Индивидуальный план профессионального самообразования на 2023-2024 учебный год
методическая разработка (старшая группа)
В документе представлено планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме «Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурным и фольклорным традициям родного края» "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_professionalnogo_samoobrazovaniya_na_2023-2024_uchebnyy_god.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план профессионального самообразования
Камаловой Ильсии Габдулловны,
воспитателя старшей группы
по теме
«Эмоционально-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста через приобщение
к культурным и фольклорным традициям»
г. Лениногорск, 2023 г.
Актуальность
Проблема нравственно-патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия нравственность и патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за еѐ неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Эти понятия многообразны по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время, под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях, постепенно деформируется чувство патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, традициям родного края. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д. "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням,к фольклорным традициям родного края. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Цель: Создать условия для воспитания у детей эмоционально-патриотических чувств через активное приобщение их к фольклорным традициям родного края .
Исходя их данной цели, определились с задачами:
- Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей к фольклорным традициям родного края .
- Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества.
- Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках.
- Знакомить с произведениями народного искусства. 5. Воспитывать интерес к русским и татарским народным играм.
Формы и методы работы.
Занятия.
Беседы.
Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.
Наблюдения.
Экскурсии в музеи.
Игры. Квесты.
Метод решения проблемных ситуаций.
Загадки, пословицы.
Чтение художественных произведений.
Виртуальные прогулки и экскурсии .
Изобразительная деятельность.
Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям. Конкурс детских рисунков Досуги. Работа в книжном уголке.
Ожидаемый результат:
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит ,знать традиции родного края.
Этап, срок реализации | Содержание работы | Форма отчета |
1 этап организационно- ознакомительный | 1. Составление библиографии по теме самообразования. 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания. 3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:
(моя семья, мой детский сад) .
| 1. Список библографии . #1054;формление папки по самообразованию. 3. Перспективный план работы с детьми в группе. #1047;она патриотического воспитания.
|
| ||
2 этап – основной
| #1042;недрение в работу подготовленного материала. • Практическое применение наработанных материалов с детьми
| Фото отчеты о проведенных мероприятиях.
Консультации для родителей по данной теме; Папки передвижки. |
3 этап – заключительный |
| #1054;формление папки по обобщению опыт;
#1054;формление патриотического уголка |
Перспективное планирование по теме самообразования на 2023– 2024 учебный год.
Сентябрь
Взаимодействие с детьми | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме.
#1056;ассказы детей о членах семьи. #1056;ассмотрение альбома «Моя семья». #1063;тение стихов и | #1056;исование на тему «Моя семья». #1057;оздание фотоальбомов «Моя счастливая семья» #1054;богащение с/ролевых игр «Дом», «День рождение» новыми | 1Консультация «Ценности и традиции нашей семьи»
|
рассказов о семье. #1057;южетно – ролевая игра «Моя семья». | атрибутами. |
Октябрь
Уголок
Ноябрь
Взаимодействие с детьми | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
#1063;тение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? ». #1056;ассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
| #1057;оздание фотоальбома «Мой родной край». #1055;одборка дидактических игр «Моя малая Родина». «»Традиции родного края
| Подборка фото о достопримечательностях города. |
Декабрь
Взаимодействие с детьми | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
#1056;ассматривание фотографий с изображением достопримечательности поселка. 2. Знакомство с историей названия, с флагом, гербом города | #1057;южетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада). 2. Аппликация «Флаг города» | 1. Фото выставки с семьей в достопримечательных местах города |
Январь
Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
;Русский и татарский народный костюм» (познакомить детей со старинными одеждами). 2. «Фольклорные традиции родного края»
|
|
|
Февраль
Взаимодействие с детьми | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
1. «Народные промыслы-Актюбинсие игрушки» #1055;одготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». | 1. Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества. | #1059;частие родителей в фотовыставке «Мой папа самый лучший» #1050;онсультация для родителей «Как вырастить защитника» |
Март
Взаимодействие с детьми | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
#1041;еседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей». #1055;родуктивная деятельность «Цветок для мамы» - открытка
| #1060;отовыставка в группе «Я и моя мама» #1054;богащение с/ролевых игр «Дом», «Дочки – матери», «День рождение» новыми атрибутами |
|
Апрель
Взаимодействие с детьми | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
#1056;ассказ воспитателя о традициях татарского народа (с просмотром видеофильма). 2. Конструирование макета улицы нашего города. | #1042;икторина «Традиции татарского народа». #1042;ыставка работ детского творчества « Моя улица где я живу». | #1050;нига загадок и рисунков «Традиции моей семьи»- совместное творчество детей и родителей
|
Май
#1050;вест-игра по познавательному краеведению с детьми старшей группы«Путешествие юных краеведов»». | |||
Взаимодействие с детьми | Практические работы с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
#1041;еседа . #1056;ассматривание | #1048;зготовление уголка родного края | 1Консультация для родителей | Выступление на педсовете с |
иллюстраций о фольклорных традициях родного края | 2. Создание фонотеки «Старинные народные песни» | «Эмоционально-нравственное воспитание детей через фольклор родного края» #1048;зготовление дидактического пособия «Народы Поволжья» | отчетом проделанной работе презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций"
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детс...
План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"
Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год на тему: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
План по самообразованию...
План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в
План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....
Индивидуальный план профессионального самообразования на 2024-2025 учебный год
План по самообразованию...
Индивидуальный план по саморазвитию на 2023 – 2024 учебный год «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Саморазвитие...
Индивидуальный план профессионального развития на 2023-2024 учебный год Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»
Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окру...