Открытое занятие "В семье дружат-живут не тужат".
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «В семье дружат – живут, не тужат»
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие» ОО «Речевое развитие» Цель: продолжать формировать у детей уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье
Задачи: образовательные: - расширять представления детей о семье, о семейных ценностях; - расширять представления о родовых корнях семьи; развивающие: - развивать чувство гордости за свою семью, - развивать психические процессы (монологическую речь, внимание, мышление, память); воспитательные: - воспитывать доброжелательное отношение к членам своей семьи, желание заботится о близких. Методические приемы: словесный (беседа), проблемный (постановка проблемных вопросов, поиск правильного решения), игровые методы, наглядный, сюрпризный момент Технологии: ИКТ, смена видов деятельности (по зонам), здоровье сберегающая (обеспечение социально-психологического благополучия ребенка), игровая Материалы и пособия: д/и "Генеалогическое дерево", игровое пособие «Мы ребята-поварята», карточки «Подарю радость», строительные блоки с карточками, проектор, экран.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент (дети с воспитателем заходят в зал)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей.
Скажите - здравствуйте им скорей. А теперь, предлагаю встать в круг. Приготовьте свои ручки, теперь прикоснитесь другу к другу ладошками. Почувствовали, какие у вас тёплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым сегодня наше общение.
Воспитатель: Ребята, а ведь как замечательно, когда близкие друзья, товарищи рядом! Правда? Ответы детей.
Воспитатель: А еще лучше, когда рядом с нами близкие и родные люди, наша семья! Вы со мной согласны? Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека - о семье.
Воспитатель:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
(Включить презентацию 7Я)
К цифре «семь» добавлю «Я»-
И получится? (Семья).
Воспитатель: А вы знаете почему семья называется именно словом семья?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Так что же такое семья?
- Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково)
-Зачем человеку нужна семья? (Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились).
- А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.)
Воспитатель: Значит семья – это самые близкие и любимые люди,
которые заботятся друг о друге. Семьи есть разные, маленькие и большие. Но, скажу вам по секрету, в каждой семье есть что-то очень, очень важное, то, что нужно беречь и ценить. Что же это такое важное? Хотите узнать?
Дети: Да
Воспитатель:Все готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
Сюрпризный момент «Сердце семьи».
Воспитатель: Ребята, что это? (На проекторе появляется изображение сердца)
Дети. Сердце.
Воспитатель: Да. Это большое сердце – сердце семьи.
Как у человека есть сердце, так и у семьи тоже есть сердце и чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть заполнено. А заполнять его мы будем вместе с вами. Для начала ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Игра «Угадай, о ком речь».
У кого в семье самый нежный взгляд? (У мамы)
У кого сильные руки? (У папы)
Кто самый непоседливый? (Брат)
Кто в семье мудрый и уважаемый? (дедушка)
У кого самые добрые глаза? (У бабушки)
Кто в семье шустрая и голосистая? (Сестра)
Воспитатель. Очень хорошо. А теперь подумайте, пожалуйста - мама, папа, дедушка и бабушка, дочка, сынок, брат, сестра – кем они являются друг для друга?
Дети: Родственники
Воспитатель: А сейчас мы покажем наших родных. Физкультминутка:
Мы с семьёй пошли домой (шагают на месте)
Папа был совсем большой, (поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
Мама с ним пониже ростом, (опускают руки перед грудью)
А сынок малютка просто (приседают)
Он с игрушками ходил, (делают из ладошек замок и крутят)
Маме с папой говорил
Я люблю вас очень, очень,
Самый ласковый сыночек! (обнимают соседа справа и слева)
Воспитатель: Очень хорошо у нас получилось!
Задание 1.
Семейное древо (УВАЖЕНИЕ)
Воспитатель: ребята, вы, наверное, уже заметили, что наш зал сегодня не совсем обычный. Предлагаю рассмотреть все ближе. Пройдите, пожалуйста, сюда.
Воспитатель подводит детей к локации «Семейное древо». На столах разложены индивидуальные деревья для работы детей. (Предварительная работа: детям давалось задание принести фото родных членов семей)
Воспитатель: Посмотрите, здесь вырос целый сад. Как вы думаете, какое отношение эти деревья имеют к теме семье?
Ответы детей:
Воспитатель: Семья – как дерево. Все веточки дерева между собой связаны как семейные узы. Все поколения предков, а это ваши бабушки и дедушки, являются корнями дерева, помогая ему расти, цвести и приносить новые плоды. Ветви – ваши родители, а листочки это дети, вы. Поэтому дерево называют родословным или генеалогическим древом.
А сейчас садитесь, пожалуйста, за столы. Обратите внимание, на столах У нас есть деревья и члены ваших семей. (На стульчиках можно наклеить фото детей, участников занятия, чтобы дети заняли свои места в правильном порядке) Предлагаю сделать свое семейное дерево. Расположите фото ваших родных в том порядке, как мы с вами проговорили.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием! Скажите, пожалуйста, вы любите своих мам, пап, бабушек, дедушек?
Уважаете?
А что значит УВАЖАТЬ? Кто знает?
В этот момент в зале появляется «пожилая женщина, с тяжелой сумкой и тросточкой)
Воспитатель: Ой, здравствуйте, бабушка, как вы к нам попали?
Бабушка (охая и кряхтя): здравствуйте, здравствуйте! Так за внучком вот пришла, да, похоже, заблудилась я. Сумка тяжела, да и ноги устали очень.
Воспитатель: Ребята, можно что-нибудь сделать для бабушки? Устала, говорит, очень.
Предположительно дети должны предложить бабушке присесть отдохнуть и взять у нее тяжелую сумку. Если нет, то воспитатель побуждает детей к действиям.
Бабушка: ох, спасибо вам, ребята! Как уважительно, оказывается, вы относитесь к нам, пожилым людям! И присесть предложили, место уступили, сумку подержали. Отдохнула я, пойду внучка искать.
Воспитатель: я провожу вас, бабушка, к выходу.
Воспитатель берет сумку и подводит пожилую женщину к выходу.
Воспитатель (обращаясь к детям) Так как мы можем показать своё уважение к старшим?
(Уступать место, помогать нести тяжелые сумки, дарить подарки)
Воспитатель: Все правильно! И, посмотрите, в нашем сердце появилось УВАЖЕНИЕ! Уважение к старшим членам семьи. (На проекторе в сердце появляется картинка, символизирующая уважение к старшим).
Задание 2
Дом (УЮТ, БЕЗОПАСНОСТЬ)
Воспитатель рассаживает детей напротив домиков (локация «УЮТ»)
Воспитатель: Ребята, каждый из вас ходит в детский сад. Ваши родители в это время ….. (ответы детей) Правильно, работают. Вот родители приезжают или приходят за вами после работы, забирают вас из детского сада и вы идете в самое уютное и родное место на свете, куда? (ответы детей). Правильно, ребята, домой! Для чего же нужен дом? Ответы детей
Воспитатель: С давних времен в народе говорят «Мой дом – моя крепость», «В гостях хорошо, а дома лучше»…
А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные, кирпичные и панельные дома.
Посмотрите на дома, которые перед вами. Здесь есть и башкирская юрта и русский терем и даже чум – дом народов севера. Может, в каком-то из домиков вам захотелось бы жить? Ответы детей:
Воспитатель: А в каком не стали бы жить? Ответы детей
Воспитатель: А какие условия необходимы, чтобы было приятно находиться дома? Я вам помогу, дам подсказки:
1.Ддя этого в доме есть печь или батарея…. (тепло)
2.Мы делаем уборку, чтобы в доме было… (чисто)
3. Для этого в дверях есть замки, а вокруг домов могут быть заборы…(безопасность)
А вот для следующей моей подсказки, у меня есть вот такой таинственный мешочек. Посмотрим, что в нем? (фоторамка, цветок, картина, занавеска, свечка, статуэтка….) …(УЮТ) Как вы думаете, для чего нужны эти симпатичные вещи в доме? Ответы детей
Воспитатель: Верно. Для красоты или для УЮТА. А теперь я вам предлагаю построить свой дом.
Подводит детей к столам, на которых лежит набор с модулями. На каждом модуле изображение одной ценности. Дети должны построить свой дом (без образца).
Воспитатель: предлагаю вам построить свой, неповторимый дом, дом вашей семьи. Вспомним, из чего состоит дом: фундамент – то на чем все строится, затем стены – защищают нас от невзгод снаружи, крыша – уют, безопасность.
Но, обратите внимание, на каждом из кирпичиков есть картинка. Как вы думаете, что они означают. Ответы детей
Воспитатель: Да, это те вещи, которые необходимы для уютного дома. Но не все картинки такие радостные. Есть и не очень приятные, это злость, обида.
Приступайте к постройке, подумайте, что не нужно закладывать в ваш дом.
Дети приступают к постройке.
Воспитатель: Молодцы, крепкий и прочный дом вы построили! Но у вас остались неиспользованные блоки. Скажите, пожалуйста, почему? Чем они вам не понравились? (На блоках изображены негативные эмоции)
Ответы детей:
Воспитатель: Значит злости, обидам, скуке не место в нашем доме?
Дети: нет!
Воспитатель: так каким же должен быть родной дом?
Дети: УЮТНЫМ, БЕЗОПАСНЫМ!
Воспитатель: Молодцы! И в нашем сердце появляется вот такой уютный и безопасный дом. Дети рассаживаются на стульчики.
Задание 3.
Я радость подарю. (РАДОСТЬ)
Воспитатель: когда в доме уютно и хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно и радостно. А что такое радость в семье?
Ответы детей:
Воспитатель: т. е. то, чему мы радуемся. А хотите своим семьям подарить радость? (Да)
Дидактическая игра «Подари семье радость».
У меня есть вот такая волшебная (палочка)?.Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.
Возьмите карточки, 1, 2, 3 –покружись и в кусочки радости превратись!
(Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, снежинка, капелька, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»). Например:
«Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение».
«Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».
«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».
«Я – пчёлка. Я подарю сладости и здоровье».
«Я – солнышко, подарю тепло и свет».
«Я – звёздочка. Я подарю звёздное небо и сладкие сны».
«Я – нотка, подарю весёлую песенку».
«Я – ветерок, подарю прохладу и свежесть».
«Я – снежинка. Я подарю снежки, снегопад, катание на санках».
«Я – цветок, подарю лето и хорошее настроение».
«Я – ручеёк, подарю своей семье весну».
«Я – витаминка, подарю всем здоровье».
«Я – книга, подарю своей семье знания».
«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».
«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».
«Я – сердечко, подарю любовь».
«Я – рыбка, подарю своей семье доброту».
«Я - птица счастья, подарю семье счастье».
Воспитатель. Молодцы, ваши семьи получили много радости. И в нашем сердце появляется «РАДОСТЬ»
Задание 4
Мамины помощники (ЗАБОТА)
Воспитатель: Радость в одиночку в семье не живёт, с ней всегда доброта и забота за ручку идёт.
Воспитатель: Дети, а вы заботитесь о своих близких? (Ответы). Ребята, как мы можем показать заботу к своим близким? (Хорошими поступками и добрыми делами).
Воспитатель. А какими же добрыми делами мы можем порадовать своих близких.
Дети. Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Воспитатель. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.
И в нашем сердце появляется «Доброта» и «Заботливость»
Задание 5.
Семейные традиционные блюда (ПОМОЩЬ)
Воспитатель: Ребята, мы с вами поняли, что о близких необходимо заботится. Но ведь чаще всего забота лежит на маме! Вы со мной согласны?
Как мама о вас заботится? Чем мама вас угощает?
Ответы детей.
Воспитатель: а есть ли в ваших семьях самое любимое блюдо? Какое?
Воспитатель: предлагаю вам, ребята, помочь маме и приготовить что-нибудь самим. Но перед готовкой обязательно нужно помыть руки.
Пальчиковая гимнастика «Моем руки»
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда! (ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук)
Брызги – вправо, брызги – влево,
Мокрым стало наше тело! (пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики)
Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро! (Энергичные движения, имитирующие поочередное вытирание каждой руки полотенцем)
Воспитатель: А теперь можно приступить к приготовлению блюд
Дети делают пирожки с начинкой, пиццу, торт
Дети выполняют задание.
Воспитатель анализирует результаты. Ставят готовые блюда на подготовленный заранее стол с разнообразными блюдами
Воспитатель: Какой богатый у нас стол! Обратите внимание, ребята, сколько различных блюд стоит на нем!
Воспитатель называет блюда, которые стоят на столе и какому народу это блюдо принадлежит.
Воспитатель: «Гость на пороге – радость в доме», есть такая пословица. Ведь кулинарное искусство связано с теплым отношением к человеку, а к родным людям особенно! Ведь мамино или бабушкино угощение самое вкусное на свете. Вы согласны?
А сейчас милости просим на общее фото за нашим щедрым столом!
Воспитатель делает общее фото детей на фоне праздничного стола. Затем проходят на стульчики, напротив экрана.
Воспитатель: Очень дружное фото у нас с вами получилось, как и наше с вами общение!
Да и маме помочь мы умеем!
И в нашем сердце появилась «Дружба» и «Помощь»
Задание 6. (ЛЮБОВЬ)
Воспитатель. Сердце нашей семьи мы почти заполнили.
В нём собрались вместе Доброта, Радость, Уважение, Заботливость, Дружба и Помощь, но в нём осталось место, а для чего, вы постарайтесь догадаться, послушав стихотворение.
Но бывает, что и радость не в радость,
И заботушка только в тягость,
Да и нежность никому не нужна,
Доброта совсем не важна.
Уважать совершенно не хочется,
Да и счастье на улицу просится.
Ведь сердечко в семье охладело,
Всех теплом согревать расхотело.
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … Любовь!
Ну вот, теперь, когда в нашем сердце поселилась любовь, оно стало полным!
Воспитатель. Все, о чем мы с вами сегодня говорили, все чем наполняли наше сердце называется «Семейные ценности». Чтобы семья была счастливой, все эти ценности нужно хранить и оберегать!
Рефлексия
-О чем мы сегодня говорили?
-О каких семейных ценностях вы сегодня узнали?
-Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в ваших сердцах поселились сегодня ценности? Какие?
(Радость, доброта, забота, нежность, уважение, любовь).
Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите свои семьи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей 5 -7 лет «Там, где дружат, – живут, не тужат»
Цель:Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить».Научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нор...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: «Там, где дружат – живут, не тужат».
В конспекте прослеживается интеграция образовательных областей....
«Там, где дружат-живут, не тужат» (по сказке «Репка»)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...
Педагогический проект «В семье дружат- живут не тужат!»
Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для форми...
Педагогический проект: «В семье дружат – живут не тужат» во второй младшей группе.
laquo;В семье дружат – живут не тужат»Автор проекта: Горшкова Екатерина ЕвгеньевнаУчастники: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.Вид проекта: педагогичес...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «В семье дружат – живут, не тужат»
Конспект занятия образовательной формы, поможет воспитателю провести увлекательное занятие на тему "Семья"...