План по самообразованию на 2023-2024 учебный год "Семейные традиции"
календарно-тематическое планирование
План по самообразованию:
"Семейные традиции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voznova_e.s._samoobrazovanie.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
План по самообразованию на тему:
"Семейные традиции"
Составил:
воспитатель Вознова Е.С.
г.Смоленск,2023г.
Цель:
повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи:
- Организовать работу в группе вариативной деятельности, включив в него элементы народного исскуства;
- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям.
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Г. Н. Волков
Актуальность
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, антиродительские, антисемейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное» сиротство стало возможным для определенной категории современных родителей. Поэтому возрождение гуманных семейных отношений, лучших отечественных традиций воспитания детей предоставляется крайне актуальным.
Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.
Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.
Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Этапы самообразования:
1.Подбор и изучение методической литературы
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4.Представление опыта работы.
1.Изучение методической литературы.
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня
Литература по теме самообразования | |||
дата | название автор | источник (сайт; издательство, год издания) | результат |
| Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015. | См. тетрадь по самообразованию | |
1.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. | Москва: Творческий центр «Сфера», 2010. | См. тетрадь по самообразованию | |
| Ульяновской области в 2010-2011 г.г. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010. | См. тетрадь по самообразованию |
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
Участие в методической работе детского сада | ||
Дата | Тема | Форма участия |
Мини-музей «Семейные традиции» | Экскурсия | |
«Семейные традиции» | Выступление на педсовете | |
«Герб моей семьи» | Семейный художественно- творческий проект |
+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
Подбор материала для создания мини – центра «Народные и семейные традиции» | Познакомить детей и родителей с основными семейными традициями. | В течение года |
Консультации для педагогов и родителей. |
| |
Организация досуга | Повышать эмоциональный фон у детей . рассказать детям о различных семейных традициях | |
Дни открытых дверей (провести открытое занятие:«Семейные традиции» | Продемонстрировать результаты проделанной работы. |
- Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
4.Представление опыта работы по теме.
Планируемая дата реализации | Форма отчетности |
апрель | Презентации на тему: «Наш мини-музей», «Семейные традиции» |
май | Выступление на пед совете . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций"
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детс...
План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"
Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...
Индивидуальный план профессионального самообразования на 2023-2024 учебный год
В документе представлено планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме «Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурным и фо...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год на тему: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
План по самообразованию...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...
план по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год
Тема по самообразованию "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания".Цель: повысить свой профессиональный уровень, систематизировать тео...
План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в
План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....