Индивидуальный план профессионального самообразования на 2023-2024 учебный год
методическая разработка (старшая группа)

В документе представлено планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме «Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного  возраста через приобщение к культурным и фольклорным традициям родного края»  "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план профессионального самообразования

Камаловой Ильсии Габдулловны,

воспитателя старшей группы

по теме

«Эмоционально-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста через приобщение

к культурным и фольклорным традициям»

г. Лениногорск, 2023 г.

Актуальность

Проблема нравственно-патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия нравственность и патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за еѐ неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Эти понятия многообразны по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время, под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях, постепенно деформируется чувство патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, традициям родного края. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д. "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням,к фольклорным традициям родного края. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Цель: Создать условия для воспитания у детей эмоционально-патриотических чувств через активное приобщение их к фольклорным традициям родного края .

Исходя их данной цели, определились с задачами:

  1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей к фольклорным традициям родного края .
  2. Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества.
  3. Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках.
  4. Знакомить с произведениями народного искусства. 5. Воспитывать интерес к русским и татарским народным играм.

Формы и методы работы.

Занятия.

Беседы.

Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

Наблюдения.

Экскурсии в музеи.

Игры. Квесты.

Метод решения проблемных ситуаций.

Загадки, пословицы.

Чтение художественных произведений.

Виртуальные прогулки и экскурсии .

Изобразительная деятельность.

Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.

Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям. Конкурс детских рисунков Досуги. Работа в книжном уголке.

Ожидаемый результат:

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит ,знать традиции родного края.

Этап, срок реализации

Содержание работы

Форма отчета

1 этап

организационно- ознакомительный

1. Составление библиографии по теме самообразования. 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.

3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:

  • «Я и моѐ ближайшее окружение»

(моя семья, мой детский сад) .

  • «Мой дом, моя улица».
  • «Мой родной край».
  • «Традиции родного края»
  • «Наша Родина – Россия».

1. Список библографии .

#1054;формление папки по самообразованию. 3. Перспективный план работы с детьми в группе. #1047;она патриотического воспитания.

  • «Защитники Отечества»
  • «История России».
  • «Национальная культура».
  • «Великие соотечественники». #1055;одготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию)

2 этап – основной

#1042;недрение в работу подготовленного материала. • Практическое применение наработанных материалов с детьми

  • Промежуточная диагностика детей по данной теме.
  • Проведение мероприятий с родителями, согласно плану работы.

Фото отчеты о проведенных мероприятиях.

Консультации для родителей по данной теме;

Папки передвижки.

3 этап – заключительный

  1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.
  2. Самоанализ педагогической деятельности.
  3. Обобщение и распространение педагогического опыта.

#1054;формление папки по обобщению опыт;

#1054;формление патриотического уголка

Перспективное планирование по теме самообразования на 2023– 2024 учебный год.

Сентябрь

Взаимодействие с детьми

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме.

#1056;ассказы детей о членах семьи. #1056;ассмотрение альбома «Моя семья».

#1063;тение стихов и

#1056;исование на тему «Моя семья». #1057;оздание фотоальбомов «Моя счастливая семья»

#1054;богащение с/ролевых игр «Дом», «День рождение» новыми

1Консультация «Ценности и традиции нашей семьи»

рассказов о семье.

#1057;южетно – ролевая игра «Моя семья».

атрибутами.

Октябрь

Уголок

Ноябрь

Взаимодействие с детьми

Деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

#1063;тение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? ». #1056;ассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

#1057;оздание фотоальбома «Мой родной край».

#1055;одборка дидактических игр «Моя малая Родина».

«»Традиции родного края

Подборка фото о достопримечательностях города.

Декабрь

Взаимодействие с детьми

Деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

#1056;ассматривание фотографий с изображением достопримечательности поселка.

2. Знакомство с историей названия, с флагом, гербом города

#1057;южетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

2. Аппликация

«Флаг города»

1. Фото выставки с семьей в достопримечательных местах города

Январь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

;Русский и татарский народный костюм» (познакомить детей со старинными одеждами).

2. «Фольклорные традиции родного края»

Февраль

Взаимодействие с детьми

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями

1. «Народные промыслы-Актюбинсие игрушки» #1055;одготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

1. Изготовление поздравительных открыток ко Дню

Защитника Отечества.

#1059;частие родителей в фотовыставке «Мой папа самый лучший» #1050;онсультация для родителей «Как вырастить защитника»

Март

Взаимодействие с детьми

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями

#1041;еседа о мамах.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

#1055;родуктивная деятельность «Цветок для мамы» - открытка

#1060;отовыставка в группе

«Я и моя мама»

#1054;богащение с/ролевых игр «Дом», «Дочки – матери», «День рождение» новыми атрибутами

Апрель

Взаимодействие с детьми

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями

#1056;ассказ воспитателя о традициях татарского народа (с просмотром видеофильма).

2. Конструирование макета улицы нашего города.

#1042;икторина «Традиции татарского народа».

#1042;ыставка работ детского творчества « Моя улица где я живу».

#1050;нига загадок и рисунков «Традиции моей семьи»- совместное творчество детей и родителей

Май

#1050;вест-игра по познавательному краеведению с детьми старшей группы«Путешествие юных краеведов»».

Взаимодействие с детьми

Практические работы с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

#1041;еседа .

#1056;ассматривание

#1048;зготовление уголка родного края

1Консультация для родителей

Выступление на педсовете с

иллюстраций о фольклорных традициях родного края

2. Создание фонотеки «Старинные народные песни»

«Эмоционально-нравственное воспитание детей через фольклор родного края»

#1048;зготовление дидактического пособия «Народы Поволжья»

отчетом проделанной работе презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций"

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детс...

План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"

Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в

План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....

Индивидуальный план профессионального развития на 2023-2024 учебный год Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»

Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окру...