем. Это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине, культуре тувинского народа.
1.2.Нормативно-правовая база.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основе примерной образовательной программы по развитию тувинской речи для ДОУ Республики Тыва. Программа кружка «Юный краевед» предназначена для использования детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и включает в себя работу по следующим направлениям:
- Моя семья;
- Мое село;
- Мой кожуун;
- Кызыл – столица Республики Тыва;
- Моя республика;
Новизна и теоретическая значимость Программы заключается в: формировании интереса у дошкольников к культурному наследию тувинского народа; воспитании у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, селу, кожууну, родной республике; расширении кругозора детей, развития социального и эмоционального интеллекта.
1.3. Цели и задачи программы:
Цель:
- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
- развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
- углубленное изучение истории родного края;
- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию.
1.4. Срок реализации программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает два
возрастных периода развития детей: старшая группа (5-6 лет), подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Продолжительность занятия в старшей группе – 25-30 минут;
Форма проведения занятия: групповое.
1.5 Принципы и подходы к формированию программы
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по программе:
- принцип наглядности
- принцип энциклопедичности
- принцип интеграции
- принцип развивающего характера образования
- принцип индивидуализации
- принцип единства с семьей.
1.6. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Всё это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.
Серьёзное внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Важным показателем самосознания детей 5–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
1.7.Список детей, посещающих кружок:
№ п/п | Ф.И.О ребенка | Дата рождения ребенка |
1. | Аракчаа Санчай | |
2. | Балдан Маадыр | |
3. | Дамбыра Агата | |
4. | Ооржак Алдынай | |
5. | Павуужап Долма | |
6. | Аралдии Как-Демир | |
7. | Эренчин Сухбат | |
8. | Хертек Чараштаа | |
9. | Аралдии Анисья | |
10. | Дамбыра Ай-Хаан | |
11. | Монгуш Очур | |
12. | Ондар Айда-Сай | |
13. | Ооржак Чимит | |
14. | Увангур Аделина | |
15. | Сенди Чайырлаш | |
16. | Хаспаа Сайхоо | |
17. | Тумен Байыраа | |
18. | Олет Ай-Хаан | |
19 | Чооду Андриана | |
20 | Булчун Номина | |
21 | Домбуу Саян | |
22 | Карти Вионесса | |
23 | Кыргыс Буян-Кежик | |
24 | Биче-оол Анзат |
1.8.Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы.
Целевые ориентиры освоения Программы
Раздел | Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Родной край | Имеют представления о погодно – климатических и сезонных изменениях в природе. | Имеют представления о погоде, сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе. |
2. Географическое положение | Знают географическое расположение села Самагалтай, умеют находить село на карте. | Знают географическое расположение села Самагалтай, умеют находить село на карте, знают географические особенности региона. |
3.Село Самагалтай | Знают социокультурные учреждения села, краткую историю возникновения и развития своего села. | Знают социокультурные учреждения родного села, историю возникновения и развития родного села, могут показать село на карте Республики Тыва. |
4.Город Кызыл | Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города. Ориентируются на карте города Кызыл. | Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте. |
5. Население республики | Имеют представления о традиционном быте тувинцев и условиях проживания. | Знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о тувинском костюме. |
6. Традиции, промыслы | Знают сказки, легенды, обычаи нашего народа. | Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором народа (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты |
7. Растительный мир | Знают условия произрастания растений. | Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания. Знают лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные растения. |
8. Животный мир | Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны – лисица, волк, заяц, белка, медведь, кабан, сурок, барсук, косуля, соболь, куница, лось. | Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных. Знают разнообразие животных: белка, барсук, кабан, косуля, сурок, бобер, куница, лось. |
9. Символика Республики Тыва, Тес-Хемского кожууна. | Сформированы представления о символике родного края и родного кожууна (герб, флаг, гимн) | Сформированы представления о символике родного края и родного кожууна (герб, флаг, гимн) |
2.Содержательный отдел
2.1. Основное содержание работы
Задачи:
1.Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
2. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного края. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
3.Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Напоминание. Объяснение. Наблюдение. Развивающие. Игры. Игра-экспериментирование. Проблемные ситуации. Игровые упражнения. | Показ. Наблюдение. Беседа. Занятия. Игровые занятия. Игровые упражнения. Игры (дидактические, подвижные). Тематическая прогулка. Экскурсии. Проектная деятельность. Опыты. Конкурсы. КВН. Продуктивная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации. Чтение литературы. Посещение библиотеки. | Игры (дидактические, развивающие, подвижные). Игры-экспериментирования. Наблюдение. Опыты Продуктивная деятельность. | Опрос. Анкетирование. Семинары-практикумы. Консультации. Музыкально-литературные вечера и досуги. Коллекционирование Беседа. Совместная продуктивная деятельность. Выставки. Совместные экскурсии, прогулки в природу, походы. Встречи с интересными людьми. Совместная театрализованная деятельность. Конкурсы. |
2.3. Календарно-тематический план
План работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы.
Месяц | Тема | Задачи | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | "Моя семья" | 1.Расширять знания детей о своей семье, учить рассказывать о своих родственниках. 2.Продолжать учить делать простые умозаключения. 3.Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям. 4.Формирование представлений детей о семейных и родственных отношениях. | Аппликация: «Дом, в котором я живу» Рисование на тему "Моя семья". Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание семейных фотографий), работа с картой. Обсуждение ситуаций из жизни семьи. Сюжетно-ролевая игра "Семья". |
Октябрь | "Мое село – Самагалтай» | Развитие у старших дошкольников интереса к событиям прошлого и настоящего, культуре и традициям родного села, и его достопримечательностям. Каким было наше село в далёком прошлом, в каком жилище жили люди, как они одевались, на чём ездили. | Экскурсии по селу. Прослушивание песен о родном селе. Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей села. Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада). Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад). |
Ноябрь | Мой кожуун | 1.Формировать знания и представления о Тес-Хемском кожууне, сёлах кожууна, Знакомить с основной символикой кожууна (флаг, герб). 2.Ввести в активный словарь: существительные: Родина, страна, республика, кожуун, столица, язык; обогащать речь образными выразительными средствами (эпитетами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине); развивать долговременную память и мышление; развивать диалогическую речь. 3.Учить стихи о родном кожууне и селе, отрабатывать интонационную выразительность при чтении. 4.Воспитывать любовь к Родному краю. | Рассматривание иллюстраций картин о природе родного кожууна. Рисование на тему «Просторы моего кожууна». Разучивание стихов тувинских поэтов, писателей о кожууне и его природе; рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флага, герба кожууна; Прослушивание музыкальных произведений о родном кожууне; Просмотр видеороликов и презентаций о кожууне. |
Декабрь | Кызыл – столица Республики Тыва | 1.Расширять представления о городе Кызыл как о столице Республики Тыва и его достопримечательностях; 2.Ввести в активный словарь существительные: город, улица, река Енисей – Эне-Сай, парк, перекрёсток, улица прилагательные: цветущий, нарядный, зелёный, прекрасный, чистый; 3.Учить составлять рассказы из личного опыта по теме: «Кызыл-столица Республики Тыва»; 4.Воспитывать любовь к родному городу. | Рисование на тему "Кызыл – столица нашей республики". Беседа о достопримечательностях города. Дидактические игры «Собери пазл», «Найди лишнее» и т.д. Чтение тувинских народных сказок. Заучивание наизусть стихотворений о столице республики. Просмотр видеороликов и презентаций. |
Январь | "Наша Республика Тыва» | 1.Формировать знания и представления о Республике Тыва, основной символике (флаг, герб). 2.Ввести в активный словарь существительные: Родина, страна, президент, Россия, столица, государство, язык; прилагательные: богатая, любимая, огромная, единственная, прекрасная 3.Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Продолжить формировать представления, что в республике много городов и сёл. 4.Учить детей ориентироваться по карте республики. 5.Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь; 6.Воспитывать любовь к произведениям тувинских поэтов, художников, композиторов. 7. Знакомить детей с многообразием народов, проживающих в нашей республике (особенности быта, национальной одежды) 8.Воспитывать уважение к людям различных национальностей, эмоциональное ценностное отношение к своему родному краю. | Объяснение значения пословиц о Родине. Рассматривание репродукций картин о родной природе Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей республики Пение тувинских народных песен, частушек «Кожамык» о родине. Разучивание стихов тувинских поэтов о Родине, природе; рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флага, герба республики; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; виртуальные экскурсии по республике. |
Февраль | Устное народное творчество | 1.приобщение дошкольников к духовной культуре тувинского народа; 2.знакомить детей с тувинским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками. 3.Создавать условия для проявления детьми к родной земле, уважения к традициям своего народа. | 1.Беседы-ознакомления о видах тувинского устного народного товорчества. 2.Слушание тувинских народных песен, сказаний 3.Разучивание поговорок, пословиц, загадок. 4.Просмотр видеопрезентаций и мультфильмов. 5. Тувинские народные игры. |
Март | Растительный и животный мир Республики Тыва | 1.Формировать представления о культурных растениях, выращиваемых на территории республики, его растительном и животном мире. 2.Ввести в активный словарь существительные: названия деревьев, цветов, лекарственных трав, ягод, зерновых культур, птиц, диких и домашних животных. 3.Совершенствовать навык пересказа небольших текстов. | Рассматривание иллюстраций картин, открыток, книг о растительном и животном мире республики Просмотр видеороликов и презентаций о растительном и животном мире республики. Дидактические игры. |
Апрель | Народные традиции и быт тувинского народа | 1.Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом тувинского народа, убранством тувинской юрты. 2.Расширять словарный запас по теме. Обогащать словарь по теме. 3.Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам тувинской культуры. | 1.Разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений 2.Слушание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций 3.Консруирование из бумаги по теме «Тувинская юрта» |
Май | "Этот День Победы» «Мы потомки героев» Знаменитые люди нашей Республики |
Ввести в активный словарь существительные: памятник, победа, салют, слава, герой, подвиг, память; прилагательные: памятный, великий, бессмертный, героический. Учить выразительному чтению стихотворений по теме.
3.воспитание у детей чувства гордости за героев-земляков, жителей республики, внесших вклад в победу в годы Великой Отечественной войны. 3.Ознакомление с знаменитыми земляками. | Беседа о Великой Отечественной войне с просмотром фрагментов фильмов. Слушание и пение фронтовых песен. Игры (соревновательного характера) Виртуальные экскурсия к Вечному огню, памятникам, музея доблести и славы. Изготовление праздничных открыток Оформление выставки книг на военную тематику. |
3.Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
- Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально- психологического и других компонентов; - динамичность работы;
- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка; - объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
- становление высоконравственных, этических норм поведения. Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в ходе организованной образовательной деятельности, в совместной (партнёрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогают разнообразные формы работы с дошкольниками.
3.2 . Материально – техническое обеспечение программы
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы относятся: учебно-методический комплект, оборудование (ноутбук, проектор, телевизор)
3.3.Средства реализации Программы:
Альбомы, фото и видеоматериалы, энциклопедии, карты республики, кожууна, города Кызыл, перспективное планирование, конспекты занятий, бесед, игр, путешествий.
3.3. Список используемой литературы
1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., 2019 г.
2. Примерная образовательная программам по развитию родной (тувинской) речи детей дошкольных образовательных учреждениях Республики тыва «Торээн Тывам» / «Моя родная Тува» (для детей с родным тувинским языком)., Авторы: Ооржак Л.Х, Куулар А.Д., Монгуш А.А, Нончат Б.О.,
Кызыл, 2020 г.
3. Ооржак Л.Х. Книжки-раскраски для детей «Кудерек», «Долаана», Кызыл, 2019 г.
4.Ооржак Л.Х. Хрестоматия для воспитателей и родителей «Номчулга ному»., Кызыл, 2019 г.
5.Ооржак Л.Х. «Бомбурзек» / «Планета Земля», Кызыл, 2019 г.
6. Нончат Б.О. «Моя семья»/»Мээн ог-булем» для детей 4-5 лет. - Кызыл, 2020 г.
7. Нончат Б.О. «Мой город (моё село)»/ «Мээн хоорайым (суурум)» для детей 5-6 лет. – Кызыл, 2020 г. – Кызыл, 2020 г.
8. Нончат Б.О. «Моя Тува»/«Мээн Тывам» для детей 6-7 лет. – Кызыл, 2020 г.
9.Матова В.Н. «Краеведение в детском саду», Санкт-Петербург, 2015 г.
10. Козлова С.А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М.2012.
11. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный краевед»
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...
Конспект занятия кружковой работы по программе «Юные краеведы» в старшей группе Тема: «Народная игрушка кукла-самоделка»
Задачи:Художественное творчество:· Вызвать желание изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;·...
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомления детей с национальной культурой исусства народов Крайнего Севера используется дополнительная образовательная программа "Юный кр...
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомление детей с национальной культурой искусства народов Крайнего Севера используюется дополнительная образовательня программа "Юный к...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед » Туристско-краеведческой направленности
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности (вид деятельности - краеведение) является модифицированной и предполагает изучение малой родины обучающимися....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
Рабочая Программа кружка "Юные краеведы" для старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка "Юные краеведы" разработана для ознакомления старших дошкольников республики Мордовия с родным краем....