Конспект занятия по развитию речи "Лексические темы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пономаренко Любовь Александровна

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 г.Кропоткин

 

 

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема занятия: Лексические упражнения

 

 

Подготовила воспитатель: Пономаренко Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кропоткин, 2024 г.

 

Цель: активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи обогащать словарный запас, совершенствовать слуховое восприятие речи, внимание и память.

Использованные материалы: мяч

                                     Методика проведения:

                     Артикуляционная гимнастика «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

                     Дидактическое упражнение «Какая буква изменилась?»

 

 В слове ЖУК- поменяем 1й звук Ж на звук Л, какое слово получится?

- полз Жук – а приполз Лук.

 В слове МАК поменяем 1й звук М на звук Л, какое слово получится?

 - сеяли Мак – а вырос Лак

 В слове БОЧКИ поменяем 1й звук Б на звук Д, какое слово получится?

 - стояли бочки, а за бочками дочки.

 В слове СОМ поменяем 1й звук С на звук Д, какое слово получится? (Дом)

 

                                                       «Скороговорки»

Т – «У Бориса был баран, и залез баран в бурьян».

Как вы думаете, что я вам прочла? (скороговорку). Правильно, а вы знаете, что такое скороговорка? (ответы детей). Скороговорка – это короткое произведение из одной-двух фраз. Она построена на сочетании труднопроизносимых слов и звуков. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы детей). Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, всех тех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится красивой и четкой. Кто знает скороговорки? (ответы детей).

А послушайте, какие я вам предложу: «Дуб в сугробе греет ноги, снега много на дороге», «Мария готовила пир на весь мир», «Испекла Иришка куклам по коврижке». Давайте выучим одну: «Испекла Иришка куклам по коврижке».

 

                              

 

                            Пальчиковая гимнастика « Пальчик замёрз»

 

Без пальто гулял глупышка, (сжимание и разжимание кулачков)

И  замёрз он, как ледышка.  (сделать  «крабика»)

Что бы пальчик отогреть (поднять и опустить пальцы из положения «крабик»)

Будем мы его тереть. (растирать каждый пальчик )

 

                 Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение.

Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый. Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный. Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец.  Длинный – короткий. Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий. Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.

                                                                                                                           

                                  Дидактическая игра «Доскажи словечко»

 

Напомните мне, какое время года у нас сейчас? Зима. А какой месяц? Январь.

Задание: досказать слово и постараться запомнить досказанные слова.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)

С неба все скользят пушинки – серебристые…..(снежинки).

На поля и на лужок все снижается ….(снежок).

Вот веселье для ребят – все сильнее …(снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …..(снежки).

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка – это девочка…(снегурка).

На снегу – то посмотри? - С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …(снег).

- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (снег). Эти слова образованы от слова снег, называются однокоренные. На следующих занятиях мы еще поговорим об однокоренных словах.

 

                                                     Рефлексия

- Ребята, скажите, чем мы с вами сегодня занимались? - Какое задание вам понравилось больше всего?

- А какое вызвало у вас затруднения?

- Спасибо вам за занятие.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_leksicheskie_uprazhneniya.pdf119.38 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов. Цели: обучение сравнению предметов между собой. Задачи: Учить детей сравнивать предметы, выделяя су...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Новые приключения Колобка»

развитие речи и речевого общения детей в процессе театрализованной деятельности....

Конспект занятия по развитию речи Тема занятия «Колобок» для детей младшего дошкольного возраста

Данное занятие способствует развитию связной речи детей. Вовлекает детей в диалог, обогащает словарь, учит координировать движения с речью, различать эмоции....

Конспект Конспект занятия по развитию речи Тема: «В гости к игрушкам»

Цель: Расширение и активизация словаря.Задачи: Развивать у детей связанную речь, развивать умение называть свои любимые игрушки, активизировать и словарный запас детей, воспитывать бережное отношение ...

Конспект занятия по развитию речи. Тема занятия: «Зимние забавы»

Конспект занятия по развитию речи. Тема занятия: «Зимние забавы». Средняя группа...

Конспект занятия по развитию речи. Тема занятия: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Конспект занятия по развитию речи. Тема  занятия: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»...