Конспект занятия кружковой работы по программе «Юные краеведы» в старшей группе Тема: «Народная игрушка кукла-самоделка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Задачи:
Художественное творчество:
· Вызвать желание изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;
· Формировать умение делать игрушку из ткани, пользуясь схемой последовательного выполнения работы.
Познание:
· Познакомить детей с историей и способом изготовления народной игрушки – куклы-самоделки;
· Развивать интерес к народной игрушке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konyuhova_s.l._nod_na_yarmarku.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко»
Полтавского района Омской области
Конспект занятия кружковой работы
по программе «Юные краеведы»
в старшей группе
Тема: «Народная игрушка
кукла-самоделка»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Конюхова С.Л.
Цель: Развитие умения в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку
Задачи:
Художественное творчество:
- Вызвать желание изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;
- Формировать умение делать игрушку из ткани, пользуясь схемой последовательного выполнения работы.
Познание:
- Познакомить детей с историей и способом изготовления народной игрушки – куклы-самоделки;
- Развивать интерес к народной игрушке.
Оборудование: экспонаты музея «Русская изба», мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска), запись русской народной песни «Ах, вы сени мои сени», презентация «Старинная кукла-самоделка», схема изготовления куклы.
Материал: лоскуты ткани, ножницы, клубки ниток, бусинки, бусы, подставка для демонстрации работ.
Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, колыбельных, словарная работа: знакомство со значением старинных слов «свертеть», «рядить»; рассматривание предметов народно-декоративного творчества, экскурсия в музей.
Работа с родителями: привлечение родителей к пополнению и изготовлению экспонатов для мини-музея в группе (сундук, макет русской печи, куклы в национальных костюмах, самовар, ложки деревянные, символы народных праздников – кулич, жаворонки, чучело Масленицы; куклы-самоделки).
ХОД НОД:
1.Вступительная часть.
Дети входят в группу, звучит русская народная мелодия
«Ах, вы сени, мои сени!»
- Ребята, слышите песню?
Дети: Да!
- А про что она?
Дети: Про сени
-А что такое сени?
Дети: Ответы детей
- Где вы видели сени?
Дети: В нашем Полтавском музее.
-Что еще вы там видели?
Дети: Русскую избу.
Педагог и дети проходят в музей «Русская изба».
-В нашей группе тоже есть музей русской избы. Расскажите, что есть в нашем музее.
Дети: Есть самовар, куклы в русских костюмах, сундук и печь и т.д.
-Правильно. Раньше ребята не было шкафов, кроватей и спали на лавочках, дети после уличных гуляний, сушились на печке, играли в разные игрушки.
Я вам сейчас расскажу об одной из самой любимой игрушке кукле-самоделке.
Дети рассаживаются на скамейки, покрытые домоткаными ковриками.
Презентация «Кукла-самоделка»
- Слайд.
Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть досто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков. Ребята, «свертеть» это старинное русское слово, значит сделать, смастерить.
- Слайд.
Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла.
- Слайд
У нее появились ручки, ножки, но лица как и у кукол бревнышек по-прежнему не было. Так как по старинному поверью «если у куклы было лицо, она могла принести беду в дом, поэтому куклы были безликие». После этого ее можно было, и «рядить», это старинное русское слово означало наряжать.
- Слайд.
Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, ее и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники». Так играли девочки постарше.
- Слайд.
Если девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».
- Слайд.
А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком, качали ее, пели колыбельную.
Давайте мы с вами тоже споем колыбельную.
«Ай, люли, люли, люли
Кукле радуемся мы
Станем куколку качать
Ее не будем огорчать
Мы ей песенку споем,
засыпай ты крепким сном
баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай».
Пение колыбельной под русскую народную мелодию.
Ребята встают в круг и по очереди передают (имитируя) куклу и качают ее.
-Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А вам хотелось бы подержать такую куклу?
Дети: Да
-А что мы можем?
Дети: Смастерить куклу
-Вы умеете мастерить русскую куклу?
Дети: Нет
-Эта проблема решаема, я научу вас вертеть такую куклу.
2.Совместная продуктивная деятельность.
Я показываю основные этапы ее изготовления:
1слайд: Сначала на большом квадрате ткани, находим серединку, положив в нее небольшой кусочек ваты, теперь голова стала круглой формы.
2 слайд: Завязываем ниткой на уровне шеи. Получилась голова.
3слайд: Теперь свободные концы ткани выравниваем, отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой с обеих сторон. Вот и руки готовы.
4 слайд: Оставшийся уголок ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе.
5 слайд: Чтобы наша кукла получилась нарядная, мы сделаем ей юбочку из маленького лоскутка ткани.
-Я думаю, что у нас все получится. Для этого я вам приготовила небольшую подсказку. Давайте уточним, запомнили ли вы как делать куклу.
Дети проговаривают этапы выполнения работы. Проходят за столы.
-Но чтобы наша кукла была еще наряднее, мы ее украсим бусами. На столах у нас есть все для работы, осталось приготовить наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
-Каждый возьмите по большой бусинке, положите на ладошку. Катать мы ее будем круговыми движениями, повторяем вместе со мной:
«А мы бусинки катали
И желания загадали
Чтоб здоровым всем расти
Счастье в дом нам принести»
-Отложите большую бусинку и приступайте к работе.
Педагог обращает внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает помощь детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.
3.Заключительная часть
Чтение стихотворения, дети стоят в кругу вокруг подставки с куклами.
Кукла у Параши
Не отыщешь краше.
Свернута из тряпки
Руки-словно лапки.
Бусами, украшена,
В юбочку, наряжена.
Хоть не магазинная,
Но зато красивая!
Параша ее любит.
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.
Воспитатель:
-Дети вам понравилось, то чем мы сегодня занимались?
Дети: Да
-А чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: Мастерили куклу
-Теперь вы можете взять свою куклу домой и научить своих друзей мастерить такую куклу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомления детей с национальной культурой исусства народов Крайнего Севера используется дополнительная образовательная программа "Юный кр...
Конспект занятия кружковой работы по ИЗО деятельности для старших дошкольников «Разноцветные штрихи».
Штриховка - один из самых выразительных способов рисования, помогающий видеть изображаемые объекты на плоскости листа более объемными, а так же, один из видов упражнений для детей, кот...
Конспект занятия кружковой деятельности «Русские шашки» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Диагонали»
В конспекте используются материалы Сидорычева В.Н. «Русские шашки для дошкольников» и стихотворение про правила игры с сайта:.https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/3176113...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
Конспект занятия по ППД «Школа юного пешехода» в старшей группе
Программное содержание:Образовательные:Уточнить и закрепить знания детей о значении дорожных знаков и их назначении;Закрепить умения детей применять полученные знания на практике и в играх;Формировать...
Конспект занятия по ПДД "Азбука юного пешехода" для старшей группы детского сада.
Правила дорожного движения нужны!Правила дорожного движения важны!И повторять мы их всегда должны! Что мы и сделали....
Рабочая Программа кружка "Юные краеведы" для старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка "Юные краеведы" разработана для ознакомления старших дошкольников республики Мордовия с родным краем....