Рабочая Программа кружка "Юные краеведы" для старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Тезикова Светлана Александровна

Рабочая программа кружка "Юные краеведы" разработана для ознакомления старших дошкольников республики Мордовия  с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_kruzhka_yunye_kraevedy.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

обособленное подразделение

 «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Юные краеведы»

для старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)

Срок реализации: 2 года

                                             

                                                                           Составители: Тезикова С.А,

                                                                                                      Глазкова И.Ю.,

                                                                                                      воспитатели

Ковылкино,

 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

 Глава 1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность  Программы кружка «Юные краеведы» ……………….… 3 1.2.  Новизна Программы кружка ……………………………… .……………..3

1.3 Педагогическая целесообразность Программы кружка ………………......3 1.4. Цели и задачи Рабочей Программы кружка «Юные краеведы»………... .4

1.5.  Принципы построения  Рабочей Программы кружка …………………....5

1.6. Формы и режим занятий кружка «Юные краеведы»…………………….5

1.7.  Планируемые результаты освоения Программы кружка ………………..5

 

Глава 2.  Содержание программы кружка

2.1. Перспективный план работы кружка«Юные краеведы»………………….7

 2.2. Формы, методы и средства  реализации Программы кружка …………..15

2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды…….....15

2.4. Список литературы ………………………………………………………....17

Глава 1. Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах:

• природа;

• рукотворный мир человека;

• отношение к общественной жизни;

• человек и его собственная жизнь;

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии нравственной культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности.

Программа кружка позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. 

  1. Актуальность программы кружка «Юные краеведы» 

Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Программа кружка позволяет воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

1.2. Новизна программы кружка «Юные краеведы»

Новизна данной программы  заключается в том, что предусматривает возможность реализовать новую модель, сочетающую в себе художественно – изобразительную и краеведческую практику.

Отличительной особенностью данной программы является то, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

1.3. Педагогическая целесообразность программы кружка «Юные краеведы».

Педагогическая целесообразность программы кружка: благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, происходит развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, получают экологические знания. Воспитываются такие личностные качества, как гордость за свой родной край, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

1.4. Цели и задачи программы кружка «Юные краеведы»

Цель программы: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.

 Задачи:

  • Образовательные:

- формировать первичные представления об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);

 - формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);

- формировать первичные представлений о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему.

- познакомить с бытом, традициями, обычаями, народными праздниками, костюмом мордвы

- формировать интерес к устному народному творчеству.

-формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

  • Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению.

- познакомить с природой родного края ;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

- воспитать бережное отношение к природе.

  • Развивающие:

- развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;

-  способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

-развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;

1.5.  Принципы построения  программы кружка «Юные краеведы».

Принципы построения программы:

- Принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»

- Принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

- Принцип научности:  на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

- Принцип наглядности

- Принцип занимательности

- Систематичность занятий.

- Доступность материала.

1.6. Формы и режим занятий кружка «Юные краеведы»

Программа рассчитана на 2 года обучения. Совместная деятельность с детьми проводится во второй половине дня, в двух подгруппах,  два  раза в неделю (один раз для каждой подгруппы) по 30 мин.

  1. Планируемые результаты освоения программы кружка «Юный краевед».

Первый год обучения

Второй год обучения

Знают место проживания: город, республику, домашний адрес, названия улиц города; достопримечательности родного города и их значимость; символику города и республики; знают традиции, краткую историю возникновения и развития своего города и республики.

Знают название республики, ее коренных жителей Мордовии.

Имеют представления об их быте и условиях проживания мордвы.

Знают сказки, легенды, обычаи народа. Знают традиционные занятия мордвы, промыслы.

Имеют представления о погоде, сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях.

Знают условия произрастания растений, знают разнообразие растений. Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной  флоры и фауны, природоохранные мероприятия (Красная книга, заповедники).

Имеют представления о толерантном отношении к людям другой национальности.

Имеют представления о  погоде , сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях.

Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.

Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития республики, могут показать город на карте.

Могут назвать коренной народ республики, знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия.

Имеют представления о национальной одежде.

Имеют представления о толерантном отношении к людям другой национальности.

Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты.

Знают жизнь и творчество знаменитых земляков и героев ВОв.

Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания.

Знают разнообразие растительного мира родного края.

Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни

животных.

Имеют представления о разнообразии мира животных.

Глава 2.  Содержание программы кружка

2.1. Перспективный план работы  кружка «Юные краеведы»

Первый год обучения

Месяц, неделя

Тема

Цель

Кол-во часов

1.

Сентябрь

Мой любимый детский сад.Труд взрослых в детском саду.

Расширять и закреплять знания детей о своем детском саде, профессиях сотрудников д/с

1

2

«Мир природы Мордовии»

Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края. Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края. Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.

1

3

Октябрь

«Вот она какая осень золотая!» Пластилиновая живопись

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе, закреплять знания о колорите осени, обучать приемам работы в технике «пластилинография»

1

4

«Растительный мир родного края».

Познакомить детей с 3 группами растений: деревья, кустарники, травы и их представителями, произрастающими в Мордовии.

1

5

«В каждой крошке хлеба- труд» Лепка

Воспитывать бережное отношение к хлебу, познакомить с процессом выращивания хлеба. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий.

1

6

«Животный мир осенью. Дикие животные Мордовии»

Закрепить и расширить представление  детей о диких животных Мордовии и особенностях их приспособления к окружающей среде осенью.

1

7

Ноябрь

«Мир вокруг нас. Домашние животные»

Закрепить и уточнить знания детей о месте содержания домашних животных, чем питаются, внешние признаки, как подают голос, какую пользу приносят.

1

8

«Россия – родина моя. Государственные символы России». Рисование флаг России

Расширять и обогащать знания детей о своей родине - России, о её символике и формировать способность использовать полученные знания в жизни.

1

9

«Москва – столица России»

Формировать первичные представления о Москве, ее достопримечательностях и истории

1

10

« Мы в Мордовии живем. Государственные символы Мордовии». Аппликация флаг Мордовии

Дать детям представление о своей малой Родине. Познакомить с символикой Мордовии.

1

11

Декабрь

«Саранск – столица Мордовии»

Расширять знания детей о республике Мордовия, о Саранске, как столице Мордовии, его достопримечательностях

1

12

« В гости к зиме». Рисование зимнего пейзажа

Закреплять знания детей о зимних природных явлениях, о сезонных изменениях в жизни животных и растений

1

13

«Снежный зайчик» (художественное экпериментирование со снегом)

Вызвать интерес к пластичности снега, развивать технику работы со снегом, создавая выразительный образ зайчика

1

14

«Будь природе другом!»

Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Познакомить с заповедниками и красной книгой Мордовии

1

15

Январь

«Рождественские истории. Пение колядки, традиции»

Познакомить детей с народными обычаями, с зимними традициями рождественских, святочных гуляний.

1

16

«Путешествие в прошлое. Что было до…» Рисование изба.

Расширить знания детей о традициях и обычаях мордовского народа. Вызвать интерес к миру старинных вещей быта мордовского народа и их назначение в прошлом. 

1

17

«Ковылкино – мой родной город. Достопримечательности, герб Ковылкино»

Уточнить и закрепить знания детей о городе Ковылкино, основных достопримечательностях родного города,  познакомить с историей и символами города.

1

18

Февраль

«Моя улица».

Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к своей улице, родному городу.

1

19

«Мой дом. Моя семья. Генеалогическое древо семьи»

Расширять представления детей о родном доме, семье и ее членах, их обязанностях в общем семейном хозяйстве. Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»

1

20

«Семейные праздники и традиции»

Формировать понятие «традиции», актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях

1

21

«Имена и именины»

Обогащение представлений по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка», «Именины»

1

22

Март

 «Знакомство с мордовской народной игрушкой»

Познакомить детей с разновидностями национальной игрушки (тавлинская, матрешка, глиняные свистульки и т.д. )

1

23

«Фольклор мордвы»

Расширять знания детей о мордовском фольклоре; развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных произведений.

1

24

«Мордовские подвижные игры»

Закрепить знания детей о культуре и традициях мордовского народа через мордовские подвижные игры

1

25

«Мокшанский народный  костюм»

Знакомство с  женским мокшанским костюмом, как основой национальной культуры

1

26

Апрель

Создание мордовских орнаментов. Аппликация

Познакомить учащихся с мордовским орнаментом, разнообразием форм, учить выполнить мордовский орнамент 

1

27

«Мир природы весной»

Уточнить и обобщить знания детей о характерных признаках весны, расширять представления об изменениях в природе, весенних месяцах

1

28

«Жизнь животных и птиц весной»

Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в жизни животных и птиц весной. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.

1

29

«Мир растений весной» Обрывная аппликация березка

Расширять знания детей об изменениях, происходящих с растениями с приходом весны, о садовых и полевых цветах.

1

30

Май

«Мордовия в годы войны!»

Познакомить детей с историей ВОВ, дать представление о жизни и  подвиге людей Мордовии в годы Великой Отечественной войны

1

31

«Герои войны Мордовского края»

Познакомить детей с героями войны, уроженцами Мордовии ( Котов А.Г, Девятаев М.П. , В.Н. Бобков), познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали

1

32

Викторина «Знай и люби свой край!»

Обобщить и закрепить полученные знания

1

 

Перспективный план работы кружка «Юные краеведы»

Второй  год обучения

Месяц Неделя

Тема

Цель

Кол-во часов

1

Сентябрь

Родные тропинки детского сада

Экскурсия по экологической тропе детского сада.

1

2

Природа наш дом.

Формировать представление о роли природы в жизни человека расширять и систематизировать эти знания. Вызвать интерес к проблеме охраны природы. Познакомить детей  с правилами поведения в природе.

1

3

Октябрь

Кладовые природы. Поделки из природного материала.

Развивать представления о растительной и животной среде нашего края. Познакомить  детей со способами изготовления поделок из природного материала.

1

4

Такие разные растения. Деревья кустарники травы осенью. Предметное рисование.

Формировать представление о состоянии растений осенью.  Для закрепления знаний использовать предметное рисование.

1

5

Животный мир осенью. Дикие животные.

Дать детям более полное представление о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде. Обобщить представления детей о характерных особенностях времени года – осень.

1

6

Водоемы Мордовии. Кто в Мокше живет? (аппликация «Рыбы»).

Формирование у детей представлений о реках и озерах Мордовии. Знакомство с обитателями водоемов.

1

7

Ноябрь

Красная книга Мордовии. Рисование «Ландыш».

Обратим внимание детей на проблему исчезновения некоторых видов животных и растений. Развивать знания о том, как человек может сохранить всю красоту природы. Поэтапное рисование ландыша.

1

8

Заповедники Мордовии.

Познакомить с заповедниками, природы своей местности. Показать какие виды растений  там произрастают.

1

9

С чего начинается Родина.

Закрепить знания о флаге, гимне, гербе. Познакомить детей с разными народами нашей страны. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

1

10

Богатыри земли русской.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси. Великих русских богатырях-Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.

1

11

Декабрь

Зима в моем родном краю. Пластилинография «Зимние мотивы..»

Закрепить и обобщить знания детей о зиме с помощью пластилинографии на тему « Зимние мотивы».

1

12

Мир птиц зимой. Сел на ветку снегирек….» ( аппликация )

Закрепить представление о поведении зимующих птиц, через дидактические игры, стихи и иллюстрации.

1

13

Моя Родина на карте

Воспитывать у детей  чувство патриотизма, уважение  к своей малой Родине. Познакомить с картой России.

1

14

Моя родная Мордовия

Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, языку, народу. Воспитывать патриотическое чувство у детей.

1

15

Январь

Саранск –столица Мордовии. История Саранска.

Развивать интерес детей к столице Мордовии. Обобщить знания о Саранске, его достопримечательностях. История  возникновения города.

1

16

Города Мордовии (Темников, Краснослободск, Рузаевка)

Появление городов, их достопримечательности. Знаменитые люди этих городов.

1

17

Жизнь и быт древней Мордвы

Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта у древней Мордвы.

1

18

Февраль

Праздники и традиции Мордвы

Познакомить детей с праздниками и традициями мордовского народа.

1

19

Костюм Мордвы

Расширять представления о народном творчестве и национальном мордовском костюме.

1

20

Мордовская вышивка и украшения из бисера. Рисование «Украшение мордовского платья»

Знакомство с мордовской вышивкой и украшениями из бисера. Рисовать узор, орнамент, геометрические фигуры. Уметь передать колорит мордовского стиля.

 

1

21

В гостях у мастеров Мордовии. Промыслы Мордовии.

Знакомить детей с промыслами Мордовии. Приобщать к национальной культуре родного края. Воспитывать уважение к труду мастеров.

1

22

Март

Мой родной город. История возникновения Ковылкино.

Познакомить с историей возникновения Ковылкино. Учить узнавать уголки родного города по иллюстрациям ,фотографиям. Воспитывать любовь и интерес к своему городу.

1

23

«Весенние первоцветы» ( предметная аппликация).

Учить передавать в аппликации характерные особенности цветов и листьев подснежника. Вызвать интерес к пробуждающей природе.

1

24

Во дворце певец, а зовут его скворец…Перелетные птицы Мордовии весной»

Уточнить представление детей о внешнем виде скворца, формировать представление о поведение скворца. Закрепить представление о том, что скворцы и другие перелетные птицы возвращаются из теплых краев весной.

1

25

Мир вокруг нас. Насекомые

Расширять знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни ,пользе приносимой ими природе.

1

26

Апрель

Мир семьи. Профессии членов семьи.

Обобщать представления детей, что семья –это все кто с ним живет. Расширять и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей.

1

27

Бабушкин сундук

Приобщить детей к истокам русской народной культуры через знакомство с бытом русского народа, предметами народного прикладного искусства.

1

28

Литература Мордовии ( поэты, писатели).

Познакомить детей с писателями Мордовии и их произведениями.

1

29

Жизнь и творчество С. Эрзи

Знакомство с жизнью и творчеством мордовского скульптора. Рассматривание его работ с иллюстраций и фотографий.

1

30

Май

Жизнь и творчество Ф. Сычкова

Познакомить детей  с  жизнью и творчеством художника, а также с его произведениями.

1

31

Есть такая профессия родину защищать. Наши земляки, отважно защищавшие родину во время ВОВ.

Закрепит знания детей о ВОВ. Познакомить с понятием «герой» и подвигами наших земляков Героев. Перечислить ФИО  и фото Мордовских солдат.

1

32

Викторина «Знаешь ли ты Мордовию ? »

Развивать интерес у детей к своему родному краю. Систематизировать сведения о живой и неживой природе.

1

2.2. Формы, методы и средства  реализации программы кружка

При реализации Программы используются различные методы работы с детьми дошкольного возраста:

  • Словесные (тематические рассказы, беседы,  чтение художественной литературы, консультации и пр.)
  • Наглядные (наблюдение, презентации, демонстрационный материал).
  • Игры (игровые ситуации, дидактические и подвижные игры, экскурсии).
  • Практические (эксперименты, опыты, творческая деятельность).

При реализации Программы  кружка используются различные формы работы с детьми дошкольного возраста:

  • индивидуальная работа (рассматривание, дидактические игры).
  • фронтальная работа (беседа, рассказ, экскурсия, обсуждение, сравнение, наблюдение)
  • групповая форма работы  (опыты, эксперименты, рассматривание, подвижные и дидактические игры, творческая деятельность)

Формы организации детей для решения образовательных задач данного кружка педагог отбирает самостоятельно в соответствии с возрастом детей, примерной общеобразовательной программой и системы образовательной деятельности в течение дня.

При реализации Программы используются различные средства работы с детьми дошкольного возраста:

  • демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
  • визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);
  • естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, невозможные) и др.

2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Цели и задачи программы кружка «Юные краеведы» подразумевают создание определённой развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. В групповых помещениях и на территории детского сада могут быть созданы уголки или центры краеведения, экологическая тропа Материалы и оборудование каждого уголка или центра должны соответствовать общим требованиям к созданию развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиеническим требованиям. Наполняемость уголка или центра осуществляется педагогами в соответствии с тематикой определённого периода и предполагает сменяемость, материалы должны соответствовать возрасту детей данной возрастной группы.

                       2.4. Список литературы:

  1. Брыжинский В.С. Народный театр мордвы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.
  2. Все о Мордовии: Энцикл. справ. /сост.: Н.С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.
  3. Голубчик М.М. «География моей республики», С, 1990 г.
  4. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. – М.: Рус. книга, 1996.
  5. Истомина С.В. Я познаю мир. – М.: Астрель, 2007.

                6.  Красная книга Республики Мордовия. В 2-х томах/ Сост. В.И.                              

      Астрадамов – С,  2005.

  1. Мордовские народные сказки. Для ст. и сред. школ. возраста/ Собр. и обраб. К. Т. Самородов; Сост. А.А. Долгачев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985

          8. «Мы живём в России», старшая группа  Н.Г. Зеленова, Л.Е.

               Осипова.- М., 2008 г.   

                9. «С чего начинается Родина?» под ред.  Л.А. Кондрыкинской. -                

        МТЦ, Сфера, 2003 г.

 10. Статьи и фото из интернет источников  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )

Содержание      I.Целевой раздел:1.      Пояснительная записка2.      Принципы  и  подходы  к  формирован...

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

СОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная записка. 2. Планирование непосредственно образовательной деятельности  3. Содержательная часть 3.1 Сюжетно-тематическое планирование образовательного про...

рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая прграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей....

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Безопасная дорога"

Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей,   движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками ко...